Решение заседания





Скачать 434.15 Kb.
НазваниеРешение заседания
страница1/2
Дата публикации29.06.2015
Размер434.15 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Литература > Решение
  1   2
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"
УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Литературы и русского языка___________

(название кафедры)

Котовчихина Н.Д.______

(ФИО)

Решение заседания

кафедры Протокол № 1__

«_3_» сентября_____2014_г.
Рабочая программа дисциплины (модуля)

«____Теория и история русской литературы

(название дисциплины (модуля)
Направление: _050100.65 ___________/___педагогическоеобразование________

(шифр) (название)

Профиль: _«Русский язык и литература»_____________________________

Квалификация: прикладной бакалавр

(ненужное удалить)

Кафедра: __литературы и русского языка______________
Форма обучения: ____________________________________

(очная/очно – заочная/ заочная)

Курс обучения:______________________________________

Семестр обучения: ___1-7________________________________
Составители: Журавлева Т.Ю., к.ф.н., доц; Шевцова Л.И., д.ф.н., проф.; Старикова В.А., к.ф.н, доц.; Гречаник И.В., д.ф.н., проф.
(ФИО, должность, степень, звание)
Москва 2014__


Цели: 

  • сформировать системное знание о художественной литературе как основе гуманитарного знания

  • заложить основы научного профессионального анализа литературы

Задачи:

  • изучить жанровую и стилевую специфику художественных произведений в их исторической обусловленности

  • усвоить основные принципы поэтики литературы

  • понять своеобразие творческой индивидуальности автора

  • познакомиться с основными литературными школами и течениями

Объем в ЗЕ: _23_______________________________________

Время изучения: курс______1,2,3______семестр_______1,2,3,4,5,6__________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Введение в литературоведение, история

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Филологический анализ художественного текста, курсов по выбору: литературная критика, литература русского зарубежья, особенности психологического анализа в русской литературе, развитие русской эпической прозы ХХ века, актуальные проблемы изучения русской литературы, актуальные проблемы литературоведения, литература в контексте русской культуры, библия и литература, филологический анализ текста, актуальные проблемы поэтики, литература русского зарубежья

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

- Способен понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в культурно-историческом контексте.

- Имеет представление об основных школах и направлениях отечественного и зарубежного литературоведения.

- Владеет методами и приемами литературоведческого анализа текста.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  1. знать биографии писателей и тексты художественных произведений русской литературы.

  2. знать основные закономерности возникновения и развития литературных направлений и основных жанровых разновидностей;

  3. Должен знать систему и значение основных литературоведческих терминов и понятий.


Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

2 уровень сложности: реферат, структурирование проблемы, литературоведческий анализ текста

3 уровень сложности: проект, эссе

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер

Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


Компетенция

ПКПедБ-10/14(420)

Должен знать систему и значение основных литературоведческих терминов и понятийline 2


1,2,3,4



Конспекты, презентации






Рабочая тетрадь


Проверка: - конспектов и знания их содержания.


Компетенция

ПКПедБ10/15

Должен знать систему и значение основных литературоведческих терминов и понятий

1,2,3,4
.


Конспекты.






Рабочая тетрадь


Проверка конспектов и знания их содержания.

Компетенция

ФО6ПедБ10/

32 (990)

Способен понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в культурно-историческом контексте.
line 3


5,6,7

Конспекты.







Рабочая тетрадь

Проверка конспектов и знания их содержания.

Компетенция ФО6ПедБ10/

17

знать биографии русских писателей и тексты художественных произведений русской литературы



5,6,7,8

Конспекты







Рабочая тетрадь

Проверка конспектов и знания их содержания.

Фо6ПедБ10/

16 (480)

Владеет методами и приемами литературоведческого анализа текста.


5,6,7,8

Конспекты,







Рабочая тетрадь

Проверка конспектов и знания их содержания.

Компетенция ФО6ПедБ10/

18(540)

Владеет методами и приемами литературоведческого анализа текста.


5,6,7,8

Конспекты,







Рабочая тетрадь

Проверка конспектов и знания их содержания.

Компетенция ФО6ПедБ10/

20(600)

знать биографии писателей и тексты художественных произведений русской литературы.

знать основные закономерности возникновения и развития литературных направлений и основных жанровых разновидностей;



5,6,7,8

Конспекты,презентации







Рабочая тетрадь

Проверка конспектов и знания их содержания.

Компетенция

ФО6ПедБ10/

20(600)

знать биографии писателей и тексты художественных произведений русской литературы.

знать основные закономерности возникновения и развития литературных направлений и основных жанровых разновидностей;



5,6,7,8

Конспекты, презентации




Реферирование, эссе

Рабочая тетрадь

Проверка конспектов и знания их содержания.


Пояснительная записка

Основные требования к вузовскому преподаванию литературы: научность, систематизация знаний, полнота освещения литературного процесса, приобретение студентами фундаментальных профессиональных знаний, практических умений и навыков.

Программа предусматривает связь изучаемого курса со смежными науками: историей общества, культурологией, этикой, эстетикой, искусствоведением, психологией, языкознанием, другими, частными гуманитарными научными отраслями.
Основные цели и задачи курса.
Цели:

дать представление о развитии литературы и ее периодизации. Познакомить студентов с основными жанрами, поэтикой отдельных произведений в связи со своеобразием историко-культурной эпохи, литературной школы и творческой индивидуальностью автора.

 

Задачи:

сформировать у студентов глубокие и системные знания об особенностях развития литературы, умения и навыки анализа литературных текстов.

 

В результате освоения содержания дисциплины студенты должны
знать: тенденции развития национальной литературы, содержание художественных текстов и основных исследовательских работ по дисциплине.

уметь: анализировать художественные произведения, вести читательский дневник, конспектировать научно-исследовательские работы.

владеть: навыками самостоятельного чтения текстов со словарем и приемами литературного анализа текста.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

Отбор материала осуществляется с учетом традиционных программных требований, предъявляемых к выпускникам высших учебных заведений. Университетская подготовка филолога включает в себя систему теоретических знаний, лежащих в основании его научной базы и потенциально применимых в практической деятельности.

Содержание курса освещает глобальные и частные проблемы литературоведения в теоретическом ракурсе, обучает студента специфическому языку науки о словесном искусстве, знакомит с основными принципами, средствами и приемами создания художественного мира литературного произведения.

Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – экзамен. Программа включает тематику лекций, практических занятий, контрольных, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы.


Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения бакалавра



Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестры

Аудитор

ные

Самост. работа

Филологический/педагогическое образование







300 ч.

348 ч.

6

Теория и история русской литературы

Лекции

134 ч.







Практические/семинарские

148 ч.







Занятия в интерактивной форме

58 ч.







Кнсультации

12 ч.







Курсовы/рефераты

23 ч.







Контрольные работы

-







Итоговый контроль

зачет

180 ч.

-




экзамен

-

Общий объем часов по дисциплине

828 ч.









Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения



Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Филологический/педагогическое образование

Теория и история русской литературы




124 ч.

704 ч.

8

Лекции

50 ч.







Практические/семинарские

74 ч.







Занятия в интерактивной форме

24 ч.







Консультации

14 ч.







Контрольные работы

75 ч.







Итоговый контроль

зачет

Экзамен





75 ч.






экзамен

Общий объем часов по дисциплине

828 ч.





Содержание дисциплины по очной форме обучения

  1. Разделы дисциплины и виды учебной работы



п/п

Наименование раздела ОМ / УД

лекции

практические


Самостоятельная работа

1

Литературный образ. Специфика литературы как искусства.

2







2

Литературный род. Литературный

жанр.


2







3

Сюжет и композиция литературного произведения.

2







4

Художественная речь произведения

2

2




5

УНТ ДРЛ

18

18




6

Общая характеристика литературы X-XVII веков.………

18

18




7

Литература XVIII в.

18

18




8

Литература XIX в.

36

36




9

Литература ХХ века

36

36






Содержание дисциплины по заочной форме обучения



п/п

Наименование раздела ОМ / УД

лекции

практические


Самостоятельная работа

1

Литературный образ. Специфика литературы как искусства.

2







2

Литературный род. Литературный

жанр.


2







3

Сюжет и композиция литературного произведения.

2







4

Художественная речь произведения




2




5

УНТ ДРЛ

4

2




6

Общая характеристика литературы X-XVII веков.………

4

2




7

Литература XVIII в.

4

2




8

Литература XIX в.

6

4




9

Литература ХХ века

6

4




Содержание модуля

По очной форме обучения

  1. Разделы дисциплины и виды учебной работы



Тематический план

лекции

семинарские

Практические

лабораторные

самостоятельная работа

1

Литературный образ. Специфика литературы как искусства.

4













2

Литературный род. Литературный

жанр.


4




4







3

Сюжет и композиция литературного произведения.

4




4







4

Художественная речь произведения

4




4







5

УНТ ДРЛ

36




18







6

Общая характеристика литературы X-XVII веков.………

4













7

Литература XVIII в.

18




18







8

Литература XIX в.

36




18







9

Литература ХХ века

36




18








По заочной форме обучения

  1. Разделы дисциплины и виды учебной работы



Тематический план

лекции

семинарские

Практические

лабораторные

самостоятельная работа

1

Литературный образ. Специфика литературы как искусства.
















2

Литературный род. Литературный

жанр.


2













3

Сюжет и композиция литературного произведения.

2




2







4

Художественная речь произведения

2




2







5

УНТ ДРЛ

6




4







6

Общая характеристика литературы X-XVII веков.………
















7

Литература XVIII в.

4




4







8

Литература XIX в.

8




4







9

Литература ХХ века

8




4








Содержание разделов ОМ/УД



наименование раздела ОМ/УД

содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1


Литературный образ. Специфика литературы как искусства.

Специфика литературного образа: начальная характеристика в сопоставлении с другими видами искусства.
Понятие о художественной реальности и художественной условности. Художественная условность как данность и основа иллюзорности мира произведения искусства.


Специфика литературы как искусства.







Литературный род. Литературный

жанр.


Категория рода. Родовые признаки литературного произведения. Специфика построения художественного мира произведения в различных литературных родах.

Категория жанра. Переменные и постоянные признаки жанра.


Литературный род. Литературный

жанр.


Специфика развития жанров в русской поэзии.

Прозаические жанры.

Драмматургия: жанровая эволюция.




Сюжет и композиция литературного произведения

Композиция литературного произведения. Композиционные приемы.

Сюжет литературного произведения. Сюжет и конфликт. Виды сюжета. Фабула, мотив.


Сюжет и композиция литературного произведения

Сюжет и композиция комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Особенности сюжета романа «Герой нашего времени».

Композиционная структура романов И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского.

Пьесы А.П. Чехова: сюжет и композиция.




Художественная речь произведения

Художественная речь произведения. Принципы ее организации

Художественная речь произведения

Анализ стихотворного текста.

Речь персонажа.

Особенности авторского повествования.




УНТ ДРЛ

Периодизация. Своеобразие древнерусской литературы, ее художественного метода и жанровой системы. Проблема литературной преемственности. Проблема связи древнерусской литературы и фольклора. Значение литературы Древней Руси в становлении и развитии русской литературы нового времени.




Периодизация. Своеобразие древнерусской литературы, ее художественного метода и жанровой системы. Проблема литературной преемственности. Проблема связи древнерусской литературы и фольклора.

Анализ «Слова о полку…»

«Повесть о разорении Рязани Батыем». Эпический и лирический планы.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» и ее автор Ермолай-Еразм. Жанровое своеобразие, основная идея и судьба повести. Прославление великой силы любви и женской мудрости.





Общая характеристика литературы X-XVII веков

Летопись как жанр древнерусской литературы. Истоки появления: фольклорные предания и византийские хроники. Метод составления летописи. Понятие свода.

«Повесть временных лет» как литературный памятник начала XII века. Три редакции «Повести». Язык и поэтические средства..


Общая характеристика литературы X-XVII веков

Сюжет и композиция «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного».





Литература XVIII в.

XVIII век – «век разума и просвещения» – новая эпоха государственности и культуры в России. Реформы Петра I. Новое рационалистическое восприятие и национальная культурная традиция. Развитие русской народности в русскую нацию. Своеобразие национальной концепции литературы как отрасли духовной жизни общества: литература генерирует быт; писатель активно создает культурную ситуацию. Иерархия русской словесной культуры нового времени. Низовая и высокая литературные традиции. Просветительский воспитательный характер русской литературы XVIII в.

Приоритеты рационалистического типа эстетического сознания. Разум – орган творчества и эстетического наслаждения. Роль и значение культурной деятельности. Слово – инструмент прямого социального воздействия. Соотношение эстетических задач литературы и идеологии, морали. Связь литературы XVIII в. с древнерусской литературой и фольклором, европейскими культурами (переводная литература). Культурная функция новой литературы и многовековая традиция принадлежности словесного творчества к сакральной сфере.

Художественные открытия русской литературы XVIII в. и становление литературной классики. Создание силлабо-тонической системы стихосложения, образно-символического «языка» поэзии. Разработка системы основных жанров и художественных приемов поэзии, прозы и драматургии. Формирование русского литературного языка и стиля. Основные литературные направления XVIII в. и специфика их эволюции. Проблема барокко в русской литературе 18 века.

Проблема периодизации русской литературы XVIII века.


Литература Петровской эпохи
Поэтика классицизма.

Творчество крупнейших художников XVIII века.

Произведения Ломоносова, Державина, Фонвизина.




Литература XIX в.

Основные особенности русской литературы ХIХ века и ее периодизация. Современная постановка вопроса о национальном своеобразии и мировом значении русской классической литературы, ее художественное богатство. Литературное движение ХIХ века.

Предромантизм как переходное явление конца ХVIII – начала ХIХ века. Исторические и эстетические предпосылки возникновения и развития русского романтизма. Его связь с западноевропейским романтизмом. Идейно-эстетическая система романтизма и особенности романтического стиля. Различные течения в русском романтизме и пути его развития в литературе ХIХ века. Актуальные проблемы изучения реализма. Поэтика и стилистика реализма.

Литература первой трети ХIХ века.

Литература второй трети ХIХ века.

Литература 70-90-х гг. ХIХ века.

Творчество А.С. Грибоедова.

Творчество А.С. Пушкина.


Творчество М.Ю. Лермонтова.

Творчество Тургенева.
Творчество Ф.М. Достоевского.

Творчество Л.Н. Толстого.


Творчество А.П. Чехова.




Литература ХХ века

Особенности литературного процесса XX века. Основные течения и направления. Основные представители. Критика и журналистика.

Литература начала века.

Литература 1917-40 гг.

40-60-е гг ХХ столетия. Художественные особенности.

Развитие русской литературы в 60-80-е гг. ХХ века.

Литература рубежа ХХ-ХХI вв.

Творчество символистов.

Лирика С. Есенина.

Лирика А. Блока.

Творчество М. Шолохова.

Литература о гражданской войне.

Литература периода ВОВ.

Проза и поэзия 40-60-х гг.

Развитие жанра романа в 70-80-е гг.

Литературный герой рубежа веков.

Проблема исторической памяти в литературе конца ХХ века.


Основные понятия

Художественный образ, художественный мир, авторская система ценностей, художественная форма, художественное содержание; тематика, проблематика, идея, пафос, герой, тип, характер, психологизм; литературный род, жанр; виды повествования, поэзия и проза, системы стихосложения; фонетические, синтаксические средства, тропы; композиция, композиционные приемы; сюжет, фабула, мотив; изображенный мир; литературное направление, творческая биография; интепретация; методология; новаторство.
Тематика рефератов

«Повесть временных лет» - идейно-художественное содержание.

Житийная литература XI-XII веков. Оригинальные русские жития («Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского»).

Поэтические особенности «Слова о полку Игореве».

«Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.

«Поучение» Владимира Мономаха как политическое и нравственное завещание.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» как образец воинской повести. Идея произведения. Композиция повести. Героическое и трагическое в повести.

«Слово о погибели Русской земли» как лироэпический отклик на события XIII века. Гражданское и патриотическое звучание произведения.

«Повесть о житии Александра Невского». Жанровая специфика «Повести». Принципы изображения центрального героя.

Поэтико-структурный анализ «Сказания о Мамаевом побоище».

«Повесть о Петре и Февронии»: принципы изображения героев, особенности сюжета, жанр, стиль.

Сочинения Ивана Грозного (Послание в Кирилло-Белозерский монастырь).

Идейно-художественное содержание «Повести о Горе-Злочастии».

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Личность и характер автора. Жанрово-стилистическое своеобразие.

Характеристика литературы XVII века как переходного этапа в развитии русской словесности.

Реформа русского стихосложения (анализ стихотворных отрывков)

Черты переходного времени литературе.

Нарушение принципов классицизма в драматургии.

Формирование прозаических жанров.

Жанровый состав лирики М.М. Хераскова.

«История о царстве Казанском» и русская литература 18 в.

Художественное своеобразие философских стихотворений Ф. И. Тютчева.

Тема природы в лирике Ф. И. Тютчева.

Новаторство Островского-драматурга.

Сюжетно-композиционные особенности драмы «Гроза».

Купеческая среда в пьесах А. Н. Островского.

Своеобразие композиции в романе «Обломов».

Женские образы в романе «Обломов».

Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обрыв».

Идейно-художественные особенности «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева.

Образ России в творчестве Л.Н. Толстого.

Значение образа Алеши в системе идей романа Достоевского «Братья Карамазовы».

Мотив «новой жизни» в творчестве А.П. Чехова.

Тема любви в лирике А.Блока и её художественная реализация.

Образ главной героини в лирике А.Блока.

Образ лирического героя в поэзии А.Блока.

Традиции русской романтической поэзии XIX века в лирике А.Блока.

Пейзаж и его функции в лирике А.Блока.

Мистические мотивы в лирике А.Блока.

Тема «двойничества» в поэзии А.Блока.

Образы-символы в поэзии А.Блока.

Стилевое своеобразие лирики Н. Клюева.

Особенности критического наследия Д.Мережковского.

Лирика Д.Мережковского: проблематика и поэтика.

Библейские мотивы лирики Н.Клюева.

Фольклорные традиции в лирике М.Цветаевой.

Проблематика и поэтика цикла «Лебединый стан» М.Цветаевой.

Мистические мотивы лирики В.Брюсова.

Тема одиночества в лирике И.Бунина.

Тема свободы в романтических рассказах М.Горького.

Загадки русской души в творчестве И.Бунина.

Деталь и символ в прозе И.Бунина.

Тема памяти в произведениях И.Бунина.

«Грамматика любви» в прозе (поэзии) И.Бунина.

Образ лирического героя в дооктябрьской поэзии В.Маяковского.

Образ России в лирике С.Есенина до Октября.

Народно-поэтическая основа дооктябрьского творчества С.Есенина.

Темы города и деревни в лирике С.Есенина.

«Цветовая радуга» поэзии С.Есенина.

Тема родного дома в поэзии С.Есенина.

Образы «братьев наших меньших» в лирике С.Есенина.

«Я по-прежнему такой же нежный…» Тема любви в лирике С.Есенина.

Тема свободы в ранних романтических рассказах М.Горького.

Стилевое своеобразие лирики Н. Клюева.

Деталь и символ в прозе И.Бунина.

Тема памяти в произведениях И.Бунина.

«Грамматика любви» в прозе И.Бунина.

Образ лирического героя в послеоктябрьской поэзии В.Маяковского.

Образ России в лирике С.Есенина до Октября.

Народно-поэтическая основа дооктябрьского творчества С.Есенина.

Темы города и деревни в лирике С.Есенина.

«Цветовая радуга» поэзии С.Есенина.

Тема родного дома в ранней поэзии С.Есенина.

Образы «братьев наших меньших в лирике С.Есенина.

«Я по-прежнему такой же нежный…» Тема любви в ранней лирике С.Есенина.
Тематика курсовых проектов/работ

Итальянская тема в русской путевой литературе 18 столетия.

Новаторский характер публицистики петровской эпохи.

Особенности перевода и художественной интерпретации русскими драматургами начала 18 в. пьес западноевропейских авторов.

Значение нравственно-дидактической литературы петровского времени в формировании нового бытового и литературного этикета («Юности честное зерцало», «Приклады, како пишутся комплименты»).

Роль и функции библеизмов в поэзии М.В. Ломоносова.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания iconРешение заседания
Эта многомерная цель достигается через решение следующих задач, реализуемых в ходе чтения конкретных дисциплин-модулей
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры
Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
...
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск