Решение заседания





НазваниеРешение заседания
страница1/6
Дата публикации26.04.2015
Размер0.71 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > Философия > Решение
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А.Шолохова "
УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_______________________

(название кафедры)

_______________________

(ФИО)

Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» ___________20__г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«ФИЛОСОФИЯ»

(название дисциплины (модуля)
Направление: ____________/___________________________

(шифр) (название)

Профиль: __________________________________________

Квалификация: прикладной / академический бакалавр

(ненужное удалить)

Кафедра: ___________________________________________
Форма обучения: ____________________________________

(очная/очно – заочная/ заочная)

Курс обучения:______________________________________

Семестр обучения: ___________________________________

Составители: _____________________________

(ФИО, должность, степень, звание)

Москва 2014


  1. Пояснительная записка


Дисциплина «Философия» входит в содержание базовой части программы бакалавриата.

Изучение философии занимает одно из ключевых мест в программе социально-гуманитарной подготовки современного студента. Освоение предметного содержания философии помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность профессионального сознания, формирует интегральное видение мира и понимание собственной сопричастности его судьбам. Обладая высочайшим духовным потенциалом, философское знание открывает человеку главные ориентиры самоопределения в мире, позволяет осознанно решать наиболее важные мировоззренческие вопросы и вырабатывать стратегию собственной жизненной активности. Более того, будучи по своей природе инновационной и критичной, философия не только дисциплинирует мышление человека, но и придает ему дополнительные «степени свободы», стимулируя и направляя интеллектуальный творческий поиск.

Логика освоения философии предполагает понимание истории философской мысли как процесса становления проблемного содержания и категориального аппарата философского мышления, что находит отражение в двухчастной – включающей исторический и теоретический образовательные разделы - структуре учебного курса. Овладение наследием мировой и отечественной философской мысли требует изучения динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, ориентирует на понимание эволюции философских представлений в тесной связи с логикой развития всей духовной культуры человечества. Это требование неслучайно. Изучение собственной логики философского развития в широком контексте истории культуры организует систему внутри- и межпредметных связей, образующих необходимый фундамент для интеллектуального освоения основных разделов современной философской теории, ее фундаментальных понятий и начал, что, в конечном итоге, позволяет реализовать принципы междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, обеспечить целостность гуманитарного знания и акцентировать его взаимосвязь с социокультурным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника. Такой подход к изучению философии позволяет не только утвердить ключевые позиции философского знания в программе высшего учебного заведения гуманитарного профиля, но и мобилизует ресурс вариативности его содержания, востребованный в условиях глубокой профильной дифференциации и компетентностной ориентации современной высшей школы.
Цель: формирование у студентов знаний и представлений о важнейших содержательных направлениях и формах философского познания; овладение культурой понятийного мышления, образующей фундамент системного взгляда на мир и общую методологическую и ценностную основу социально значимой деятельности выпускника.

Задачи:

1. Актуализировать осознание собственной вовлеченности каждого в систему «мир-человек» и значимость философской рефлексии для решения вопросов мировоззренческого характера и выработки жизненных стратегий;

2. Представить основной круг проблем и категориальный аппарат философии в их становлении и развитии.

3. Осмыслить онто- гносеологическую проблематику философского знания;

3.Изучить теорию познания и проблемы методологии естественных, социальных и гуманитарных наук;

4.Раскрыть проблемы социальной философии, включая философию истории.
Групповая принадлежность модуля: общекультурный


  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)


Дисциплина (модуль) направлена на формирование следующих компетенций (с шифрами из стандарта и КМВ):
1. Способность использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-1)
В результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, выступление на практических занятиях, подготовка докладов и презентаций) и итогового (экзамен) контроля студенты обязаны

Знать:

- важнейшие понятия, тематику курса, теоретические основы дисциплины;

- место и роль философской рефлексии в жизни человека и общества;

- исторические этапы развития философской мысли.

Уметь:

- различать основные философские школы и направления;

- видеть в свете философской рефлексии проблематику современной социокультурной жизни;

- использовать основные приемы философского анализа в решении вопросов мировоззренческого характера;

- анализировать философские произведения в контексте определённого исторического этапа развития философской мысли;

Владеть:

- методами самостоятельной работы с литературой теоретического содержания;

- навыками раскрытия мировоззренческого смысла произведений мировой философской мысли;

- приёмами философского анализа важнейших сфер и областей социокультурной практики, включая сферу информационно-коммуникативного взаимодействия.

3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП
3.1 Необходимым условием обучения по данной дисциплине (модулю) является успешное освоение следующих дисциплин (модулей):

1.История

2.Технология личностного развития

3.Педогогика

4. Психология
3.2 Данная дисциплина (модуль) является базой для изучения следующих модулей:

1.Биология и экология человека
4. Объем дисциплины (модуля)

4.1 Количество зачетных единиц по дисциплине (модулю): 2 кредита (72 часа)

4.2 Объем дисциплины (модуля) по видам учебных занятий

(по каждой форме обучения отдельная таблица)
Форма обучения: ___очная_______


Факультет / институт

(направление)

Название дисциплины (модуля)

Вид учебных занятий

Количество часов




ФИЛОСОФИЯ

  1. Контактная работа с преподавателем:

Лекции (в том числе обзорные)

10

Практические/семинарские

8

Лабораторные




Консультации групповые1




Курсовые работы




Индивидуальная работа с преподавателем2




Итоговый контроль:

Зачет3




Экзамен

36

Итоговый экзамен4




Защита выпускной квалифицированной работы




Общий объем контактной работы с преподавателем

18

  1. Самостоятельная работа

36

Общий объем часов по дисциплине

72


5.Тематический план дисциплины (модуля)

(по каждой форме обучения отдельная таблица)
Форма обучения: _____очная___________


Наименования разделов дисциплин (модулей)

Содержание раздела по темам

Всего часов

Количество часов

Лекции

Практические

Лабораторные

Самостоятельная работа

Познавательный статус философии

Тема 1. Предмет философии

Философия и мировоззрение

Тема 2. Основной вопрос философии




2







10

История философских учений

Тема 3. Становление философской мысли

Философская мысль Античности и Средневековья.

Тема 4. Философская мысль Нового времени

Тема 5. Зарубежная философия Новейшего времени

Тема 6. Отечественная философская традиция




4

4




14

Основное содержание современной философской теории

Тема 7. Философское учение о бытии, движении, пространстве и времени

Тема 8. Теория познания

Тема 9. Социальная философия




4

4




12


6. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине (модулю)

(по каждой форме обучения отдельная таблица)

Форма обучения: _____очная_______________



Наименование разделов дисциплины (модуля)

Учебно – методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Познавательный статус философии




История философских учений




Основное содержание современной философской теории






7. Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации студентов по дисциплине (модулю)

Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателей, являются:

1) активность посещения занятий и работы на занятиях

2) выступление с докладами, проектом

  1. оценка письменных заданий (эссе, письменные работы, контрольных работ).

Критерии оценивания формируются исходя из данных показателей работы слушателей, и методов измерения знаний, которые используются при контроле освоения учебного материала дисциплины слушателями, с учётом весовых коэффициентов важности показателей (в процентах). Для дисциплины «Онтология и теория познания» выбрана комбинация следующих критериев:

  • результаты текущей работы на семинарских занятиях - 20%;

  • оценка итоговых тестовых заданий по каждому модулю - 30%;

  • оценка заданий для самостоятельной работы (домашних заданий) - 50%.

Максимальное количество баллов, которое может получить студент за изученный курс, составляет 100 баллов (100%-ный успех). Приведённые выше проценты указывают максимальный процент (долю), который может получить слушатель по той или иной форме работы, принятых по данной дисциплине.

Обязательным требованием для объективной оценки уровня знаний и участия студента в учебных мероприятиях, которые предусмотрены рабочей программой данной дисциплины, является посещаемость учебных занятий в объеме 75% от общего числа занятий.

Контрольные мероприятия по текущему контролю знаний (успеваемости) студентов проводятся в часы, отведенные для изучения дисциплины.
В курсе могут быть предусмотрены следующие виды контроля:

- промежуточные формы контроля: участие в практических и семинарских занятиях, выполнение заданий в рабочей тетради, контрольные работы, представление на занятиях докладов и презентаций, написание эссе по одной из предложенных тем;

- итоговый контроль – экзамен.
Общая схема рейтинговой системы по данному образовательному модулю:




Вид работы


Макс. кол-во баллов



Текущий контроль + итоговый контроль успеваемости (экзамен)

100 баллов

1

Виды работ

Кол-во баллов по видам работ

2

Посещаемость студентов

10

3

Аудиторные работы/ тесты

20

4

Активность студентов на занятии

10

5

Письменные домашние работы/рефераты

10

6

Творческий рейтинг

10

7

Итоговый контроль/зачёт (1 вопрос)

40

8

Итоговый контроль/ экзамен (2 вопроса)

40 (20+20)


Активность на занятии

Критерии оценки активности студента на занятии


Критерии оценки

Максимальная оценка в баллах 10 баллов

Выступление по теме реферата/эссе

1 балл

Участие в дискуссиях

3 балла

Выступление с презентацией материала

3 балла

Демонстрация понимания изучаемого или изученного материала

2 балла

Ясность и логичность изложения полученных знаний

1 балл

Итого

10 баллов


Критерии оценки письменных домашних работ


Критерии оценки

Максимальная оценка в баллах

Логичность изложения

2 балла

Использование широкой информационной базы

3 балла

Наличие собственных выводов, обобщений, критического анализа

5 баллов

Итого

10 баллов


Творческий рейтинг студента определяется по итогам выполнения творческих заданий.

Критерии оценки эссе


Критерии оценки

Максимальная оценка в баллах

Логичность изложения

1 балла

Раскрытие темы

1 балла

Использование широкой информационной базы

1 балла

Наличие собственных выводов, обобщений, критического анализа

5 баллов

Соблюдение правил цитирования

1 балл

Правильность оформления

1 балл

Итого

10 баллов


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
0. Введение. Что такое философия и зачем она?
0.1. Выберите опущенное имя: «Первым кто употребил слово «философ», был, возможно, ____________ (кто?). На вопрос, кто он такой, ___________ (кто?) ответил: «Философ», что значит «любомудр». «Жизнь, – говорил _____________(кто?), – подобно игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философ – до единой только истины»:

а) Фалес; б) Гераклит; в) Пифагор; г) Сократ; д) Аристотель.
0.2. Вставьте опущенное в суждении Ибн Габирола Соломона бен Иуды слово: «Существует четыре типа людей: человек, который знает и знает, что знает; это – _____________ (кто?), следуй за ним… Человек, который знает, но не знает, что знает; помоги ему оценить свои знания… Человек, который не знает и знает, что не знает; учи его… Человек, который не знает, но уверен, что знает; это – глупец, беги от него»:

а) философ; б) ученый; в) учитель; г) мудрец; д) простец.
0.3. Исключите лишнее слово:

а) мирооценка;

б) миропереживание;

в) миропонимание;

г) мироустройство.
0.4. Установите авторов и культурно-исторический контекст следующих формул миропереживания:

а) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»;

б) «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»;

в) «Невозмутимый строй во всем, / Созвучье полное в природе, / – Лишь в нашей призрачной свободе / Разлад мы с нею сознаем»;

г) «Всё было весёлым вначале, / Всё стало печальным в конце»;

д) «Я дышу – и значит, я люблю! Я люблю – и, значит, я живу!».
0.5. Разделите слова на две группы: мировидение, мировоззрение, мировосприятие, мироздание, мирообъяснение, мироописание, мирооценка, мироощущение, миропереживание, миропонимание, миропорядок, миропредставление, миропреобразование, мироразумение, миросозерцание, миротворение, мироустройство, мирочувствование.
0.6. Две основные части, на которые распадается философия, согласно Томасу Гоббсу, суть …

а) материализм и идеализм;

б) этика и политика;

в) философия природы и философия общества;

г) философия общества и философия государства;

д) философия естественная и философия гражданская.
0.7. Выберите вопрос, положительный ответ на который позволяет назвать философа материалистом:

а) Создан ли мир Богом?

б) Существовала ли природа до человека?

в) Существует ли что-нибудь вне природы и общества?

г) Является ли материя продуктом Духа?

д) Бессмертна ли душа?
0.8. Выберите вопрос, отрицательный ответ на который, позволяет называть философа диалектиком:

а) Существовал ли дух прежде природы?

б) Достижима ли истина?

в) Имеет ли человеческая жизнь смысл?

г) Всегда ли мир был таким, каким мы видим его сегодня?

д) Познаваем ли мир?
0.9. Опущенное в суждении Г. В. Плеханова слово: «Всякий последовательный идеалист есть ___________ (кто?) в такой же степени, как и всякий последовательный материалист» – это …

а) догматик;

б) дуалист;

в) монист;

г) плюралист;

д) релятивист.

Литература

Мир философии: Книга для чтения. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1991. Раздел первый.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Проспект, 1997.

Философский энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 1989. (Можно использовать также иные философские словари)
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания iconРешение заседания
Эта многомерная цель достигается через решение следующих задач, реализуемых в ходе чтения конкретных дисциплин-модулей
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры
Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания
...
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск