Содержание программы учебного курса 2 пояснительная записка





Скачать 139.59 Kb.
НазваниеСодержание программы учебного курса 2 пояснительная записка
Дата публикации09.10.2014
Размер139.59 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка

Оглавление


Содержание программы учебного курса 2


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по обществознанию для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также авторской программы  "Обществознание.10—11 классы, профильный уровень" (140 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение". 2007год). Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для профильного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе:  в 11 классе 140 часов, из расчета 4 учебных часа в неделю. Рабочая программа ориентирована на 11 классы профильного уровня. Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. В данное  планирование по обществознанию (профильный уровень) в 11 классе   внесены следующие изменения: количество часов за учебный год не 140 часов, а 136 часа (34 *4=136 часа).
Данная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Цели

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на профильном  уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.



Содержание программы учебного курса




№ п/п

Темы

Количество часов

1.

Социальное развитие современного общества

52

2.

Политическая жизнь современного общества

52

3.

Духовная культура

22

4.

Современный этап мирового развития

7

5.

Резерв времени

3




Итого

136



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Т е м а  1. Социальное развитие современного общества (52 ч)

      Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы. 
      Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность. 
      Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура. 
      Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте. 
      Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида. 
      Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения. 
      Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения. 
      Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса. 
      Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России. 
      Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России. 
      Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи. 
      Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. 
      Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.

Т е м а  2. Политическая жизнь современного общества (52 ч)

      Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия. 
      Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства. 
      Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России. 
      Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии. 
      Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры. 
      Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. 
      Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение. 
      Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике. 
      Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование). 
      Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России. 
      Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях. 
      Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования. 
      Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя. 
      Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.

Т е м а  3. Духовная культура (22 ч)

      Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность. 
      Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность. 
      Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура. 
      Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе. 
      Наука. Функции современной науки. Этика науки. 
      Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения. 
      Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства. 
      Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.

Т е м а  4. Современный этап мирового развития (7 ч)

      Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации. 
      Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем. 
      Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества. 
      Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.

Резерв времени – 3 часа


Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/понимать

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные  знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

 

Формы организации учебного процесса:

●      коллективная; групповая; индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной   организации:

●      содержания; обучающих средств; методов обучения.

Преобладающие формы  контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:

●      определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету (согласно учебного плана);

●      установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

●      осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся:

●      результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля;

●      знаний учащихся, временно обучающихся  в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого  в этих учебных учреждениях;

●      обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний  в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

3. Итоговая  аттестация обучающихся

Итоговая аттестация обучающихся  11-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного  контроля и в  форме ЕГЭ (тестирования).  Сроки итоговой аттестации  устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Перечень учебно-методических средств обучения:

1. Л.Н.Боголюбов, Обществознание, профильный уровень 11 класс. М. «Просвещение», 2010 г.

2. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, Обществознание, полный справочник, М. «Астрель», 2008 г.

3. А.В.Махоткин, Обществознание в таблицах и схемах, М. «Эксмо», 2010 г.

4. И.И.Бабленкова, Обществознание: весь курс, М. «Эксмо», 2010 г.

5. Л.Н.Боголюбов. Рабочая тетрадь, М. «Просвещение», 2010 г.

6. Справочник по обществознанию, М. «Просвещение», 2006 г.

7. Л.Н.Боголюбов. Поурочные разработки 10-11 класс. М. «Просвещение», 2010 г.

Литература

1. АгошковА.В. Обществознание: Гражданин в государстве: Учебное

пособие для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений.

М.: Вентана-Граф, 2005 г.

2. Бабленкова И.И., Акимов В.В. Обществознание: весь курс.

М.: Эксмо, 2007 г.

3. Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10-11 классы.

М.: ACT Астрель Хранитель, 2006 г.

4. Боголюбов Л.К, Лазебникова А.Ю. Обществознание. Профильный

уровень. М.: Просвещение, 2008 г.

5. Боголюбов Л.К Человек и общество. Практикум (для основной

школы). М.: Гуманитарий, 1993 г.

6. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Основы современной цивилизации.

М.: Бюро Денди, 1992 г.

7. Боголюбов Л.К, Кинкулькина А. Т. Дидактические материалы

по курсу ≪Человек и общество≫. М.: Просвещение, 2007 г.

8. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение

/ Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Дрофа, 2004 г.

9. Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию.

М.: Новый учебник, 2003 г.

10. Козлов Н. Как относиться к себе и людям, или Практическая

психология на каждый день. М.: Новая школа, 1994 г.

11. Корсаков Г.Г. Как сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов.

Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 г.

12. Кравченко A.M. Задачник по обществознанию: 10-11 классы.

М.: Русское слово, 2002 г.

13. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию: 8-9 классы.

М.: Русское слово, 2002 г.

14. Кравченко А.И. Введение в социологию: 10-11 классы.

М: Просвещение, 1996 г.

15. Книга ресурсов. Учебное пособие. М.: Новый учебник, 2003 г.

16. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания

в 11 классе. Методическое пособие по курсу ≪Человек и общество≫.

М.: Дрофа, 2000 г.

17. Методические рекомендации по курсу ≪Человек и общество≫ /

Под ред. Л.Н. Боголюбова. В 2 ч.: 11 класс. М.: Просвещение, 2001 г.

18. Мухаев Р.Т. Политология: 10-11 классы. М.: Дрофа, 199 г.

19. ОпалеваА.В. Обществознание. М.: ЮНИТИ, 2004 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание программы учебного курса 2 пояснительная записка iconСодержание рабочей программы пояснительная записка 2 Содержание учебного...
Умк семакина И. Г. (Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: Бином лаборатория Базовых...
Содержание программы учебного курса 2 пояснительная записка iconСодержание рабочей программы Пояснительная записка 2 Содержание учебного предмета, курса 20
В соответствии с Положением моу гимназия «О механизме создания рабочей программы» утверждённым 14. 09. 2009 г., составлена рабочая...
Содержание программы учебного курса 2 пояснительная записка iconРабочей программы учебного курса (предмета, дисциплины) Предмет
Наличие структурных элементов программы ( титульный лист, пояснительная записка, цели, задачи, содержание, требования к уровню выпускников,...
Содержание программы учебного курса 2 пояснительная записка iconПояснительная записка содержание тем учебного курса учебно-тематический план
Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного...
Содержание программы учебного курса 2 пояснительная записка iconСодержание программы раздел I пояснительная записка (цели и задачи...
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Содержание программы учебного курса 2 пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы...
В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных...
Содержание программы учебного курса 2 пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учетом Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Содержание программы учебного курса 2 пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учетом Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Содержание программы учебного курса 2 пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Содержание программы учебного курса 2 пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Содержание программы учебного курса 2 пояснительная записка icon2012 пояснительная записка
Содержание программы способствует развитию коммуникативной компетенции школьников, обогащению лексического запаса, развитию умения...
Содержание программы учебного курса 2 пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Содержание программы учебного курса 2 пояснительная записка iconСодержание программы Пояснительная записка. Содержание курса музыки....
Рабочая программа по искусству (музыке и изобразительному искусству) для 8-9 класса составлена на основе
Содержание программы учебного курса 2 пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Программы курса «Человек» для 8-го класса автора М. Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа,...
Содержание программы учебного курса 2 пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Содержание программы учебного курса 2 пояснительная записка iconПояснительная записка исходными документами для составления рабочей...
Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск