Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
ПРОГРАММА
вступительного испытания по ТЕХНОЛОГИИ
для поступающих на направление подготовки
050100.68 Педагогическое образование
профиль: Технология
Ульяновск, 2013 Пояснительная записка
Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование.
Программа направлена на расширение и углубление знаний и повышение общепрофессиональной и специальной компетентности в области педагогического образования с углубленным изучением теории и практики учебно-воспитательной деятельности по технологии.
Актуальность программы для обеспечения прав граждан Российской Федерации на выбор содержания и уровня своего образования, а также в целях создания условий для гибкого реагирования высшей школы на запросы общества в условиях рыночной экономики и гуманизации образовательной системы в нашей стране в соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации введена многоступенчатая система высшего и послевузовского профессионального образования. Ее концептуальной основой является представление о непрерывности и преемственности процесса образования, что открывает новые возможности повышения профессионализма в различных областях науки и техники. Магистерская подготовка в Российской Федерации реализует одну из основных профессиональных образовательных программ в многоуровневой структуре высшего образования. Подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Цель вступительных испытаний: определение степени подготовленности научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области технологического образования и сформированности у магистрантов знаний и практических умений в области технологического образования.
Требования к результатам:
Процесс изучения дисциплин магистратуры направлены на формирование следующих компетенций:
- владеет культурой технологического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
- способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6);
- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессионалъными (ОПК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
в области педагогической деятельности:
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК -1);
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
в области культурно-просветительской деятельности:
- способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11). В результате вступительных испытаний поступающий должен показать:
знания:
- особенностей технологии как науки, как предмета изучения, как элемента культуры;
- процессов и средств преобразования материалов, энергии, вещества;
- методов поиска решений в преобразовательной деятельности;
- современных технологий производственной деятельности;
- закономерностей развития промышленных производств;
- основных мероприятий по охране труда;
умения:
- осуществлять процессы преобразования объектов из исходного в требуемое состояние;
- формировать задачи деятельности и отыскивать их решения с помощью инновационных методов;
- обобщать, анализировать и воспринимать информацию в современных социально-экономических условиях;
- использовать систематизированные теоретические и практические знания технологии современного производства при решении профессиональных задач;
владеть:
- методиками систематизации и анализа информации о деятельности промышленных предприятий и применяемых на них технологических процессов;
- навыками работы по созданию оптимального микроклимата в кабинетах образовательных учреждений;
- навыками по проектированию рабочих мест школьников в соответствии с требованиями эргономики, охраны труда и техники безопасности
- способами совершенствования профессиональных знаний в области технологий современного производства;
- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты и т.д.).
Методические указания по подготовке к вступительному испытанию
Ознакомившись с вопросами, необходимо приступить к проработке вопросов последовательно по каждому разделу, предварительно подготовив конспекты лекций и литературу.
Найдя и прочитав ответы на экзаменационные вопросы из различных источников (конспектов лекций, учебников, пособий), необходимо письменно составить краткие ответы на каждый вопрос, сопроводив их необходимыми схемами. Эту работу рекомендуется выполнить до консультации ведущими преподавателями, которые помогут скорректировать подготовленные ответы в соответствии с указаниями преподавателей. Критерии оценивания Поступающий должен владеть профессиональным языком предметной (технолого-экономической) области знания, уметь корректно выражать и аргументировано обосновывать основные положения предметной области технолого-экономических знаний, владеть системой знаний о взаимосвязи производства, техники, технологии и экономики.
Балльно-рейтинговая система оценки знаний в результате вступительных испытаний соответствует в целом таковой ВУЗа и модифицирована в связи с особенностями экзамена. По балльно-рейтинговой системе оценка знаний вступительного экзамена оценивается в 100 баллов.
Литература Основная литература:
1. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие:/ В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2006.
2. Шамова Т.И. Управление образовательными системами 4-е издание./ Т.И. Шамова – М.: Академия, 2007
3. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах)./ В.А. Скакун. – М.: Академия , 2005.
4. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. / Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2007.
5. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие:/ под ред. Сластенина. -М.: Академия 2008.
6. Подласый И.П. Педагогика. Учебник/ И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007.
7. Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах./ В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2006. 1. Загвязинский В.И. Атаханов Р. Методология и методика психолого-педагогического исследования 3-е издание./ В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2006.
2. Орлова Т.В. Управление образовательными системами: учебное пособие / Т.В. Орлова. – М.: Академия, 2006.
3. Кукушкин В.С. и др. Управление образовательными системами / В.С. Кукушкин. - М., 2003.
4. Елисеев В.В. Управление образовательным процессом в школе. УИПК ПРО/ Елисеев В.В. – Ульяновск.: УИПК ПРО, 2003. Дополнительная литература:
5. Лурье Л.И. Моделирование региональных образовательных систем./ Л.И. Лурье - М: Гардарики 2006.
6. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства: учебно-методическое пособие для учителей и студентов пед. вузов./ В.Д. Симоненко, Н.В. Фомин. – Брянск.; БГПУ, 1998.
7. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения./ Н.Е. Эрганова. – М.: Академия, 2008.
8. Левина М.М.. Технология профессионального педагогического образования. / – М.: Академия, 2001.
9. Педагогика. Учебник под ред./ Л.П. Кривошеенко. – М.: Проспект, 2006
10. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие под ред./ И.Я. Полат. – М.: Академия, 2006.
11. Подласый И.П. Педагогика. 100 вопросов-100 ответов: учебное пособие./ И.П. Подласый. – М.: Владос-Пресс, 2004.
12. Шлейкова, Н.Ю. Учебное пособие по кулинарии /Н.Ю. Шлейкова.- Ульяновск, УлГПУим.И.Н. Ульянова, 2011.-100с.
Уласевич, М.В. Технология приготовления пиши: справ. Пособие. – Мн.: Высш.шк., 2005. – 339с.
БескоровайнаяТ.П. Конструирование одежды для индивидуального потребителя: учебное пособие. – М.: Мастерство, 2004.
Булатова Е. Конструирование одежды: учебное пособие для вузов / Е. Булатова. - М.: Академия, 2004.
Куренова С.В. Конструирование одежды: учебное пособие для вузов / С.В. Куренова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Медведева Т.В. Художественное конструирование одежды: учебное пособие/ Т.В. Медведева. - Инфа - М, 2003.
Эмирова Э.К. Конструирование одежды / Э.К. Эмирова, О.В. Сакулина, В.С. Сакулин, А.Т. Труханова. – М.: Мастерство, 2001.
Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства / Г.А. Крючкова. - М.: Академия, 2004.
20. Мюллер М. Техника кроя / М. Мюллер. - ЗАО «КОН» – лига Пресс», Москва, 2002. |