Решение заседания





Скачать 287.48 Kb.
НазваниеРешение заседания
страница1/3
Дата публикации21.11.2017
Размер287.48 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Культура > Решение
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет им.М.А.Шолохова»
УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

истории, философии и культурологии
____________________

Ю.А.Никифоров
Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» ___________20__г.
Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Основы межкультурной коммуникации»

Направление: 44.03.01./ Педагогическое образование

(шифр) (название)

Профиль: ________Начальное образование

Квалификация: прикладной бакалавр

(ненужное удалить)

Кафедра: отечественной истории и культурологии
Форма обучения: ________________очная_____

(очная/очно – заочная/ заочная)

Курс обучения:_________1__________________

Семестр обучения: _____2________________
Составитель: Купцова И.А., проф., доктор культ.

Никифоров Ю.А., доцент, к.и.н.


Москва 2014

Пояснительная записка
Цель:

− познакомить студентов с нормами, правилами и стилями межкультурной коммуникации, наряду с ментальными особенностями и национальными обычаями представителей различных цивилизаций, когда сравнение ценностных систем представителей восточных и западных культур помогут формированию толерантности, а также «стереоскопичности зрения и объёмности мышления» (Г. Гачев), необходимых современному человеку;

− заложить основы коммуникативной компетентности будущих специалистов;

− подготовить их к профессиональной деятельности (научно-исследовательской, организационно-управленческой, производственной и социально-технологической) в условиях межкультурной интеграции.
Задачи:
− сформировать представление о процессе межкультурной коммуникации, разнообразия культурного восприятия мира;

− выяснить особенности различных видов коммуникации при взаимодействии представлений различных культур;

− сформировать навыки и умения эффективного кросс-культурного взаимодействия и проявления расовой, национальной, этнической религиозной толерантности;

− закрепить сформированные навыки и умения, способность к восприятию информации, использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации.
Групповая принадлежность модуля: общекультурный


  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)


Дисциплина (модуль) направлена на формирование следующих компетенций (с шифрами из стандарта и КМВ):

  1. способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

  2. способностью к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм (ОК-6);

  3. способностью к самообразованию и социально-профессиональной мобильности (ОК-7)

  1. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП

2.1 Необходимым условием обучения по данной дисциплине (модулю) является успешное освоение следующих дисциплин (модулей):

1. История

2. Философия
2.2 Данная дисциплина (модуль) является базой для изучения следующих модулей:

1. Этические аспекты деятельности дефектолога

Объем дисциплины (модуля)

Количество зачетных единиц по дисциплине (модулю): _____3____

3.Объем дисциплины (модуля) по видам учебных занятий

(по каждой форме обучения отдельная таблица)
Форма обучения: очная


Факультет / институт

(направление)

Название дисциплины (модуля)

Вид учебных занятий

Количество часов

Педагогическое образование

Педагогический фак-т

«Основы межкультурной коммуникации»

  1. Контактная работа с преподавателем:

Лекции (в том числе обзорные)

16

Практические/семинарские

20

Лабораторные




Консультации групповые1




Курсовые работы




Индивидуальная работа с преподавателем2




Итоговый контроль:

Зачет3

+

Экзамен




Итоговый экзамен4




Защита выпускной квалифицированной работы




Общий объем контактной работы с преподавателем

36

  1. Самостоятельная работа

72

Общий объем часов по дисциплине

108

4.Тематический план дисциплины (модуля)

(по каждой форме обучения отдельная таблица)
Форма обучения: очная


Наименования разделов дисциплин (модулей)

Содержание раздела по темам

Всего часов

Количество часов

Лекции

Практические

Лабораторные

Самостоятельная работа

Раздел 1. Введение в дисциплину

Тема 1.1. Межкультурная коммуникация: основные теоретические подходы к изучению

Тема 1.2. «Культура» как понятие и феномен

12

2

2




8

Раздел 2. Культурно-антропологические основы коммуникации

Тема 2.1. Культурные различия как проблема коммуникации

Тема 2.2. Этно-национальные и религиозные аспекты коммуникации

Тема 2.3. Возрастные и гендерные особенности коммуникации представителей разных культур

Тема 2.4. Особенности коммуникативного поведения представителей иных («чужих») культур

40

6

6




28

Раздел 3. Проблема понимания в межкультурной коммуникации

Тема 3.1. Виды межкультурной коммуникации

Тема 3.2. Процесс восприятия «чужой» культуры: сущность, этапы, результаты

Тема 3.3. Межкультурные конфликты и пути их преодоления


28

4

6




18

Раздел 4. Межкультурные коммуникации в условиях глобальных взаимодействий

Тема 4.1. Динамика культуры в условиях глобализации. Противостояние глобальное-локальное

Тема 4.2. Виртуальные социальные сети как новый вид межкультурной коммуникации

Тема 4.3. Деловые контакты с представителями различных культур

28

4

6




18


5.Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине (модулю)

(по каждой форме обучения отдельная таблица)
Форма обучения: очная


Наименование разделов дисциплины (модуля)

Учебно – методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Раздел 1. Введение в дисциплину

Литература основная: 1-4

Литература дополнительная: 1,2, 6, 11, 12

Информационно-телекоммуникационные ресурсы: 8.2

Раздел 2. Культурно-антропологические основы коммуникации

Литература основная: 1-4

Литература дополнительная: 4, 5, 9

Информационно-телекоммуникационные ресурсы: 8.3; 8.4; 8.5

Раздел 3. Проблема понимания в межкультурной коммуникации

Литература основная: 1-4

Литература дополнительная: 8, 12, 13

Информационно-телекоммуникационные ресурсы: 8.6; 8.7

Раздел 4. Межкультурные коммуникации в условиях глобальных взаимодействий

Литература основная: 1-4

Литература дополнительная: 5. 7, 10, 13

Информационно-телекоммуникационные ресурсы: 8.1; 8.8; 8.9



  1. Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации студентов по дисциплине (модулю)


Для текущей и промежуточной оценки успеваемости студентов применяются следующие формы: тестовые задания (открытого и закрытого типа), обучающие кейсы, рефераты, эссе, выступления с докладами на семинарских занятиях.
6.1. ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ
Инструкция: напишите эссе объемом 5 страниц, ответив на поставленный вопрос, приведя аргументацию.


  1. Истоки возникновения теории межкультурной коммуникации.

  2. Связь дисциплины «Межкультурная коммуникация» с другими науками.

  3. Этапы формирования и развития межкультурной коммуникации.

  4. Основные определения и ключевые понятия межкультурной коммуникации.

  5. Культура как социальный феномен. Определения культуры и их классификация.

  6. Культурный релятивизм и этноцентризм.

  7. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Современные цивилизационные концепции.

  8. Культурные ценности, нормы, обычаи, символы и верования.

  9. Этногенез и теории этничности.

  10. Этнические стереотипы и предрассудки в процессе межкультурного взаимодействия.

  11. Межэтнические конфликты и способы их преодоления в теории межкультурной коммуникации.

  12. Невербальные способы коммуникации, их роль в культуре.

  13. Коммуникативные стили. Стратегии и тактики убеждения.

  14. Сущность культуры в глобальном мире.

  15. Причины толерантного и интолерантного поведения при взаимодействии с другими культурами.

  16. Возникновение и распространение глобального языка и культуры.

  17. Теория Э. Холла о контекстах культуры.

  18. Теория культурных измерений Г. Хофстеде.

  19. Теория «культурной грамотности» Э. Хирша.

  20. Культурный шок, его стадии и способы преодоления.

  21. Пассивные и активные культуры. Монохронные, полихронные и реактивные культуры.

  22. Способы аккультурации. Последствия межкультурного контакта.

  23. Глобализация общества и роль межкультурных контактов.

  24. Менталитет как фактор социокультурного прогресса.

  25. Языковые лакуны и безэквивалентная лексика в межкультурной коммуникации.

  26. Интерпретация молчания и улыбки в восточных культурах.

  27. Влияние культуры на коммуникацию.

  28. Ошибки восприятия в процессе коммуникации.

  29. Условия и формы культурной адаптации.

  30. Межкультурная сензитивность и способы ее повышения.

  31. Значения символов культуры.

  32. Способы разрешения межкультурных конфликтов.

  33. Ведение деловых переговоров.

  34. Формы деловой переписки.

  35. Зависимость коммуникации от культурного контекста.

  36. Концепты природы и времени в разных культурах.

  37. Этноязыковое сознание и языковая картина мира.

  38. Симметричная и асимметричная (языковая, культурная и коммуникативная) компетенции.



6.2 ОБРАЗЕЦ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ CASE-STUDY.
КЕЙСЫ

1. Известный исследователь проблем идентичности Джордж Берри в рамках теории аккультурации, рассматривающей идентификационные переходы, выделил четыре типа межэтнического взаимодействия:

 культурная интеграция (социокультурный баланс – каждая из взаимодействующих групп сохраняет свою культуру и при этом сотрудничает с другими);

 ассимиляция (утрата начальной и обретение иной этнической идентичности);

 сепаратизм (сегрегация, локализация, прекращение межкультурных этнических коммуникаций).

Как вы думаете, какой тип межэтнического взаимодействия (из четырех выделенных Дж. Берри) преобладает у современной российской молодежи? Чем, на ваш взгляд, это обусловлено?

2. Используя схему анализа цивилизационной идентичности Боровикова – Переслегина, охарактеризуйте следующие цивилизации: современную Российскую, Китайскую, Англо-Американскую, Индийскую.


Характеристика

Россия

Англо-Американская

Китай

Индия

Личность - Коллектив













Пространство – Время













Рациональность -Иррациональность













Материальное - Духовное














3. Дайте определение социокультурному кризису идентичности. На ваш взгляд, какими факторами был обусловлен кризис идентичности в позднем СССР и России конца 1980-х – начала 1990-х гг.? Какие из них играли главную, а какие сопутствующую роль?


Факторы

Первичные

Вторичные

Вспомогательные

Политические










Экономические










Социокультурные










Институциональные (управленческие)










Ситуационные











6.3. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Проблемы формирования межкультурной толерантности.

  2. Механизмы освоения «чужой» культуры в межкультурном взаимодействии.

  3. Межкультурная составляющая в деятельности транснациональных корпораций.

  4. Формы проявления культурной идентичности в современной России.

  5. Влияние культурных различий на способы проведения рекламных кампаний (теория Г. Хофстеде).

  6. Стили поведения представителей моноактивных, полиактивных и реактивных культур в современном бизнесе.

  7. Стратегии разрешения конфликта в разных национальных культурах.

  8. Типология корпоративных культур Ф. Тромпенаарса в изучении кросскультурных конфликтов в многонациональных объединениях.

  9. Особенности стилей вербальной коммуникации в «высококонтекстуальных» и «низкоконтекстуальных» культурах.

  10. Невербальный компонент в межкультурном общении (хронемика, сенсорика, такесика, проксемика и др.).

  11. Функции современного этикета (как условного ритуала) в межкультурном взаимодействии.

  12. Типология современных западных концепций межкультурной коммуникации.

  13. Повышение семиотичности массового поведения в условиях социокультурных изменений.

  14. Поведение личности в ситуации межкультурного конфликта (социокоммуникативный аспект).

  15. Проблемы межкультурного диалога в условиях развития глобального информационного общества.

  16. Специфика проявления менталитета и национального характера в процессе межкультурной коммуникации.

  17. Проблема человека в обновленном этнокультурном пространстве.

  18. Роль стереотипов в восприятии другой культуры.

  19. Межкультурная коммуникация как новая область научного знания.

  20. Способы преодоления межкультурных конфликтов и методы формирования культурной грамотности.


7.Литература по дисциплине (модулю)
7.1 Основная литература:

    1. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. Гриф МО РФ: учебник. – М.: Альфа М, 2013. – 288 с.

    2. Гришаева Л.И Введение в теорию межкультурной коммуникации. Гриф УМО ВУЗов России: учебник. – М.: Академия, 2008. – 336 с.

    3. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. Гриф УМО МО РФ: учебник. – М.: Академия, 2007. – 336 с.

  1. Тимашева О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2014. – 192 с.


7.2Дополнительная литература:

  1. Викулова Л.Г. Основы теории коммуникации. Практикум. – М.: АСТ, 2008. – 320 с.

  2. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. – М.: Флина, 2013. – 224 с.

  3. Павловская А.В. Как иметь дело с англичанами. Несентиментальное путешествие. – М.: МГУ, 2006. – 208 с.

  4. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология. – СПб.: Питер, 2012. – 336 с.

  5. Савченко И.А. Интеграция и коммуникация как векторы социокультурной динамики. Монография. – М.: Инфра-М, 2012. – 201 с.

  6. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации (для бакалавров). Учебное пособие. – М.: КноРус, 2014. – 256 с.

  7. Сканави А.А. Бизнес-этикет в арабских странах. – М.:КноРус, 2013. – 160 с.

  8. Сорокина Н.В. Национальные стереотипы в межкультурной коммуникации: Монография. – М.: Инфра-М, 2014. – 265 с.

  9. Кукушкин В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие. – М.: МПСУ, 2013. – 432 с.

  10. Глаголев В.С., Бирюков Н.И., Зарубина Н.Н., Зонова Т.В., Самарин А.Н., Силантьева М.В. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации/ В.С. Глаголев, Н.И. Бирюков, Н.Н. Зарубина, Т.В. Зонова, А.Н. Самарин, М.В. Силантьева: учебное пособие. — Москва: Проспект, 2010. — 216 с.

  11. Головлева Е.Л. Основы межкультурной коммуникации: учебное пособие / Е.Л. Головлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 224 с. 

  12. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И., Рябов Р.П. Словарь по межкультурной коммуникации. Понятия и персоналии. В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе, Р.П. Рябов. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 136 с. 

  13. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие) - М.: Слово/Slovo, 2008. - 264 с.




  1. Информационно – телекоммуникационные ресурсы


8.1 Глобальное и локальное в культуре

  • http://www.absolutely-intercultural.com (англ.) - ‘absolutely Intercultural’, межкультурный подкаст. 

  • http://www.durrer-intercultural.blogspot.ru (нем.) - ‘Across Cultures’, блог с постами по межкультурной тематике.

  • http://cultureblog.deanfosterassociates.com (англ.) - ‘The Culture Prophecy: A cross-cultural lens on human behavior and world events’, блог о культурологии и межкультурной коммуникации.

  • http://www.communicationarena.com (англ.) - ‘Communication Arena’, сайт c ежемесячно обновляющейся информацией о статьях в открытом доступе, публикациях, конференциях и многом другом.

  • http://www.intercultural.org.au (англ.) - ‘Australian Intercultural Society’, сайт общества, занимающегося вопросами межкультурной коммуникации в Австралии.

  • http://mbcrossculturaltraining.com (англ.) - ‘Margaret Bornhorst Cross-Cultural’, блог о межкультурных решениях и событиях в Австралии.

  • http://pocketcultures.com (англ.) - ‘PocketCultures’, сайт, нацеленный на развитие осведомленности, связей и понимания между разными культурами.

  • http://www.international.gc.ca/cfsi-icse/cil-cai/magazine/v07n02/index-eng.asp (англ.) - ‘Magazine Intercultures’, электронный журнал о вопросах межкультурной коммуникации.

  • http://thebridge-moct.org (русск.) - журнал "The Bridge-МОСТ" Международной ассоциации гуманитариев.

    1. Теория коммуникации

  • http://library.thinkquest.org/26451/ (англ.) -  ‘Reaching Out: The Evolution of Communication’, сайт с материалами о развитии вербальной и невербальной коммуникации в ходе мировой истории. 

  • http://www.rdillman.com/HFCL/TUTOR/tutor0.html (англ.) - ‘Tutorial: A Study-Tour of Communication’, сайт с учебными материалами по теории коммуникации.

    1. Язык и культура

  • http://www.multilingualliving.com (англ.) -  ‘Multilingual living: Because Global Communcation Begins at Home’, сайт о языковой идентичности и мультилингвизме.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания iconРешение заседания
Эта многомерная цель достигается через решение следующих задач, реализуемых в ходе чтения конкретных дисциплин-модулей
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры
Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
...
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск