Скачать 434.15 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой Литературы и русского языка___________ (название кафедры) Котовчихина Н.Д.______ (ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № 1__ «_3_» сентября_____2014_г. Рабочая программа дисциплины (модуля) «____Теория и история русской литературы _» (название дисциплины (модуля) Направление: _050100.65 ___________/___педагогическоеобразование________ (шифр) (название) Профиль: _«Русский язык и литература»_____________________________ Квалификация: прикладной бакалавр (ненужное удалить) Кафедра: __литературы и русского языка______________ Форма обучения: ____________________________________ (очная/очно – заочная/ заочная) Курс обучения:______________________________________ Семестр обучения: ___1-7________________________________ Составители: Журавлева Т.Ю., к.ф.н., доц; Шевцова Л.И., д.ф.н., проф.; Старикова В.А., к.ф.н, доц.; Гречаник И.В., д.ф.н., проф. (ФИО, должность, степень, звание) Москва 2014__ Цели:
Задачи:
Объем в ЗЕ: _23_______________________________________ Время изучения: курс______1,2,3______семестр_______1,2,3,4,5,6__________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Введение в литературоведение, история Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Филологический анализ художественного текста, курсов по выбору: литературная критика, литература русского зарубежья, особенности психологического анализа в русской литературе, развитие русской эпической прозы ХХ века, актуальные проблемы изучения русской литературы, актуальные проблемы литературоведения, литература в контексте русской культуры, библия и литература, филологический анализ текста, актуальные проблемы поэтики, литература русского зарубежья Групповая принадлежность ОМ: профессиональный Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): - Способен понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в культурно-историческом контексте. - Имеет представление об основных школах и направлениях отечественного и зарубежного литературоведения. - Владеет методами и приемами литературоведческого анализа текста. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 2 уровень сложности: реферат, структурирование проблемы, литературоведческий анализ текста 3 уровень сложности: проект, эссе Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля
Пояснительная записка Основные требования к вузовскому преподаванию литературы: научность, систематизация знаний, полнота освещения литературного процесса, приобретение студентами фундаментальных профессиональных знаний, практических умений и навыков. Программа предусматривает связь изучаемого курса со смежными науками: историей общества, культурологией, этикой, эстетикой, искусствоведением, психологией, языкознанием, другими, частными гуманитарными научными отраслями. Основные цели и задачи курса. Цели: дать представление о развитии литературы и ее периодизации. Познакомить студентов с основными жанрами, поэтикой отдельных произведений в связи со своеобразием историко-культурной эпохи, литературной школы и творческой индивидуальностью автора. Задачи: сформировать у студентов глубокие и системные знания об особенностях развития литературы, умения и навыки анализа литературных текстов. В результате освоения содержания дисциплины студенты должны знать: тенденции развития национальной литературы, содержание художественных текстов и основных исследовательских работ по дисциплине. уметь: анализировать художественные произведения, вести читательский дневник, конспектировать научно-исследовательские работы. владеть: навыками самостоятельного чтения текстов со словарем и приемами литературного анализа текста. Принципы отбора содержания и организации учебного материала: Отбор материала осуществляется с учетом традиционных программных требований, предъявляемых к выпускникам высших учебных заведений. Университетская подготовка филолога включает в себя систему теоретических знаний, лежащих в основании его научной базы и потенциально применимых в практической деятельности. Содержание курса освещает глобальные и частные проблемы литературоведения в теоретическом ракурсе, обучает студента специфическому языку науки о словесном искусстве, знакомит с основными принципами, средствами и приемами создания художественного мира литературного произведения. Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – экзамен. Программа включает тематику лекций, практических занятий, контрольных, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения бакалавра
Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения
Содержание дисциплины по очной форме обучения
Содержание дисциплины по заочной форме обучения
Содержание модуля По очной форме обучения
По заочной форме обучения
Содержание разделов ОМ/УД
Основные понятия Художественный образ, художественный мир, авторская система ценностей, художественная форма, художественное содержание; тематика, проблематика, идея, пафос, герой, тип, характер, психологизм; литературный род, жанр; виды повествования, поэзия и проза, системы стихосложения; фонетические, синтаксические средства, тропы; композиция, композиционные приемы; сюжет, фабула, мотив; изображенный мир; литературное направление, творческая биография; интепретация; методология; новаторство. Тематика рефератов «Повесть временных лет» - идейно-художественное содержание. Житийная литература XI-XII веков. Оригинальные русские жития («Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского»). Поэтические особенности «Слова о полку Игореве». «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. «Поучение» Владимира Мономаха как политическое и нравственное завещание. «Повесть о разорении Рязани Батыем» как образец воинской повести. Идея произведения. Композиция повести. Героическое и трагическое в повести. «Слово о погибели Русской земли» как лироэпический отклик на события XIII века. Гражданское и патриотическое звучание произведения. «Повесть о житии Александра Невского». Жанровая специфика «Повести». Принципы изображения центрального героя. Поэтико-структурный анализ «Сказания о Мамаевом побоище». «Повесть о Петре и Февронии»: принципы изображения героев, особенности сюжета, жанр, стиль. Сочинения Ивана Грозного (Послание в Кирилло-Белозерский монастырь). Идейно-художественное содержание «Повести о Горе-Злочастии». «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Личность и характер автора. Жанрово-стилистическое своеобразие. Характеристика литературы XVII века как переходного этапа в развитии русской словесности. Реформа русского стихосложения (анализ стихотворных отрывков) Черты переходного времени литературе. Нарушение принципов классицизма в драматургии. Формирование прозаических жанров. Жанровый состав лирики М.М. Хераскова. «История о царстве Казанском» и русская литература 18 в. Художественное своеобразие философских стихотворений Ф. И. Тютчева. Тема природы в лирике Ф. И. Тютчева. Новаторство Островского-драматурга. Сюжетно-композиционные особенности драмы «Гроза». Купеческая среда в пьесах А. Н. Островского. Своеобразие композиции в романе «Обломов». Женские образы в романе «Обломов». Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обрыв». Идейно-художественные особенности «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева. Образ России в творчестве Л.Н. Толстого. Значение образа Алеши в системе идей романа Достоевского «Братья Карамазовы». Мотив «новой жизни» в творчестве А.П. Чехова. Тема любви в лирике А.Блока и её художественная реализация. Образ главной героини в лирике А.Блока. Образ лирического героя в поэзии А.Блока. Традиции русской романтической поэзии XIX века в лирике А.Блока. Пейзаж и его функции в лирике А.Блока. Мистические мотивы в лирике А.Блока. Тема «двойничества» в поэзии А.Блока. Образы-символы в поэзии А.Блока. Стилевое своеобразие лирики Н. Клюева. Особенности критического наследия Д.Мережковского. Лирика Д.Мережковского: проблематика и поэтика. Библейские мотивы лирики Н.Клюева. Фольклорные традиции в лирике М.Цветаевой. Проблематика и поэтика цикла «Лебединый стан» М.Цветаевой. Мистические мотивы лирики В.Брюсова. Тема одиночества в лирике И.Бунина. Тема свободы в романтических рассказах М.Горького. Загадки русской души в творчестве И.Бунина. Деталь и символ в прозе И.Бунина. Тема памяти в произведениях И.Бунина. «Грамматика любви» в прозе (поэзии) И.Бунина. Образ лирического героя в дооктябрьской поэзии В.Маяковского. Образ России в лирике С.Есенина до Октября. Народно-поэтическая основа дооктябрьского творчества С.Есенина. Темы города и деревни в лирике С.Есенина. «Цветовая радуга» поэзии С.Есенина. Тема родного дома в поэзии С.Есенина. Образы «братьев наших меньших» в лирике С.Есенина. «Я по-прежнему такой же нежный…» Тема любви в лирике С.Есенина. Тема свободы в ранних романтических рассказах М.Горького. Стилевое своеобразие лирики Н. Клюева. Деталь и символ в прозе И.Бунина. Тема памяти в произведениях И.Бунина. «Грамматика любви» в прозе И.Бунина. Образ лирического героя в послеоктябрьской поэзии В.Маяковского. Образ России в лирике С.Есенина до Октября. Народно-поэтическая основа дооктябрьского творчества С.Есенина. Темы города и деревни в лирике С.Есенина. «Цветовая радуга» поэзии С.Есенина. Тема родного дома в ранней поэзии С.Есенина. Образы «братьев наших меньших в лирике С.Есенина. «Я по-прежнему такой же нежный…» Тема любви в ранней лирике С.Есенина. Тематика курсовых проектов/работ Итальянская тема в русской путевой литературе 18 столетия. Новаторский характер публицистики петровской эпохи. Особенности перевода и художественной интерпретации русскими драматургами начала 18 в. пьес западноевропейских авторов. Значение нравственно-дидактической литературы петровского времени в формировании нового бытового и литературного этикета («Юности честное зерцало», «Приклады, како пишутся комплименты»). Роль и функции библеизмов в поэзии М.В. Ломоносова. |
Решение заседания Эта многомерная цель достигается через решение следующих задач, реализуемых в ходе чтения конкретных дисциплин-модулей | Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд | Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |