Решение заседания





Скачать 113.51 Kb.
НазваниеРешение заседания
Дата публикации01.12.2014
Размер113.51 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Литература > Решение
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав. кафедрой

_______________________

_________________(ФИО)


Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» ___________20__г.

Рабочая программа модуля «Библия и литература»

Направление: педагогическое образование

Профиль: филологическое образование


Составитель:

к.ф.н., доц. И. А. Строганова


Москва, 2011

Пояснительная записка

Основные цели и задачи курса
Цель курса – продолжить знакомство студентов с историей и теорией русской и зарубежной литературы, в частности, с Библией как текстом культуры, в котором заключен богатый коллективный опыт социальной, культурной, эмоциональной и нравственной жизни людей. Разнообразие жанров, сюжетов, образов-символов в библейском тексте делает ее неоднородным, многосоставным и разнообразным по содержанию произведением, требующим вдумчивого прочтения.

Задачи курса:

- рассмотреть библейский текст как синтетичный, включающий различные жанровые разновидности, богатую образность и глубокое содержание;

- ввести ключевые понятия и термины, связанные с культурным содержанием библейского текста;

- показать контекстуальные связи литературных памятников последующих эпох с библейским источником на формальном и содержательном уровнях.

В ходе изучения курса студент должен знать основные сюжеты, образы, мотивы, Священного Писания, ставших сквозными и своеобразно преломившихся в дальнейшем в литературе; основные дефиниции, отражающие глубокое содержание текста Библии; библейские традиции в мировой литературе; ведущих русских и зарубежных писателей, обращавшихся к библейскому тексту; литературные произведения, в которых отразилось содержание библейских историй;

уметь узнавать библейские темы и мотивы, использованные писателем; давать оценку проблемной составляющей литературных текстов, содержащих библейские образы, в контексте эпохи и авторского осмысления; отмечать традиции и новаторство писателя в области формы и содержания художественного произведения; характеризовать творческий метод писателя, стиль и жанр литературного текста; анализировать контекстуальные связи творческого наследия писателя с библейским источником;

владеть практическими навыками литературоведческого анализа художественного текста; характеризовать библейские аллюзии и реминисценции в литературных текстах писателя, а также созданные автором литературные произведения в аспекте их жанровой и стилевой принадлежности, перекликающихся с библейским содержанием.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

- ориентация на требования Госстандарта, предъявляемые к подобного рода дисциплинам;

- хронологический принцип;

- принцип проблемного изучения, сопряженный с хронологическим принципом;

- принцип выделения наиболее актуальных для современной филологической науки вопросов с учётом количества часов и общего уровня подготовки аудитории.

В целом, отбор материала базируется на принципе системности. Системообразующими являются ключевые образы-символы, мотивы и сюжеты, составляющие библейский пласт мировой литературы, отразившихся в литературных событиях и фактах. Термины и понятия истории литературы, используемые в данном курсе, отобраны так, чтобы максимально ярко и отчетливо представить развитие литературы и функционирование в ней библейского текста. Содержание курса, таким образом, направлено на формирование научно-художественного мировоззрения и объясняет роль библейского пласта в литературе как универсального инструмента в познании действительности, способствуя созданию целостной картины мира.

Объем модуля и виды учебной работы


Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа










26 ч.

82 ч.

7,8

Филологический/ педагогическое образование

Библия и литература

Лекции

12







Практические/семинарские

14







Лабораторные

-







Консультации

-







Курсовые/рефераты

-







Контрольные работы

-







Итоговый контроль

Дифф. зачет









Общий объем часов по дисциплине

26

82

108


Содержание модуля/ дисциплины

Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий




п/п


Наименование раздела ОМ/УД




Лекции

Практ. и семинарск. занятия

Самост. работа

1.

Библейские апокрифы в литературе средневековья


2

2

14

2.

Библейские сюжеты и образы в древнерусской литературе.

2

2

14

3.

Библия и литература ХVII века


2

2

14

4.

Библия и литература ХVIII века


2

2

14

5.

Библия и русская литература ХIХ века


2

2

12

6.

Библия и литература ХХ века

2

4

14




ИТОГО:

12

14

82


Содержание разделов ОМ/ УД


№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Библейские апокрифы в литературе средневековья


Библия в системе мировой литературы. Ветхозаветные апокрифы. Апокрифические Евангелия.

Определение понятия «апокриф». Дохристианские ветхозаветные апокрифы. Апокрифические Евангелия.

Апокрифы Еноха. Славянская версия апокрифов Еноха. Апокрифическое евангелие Иакова. Евангелие Фомы.

2.

Библейские сюжеты и образы в древнерусской литературе


Библейские апокрифы в литературе средневековой Руси. Литературные функции древнерусских библейских апокрифов.

Литературные функции древнерусских библейских апокрифов.

Ритуальная и магическая функции древнерусских библейских апокрифов.

Роль апокрифической литературы в формировании «райско-палестинского текста» в древнерусской литературе.

3.

Библия и литература ХVII века


Библейская традиция в литературе ХVII века. Научные комментарии Гроция к Священному Писанию.


Библейская традиция в литературе ХVII века. Драматическая поэма Гроция как опыт комментария к Ветхому Завету. Библейский материал в драме Вондела «Пасха».

Библейские образы и мотивы в поэме Дж.Мильтона «Потерянный рай».

4.

Библия и литература ХVIII века


Библейские темы в творчестве писателей ХVIII века: Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Г.Сковороды.

Библейские мотивы в творчестве Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова. Книги Г.Сковороды о Библии.

Интерпретация Книги Иова в творчестве М.Ломоносова. Книги Г.Сковороды о Библии.

5.

Библия и литература ХIХ века


Библейские темы в русской литературе XIX века. Библейские образы и сюжеты в зарубежной литературе XIX века.

Мотивы Священного Писания в творчестве Жуковского, А.Хомякова, Пушкина, Тургенева, Достоевского, А.К.Толстого, Л.Толстого, В.Соловьева. Библейские темы и образы в творчестве Шатобриана, Байрона, И.Гете, Ренана, А.Франса, О.Уайлда.

Книга пророка Исайи в стихотворении А.Пушкина «Пророк». Библейская тематика в романе Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».

6.

Библия и литература ХХ века


Библейские темы и сюжеты в русской литературе ХХ века. Библейские мотивы в зарубежной литературе ХХ века.

Библейские образы и сюжеты в творчестве А.Куприна, Л.Андреева, М.Булгакова, А.Блока, Д.Мережковского, Ч.Айтматова. Библейские темы и образы в творчестве Т.Манна, С.Цвейга, А.Барбюса, Гауптмана, Ф.Мориака.

Библейский сюжет в книге Т.Манна «Иосиф и его братья». Библейские мотивы и образы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».


Календарно-тематический план

Факультет Филологический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/модулю: «Библия и литература»

Форма обучения _____очная_______

Курс___4___________


Направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

Педагогическое образование

Библейские апокрифы в литературе средневековья

18

2

2

-

14

Сентябрь

Библейские сюжеты и образы в древнерусской литературе

18

2

2

-

14

Октябрь

Библия и литературе XVII века

18

2

2

-

14

Ноябрь

Библия и литературе XVIII века

18

2

2

-

14

Февраль

Библия и литература XIX века

16

2

2

-

12

Март

Библия и литература ХХ века

20

2

4

-

14

Апрель


Организация самостоятельной работы студентов
График самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Факультет: филологический

Специальность/ направление: Педагогическое образование

Курс __4___


Направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

ноябрь

февраль

март

апрель

май

июнь

Педагоги

ческое образова

ние

Библейские апокрифы в литературе средневековья. Ветхозаветные апокрифы. Апокрифические Евангелия.

Чтение художественных текстов, учебников и учебных пособий, монографий, критических статей.

Подготовка к написанию контрольных письменных работ, выполнению тестов.

*






















Библейские сюжеты и образы в древнерусской литературе. Библейские апокрифы в литературе средневековой Руси.

Чтение художественных текстов, учебников и учебных пособий, монографий, критических статей.

Подготовка к написанию контрольных письменных работ, выполнению тестов.




*



















Библия и литературе XVII века. Библейская традиция в литературе ХVII века.

Чтение художественных текстов, учебников и учебных пособий, монографий, критических статей.

Подготовка к написанию контрольных письменных работ, выполнению тестов.







*
















Библия и литературе XVIII века. Библейские темы в творчестве писателей ХVIII века.

Чтение художественных текстов, учебников и учебных пособий, монографий, критических статей.

Подготовка к написанию контрольных письменных работ, выполнению тестов.










*













Библия и литература XIX века. Библейские образы и сюжеты в русской и зарубежной литературе XIX века.

Чтение художественных текстов, учебников и учебных пособий, монографий, критических статей.

Подготовка к написанию контрольных письменных работ, выполнению тестов.













*










Библия и литература ХХ века. Библейские образы и сюжеты в русской и зарубежной литературе XX века.

Чтение художественных текстов, учебников и учебных пособий, монографий, критических статей.

Подготовка к написанию контрольных письменных работ, выполнению тестов.
















*







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания iconРешение заседания
Эта многомерная цель достигается через решение следующих задач, реализуемых в ходе чтения конкретных дисциплин-модулей
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры
Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск