МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МАЙКОПСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» политехнический колледж Предметная (цикловая) комиссия естественных дисциплин и БЖ
УТВЕРЖДАЮ
Директор политехнического
колледжа
________________ Х.И.Борс
«____» ___________20 13г. Рабочая программа
по дисциплине Химия по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Форма обучения очная
МАЙКОП Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта по
специальности среднего профессионального образования 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Разработчик : Оганесян И.В.–преподаватель первой
категории
Рекомендовано предметной(цикловой) комиссией естественных
дисциплин и ОБЖ
Председатель ПЦК________________________Костанова Ф.А. №____от _____ ______________2011 г.
Содержание Стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной
дисциплины
4
2. Структура и примерное содержание учебной
дисциплины
5
3. Условия реализации учебной дисциплины
19
4. Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины 20
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Химия 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям технического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке служащих и в технических областях..
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Рабочая программа учебной дисциплины входит в цикл математических и общих естественнонаучных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен Уметь: - понимать неразрывность взаимной связи науки и практики
- выяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения
- осознавать многообразие и материальное единство веществ
- характеризовать химические свойства элемента, исходя из его положения в периодической системе
- производить расчеты по химическим формулам и уравнениям
- использовать приобретенные знания и умения на практике
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием справочников, компьютерной базы данных, интернета. Знать: - цели и задачи науки химии
- правовые вопросы безопасности в производстве и использовании химических веществ
- об экологических принципах применения химических веществ.
- важнейшие химические понятия
- основные теории и законы химии
- классификацию и номенклатуру химических веществ
- основные свойства веществ, применяемых в быту
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 117
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 78
| В том числе:
|
| Лабораторных работ
| 34
| контрольная работа
| 1
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 39
| в том числе:
|
| внеаудиторная самостоятельная работа
| 20
| рефераты по заданной тематике
| 19
| Итоговая аттестация в форме выполнения контрольной работы
| 1
|
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем
| Количество часов
|
|
| Введение
| 1
| 1. Общая и неорганическая химия
| 43
| 1.1. Основные понятия и законы
| 5
| 1.2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
| 4
| 1.3. Строение вещества
| 6
| 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
| 8
| 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства
| 8
| 1 .6. Химические реакции
| 6
| 1.7. Металлы и неметаллы
| 6
| 2. Органическая химия
| 34
| 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
| 4
| 2.2. Углеводороды и их природные источники
| 10
| 2.3. Кислородсодержащие органические соединения
| 10
| 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
| 10
|
|
| Итого
| 78
|
5
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем
часов
| Уровень
освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Введение
| Место дисциплины в процессе освоения основной профессиональной обязательной программы. Цели и задачи предмета. Химия – наука о свойствах веществ, их превращениях и применении многих веществ в будущей трудовой деятельности учащихся.
| 2
|
| Раздел 1. Общая и неорганическая химия
|
|
|
|
Тема 1.1. Основные понятия и
законы химии
Тема 1.2.Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
Тема 1.3. Строение вещества Тема 1.4.
ВВода. Растворы Растворение
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства
Тема 1.6.Химические реакции
Тема 1.7.Металлы и неметаллы
Раздел 2.
. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строе-нияорганических соединений
Тема2.2. Углеводороды и их природные источники
Тема2.3. Кислородсодержащие органические соединения
Тема2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
|
Основные понятия и законы химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Качественный и количественный состав веществ. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
Лабораторная работа № 1. Расчетные задачи н нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
Лабораторная работа № 2. Построение шаростержневых моделей молекул простых и сложных веществ.
Самостоятельная работа.Составление плана-конспекта реферата на тему «Аллотропные модификации углерода»
Периодический закон Д.И. Менделеева.Теория строения атомов. Электронная конфигурация атомов химических элементов. Законы постоянства состава и сохранения массы.
Лабораторная работа № 3. Моделирование построения Периодической системы на основе химических свойств и атомной массы элементов.
Самостоятельная работа.Составление плана-конспекта на тему «Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях».
Ионная и ковалентная химическая связь.Понятие металлической и водородной связи.Чистые вещества и смеси.
Лабораторная работа № 4. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла.
Самостоятельная работа. Написание реферата на тему «Эмульсии и суспензии.Понятие о дисперсных и коллоидных системах».
Вода как растворитель. Растворимость веществ. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли с точки зрения ТЭД.
Лабораторная работа № 5.Растворение в воде различных веществ. Правила растворения в воде кислот, приготовление аккумуляторной кислоты.
Лабораторная работа № 6. Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости. Изготовление гипсовой повязки.
Самостоятельная работа. Составление плана-конспекта на тему «Тепловы эффекты при растворении. Применение воды в технических целях. Минеральные воды»
Оксиды, кислоты, основания и соли, их свойства, способы получения и применения в быту и промышленности.
Лабораторная работа № 7. Испытание растворов индикаторами. Взаимодействие различных растворов между собой.
Самостоятельная работа. Доклад на темы: «Использование серной кислоты в промышленности», «»Среда раствора – кислая, нейтральная и щелочная. Понятие о рН раствора, нейтрализация кислой и щелочной среды для восстановления экологического равновесия». Классификация химических реакций.Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях.
Лабораторная работа № 8. Реакция взаимодействия меди и железа, цинка и соляной кислоты, оксида меди (П) с серной кислотой. Зависимость скорости прохождения данных реакций от концентрации, температуры и их природы.
Самостоятельная работа. Написание реферата на темы: «Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Рафинирование цветных металлов», «Катализ. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы».
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.
Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
Лабораторные работы. Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой,
Коллекция неметаллов. Горение неметаллов (серы, фосфора, угля). Практические работы. Решение экспериментальных задач. Самостоятельные работы. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Способы защиты металлов от коррозии.
Производство чугуна и стали.
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры ШРАС.
Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.
Лабораторные работы. Качественное обнаружение углерода и водорода в молекулах органических соединений
Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура ал-кенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.
Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алка-диенами.
Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.
Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.
Лабораторные работы. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена и ацетилена к растворам перманганата калия и бромной воде ( качественные реакции ).
Самостоятельные работы. Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).
Глюкоза - вещество с двойственной функцией -• альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.
Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза > полисахарид.
Лабораторные работы. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди(П).Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(П). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом ме-ди(И). Качественная реакция на крахмал.
Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональныеорганические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.
Пластмассы. Получение полимеВолокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.
Лабораторные работы. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити.
Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом.
Практические работы. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.
Самостоятельные работы. Использование гидролиза белков в промышленности. Промышленное производство химических волокон.
|
2
2
2
5
2
4
2
6
2 8
2
8
2
6
2
2
6
2
34
4
10
|
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств) 2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководство
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по числу обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети интернет и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий по предмету «химия»;
- сканер;
-принтер.
Технические средства обучения:
мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
фото или видео камера 3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники.
Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для СПО/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Академия, 2012
Саенко О.Е. Химия для колледжей: учебник . - Ростов н/Д: Феникс, 2009
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
| 1
| 2
| Уметь:
|
|
осознавать строение веществ, их химии-ческие свойства, способы получения и их применение.
называть вещества согласно международ-ной номенклатуре
давать характеристику элементам исходя из их местоположения в периодической системе
|
Текущий контроль:
- рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине (ежемесячно)
Промежуточный контроль:
- рубежный тестовый контроль по темам
разделов 1и 2. Реферативная работа студентов по предлагаемой тематике.
Итоговый контроль:
- дифференцированный зачет
|
Знать: правовые вопросы химической безопасности;
о задачах и целях науки химии и о перспективах ее развития
об особенностях лекарственных, ядовитых, наркотических и других веществах.
|
| |