Скачать 3.11 Mb.
|
Ховард Зер Восстановительное правосудие: Новый взгляд на преступление и наказание Howard Zehr Changing Lenses A NEW FOCUS FOR CRIME AND JUSTICE A Cristian Peace Shelf Selection HERALD PRESS Scottdale, Pennsylvania Waterloo, Ontario Ховард Зер Восстановительное правосудие НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Перевод с английского Общая редакция кандидата психологических наук Л. М. Карнозовой Комментарии Л. М. Карнозовой и С. А. Пашина Москва Центр «Судебно-правая реформа» 2002 УДК 343 ББК 67.408 3 57 Издание осуществлено Центром «Судебно-правовая реформа» при содействии «Mennonite Cetntral Committee» Перевод сделан по разрешению Herald Press, Scottdale Pennsylvania, 15683 USA Руководство изданием – М. Г. Флямер, С. Ширк Научный консультант – кандидат юридических наук С. А. Пашин Перевод – М. М. Стерник, Е. В. Топникова Перевод авторских примечаний – М. И. Либоракина Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание: Пер. с анг./Общ. ред. Л. М. Карнозовой. Коммент. Л. М. Карнозовой и С. А. Пашина – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002. – 328 с. Исследование Ховарда Зера – систематическое изложение концепции и программы восстановительного правосудия в уголовной юстиции и опыта из реализации. Живой язык автора, глубокие обобщения и эффективное использование гуманитарного подхода к проблемам уголовного правосудия - все это привлечет внимание не только правоведов и практических работников правосудия, но и философов, историков, социальных работников, психологов, социологов, общественных деятелей. ISBN 0-8361-3512-2 (англ.) © Herald Press, 1990 ISBN 5-901075-13-7 (русск.) © МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002 ПСАЛОМ 102* Щедр и милостив Господь, Долготерпелив и многомилостив: Не до конца гневается, И не вовек негодует, И не по беззакониям нашим сотворил нам, И не по грехам нашим воздал нам. *Этот и последующие комментарии российских издателей см. в разделе «Комментарии». Содержание Предисловие к русскому изданию 5 Предисловие к первому изданию 7 ЧАСТЬ I Восприятие преступления жертвой и преступником 8 ГЛАВА 1 Предварительная зарисовка 8 История одного преступления 8 ГЛАВА 2 Жертва 10 Переживания 10 Почему преступление переживается так болезненно? 12 Процесс исцеления 13 Ответ на данную ситуацию 15 ГЛАВА 3 Преступник 17 Тюремный опыт 17 Что должно произойти? 20 Что же произойдет? 22 ГЛАВА 4 Некоторые общие темы 23 Раскаяние и прощение 23 Власть над собственной жизнью 25 Мистификация преступления 28 ЧАСТЬ II Парадигма правосудия 30 ГЛАВА 5 Карательное правосудие 30 Установление виновности 31 Наказание по заслугам и страдание 35 Процесс 37 Преступление как нарушение закона 38 Кто жертва? 39 ГЛАВА 6 Правосудие как парадигма 41 Важность парадигм 41 Границы карательной парадигмы 43 Смена парадигм 44 ЧАСТЬ III Корни и ориентиры 47 ГЛАВА 7 Общинное правосудие: историческая альтернатива 47 Общинное правосудие 48 Карательная альтернатива 49 Судебная альтернатива 50 Оценка исторических форм правосудия 51 Революция права 52 Роль канонического права 53 Победа государственного правосудия 55 Масштабы правовой революции 58 Смена парадигмы правосудия 59 ГЛАВА 8 Правосудие по завету: библейская альтернатива 62 Что говорит Библия? 62 Шалом 64 Завет 65 Шалом и завет как преобразующие силы 66 Справедливость по завету 66 Закон завета 69 Библейская парадигма 71 Историческое «короткое замыкание» 75 ГЛАВА 9 Программа Примирения Жертв и Преступников: Экспериментальная площадка 78 Идея программы VORP 79 Чему же мы научились? 80 Как важно правильно сформулировать цели 83 Программа VORP в функции катализатора 84 ЧАСТЬ IV Новые линзы 87 ГЛАВА 10 Восстановительные линзы 87 Преступление: насилие над людьми и отношениями 89 Восстановление как цель правосудия 91 Правосудие начинается с потребностей 94 Правосудие порождает обязательства 97 У преступников тоже есть потребности 98 Вопрос ответственности 99 Процесс должен давать полномочия и информацию 100 Правосудие прибегает к ритуалам 103 Остается ли место наказанию? 103 Две линзы 104 ГЛАВА 11 Что же дальше? 108 Возможные системы 108 А тем временем 111 Новое в рамках старого 112 Если ничего не получится 113 Послесловие 115 Приложение 1 Критерий восстановительного правосудия 116 Приложение 2 Искажение концепции 117 Приложение 3 Предложения по семинарской работе 120 Приложение ко второму изданию Опыт Семейных конференций и «Кругов правосудия» 131 Библиография 135 Источники дополнительной информации 136 Комментарии 137 Об авторе 141 Предисловие к русскому изданию Современное движение за восстановительное правосудие началось с маленького ручейка, с усилий небольшой группы обычных людей, которые хотели бы помочь другим людям, ставшим жертвой современной системы правосудия. Все начиналось с кучки добровольцев, которые мечтали изменить привычный ход событий. Все начиналось с практических встреч, с поисков и экспериментов. Что качается системы идей, теории, она появилась позже, но в основе ее лежат традиции столь же древние, как и вся история человечества. Это «направление» в правосудии проще понять в сравнении с двумя другими. И общество, сталкиваясь с нарушением закона, вынуждено выбирать, соответственно, между тремя подходами. При неадекватном ответе общества на преступление индивид сам берет на себя задачу осуществления правосудия, и обычно - это правосудие мщения. В случае с Руандой и бывшей Югославией мы могли убедиться в том, что месть становится замкнутым кругом смерти, несовместимым с организованным обществом. Таким образом, в сегодняшнем мире мы можем опереться лишь на два других подхода. Один из них воплощен в современной системе правосудие. Его сильная сторона заключается в том, что он основывается на правах человека и авторитете закона. Однако есть у него и существенные недостатки. Официальное уголовное правосудие ориентировано на наказание и противостояние. Оно ведет к отрицанию подлинной ответственности со стороны преступника, не принимает во внимание переживания жертвы. Оно оставляет за рамками судебного процесса жертву и общину, игнорируя их нужды. Вместо того чтобы препятствовать преступлению, система, напротив, нередко содействует ему; она, скорее растравляет, недели лечит раны. По мнению большинства представителей «карательного правосудия» правосудие и восстановление личности - это разные и, возможно, несовместимые задачи. Альтернативный подход к правосудию имеет куда более давнюю историю и базируется на универсальных ценностях. В соответствии с ним основная задача правосудия видится в восстановлении, акцент ставится на причиненный вред и обязательства по его возмещению. Потребности и права пострадавших оказываются в центре внимания. Преступника побуждают осознать причиненный ущерб и свою ответственность за него. Поощряется прямой или опосредованный диалог между преступником и жертвой, в котором активное участие принимает община. «Восстановительное правосудие» видит свою задачу в том, чтобы способствовать исцелению как личности, так и общества. Именно это направление в правосудии и стало предметом исследования данной книги. В книге я стремился представить две модели правосудия: карательную («легистскую») и восстановительную – как взаимоисключающие системы. Хотя такой подход и помогает наглядно продемонстрировать различия, тем не менее, теперь я понимаю, что он слишком наивен, не реалистичен и даже не совсем честен. Сегодня я склоняюсь к тому, что правосудие должно включать элементы обеих систем, учитывая не только недостатки, но и достоинства легистской модели. Эти два подхода являются, скорее, двумя противоположными полюсами, идеальными типами. На одном полюсе в чистом виде карательное правосудие, на другом – восстановительное. Практика правосудия отличается от идеального типа, по своим результатам она редко бывает чисто карательной или восстановительной. В нашей практической деятельности мы стараемся в каждом конкретном случае и в каждой общине, используя сильные стороны карательного правосудия, продвигаться как можно дальше по пути восстановления. Я, к примеру, сторонник идеи авторитета закона и защиты прав человека, которые являются ядром карательной системы. Но в то же время я надеюсь найти способы сдвинуть, насколько это возможно, процесс правосудия по направлению к восстановительной модели. В некоторых случаях, как, например, в новозеландской системе правосудия для несовершеннолетних, исследуются возможности построения на основе восстановительной модели всей ювенальной юстиции. Восстановительное правосудие воплощается с помощью различных программ и практических проектов. Каждая община, каждая культура должна найти присущие именно ей формы, которые соответствовали бы ее потребностям и традициям. «Восстановительное правосудие» - отнюдь не готовая к применению тщательно разработанная схема. Это, скорее, линзы, через которые можно смотреть на мир, это точка отсчета в поиске справедливости. Эти линзы помогают увидеть истины, которые так или иначе присутствуют во всех культурах: что преступление наносит вред отдельным людям и общине в целом, что правосудие ищет пути восстановления мира и целостности в условиях совместного обитания. В течение долгого времени восстановительное правосудие было предано забвению, как поток, ушедший под землю. Начиная с 1970-х оно вновь стало выходить на поверхность, разрастаясь в бурную реку, а сегодня широко признано правительствами и общинами, которые озабочены преступностью. Тысячи людей во всем мире способствуют расширению этого потока, добавляя к нему свой опыт и знания. Это река, как и все реки, существует благодаря множеству притоков, которые вливают в нее свои воды со всех концов света. К таким притокам можно причислить практические программы, развернутые в европейских странах. В общий поток вливаются и разнообразные племенные традиции в их современном воплощении: Семейные конференции в Новой Зеландии и Австралии, заседания по выработке предложений по приговорам («Круги правосудия») в общинах аборигенов на севере Канады. Поток пополняется и практическими навыками по посредничеству и разрешению конфликтов, имеющими исторические корни во многих национальных культурах и религиозных традициях. Как человек, только начинающий изучать российскую историю, мне вспоминаются некоторые элементы обычного права и практики, которые тоже могли бы влиться с этот поток. Семейные конференции и «Круги правосудия», возникшие на почве местных народных традиций, открыли нам новый аспект правосудия, задав необходимость вовлекать более широкий круг для участия в восстановительном процессе. Круг лиц, заинтересованных в осуществлении правосудия, не ограничивается преступниками и жертвами, не менее важную роль играют их семьи и общины. Возможно, исключение общины из официального правосудия стало одной из причин распада общинной жизни в мире. Как обмечает судья Барри Стюарт из Юкона, участие общины в процессе восстановительного правосудия может стать ключевым фактором ее выживания. Ни один из приведенных примеров не следует слепо копировать в условиях иной культуры. Это, скорее, примеры того, как в разных обществах смена угла зрения, «линз», помогала найти свои собственные, приемлемые именно в данных условиях, пути восстановления справедливости после совершенного преступления. Примеры могут подсказать, с чего начать. Они свидетельствуют о том, что каждый из нас может найти способ адаптировать новые подходы к существующей правовой системе. |
Тесты по роману «Преступление и наказание» 17 Фёдор Михайлович Достоевский и его роман «Преступление и наказание». Учебное пособие по литературе 19 века. // Фгбоу спо «бгуор»,... | Тесты Верховская М. В. 10 кл. 10 кл. 8 кл. Мхк по всем темам Литература... Литература – «Роман Достоевского Преступление и наказание»: общая характеристика» | ||
Людмила Андреевна «преступление» Настоящая работа посвящена исследованию идиом русского языка, относящихся к понятиям «Преступление» и «Наказание» | Мкоу чухломская сош имени А. А. Яковлева Образ лестницы в романе... «Преступление и наказание». В качестве эпиграфа я взяла высказывание исследователя М. М. Бахтина: «Верх, низ, лестница, порог, прихожая,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И, на мой взгляд, произведения Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание»), в которых заложены... | Урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману... Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | ||
Урок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская... Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог» | “What was in Fashion in the Past?” Место урока в учебно-тематическом плане – Unit6 «Changing times, changing styles» | ||
Отражение библейской легенды о Содоме и Гоморре в художественном... Тема: Отражение библейской легенды о Содоме и Гоморре в художественном пространстве Петербурга (Роман Преступление и наказание).... | Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (роман). Многие герои... | ||
Рефератов по дисциплине «Литература» ... | 2. Русская правда – памятник права Древней Руси 19 Преступление и наказание по Пространной редакции Русской Правды в сравнении с Краткой редакцией 37 | ||
Конспект физкультурно-театрального досуга «Здравствуй солнышко» (2младшая группа ) Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского | Статус: дошкольное образовательное учреждение – детский сад третьей категории Лицензия Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского | ||
Литература Читать роман Достоевского «Преступление и наказание» Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда конспект0 | Реферат Натурализм в творчестве Ф. М. Достоевского Картины жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» |