Болеутоляющие (анальгезирующие) средства





НазваниеБолеутоляющие (анальгезирующие) средства
страница1/8
Дата публикации01.11.2014
Размер1.15 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Дагестанская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Кафедра фармакологии
Утверждаю

Заведующий кафедрой


« _ » ______20 г.


Методические рекомендации преподавателю по теме практического занятия:

« Болеутоляющие (анальгезирующие) средства».
Факультет лечебный

Автор Тананакина Г.П.
Тема занятия: Болеутоляющие (анальгезирующие) средства

Цель занятия: Систематизировать знания студентов по указанной теме. Анализировать действия лекарственных средств по совокупности их фармакодинамических и фармакокинетических свойств, эффективности и безопасности их применения.

Учесть возможные побочные эффекты болеутоляющих средств, определить необходимое медикаментозное лечение для оказания неотложной помощи при отравлении опиоидными анальгетиками. Выписать рецепты на болеутоляющие средства, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики при определенных заболеваниях и патологических состояниях, выбрав оптимальную дозу и путь введения.

Мотивация темы занятия.

Анальгетики – вещества, которые избирательно ослабляют или устраняют чувство боли;

Не влияют на другие виды чувствительности и не угнетают сознание.

Болеутоляющие средства применяют для предупреждения и купирования болей различного происхождения: обусловленных травмой, в том числе операционной, заболеваниями внутренних органов, повреждениями периферических и центральных структур нервной системы. Вместе с тем для уменьшения боли могут быть использованы некоторые препараты, которые в основном применяют по другим показаниям (клофелин, карбамазепин, амитриптилин и др.), но которые обладают также и анальгетическими свойствами.

Структура занятия.

  1. Представление о системах восприятия и регулирования боли в организме; опиоидные рецепторы и их эндогенные лиганды.

  2. Классификация болеутоляющих средств.

  3. Опиоидные анальгетики, механизмы болеутоляющего действия. Взаимодействияе с разными подтипами опиоидных рецепторов.

  4. Эффекты, обусловленные влиянием на центральную нервную систему.

  5. Влияние на функции внутренних органов.

  6. Сравнительная характеристика агонистов и частичных агонистов, агонистов –антогонистов опиоидных рецепторов.

  7. Показания к применению. Привыкание. Лекарственная зависимость.

  8. Острое отравление опиоидными анальгетиками, принципы его фармакотерапии. Антагонисты опиоидных анальгетиков. Принцип действия. Применение.

9. Неопиоидные анальгетики преимущественно центрального действия.

Ингибиторы циклооксигеназы. Блокаторы натриевых каналов, ингибиторы обратного нейронального захвата моноаминов, α2-адреномиметики, антагонисты NМДА-рецепторов, ГАМК-В-миметики.

Отличие от опиоидных анальгетиков. Применение.
Хронокарта занятия.

Продолжительность занятия 2 академических часа (90 мин).

  1. Выявление отсутствующих - 2 мин.

  2. Формулирование цели занятия и ответы на вопросы студентов – 8 мин.

  3. Вводный контроль – 10 мин.

  4. Беседа по теме занятия – 30 мин.

  5. Самостоятельная работа,(решение ситуационных, одноэтапных и многоэтапных задач) – 15 мин.

  6. Контроль полученных знаний – 15 мин.

  7. Подведение итогов занятия. Ознакомление с препаратами. Задание на следующее занятие – 10 мин.

Оборудование занятия:

Учебные аудитории, оснащенные посадочными местами, столами, доской, мелом.

Кафедра имеет 5 учебных аудиторий. Проэктор, экран, таблицы, стенды, набор лекарственных препаратов по теме занятия. В библиотеке академии имеется фонд методических пособий по фармакологии написанных сотрудниками кафедры.

План занятия.

  1. Контроль исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы (Письменный опрос). Тестовые задания прилагаются.

  2. Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу студентов, и коррекция усвоенного материала (устный опрос).

  3. Решение ситуационных задач.

  4. Заслушивание рефератов, подготовленных студентами по актуальным вопросам данной темы. Их обсуждение, дискуссия.

  5. Контроль полученных на данном занятии знаний (письменный опрос). Тестовые задания прилагаются.

  6. Задание на следующее занятие.

Темы рефератов.

  • Наркомания – глобальная социальная проблема и ее оценка.

  • Отрицательные последствия употребления морфина для здоровья и общества.

  • Опасность употребления опиоидов для психического здоровья.

  • Отрицательные физические последствия употребления опиоидов.

  • Лечение опиоидной зависимости. Меры профилактики.

Задание на следующее занятие:

«Психотропные средства І». (Антипсихотические средства. Антидепрессанты. Средства для лечения маний).

Учебно- методические материалы.


І. Основная литература.

  1. Д.А. Харкевич. Фармакология: учебник. 10-е изд., М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008г, стр. 192-212.

  2. Д.А. Харкевич. Фармакология: учебник. 9-е изд., М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004г, стр. 129-137.

  3. Д.А. Харкевич. Основы фармакологии, М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008г.

  4. Д.А. Харкевич. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии, М.: МИА, 2004г, 2010г, стр. 129-137.

ІІ. Дополнительная.

  1. Аляутдин Р.Н., Фармакология: учебник М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004г, стр. 192-206.

  2. Майский М.М., Фармакология: Учебное пособие. М: ГЭОТАР-Медиа, 2003г, стр. 123-136.

  3. Петров. В.Е, Балабаньян В.Ю., Фармакология. Рабочая тетрадь. Пособие для подготовки к занятиям. М: ГЭОТАР-Медиа, 2007г, стр. 74-83.

  4. Машковский М.Д., Лекарственные средства., Пособие для врачей, М: «Новая волна», 2010г.

  5. Государственный реестр лекарственных средств, Москва, Минздрав РФ, 2007г.

  6. Регистр лекарственных средств выпуск N17 РЛС 2009г, Москва, 2008г.

  7. Основы фармакотерапии. Учебное пособие. Махачкала, 2003г.

  8. Фармакология в тестах. Учебно-методическое пособие. Махачкала, 2007г.

  9. Фармакология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Перевод с английского под редакцией проф. Р.Н. Аляутдина, В.Ю. Балабаньяна М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009г.



Болеутоляющие средства. (Анальгетики).

Билет 1
Отметить правильные утверждения.

І.Опиоидные анальгетики:

  1. Промедол

  2. Парацетамол

  1. Буторфанол

  2. Морфин

  3. Амитриптилин

  4. Фентанил

  5. Бутенарфин


ІІ.Морфин:

  1. Опиоидный анальгетик

  2. Алкалоид опия

  3. Антагонист опиоидных рецепторов

  4. Ингибитор циклооксигеназы в ЦНС


ІІІ. При действии на ЖКТ морфин:

  1. Повышает тонус сфинктеров

  2. Уменьшает секрецию пищеварительных желез

  3. Ускоряет продвижение содержимого по кишечнику

  4. Замедляет продвижение содержимого по кишечнику

  5. Вызывает абстинацию

  6. Вызывает диарею


ІV. Фентанил:

  1. Опиоидный анальгетик

  1. Полный агонист опиоидных мю-рецепторов

  2. Антагонист опиоидных рецепторов


V. Эндогенные опиоидные пептиды:

  1. Простагландины

  2. Энкефалины

  3. Эндорфины


VІ. Промедол:

  1. Опиоидный анальгетик

  2. Алкалоид опия

  3. По эффективности уступает морфину

  4. Действует продолжительнее морфина


VІІ. Опиоидные анальгетики применяют при:

  1. Сильной боли, обусловленной травмами, ожогами, злокачественными опухолями

  2. Головной боли

  3. Боли при инфаркте миокарда

VІІІ. Для нейролептанальгезии используют:

  1. Парацетамол

  2. Фентанил

  3. Амитриптилин


ІΧ. Налоксон устраняет:

  1. Только анальгетический эффект опиоидных анальгетиков

  2. Только угнетающее действие этих веществ на дыхание

  3. Оба эффекта


Χ. Неопиидные препараты центрального действия с анальгетической активностью:

  1. Парацетамол

  2. Морфин

  3. Амитриптилин

  4. Бупренорфин

  5. Карбамазепин

  6. Табапептин


ΧІ. При остром отравлении парацетмолом возможно:

  1. Повреждение слизистой оболочки желудка

  2. Желудочное кровотечение

  3. Нарушение слуха

  4. Гепатотоксическое действие

  5. Нфротоксическое действие


ΧІІ. Правильно ли утверждение:

  1. Аналептики ослабляют угнетающее влияние морфина на дыхание

  2. Налоксон ослабляет анальгетический эффект морфина

  3. Амитриптилин –опиоидный анальгетик


Оцените правильность ответов и их логическую связь:

а) правильно ли первое утверждение

б) правильно ли второе утверждение

в) имеется ли логическая связь между первым и вторым утверждением
ΧІІІ. Морфин вызывает потому что морфин – блокирует опиоидные

анальгезию рецепторы в путях

проведения боли.
ΧІV. Налоксон применяют при потому что Налоксон стимулирует центр отравлениях опиоидными дыхания.

анальгетиками
ΧV. Парацетамол (ацетаминофен) потому что Парацетамол избирательно практически не оказывает ингибирует ЦОГ- 3 в ЦНС противовоспалительного действия
Болеутоляющие средства

(Анальгетики)

Билет N2

Отметить правильное утверждение
І. Полные агонисты опиоидных мю- рецепторов:

  1. Морфин

  2. Буторфанол

  3. Фентанил

  4. Бупренорфин


ІІ. Неопиодный анальгетик центрального действия:

  1. Морфин

  2. Буторфанол

  3. Бупрен,

  4. орфин

  5. Парацетамол


ІІІ. Анальгетики из группы полных агонистов опиоидных мю-рецепторов вызывают:

  1. Анальгезию

  2. Эйфорию

  3. Угнетение дыхания

  4. Жаропонижающий эффект

  5. Противовоспалительный эффект

  6. Лекарственную зависимость

  7. Запор

  8. Миоз


ІV. Чувствительность дыхательного центра к углекислому газу под влиянием морфина:

  1. Понижается

  2. Повышаеться

  3. Не изменяеться


V. По анальгетической активности фентанил:

  1. Соответствует морфину

  2. Превосходит морфин

  3. Уступает морфину


VІ. По сравнению с морфином анальгетики из группы агонистов- антагонистов и частичных агонистов опиоидных рецепторов:

  1. Более эффективны

  2. Меньше угнетают дыхание

  3. Имеют больший наркогенный потенциал

  4. Имеют меньший наркогенный потенциал

  5. Сильнее стимулируют гладкие мышцы внутренних органов

  6. Меньше угнетают продвижение содержимого по кишечнику


VІІ. Буторфанол:

  1. По выраженности анальгетического действия приблизительно соответствует морфину

  2. Агонист опиоидных каппа-рецепторов

  3. Сильнее морфина угнетает дыхание

  4. Реже, чем морфин, вызывает лекарственную зависимость

  5. Может вызвать дисфорию и галлюцинации


VІІІ. Для предупреждения болевого шока применяют:

  1. Морфин

  2. Промедол

  3. Парацетамол

  4. Фентанил

  5. Карбамазепин

  6. Бупренорфин


ІΧ. Побочные эффекты морфина:

  1. Угнетение дыхания

  2. Тошнота, рвота

  3. Понос

  4. Повышение артериального давления

  5. Обстинация

  6. Спазм гладких мышц желчевыводящих путей


Χ. Для острого отравления морфином характерны:

  1. Коматозное состояние

  2. Психомоторное возбуждение

  3. Угнетение дыхания

  4. Миоз

  5. Повышение температуры тела


ΧІ. Амитриптилин:

  1. Угнетает нейрональный захват моноаминов в структурах, регулирующих болевую чувствительность

  2. Угнетает МАО

  3. Блокирует опиоидные рецепторы

  4. Применяют для купирования боли при травмах

  5. Применяют для лечения хронических болевых синдромов

  6. Антидепрессанты


ΧІІ. Правильно ли утверждение:

  1. Опиоидные анальгетики активируют антиноцицептивную систему мозга

  2. Неопиоидные анальгетики угнетают дыхание

  3. Парацетамол угнетает синтез простагландинов в ЦНС


ΧІІІ. Правильно ли утверждение:

  1. Морфин может вызвать эйфорию

  2. Опиоидные анальгетики не вызывают лекарственную зависимость

  3. Налоксон применяют при остром отравлении морфином


Оцените правильность ответов и их логическую связь:

а) правильно ли первое утверждение

б) правильно ли второе утверждение

в) имеется ли логическая связь между первым и вторым утверждением
ΧІV. Морфин угнетает дыхание потому что Морфин блокирует

опиоидные рецепторы

нейронов центров дыхания
ΧV. Промедол может быть потому что Промедол по анальге- использован при беременности, тической активности уступает для обезболивания родов морфину в 2-4 раза

Болеутоляющие средства

(Анальгетики)

Билет N3
Отметить правильные утверждения

І. Анальгетики из группы агонистов-антагонистов и частичных агонистов опиоидных рецепторов:

  1. Морфин

  2. Фентанил

  3. Налоксон

  4. Буторфанол

  5. Бупренорфин


ІІ. Неопиоидные средства из разных фармакологических групп, обладающие анальгетической активностью:

  1. Буторфанол

  2. Амитриптилин

  3. Карбамазепин

  4. Кетамин

  5. Азота закись


ІІІ. Морфин вызывает:

  1. Анальгезию

  2. Угнетение дыхания

  3. Противовоспалительный эффект

  4. Жаропонижающий эффект

  5. Противокашлевый эффект

  6. Эйфорию

  7. Замедление продвижения содержимого по кишечнику


ІV. Зрачки под влиянием морфина:

  1. Расширяюся

  2. Суживаются

  3. Не изменяются


V. По способности угнетать дыхание фентанил:

  1. Соответствует морфину

  2. Уступает морфину

  3. Превосходит морфин


VІ. Бупренорфин:

  1. Опиоидный анальгетик

  2. Частичный агонист опиоидных мю-рецепторов

  3. Антагонист опиоидных мю-рецепторов

  4. Меньше, чем морфин, угнетает дыхание

  5. Реже, чем морфин, Вызывает лекарственную зависимость


VІІ. Стимулирует опиоидные рецепторы:

  1. Морфин

  2. Налоксон

  3. Фентанил

  4. Энкефалины

  5. Промедол

  6. Эндорфины


VІІІ. Для купирования боли при инфаркте миокарда применяют:

  1. Морфин

  2. Промедол

  3. Парацетамол

  4. Фентанил


ІΧ. При длительном применении опиоидных анальгетиков возникают:

  1. Привыкание

  2. Лекарственная зависимость

  3. Кумуляция


Χ. Парацетамол:

  1. Вызывает анальгетический эффект

  2. Вызывает противовоспалительный эффект

  3. Ингибирует ЦОГ в ЦНС

  4. Действует преимущественно в периферических тканях

  5. Действует преимущественно в ЦНС

  6. Вызывает жаропонижающий эффект


ΧІ. Трамадол:

  1. Блокирует натриевые каналы мембран нейронов

  2. Ингибирует ЦОГ в ЦНС

  3. Анальгетик смешанного действия (опиоидный/неопиоидный компаненты)

  4. Стимулирует опиоидные рецепторы

  5. Активирует адренергическую и серотонинергическую передачу в ЦНС

  6. Имеет меньший наркогенный потенциал, чем морфин


ΧІІ. Верно ли утверждение:

  1. Промедол- неопиоидный анальгетик

  2. Морфин может вызвать эйфорию

  3. Парацетамол не обладает противовоспалительным действием

  4. Карбамазепин применяют при тригеминальной невралгии



Оцените правильность ответов и их логическую связь

а) правильно ли первое утверждение

б) правильно ли второе утверждение

в) имеется ли логическая связь между первым и вторым утверждением
ΧІІІ. Фентанил применяют в потому что Фентанил в 100-400 раз активнее комбинации с нейролептином, морфина

дроперидолом
ΧІV. Промедол может быть потому что Промедол, в отличие от морфина, использован при почечных и оказывает менее выраженное кишечных коликах спазмогенное действие

ΧV. Пентазоцин не вызывает потому что Пентазоцин по анальгетической эйфорию активности уступает морфину
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Болеутоляющие (анальгезирующие) средства iconЛекция 2 Тема Лекарственные растения, действующие преимущественно на нервную систему
Из большого количества веществ, угнетающих центральную нервную систему, в ветеринарии используют: наркотические, снотворные, нейролептические,...
Болеутоляющие (анальгезирующие) средства iconУстойчивость на курсе и поворотливость.
Главными управляющими устройствами на судне являются средства управления рулем, средства управления движителем, средства активного...
Болеутоляющие (анальгезирующие) средства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие «средства обучения». Средства материализации умственных действий. Технические и аудиовизуальные средства обучения. Использование...
Болеутоляющие (анальгезирующие) средства iconСеминар Изобразительные и выразительные средства языка Термины
Термины: изобразительные средства, выразительные средства, метонимия, метафора, персонификация, синекдоха, ирония, зевгма, каламбур,...
Болеутоляющие (анальгезирующие) средства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
К ним относятся средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки)...
Болеутоляющие (анальгезирующие) средства iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
...
Болеутоляющие (анальгезирующие) средства iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
...
Болеутоляющие (анальгезирующие) средства iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
...
Болеутоляющие (анальгезирующие) средства iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту
Наземные транспортно-технологические средства, специализация «Технические средства агропромышленного комплекса», код дисциплины В....
Болеутоляющие (анальгезирующие) средства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Средства обучения со (дидактические средства) это источники получения знаний, формирования умений
Болеутоляющие (анальгезирующие) средства iconНаучно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка»
Лексические средства выразительности речи: метафора, эпитет, аллегория, метонимия, сравнение, градация, антитеза, анафора, ирония...
Болеутоляющие (анальгезирующие) средства iconДисциплина «Финансовый иностранный язык» Оценочные средства (ОС):...

Болеутоляющие (анальгезирующие) средства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Средства связи между компьютерами или аппаратные и программные средства необходимые для объединения компьютеров в локальную и глобальную...
Болеутоляющие (анальгезирующие) средства iconУрок по теме «Редкие средства художественной выразительности в русском языке»
Оборудование: мультимедиа (основные средства художественной выразительности, примеры их использования)
Болеутоляющие (анальгезирующие) средства iconКакие существуют два основных способа познания мира?
Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования включают...
Болеутоляющие (анальгезирующие) средства iconКакие существуют два основных способа познания мира?
Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования включают...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск