Скачать 0.82 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплексОПД. Р. 02. Экономический анализ Факультет точных наук и инновационных технологий Направление: Прикладная информатика в экономике, Кафедра общественных наук Составители: Лихачев М.О. Москва-2013 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав. кафедрой ___________________________ ___________(Лихачев М.О.) Решение заседания кафедры Протокол № 1 от 2.09.2013 Программа дисциплины ОПД. Р. 02. Экономический анализ Для направления/специальности Прикладная информатика в экономике,
Москва-2013 (Выписка из ГОС):
Пояснительная записка Курс «Экономический анализ» является одной из основных базовых дисциплин для подготовки студентов по специальности 080800 «прикладная информатика и экономика». Цель курса «Экономический анализ» – овладение студентами теоретических знаний и практических навыков по применению приемов и способов экономического анализа в процессе обоснования и принятия управленческих решений. При изучении курса выстроена стройная логическая цепочка теоретического познания поставленных проблем, выделены характеристики основных черт каждого явления. Использована логика российской и западной школ. Применяемые термины отражают категории рыночного хозяйства, обобщая опыт человеческой цивилизации. Курс состоит из трех разделов: Теоретические основы анализа, Анализ финансового состояния предприятия, Анализ затрат и результатов деятельности предприятия. Задачами первого раздела является изучение предмета и метода экономического анализа; основных принципов и приемов аналитической деятельности. Задачи второго раздела – дать общую характеристику основных методов анализа финансового состояния предприятия и критериев оценки финансовой устойчивости доходов. В задачи третьего курса входит изучение методов анализа затрат и результатов деятельности предприятия и критериев оценки его эффективности В процессе обучения используются как традиционные, так и активные методы обучения. Структура курса предусматривает норму с лекциями и семинарскими занятиями, самостоятельной работой по анализу различных ситуаций, событий и явлений, связанных с осуществлением экономической деятельности, в том числе с использованием практического опыта. Цели и задачи дисциплины «Экономика» Анализ на микроуровне наполняется совершенно конкретным содержанием, связанным с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров, владель-цев-собственников. Конкретно: анализ обоснования и выполнения бизнес-планов, сравнительный анализ маркетинговых мероприятий, включающих сопоставление реапьного развития событий с ожидае-мым за определенный отрезок времени, анализ возможностей произ-водства и сбыта, выяснение внутренних и общеэкономических ситу-аций, влияющих на производство и сбыт, анализ деловых сценариев и их реального осуществления, анализ соотношения спроса и пред-ложения, анализ конкретных поставщиков сырья и комплектующих изделий, анализ конкретных потребителей и оценки последними ка-чества выпускаемых товаров, анализ наполняемости «портфеля ценных бумаг» фирмы, анализ затрат живого и овеществленного тру-да с необходимой их детализацией, анализ конечных финансовых ре-зультатов производственной, сбытовой, маркетинговой деятельности (прибыль, убыток), анализ коммерческого риска с оказываемым на него влиянием политических, демографических, культурных, эколо-гических, структурно-организационных и других факторов. Основные цели преподавания дисциплины:
Задачи изучения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать сущность и содержание экономического анализа, его место в системе управления предприятием; - основные приемы и методы экономического анализа;- типологию и классификацию видов экономического анализа, его информационное обеспечение; методики экономического анализа, включая их целевую направленность, последовательность анализа, систему методов. Уметь провести экономический анализ на предприятии и основных его структурных подразделениях; оценить производственный потенциал предприятия и его использование; применять результаты факторного анализа в целях обоснования управленческих решений; определить финансовое состояние предприятия и тенденции его развития. Принципы отбора содержания и организации учебного материала Содержательное наполнение предлагаемой программы строится с учетом того, что экономические знания являются одной из составляющих обществоведческих знаний в целом и опираются на знания, полученные в процессе изучения всех других составляющих. Содержание дисциплины распределяется между лекционной и практическими частями на основе принципа дополняемости: практические занятия не дублируют лекции. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическим темам, относящимся к анализу ограниченности и проблемы выбора, теории рынков и рыночного равновесия, методам государственного регулирования экономических процессов. Выделенные темы прежде всего обеспечивают формирование методологической основы анализа конкретных экономических процессов, развития навыков принятия рациональных решений. Содержание предлагаемой программы, ее объем и характер обуславливают необходимость оптимизации учебного процесса не только в плане отбора материала обучения, но и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Одновременно возрастает удельный вес и изменяется статус внеаудиторной (самостоятельной) работы, которая, наряду с лекционными и практическими занятиями, становится полноценным и обязательным видом учебно-познавательной деятельности студентов. Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – экзамен. Программа включает тематику лекций, планы практических занятий, темы рефератов, контрольных и курсовых работ, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы.
по очной форме обучения
по очно-заочной форме обучения
по заочной форме обучения
по очной форме обучения
по очно-заочной форме обучения (если читается на вечерней форме обучения тоже)
Содержание дисциплины по заочной форме обучения (если читается на заочной форме обучения тоже): 1.Разделы дисциплины и виды учебной работы
Тематический план лекций для очной формы обучения 1. Теоретические основы анализа Определение экономического анализа как науки и вида прикладной деятельности. Роль комплексного анализа в управлении производством. Содержание финансового и управленческого анализа, их особенности, последовательность проведения, информационная база. Основные приемы и методы экономического анализа. Система аналитических показателей, их классификация. Аналитическое сравнение как элемент методики экономического анализа. Виды сравнений. Проблема сопоставимости показателей и основные способы приведения показателей к сопоставимому виду. Детализация и группировка: сущность, виды и применение их в экономическом анализе. Элиминирование как один из важнейших приемов экономического анализа. Метод цепных подстановок, абсолютных отклонений, относительных (процентных) разниц, индексный и интегральный: алгоритм расчетов, достоинства и недостатки. Обобщение результатов анализа. Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей. 2. Анализ финансового состояния предприятия Характеристика и основные факторы финансового состояния предприятия. Система показателей, характеризующих финансовое состояние и методы анализа. Анализ изменений в составе и структуре имущества предприятия. Анализ состава и структуры источников формирования имущества. Характеристика показателей общей финансовой устойчивости предприятия. Методы определения собственного оборотного капитала и типов финансовой устойчивости. Расчет и оценка показателей платежеспособности. Оценка ликвидности бухгалтерского баланса на основе группировки активов по уровню их ликвидности и обязательств по срочности их оплаты. Расчет и оценка коэффициентов ликвидности оборотных активов. Система показателей оборачиваемости оборотных активов. Применение методов факторного анализа для оценки эффективности использования оборотных активов. Расчет и оценка показателей оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, денежных средств, финансовых вложений, краткосрочных кредитов и займов. Особенности финансового анализа неплатежеспособных предприятий. Анализ и оценка кредитоспособности. Основы инвестиционного анализа. Методы комплексного анализа и оценка бизнеса. Методики рейтингового анализа. 3. Анализ финансовых результатов предприятия Доходы и расходы как экономическая база формирования финансовых результатов. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли. Оценка влияния инфляции на финансовые результаты. Цели, задачи анализа и источники информации финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчета о прибылях и убытках. Факторный анализ прибыли от продажи продукции (товаров, работ, услуг). Факторный анализ прибыли до налогообложения. Факторный анализ чистой прибыли. Понятие рентабельности и ее роль в оценке эффективности хозяйственной деятельности. Расчет и оценка показателей рентабельности. Факторный анализ рентабельности продаж, резервы ее роста. Методы факторного анализа активов и капитала. Моделирование показателей рентабельности активов и капитала как база проведения многофакторного анализа. Основные факторы и пути повышения рентабельности активов. Анализ эффективности привлечения заемного капитала. Эффект финансового рычага. 4. Анализ затрат и себестоимости продаж Понятие расходов предприятия. Анализ показателей себестоимости продаж. Факторный анализ себестоимости продаж. Расчет и оценка влияния на себестоимость продаж использования труда, материалов и основных производственных средств. Анализ затрат на один рубль продукции. Особенности анализа прямых, переменных и постоянных затрат. Анализ поведения затрат в зависимости от объема продаж, себестоимости и рентабельности. Операционный рычаг. Резервы снижения себестоимости продаж. 5. Анализ технико-организационного уровня производства Принципиальная схема анализа организационно-технического уровня производства. Система показателей организационно-технического уровня производства. Анализ технической оснащенности производства. Оценка возрастного состава основных фондов. Анализ уровня управления предприятием. Анализ технического развития. Жизненный цикл изделия, техники и технологии и учет его влияния на анализ организационно-технического уровня производства. 6. Анализ объема производства и продаж, факторов их определяющих Задачи и цели анализа объема производства и продаж. Источники информации. Система взаимосвязанных показателей анализа объема производства и продаж. Анализ в системе маркетинга. Анализ ассортимента и структуры продукции, ее обновления и качества. Анализ формирования эффективности ассортиментных программ. Анализ комплектности и ритмичности производства. Анализ и оценка влияния на объем производства и продаж продукции производственных ресурсов. Расчет и оценка доли влияния экстенсивности и интенсивности производственных ресурсов на прирост продукции. Расчет относительной экономии ресурсов. Анализ и оценка влияния объема продаж на приращение прибыли от продаж. |
Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |