Нижневартовский государственный гуманитарный университет





Скачать 56.32 Kb.
НазваниеНижневартовский государственный гуманитарный университет
Дата публикации16.07.2013
Размер56.32 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Фромм Е.А.

(Нижневартовский государственный гуманитарный университет,

студентка)
Эволюция пенсионной системы Германии
Проблема эффективного пенсионного обеспечения населения является актуальной для многих современных государств. Это связано с рядом причин. Во-первых, правительства многих стран мира стремятся пересмотреть вопрос о пенсионном возрасте; во-вторых, уровень жизни пенсионеров в некоторых странах является ниже среднего; в-третьих, развитие коррупции в пенсионной системе способствует тому, что граждане не могут своевременно оформить различные виды пенсий.

В связи с этими и рядом других проблем правительства многих стран мира пытаются найти образец эффективного функционирования пенсионной системы. Одним из них может служить пенсионная система Германии, которая прошла длительный путь развития.

Пенсионная система – это совокупность правовых, финансово-экономических и организационных институтов и норм, имеющих своей целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Начало формирования пенсионной системы в Германии связано с деятельностью Отто фон Бисмарка. В частности в 1889 г. при его активном участии был принят «Закон о страховании по инвалидности и возрасту». Он охватывал всех рабочих, а также производственных служащих с годовым доходом до 2 000 рейхсмарок в год и предусматривал выход на пенсию по достижении семидесятилетнего возраста. При этом не делалось различий между мужчинами и женщинами, а также между рабочими и госслужащими (чиновниками).

Важно отметить, что когда О. Бисмарк вводил социальное страхование средняя продолжительность жизни немецких граждан составляла около 40 лет. В результате лишь четверть застрахованных доживала до семидесяти лет. Именно за это часто критиковалась политика О. Бисмарка.

В 1913 г. пенсионная система Германии претерпела существенные изменения. В это время был принят закон, способствовавший формированию льготных условий выхода на пенсию для чиновников. Такая система просуществовала до 1945 г., до роспуска Имперского страхового ведомства.

В 1953 г. было создано новое Федеральное страховое ведомство госслужащих, в функции которого входила работа с людьми, занятыми на государственной службе. В этом же году канцлер Германии К. Аденауэр объявил о подготовке широкомасштабной социальной реформы, начало которой затянулось до 1957 г. по причине споров между министерствами финансов и труда о том, кто будет ею руководить.

В рамках пенсионной реформы 1957 г. были разработаны предложения, которые сводились к составлению своеобразного «договора солидарности» между поколениями. Другими словами, предлагалось узаконить перераспределение доходов в пользу стариков (“послетрудового поколения”) и детей (“предтрудового поколения”) посредством отчислений (взносов) работников и предпринимателей. Пенсии должны были привязываться к динамике текущей заработной платы.

Еще одним новшеством пенсионной реформы стали введение «динамической пенсии» и подчеркивание принципа эквивалентности. В результате размеры пенсий рассчитывались индивидуально с учетом как сделанных взносов (то есть стажа работы и размера предыдущей заработной платы), так и текущей зарплаты. Вместо автоматического приспособления к динамике реальных доходов (т.е. индексации пенсий в соответствии с инфляцией) предусматривались регулярные повышения пенсий в зависимости от общеэкономического развития и соответствующего роста заработной платы в стране.

Согласно данной реформе право на пенсии по старости получали лица, достигшие возраста 65 лет и уплачивавшие страховые взносы в течение не менее 15 лет. Уровень средней пенсии, точнее, пенсии, которую получал индивид со средним заработком, страховой стаж которого составлял 40 лет, устанавливался в размере примерно 60% от средней чистой зарплаты работающего по найму. Взносы должны были уплачиваться в равных долях как самим работником, так и работодателем.

Несмотря на эффективность данной реформы, многие организации (союзы предпринимателей, объединения банков и сберкасс, Федеральный банк, представители СвДП и др.) выступили против ее продолжения. Это было связано с опасением за обесценивание немецкой марки, за снижение склонности к сбережениям и инвестированию и т.д.

Таким образом, в ходе реформы 1957 г. были устранены различия в условиях пенсионного обеспечения госслужащих и прочих занятых в части размера и способа расчета пенсионных выплат и взносов. Сложившаяся в этом году система основывалась на принципе перераспределения. Взносы, поступавшие в страховые ведомства от работников, предназначались для выплаты пенсионерам.

В целом пенсии при новой системе утрачивали характер государственных субсидий (как в модели О. Бисмарка) и приобретали статус замещения зарплаты в связи с утратой трудоспособности.

Система пенсионного страхования, предложенная К. Аденауэром, существовала до недавнего времени. Однако принятие ряда законов привело к ее корректировке (законы 1969 г., 1972 г., 1992 г.). В 1992 году в систему были интегрированы новые федеральные земли. В 1997 г. бундестаг утвердил новую пенсионную реформу, которая учитывала при расчете пенсий демографический фактор, в результате чего в течение следующих трех десятилетий средняя пенсия должна была снизиться до 64% к уровню текущей чистой зарплаты.

В 2000 г. правительством Шрёдера был разработан новый проект пенсионной реформы. Он в значительной степени сохранял перераспределительную систему. Однако для поддержания ее работоспособности был изменен ряд принципов. Во-первых, с 2011 г. последовательно сокращаются индексационные выплаты для пенсий. Снижение размера пенсии должно компенсироваться самими трудящимися путем частного страхования. Во-вторых, был поднят пенсионный возраст до 65 лет. В-третьих, произошла перестройка организационной структуры пенсионных ведомств.

Таким образом, можно утверждать, что с начала XXI века правительство Германии избрало преимущественно эволюционный путь реформирования пенсионного обеспечения – совершенствование существующей системы. При этом принцип перераспределения сохранен как надежная и проверенная основа, приспособленная под германские условия.

Благодаря вышеупомянутым реформам сформировалась современная пенсионная система Германии, которая представляет собой трехуровневую конструкцию.

Первый уровень является обязательным для отдельных систем, которые функционируют на основе законодательных норм. Бюджет федерального учреждения, занимающегося пенсионным страхованием, формируется за счет отчислений работников и работодателей: 19,4% от заработка и от фонда заработной платы.

Второй уровень – «пенсии от предприятий». Многие предприятия выплачивают пенсии своим бывшим сотрудникам дополнительно к пенсиям, заработанным в системе установленного законом пенсионного страхования. Эта форма защиты в старости является добровольной. Предприятие самостоятельно решает вопрос предоставления пенсии своим сотрудникам.

Третий уровень – забота о своей старости частным способом. Для этого приемлемы все формы создания частного капитала (покупка недвижимости, создание фонда ценных бумаг, заключение договоров о долгосрочных сберегательных вкладах, о страховании жизни с целью накопления средств, о пенсионном страховании).

Таким образом, немецкая пенсионная система прошла долгий путь эволюционного развития. Однако, несмотря на это, в ней сохранились принципы, предложенные О. Бисмарком еще в XIX веке.

  На сегодняшний день пенсионная система Германии считается одной из самых эффективных в Европе и оказывает большое влияние на развитие и формирование пенсионных систем во многих странах.



  1. Гапеева Т.В. Основные аспекты пенсионного страхования в Германии // Роль транснациональных компаний в мировой экономике / Под ред. Касаткиной Е.А., Лучко М.Л. М.: МАКС Пресс, 2004.

  2. Гапеева Т.В. Реформирование пенсионного страхования в Германии // Современные черты мировой экономики / Под ред. Касаткиной Е.А., Демихова В.Ю. М.: МАКС Пресс, 2004.

  3. Четыркин Е.М. Пенсионные фонды: зарубежный опыт для отечественных предприятий. М, 1993.

  4. Яременко Г.А.Основные направления реформы пенсионного обеспечения: мировой опыт // Проблемы прогнозирования. - 1998. - № 3.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нижневартовский государственный гуманитарный университет iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая гоу впо "Нижневартовский государственный гуманитарный университет" по...
Нижневартовский государственный гуманитарный университет iconС. В. Кобенко фбгун институт физики прочности и материаловедения...
Фундаментальное решение для уравнения Гельмгольца в (полу)пространстве. Условие излучения Зоммерфельда. Формула Кирхгофа. Постановки...
Нижневартовский государственный гуманитарный университет iconФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения...
О работе уфимского филиала фгбоу впо московский государственный гуманитарный университет
Нижневартовский государственный гуманитарный университет iconМосковский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова...
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Нижневартовский государственный гуманитарный университет iconИнститут: социально- гуманитарный
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Нижневартовский государственный гуманитарный университет iconПрограмма внутренних вступительных экзаменов для абитуриентов, поступающих...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Нижневартовский государственный гуманитарный университет iconРоссийский государственный гуманитарный университет
От составителей
Нижневартовский государственный гуманитарный университет iconРоссийский государственный гуманитарный университет
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Нижневартовский государственный гуманитарный университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Нижневартовский государственный гуманитарный университет iconРешение заседания
...
Нижневартовский государственный гуманитарный университет iconИз блока с кодом Б. 3
...
Нижневартовский государственный гуманитарный университет iconРешение заседания кафедры
...
Нижневартовский государственный гуманитарный университет iconРешение заседания
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный...
Нижневартовский государственный гуманитарный университет iconРешение заседания кафедры
...
Нижневартовский государственный гуманитарный университет iconУчебно-методический комплекс
...
Нижневартовский государственный гуманитарный университет iconПрограмма модуля «Психопатология»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск