Скачать 1.15 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Дагестанская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Кафедра фармакологии Утверждаю Заведующий кафедрой « _ » ______20 г. Методические рекомендации преподавателю по теме практического занятия: « Болеутоляющие (анальгезирующие) средства». Факультет лечебный Автор Тананакина Г.П. Тема занятия: Болеутоляющие (анальгезирующие) средства Цель занятия: Систематизировать знания студентов по указанной теме. Анализировать действия лекарственных средств по совокупности их фармакодинамических и фармакокинетических свойств, эффективности и безопасности их применения. Учесть возможные побочные эффекты болеутоляющих средств, определить необходимое медикаментозное лечение для оказания неотложной помощи при отравлении опиоидными анальгетиками. Выписать рецепты на болеутоляющие средства, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики при определенных заболеваниях и патологических состояниях, выбрав оптимальную дозу и путь введения. Мотивация темы занятия. Анальгетики – вещества, которые избирательно ослабляют или устраняют чувство боли; Не влияют на другие виды чувствительности и не угнетают сознание. Болеутоляющие средства применяют для предупреждения и купирования болей различного происхождения: обусловленных травмой, в том числе операционной, заболеваниями внутренних органов, повреждениями периферических и центральных структур нервной системы. Вместе с тем для уменьшения боли могут быть использованы некоторые препараты, которые в основном применяют по другим показаниям (клофелин, карбамазепин, амитриптилин и др.), но которые обладают также и анальгетическими свойствами. Структура занятия.
9. Неопиоидные анальгетики преимущественно центрального действия. Ингибиторы циклооксигеназы. Блокаторы натриевых каналов, ингибиторы обратного нейронального захвата моноаминов, α2-адреномиметики, антагонисты NМДА-рецепторов, ГАМК-В-миметики. Отличие от опиоидных анальгетиков. Применение. Хронокарта занятия. Продолжительность занятия 2 академических часа (90 мин).
Оборудование занятия: Учебные аудитории, оснащенные посадочными местами, столами, доской, мелом. Кафедра имеет 5 учебных аудиторий. Проэктор, экран, таблицы, стенды, набор лекарственных препаратов по теме занятия. В библиотеке академии имеется фонд методических пособий по фармакологии написанных сотрудниками кафедры. План занятия.
Темы рефератов.
Задание на следующее занятие: «Психотропные средства І». (Антипсихотические средства. Антидепрессанты. Средства для лечения маний). Учебно- методические материалы. І. Основная литература.
ІІ. Дополнительная.
Болеутоляющие средства. (Анальгетики). Билет 1 Отметить правильные утверждения. І.Опиоидные анальгетики:
ІІ.Морфин:
ІІІ. При действии на ЖКТ морфин:
ІV. Фентанил:
V. Эндогенные опиоидные пептиды:
VІ. Промедол:
VІІ. Опиоидные анальгетики применяют при:
VІІІ. Для нейролептанальгезии используют:
ІΧ. Налоксон устраняет:
Χ. Неопиидные препараты центрального действия с анальгетической активностью:
ΧІ. При остром отравлении парацетмолом возможно:
ΧІІ. Правильно ли утверждение:
Оцените правильность ответов и их логическую связь: а) правильно ли первое утверждение б) правильно ли второе утверждение в) имеется ли логическая связь между первым и вторым утверждением ΧІІІ. Морфин вызывает потому что морфин – блокирует опиоидные анальгезию рецепторы в путях проведения боли. ΧІV. Налоксон применяют при потому что Налоксон стимулирует центр отравлениях опиоидными дыхания. анальгетиками ΧV. Парацетамол (ацетаминофен) потому что Парацетамол избирательно практически не оказывает ингибирует ЦОГ- 3 в ЦНС противовоспалительного действия Болеутоляющие средства (Анальгетики) Билет N2 Отметить правильное утверждение І. Полные агонисты опиоидных мю- рецепторов:
ІІ. Неопиодный анальгетик центрального действия:
ІІІ. Анальгетики из группы полных агонистов опиоидных мю-рецепторов вызывают:
ІV. Чувствительность дыхательного центра к углекислому газу под влиянием морфина:
V. По анальгетической активности фентанил:
VІ. По сравнению с морфином анальгетики из группы агонистов- антагонистов и частичных агонистов опиоидных рецепторов:
VІІ. Буторфанол:
VІІІ. Для предупреждения болевого шока применяют:
ІΧ. Побочные эффекты морфина:
Χ. Для острого отравления морфином характерны:
ΧІ. Амитриптилин:
ΧІІ. Правильно ли утверждение:
ΧІІІ. Правильно ли утверждение:
Оцените правильность ответов и их логическую связь: а) правильно ли первое утверждение б) правильно ли второе утверждение в) имеется ли логическая связь между первым и вторым утверждением ΧІV. Морфин угнетает дыхание потому что Морфин блокирует опиоидные рецепторы нейронов центров дыхания ΧV. Промедол может быть потому что Промедол по анальге- использован при беременности, тической активности уступает для обезболивания родов морфину в 2-4 раза Болеутоляющие средства (Анальгетики) Билет N3 Отметить правильные утверждения І. Анальгетики из группы агонистов-антагонистов и частичных агонистов опиоидных рецепторов:
ІІ. Неопиоидные средства из разных фармакологических групп, обладающие анальгетической активностью:
ІІІ. Морфин вызывает:
ІV. Зрачки под влиянием морфина:
V. По способности угнетать дыхание фентанил:
VІ. Бупренорфин:
VІІ. Стимулирует опиоидные рецепторы:
VІІІ. Для купирования боли при инфаркте миокарда применяют:
ІΧ. При длительном применении опиоидных анальгетиков возникают:
Χ. Парацетамол:
ΧІ. Трамадол:
ΧІІ. Верно ли утверждение:
Оцените правильность ответов и их логическую связь а) правильно ли первое утверждение б) правильно ли второе утверждение в) имеется ли логическая связь между первым и вторым утверждением ΧІІІ. Фентанил применяют в потому что Фентанил в 100-400 раз активнее комбинации с нейролептином, морфина дроперидолом ΧІV. Промедол может быть потому что Промедол, в отличие от морфина, использован при почечных и оказывает менее выраженное кишечных коликах спазмогенное действие ΧV. Пентазоцин не вызывает потому что Пентазоцин по анальгетической эйфорию активности уступает морфину |
Лекция 2 Тема Лекарственные растения, действующие преимущественно на нервную систему Из большого количества веществ, угнетающих центральную нервную систему, в ветеринарии используют: наркотические, снотворные, нейролептические,... | Устойчивость на курсе и поворотливость. Главными управляющими устройствами на судне являются средства управления рулем, средства управления движителем, средства активного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Понятие «средства обучения». Средства материализации умственных действий. Технические и аудиовизуальные средства обучения. Использование... | Семинар Изобразительные и выразительные средства языка Термины Термины: изобразительные средства, выразительные средства, метонимия, метафора, персонификация, синекдоха, ирония, зевгма, каламбур,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... К ним относятся средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки)... | Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной... ... | ||
Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной... ... | Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной... ... | ||
Образовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту Наземные транспортно-технологические средства, специализация «Технические средства агропромышленного комплекса», код дисциплины В.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Средства обучения со (дидактические средства) это источники получения знаний, формирования умений | ||
Научно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка» Лексические средства выразительности речи: метафора, эпитет, аллегория, метонимия, сравнение, градация, антитеза, анафора, ирония... | Дисциплина «Финансовый иностранный язык» Оценочные средства (ОС):... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Средства связи между компьютерами или аппаратные и программные средства необходимые для объединения компьютеров в локальную и глобальную... | Урок по теме «Редкие средства художественной выразительности в русском языке» Оборудование: мультимедиа (основные средства художественной выразительности, примеры их использования) | ||
Какие существуют два основных способа познания мира? Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования включают... | Какие существуют два основных способа познания мира? Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования включают... |