№1 введение в курс судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы





Скачать 245.49 Kb.
Название№1 введение в курс судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы
Дата публикации10.11.2014
Размер245.49 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Право > Литература
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Утверждаю

Начальник кафедры криминалистики

полковник полиции

С.В. Пахомов
«___»_______________2012 г.

Дисциплина: Судебная медицина и судебная психиатрия

Специальность: 030501.65 – юриспруденция
ЛЕКЦИЯ

Тема №1 ВВЕДЕНИЕ В КУРС СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

Протокол № __________

от «___»______________2012 г.

Подготовил: преподаватель

кафедры криминалистики

подполковник полиции

С.Н. Медведева



Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часа

Место проведения: лекционный зал

Методика проведения: в виде устного изложения материала

В данной лекции рассматриваются основные вопросы, решаемые судебной психиатрией, организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы, виды психиатрических экспертиз.
Основные термины и понятия: понятие судебной психиатрии, объекты судебно-психиатрических исследований, виды психиатрических экспертиз.
Цели занятия:

  1. В результате изучения данной темы слушатели должны иметь представление о современных научных данных по основным разделам судебной психиатрии, знать закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» 1992 года, о видах судебно-психиатрических экспертиз;

  2. Знать положения законодательства о судебно-психиатрической экспертизе, права, обязанности и ответственность экспертов-психиатров, положения законодательства о порядке назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы.

  3. Уметь квалифицированно определять необходимый комплекс судебно-психиатрических экспертиз и исследований.





ПЛАН

Введение


1. Предмет, задачи и роль судебной психиатрии в системе МВД РФ.

2. История развития судебной психиатрии.

3. Психиатрическая помощь в России.

4. Судебная психиатрия в уголовном процессе.

5. Виды судебно-психиатрических экспертиз.

Заключение

Литература

Введение
Судебная психиатрия является наукой, которая находится на стыке медицины и юриспруденции. Она неотделима от обшей психиатрии, но имеет свои особые задачи. Разнообразие, сложность и ответственность задач, стоящих перед судебными психиатрами, требуют от них особой четкости методологических подходов. Решая вопрос о вменяемости в уголовном процессе, эксперт должен определить возможность обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими в момент совершения правонарушения. При психиатрической экспертизе свидетелей и потерпевших оценивается их способность правильно воспринимать происходящие события и давать о них показания. В гражданском процессе при установлении дееспособности психиатр должен выяснить, может ли подэкспертный понимать значение своих действий или руководить ими. При освидетельствовании осужденных устанавливается их возможность отбывать наказание. Судебный психиатр должен правильно диагностировать душевное расстройство и проводить лечебные мероприятия.

Судебная психиатрия служит правосудию и содействует укреплению законности и правопорядка. Судебно-психиатрическая экспертиза, используя все достижения общей психиатрии, помогает следствию и суду претворять в жизнь гуманность действующего закона, согласно которому общественно опасные действия психически больных не расцениваются как преступление, а совершивший такие поступки психически больной не считается преступником.

1. Предмет, задачи и роль судебной психиатрии в системе МВД РФ

Судебная психиатрия является отраслью клинической психиатрии, представляющей совокупность знаний, применяемых для решения вопросов, возникающих в деятельности правоохранительных органов.

Психиатра в клинике интересует, главным образом, определение характера и причин заболевания с целью их предупреждения и лечения.

Для судебной психиатрии эти цели сохраняют свое значение, но главная ее задача - изучение психических расстройств в их специальном отношении к определенным вопросам уголовного и гражданского права и процесса.

Таким образом, предмет судебной психиатрии составляют психические расстройства, имеющие правовое значение в уголовном и гражданском процессе.

Деятельность судебного психиатра имеет несколько относительно самостоятельных направлений. По этим направлениям в судебной психиатрии можно выделить несколько разделов.

  1. Судебно-психиатрическая экспертиза по уголовным и гражданским делам.

  2. Применение принудительных мер медицинского характера к психически больным, совершившим общественно опасные деяния (принудительное лечение).

  3. Пенитенциарная психиатрия занимается проблемой оказания психиатрической помощи осужденным к лишению свободы.

Круг вопросов, изучаемых судебной психиатрией, определяется теми практическими задачами, которые перед ней ставятся:

1. Экспертное освидетельствование и дача заключений о вменяемости лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и лиц, вызывающих сомнение в их психическом здоровье у следственных органов и суда, а также о психическом состоянии этих лиц в период производства экспертизы.

2. Определение в необходимых случаях психического состояния свидетелей и потерпевших.

3. Предупреждение общественно-опасных действий психически больных, в том числе путем рекомендации о применении мер в отношении невменяемых и заболевших после совершения преступления.

4. Освидетельствование и дача экспертных заключений о дееспособности лиц, вызывающих сомнение в их психическом здоровье у суда в гражданском процессе.

5. Определение психического состояния лиц, обнаруживших признаки психического расстройства в период отбывания наказания, и дача заключения о необходимости медицинских мер в отношении этих лиц.

Вопрос о степени заболевания, его интенсивности (глубине) определяет в первую очередь заключение психиатра эксперта, которое он дает по постановлению следственных органов или определению суда.

Следовательно, клинические психиатрические вопросы разрешаются применительно к определенным правовым нормам (о невменяемости, недееспособности) выражающим отношение закона к лицам, страдающим психическими заболеваниями.

В условиях судебно-психиатрической клиники наблюдаются клинические картины, почти не встречающиеся в обычной лечебной практике. Эксперту нередко приходится иметь дело с кратковременными психическими расстройствами в форме исключительных состояний патологического опьянения, патологического аффекта, которые могут привести к совершению опасного деяния. Существуют различные формы аггравации (преувеличение болезненных явлений) и симуляции, часто встречающиеся в судебно-психиатрической практике.

Изучение судебной психиатрии студентами-юристами дает возможность в их будущей практической работе правильно разбираться в показаниях к назначению судебно-психиатрической экспертизы и критически оценивать не только самое заключение, но и те принципиальные положения и фактические данные, на основании которых оно строится. В то же время, без судебно-психиатрических знаний заключения эксперта будут непонятными судебно-следственным работникам, каким бы ясным языком они ни были изложены. При отсутствии подготовки по данному предмету возможны ошибки вследствие, неумения обнаружить признаки болезни или вследствие необоснованного направления на экспертизу.

2. История развития судебной психиатрии

Развитие психиатрии проходило в борьбе с религиозными взглядами на психику человека. К глубокой древности восходит представление о психическом расстройстве как следствии внедрения в человека постороннего духовного начала. Оно может быть злым или добрым, сообразно чему помешательство расценивалось либо как одержимость нечистой силой ("бесные"), либо, напротив, как особая милость бога ("блаженные").

Правовые нормы, связывающие с наличием психических расстройств определенные юридические последствия, появились очень давно. По законам Хаммурапи (18 в. до н. э.), договор купли-продажи раба мог быть расторгнут, если в течение месяца после его заключения у раба обнаружиться болезнь "бенну" (вероятно – эпилепсия).

Упоминание о психозах в возрасте от 6 до 13 лет содержится в работах, опубликованных во второй половине XVIII в. Карус в 1808 г. утверждал, что дети могут быть только слабоумными, но не сумасшедшими.

Ж.Эскироль обратил внимание на то, что дети, которые в первые годы жизни отличаются развитым воображением, недюжинными способностями, подвижностью и жизнерадостностью, иногда неожиданно быстро изнашиваются, интеллектуально истощаются, становятся однообразными в своих проявлениях и не оправдывают ранее возложенных на них надежд.

О детях, которые до «надлома» - остановки морального и интеллектуального развития - обращали на себя внимание ранним, «скороспелым» формированием и производили на окружающих впечатление талантливых, «вундеркиндов», сообщал Моро де Тур.

Уже в начале XIX в. возникают первые попытки разграничения психических расстройств у детей и подростков. Гебефрению юношеского возраста ККальбаум и Е.Геккер ставили в зависимость от созревания. Поскольку детство предшествует созреванию, то в этом периоде, по их мнению, не встречаются формы раннего слабоумия.

Возник вопрос, в какой степени клиническая картина психозов у детей идентична аналогичным психозам у лиц зрелого возраста, наблюдается ли единство течения и исходов при психозах, возникающих в разном возрасте.

Для развития детской психиатрии важными оказались работы К.Кальбаума, посвященные описанию кататонии, гебоидофрении, и приведенные Геккером исследования клиники гебефрении.

Термином «гебоидофрения» К.Кальбаум обозначил близкую к гебефрении болезнь, возникающую в пубертатном возрасте, но не сопровождающуюся массивным распадом интеллекта больных

Первые руководства по психопатологии детского возраста были написаны Эммингаузом в 1887 г. и Моро де Тур в 1889 г.

Возражая против атавистической концепции К.Фохта, И.П.Мержеевский, ученик И.М.Балинского, в 1872 г. научно обосновал зависимость микроцефалии от внутриутробной задержки развития головного мозга.

Работа его сотрудника С.Н.Данилло «О детской кататонии», опубликованная в 1892 г., была первым в истории описанием детской кататонии.

Изучая клинику раннего слабоумия, Э.Крепелин показал, что в 3,5% случаев психозы начинаются в возрасте до 10 лет. Таким образом, он на большом материале установил возможность возникновения психозов в детском возрасте.

Т. Геллер описал своеобразную форму детского слабоумия, назвав ее dementia infantilis. Характерными оказались особенности формирования этой болезни. Развитие ребенка в первые 2-3 года происходит нормально. Он отличается живыми двигательными реакциями, сообразительностью, понимает обращенную к нему речь и сам активно использует речевую функцию. Поведение, действия, поступки ребенка соответствуют возрасту. Затем без видимой причины в поведении ребенка наступают резкие изменения: он легко возбуждается, сердится, без причины плачет, становится угрюмым, мрачным. Характер его игр меняется: он без повода ломает игрушки, утрачивает активность, целенаправленность, творческую выдумку в играх. Постепенно ребенок утрачивает речь, обнаруживая быстро нарастающее слабоумие. Через 6-12 мес. от начала изменений психики он перестает отвечать на вопросы, не выполняет простейших инструкций, не реагирует на обращенную к нему речь; обнаруживает беспокойство, однообразные движения, тикообразные подергивания в мышцах.

Де Санктис опубликовал результаты наблюдений детей раннего возраста, больных психозами. Болезнь у них возникала на 2-4-м году жизни и сопровождалась быстро развивающимся слабоумием, что сближало ее со случаями болезни Геллера.

За несколько лет до появления этих работ С.С.Корсаков у детей того же возраста обратил внимание на состояние «преходящего слабоумия», которое существенно отличалось от иных состояний слабоумия. Здоровые до того дети в результате острого лихорадочного заболевания неожиданно утрачивали ранее приобретенные навыки (ходьба, речь, праксис, исполнение инструкций старших и др.) и производили впечатление слабоумных. Однако вскоре после перенесенной соматической болезни у детей быстро восстанавливались все утраченные навыки.

Обсуждая выделенную Э.Крепелином пфропфшизофрению, Пласкуда соглашался с Вейгандтом, что в случаях пфропфшизофрении врач имеет дело с двумя самостоятельными болезнями - олигофренией и шизофренией - и подчеркивал, что прогноз шизофрении возникающей у больного олигофренией, оказывается хуже, чем в «чистых» случаях.

Фойгт подтвердил предположение Э.Крепелина, что изменения характера многих больных шизофренией, ретроспективно обнаруженные у них до ее начала, нередко являются следствием перенесенного короткого приступа (шуба) болезни в раннем детстве. З.Фрейд

А. Томбургер обратил внимание на качественные особенности симптомов манифестного периода детских психозов. К первым симптомам шизофрении у детей он отнес аффективные расстройства: апатию, плаксивость, недовольство, ослабление или утрату ребенком аффективного резонанса. Больной постепенно теряет естественность, детскую непосредственность, возникают капризы, дерзость. Вскоре наступают диссоциация психической деятельности, нарушения мышления, гиперкинезы, обманы чувств. Снижение интересов, естественной живости дополняют картину болезни.

А.Н. Бернштейн, ученик С.С. Корсакова, в 1912 г. указывал на такие случаи раннего слабоумия, «когда больные рождаются на свет с готовой болезнью». Он наблюдал ребенка 3 лет в состоянии страха, с неопределенными бредовыми представлениями, негативизмом; отмечались стереотипные движения, повторение одних и тех же слов, взрывоподобные (импульсивные) поступки, бессонница и возбуждение. Через несколько месяцев острые явления болезни редуцировались, а ребенок перестал развиваться, остановившись «на степени развития очень низкой».

Это позволило А.Н. Бернштейну высказать предположение, что «еще более раннее начало болезни может вызвать картину идиотизма врожденного, а не приобретенного».

С 1920 г. число работ о детских психозах возросло, причем посвящались они в основном особенностям клиники психозов у детей и подростков.

В этот период на детских психиатров широкое влияние оказывали взгляды З. Фрейда и его последователей.

Австрийский невролог Зигмунд Фрейд, одаренный исследователь и наблюдательный клиницист, обратил внимание на ряд важных особенностей психики. Он правильно поставил многие вопросы: роль сновидений и возможность путем их анализа глубже познать сущность психики; значение подсознательных автоматизированных психических актов и изучение их наряду с явлениями сознания и самосознания; актуальность для психической деятельности инстинктивных форм, влечений, в частности полового и т.п.

Адекватно поставив эти и другие вопросы, Фрейд вместе с тем не избежал извращения истинного значения их для человека и, по существу, подменил разумную сознательную деятельность человека подсознательной и бессознательной, проповедовал пансексуализм, неоправданно распространил свои медико-биологические и психологические построения на законы человеческого общества. Т.П. Симеон

Несмотря на эти особенности, российская школа психоаналитиков возникла одной из первых. Нигде, кроме германоязычной Европы, идеи Фрейда в психотерапии не применялись так широко как в России в 20-х годах прошлого века. Опыт лечения детей «невропатов» с использованием психоанализа проводился в институте мозга в Петрограде под руководством В.М. Бехтерева. В 1921 г. в Москве был создан первый институт психоанализа - «лаборатория» по изучению детского возраста. В основе работы лаборатории лежала идея о важности для нормального воспитания ребенка учета его сексуальности и необходимости гармоничного развития. Достигнуть гармонии предполагалось путем перемещения (сублимации) психоаналитическими методами сексуальной энергии на более возвышенные задачи для предупреждения развития у ребенка «психоневроза

В работе лаборатории не учитывалось весьма важное положение - взаимодействие ребенка с матерью, - необходимое для нормального психического развития.

Наряду с интересом к психотерапии, возрастает число исследований, посвященных психозам у детей и подростков. Проводится всестороннее и систематическое изучение детских психозов отечественными психиатрами. (Т.И. Юдин, Н.И. Озерецкий, М.О. Гуревич, Г.Е. Сухарева, Т.П. Симеон, В.В. Ковалев и др.). В.В. Ковалев

Т.И. Юдин высказал предположение, что течение шизофрении у детей не всегда катастрофическое и нередко бывает относительно благоприятным.

Г.Е. Сухарева изучила клинику шизоидных психопатий у подростков 12-14 лет. Она отметила, что аффективные расстройства налагают печать нелепого, странного, чудаковатого поведения, шизоидное мышление (негибкость, заторможенность, ау-тичность, склонность к абстрактному, схематическому и формальному его строю), затрудняют контакты со сверстниками и обучение.

Достижения психологии, нейрофизиологии и клиники детских психозов создали условия для разработки научных основ учения о формировании характера, личности в онтогенезе, а также и патологических вариантов такого формирования (П.Б. Ганнушкин, В.А. Гиляровский, Г.Е. Сухарева, Т.П. Симсон, О.В. Кербиков, Г.К. Ушаков др.).

За короткий период истории негативное отношение к возможности возникновения психоза у ребенка и пессимизм в оценке перспектив помощи ему сменились рождением науки о патологических состояниях психики детей и методах их коррекции. Анализ основных этапов развития этой науки позволяет утверждать, что сравнительно-возрастной подход к изучению явлений психики и болезненных расстройств будет наиболее перспективным для улучшения помощи больному и организации охраны психического здоровья детей и подростков (Г.К. Ушаков).

3. Психиатрическая помощь в России

Для решения гуманной задачи предупреждения психических болезней, осуществления лечения и реабилитации психически больных, в России сформирована общегосударственная система психиатрической помощи. Она представлена широкой сетью лечебно-пpофилактических учеpеждений психиатpического профиля Министеpства здpавоохpанения России, включающей в качестве основных звеньев психиатрические и психоневрологические диспансеры.

Центральным звеном внебольничной психиатрической помощи является психоневрологический диспансер, призванный оказывать лечебно-диагностическую, консультативную и психопрофилактическую помощь. В его задачи входит активное выявление, ранняя диагностика психических заболеваний, осуществление динамического диспансерного наблюдения и лечения психически больных. Диспансером, кроме того, осуществляется решение вопросов об определении временной нетрудоспособности в связи с психическим заболеванием, направление больных в психиатрические больницы. Диспансер принимает участие в решении вопросов, связанных с учреждением опеки над недееспособными психически больными, оказывает им правовую помощь в разрешении жилищных, семейных и производственных вопросов. Кроме того в диспансере проводятся трудовая, военная и судебно-психиатpическая экспертизы. Психоневрологическими диспансерами осуществляется многоплановая работа по профилактике общественно-опасных действий психически больных, успех которой во многом обеспечивается взаимодействием с органами внутренних дел.

Важное звено диспансера - специализированная бригада психиатрической помощи. Такие бригады необходимы для оказания неотложной (экстренной) врачебной помощи психически больным, в том числе в случаях, когда они по своему психическому состоянию представляют непосредственную опасность для себя или окружающих.

Подобные бригады, в зависимости от местных условий, могут формироваться в составе диспансера, а также при психиатрической больнице или городской станции «скорой помощи».

Основным учреждением, оказывающим стационарную психиатрическую помощь, является психиатрическая больница. В ней решаются задачи по диагностике психических заболеваний, реабилитации и лечению психически больных. Помимо этого в психиатрической больнице уже в стационарных условиях, позволяющих осуществить углубленное обследование, проводятся трудовая, военно-врачебная и судебно-психиатрическая экспертизы. В психиатрических больницах осуществляется также принудительное лечение психически больных, совершивших общественно опасные деяния.

Стационарное лечение психически больных проводится и в психиатрических отделениях, входящих в состав крупных районных, городских больниц общемедицинской сети. Подобные отделения выполняют также основные функции психиатрического стационара.

В процессе оказания гражданам психиатрической помощи возникают правовые отношения, нуждающиеся в законодательном регулировании. Психическая болезнь, ограничивающая полноценное функционирование личности в обществе, требует определенной социальной защиты лиц, страдающих психическим расстройствами, предоставления им привилегий и льгот. До последнего времени у нас не существовало закона, регулирующего деятельность психиатрической службы и правовое положение лиц, страдающих психическими расстройствами. В советское время деятельность психиатрических учреждений регулировалась ведомственными инструкциями Минздрава СССР, которые в печати не публиковались и общественности не были известны. Отсутствие законодательного регулирования и закрытость психиатрических учреждений создавали условия для правового произвола при оказании психиатрической помощи, использования психиатрии в немедицинских, в том числе политических, целях.

2 июля 1992 г. Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" был принят Верховным Советом, а затем подписан Президентом РФ.

Закон направлен на решение 4 основных задач: 1) защиту прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи от необоснованного вмешательства в их жизнь; 2) защиту лиц, страдающих психическим расстройством, от необоснованной дискриминации в обществе на основе психиатрического диагноза, а также фактов обращения за психиатрической помощью; 3) защиту общества от возможных опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами; 4) защиту медицинского персонала участвующих в оказании психиатрической помощи.

Как общая норма Законом устанавливается принцип добровольности оказания различных видов психиатрической помощи. В Законе определяются и специфические для лиц, страдающих психическими расстройствами, показания к применению некоторых видов помощи в недобровольном порядке. Основания применения некоторых видов помощи в недобровольном порядке (психиатрическое освидетельствование, госпитализация в психиатрический стационар, установление диспансерного наблюдения и другие) могут быть объединены в три основные группы.

  1. Опасность больного для самого себя или для окружающих, которая квалифицируется как непосредственная.

  2. Беспомощность, трактуемая как неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, под которыми следует понимать самообслуживание, поддержание необходимого санитарного состояния в отношении самого себя и своего жилища, обеспечения себя питанием жильем, одеждой.

  3. Угроза существенного вреда здоровью пациента вследствие прогрессирования заболевания, если он будет оставлен без лечения и других видов психиатрической помощи.

Перечисленные признаки в основном соответствуют содержащимся в законодательстве других стран, отвечая требованиям документов Организации Объединенных Наций.

Закон состоит из краткой преамбулы и шести разделов, включающих 50 статей.

В первом разделе излагаются наиболее общие и принципиальные положения, касающиеся добровольности психиатрической помощи, прав лиц, страдающих психическими расстройствами, понятия врачебной тайны и мер по ее сохранению при оказании психиатрической помощи, требования согласия на лечение и права на отказ от него, а также некоторые другие.

Во втором разделе освещены обеспечения психиатрической помощью, гарантированной всем гражданам. Здесь приводятся ее основные виды и меры по социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами, которые должны быть созданы государственными органами управления и органами самоуправления.

В третьем разделе говориться о субъекте психиатрической помощи, в качестве которого могут выступать учреждения и лица, получившие на это специальное разрешение

Центральное положение в Законе занимает 4-й раздел, посвященный отдельным видам психиатрической помощи и порядку ее оказания. В качестве основных видов психиатрической помощи в Законе рассматриваются психиатрическое освидетельствование, лечение в психиатрическом стационаре, амбулаторное лечение, включая и диспансерное наблюдение, помещение в психоневрологические учреждения для социального обеспечения и специального обучения. В данном разделе детально регламентирован порядок оказания всех видов помощи, в том числе в недобровольном порядке, а также права лиц, страдающих психическими расстройствами, и гарантии их обеспечения.

Раздел 5-й и 6-й посвящены соответственно обеспечению контроля и прокурорского надзора, а также порядку обжалования в суд действий по оказанию психиатрической помощи. Такова обобщенная характеристика основных положений Закона.


4. Судебная психиатрия в уголовном процессе

Судебно-психиатрическая экспертиза осуществляется врачами-психиатрами органов здравоохранения. Она может проводиться только по постановлению органа дознания, следователя, прокурора, по определению суда, а так же по постановлению, вынесенному судьей единолично по делу частного обвинения или в порядке досудебной подготовки гражданского дела.

Ходатайствовать о назначении судебно-психиатрической экспертизы перед вышеназванными должностными лицами и органами могут обвиняемый, потерпевший, адвокат с момента его участия в процессе, прокурор, истец, ответчик и их представители.

Судебно-психиатрическая экспертиза назначается в случаях, когда у следователя (суда) возникают сомнения в психической полноценности этих лиц. Прежде всего, это случаи, когда лицо помещалось в психические больницы, проходило ранее экспертизу; имеются сведения о перенесенных заболеваниях головного мозга, странностях в поведении обвиняемого, характере совершенного преступления и его мотивах. По действующему законодательству проведение экспертизы является обязательным “для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение в их вменяемости или способности к моменту производства по делу отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими” (ст. 79 УПК РФ),

Судебно-следственные органы, назначающие судебно-психиатрическую экспертизу, обязаны представить экспертам необходимые материалы. В случае их отсутствия или неполноты эксперт может заявить ходатайство об их представлении (ст. 82 УПК РФ).

В соответствии со ст. 184 УПК РФ следователь, признав необходимым производство судебно-психиатрической экспертизы, выносит постановление.

Постановление.

Вводная часть: полное наименование уголовного дела, его номер, Ф.И.О. лица, направленного на экспертизу, нормы уголовного закона, которые предусматривают совершенное правонарушение.

В описательной части: излагается сущность противоправных действий лица, направляемого на экспертизу, и те основания, которые вызывают сомнение в его психическом здоровье, учреждение, экспертам которого поручается экспертиза. После этого в постановлении формулируются вопросы, которые ставят перед экспертами.

При проведении экспертизы составляется заключение (согласно ст. 80 УПК РФ). Заключение экспертов-психиатров оформляется в виде акта судебно-психиатрической экспертизы.

Акт состоит:

- введение;

- сведения о прошлой жизни;

- описание физического статуса;

- описание неврологического статуса;

- описание психического состояния;

- в мотивировочной части дается анализ клинических фактов и других сведений, содержащихся в ней;

- заключительная часть акта содержит ответ на основной вопрос о вменяемости (по гражданскому делу - о дееспособности) и на все остальные вопросы, поставленные перед экспертами.

При наличии психического заболевания в отношении обвиняемых указываются рекомендуемые экспертами меры медицинского характера. В случаях несогласия с заключением экспертов, которое расценивается как неправильное, необоснованное, следователь, прокурор и суд, руководствуясь ст. 81 УПК РФ, имеют право назначить повторную экспертизу, производство которой поручается другим экспертам. Если экспертное заключение признается лишь неполным или неясным в отдельных своих положениях, то может быть назначена дополнительная экспертиза для уточнения и разъяснения этих положений, она поручается тому, кто проводил экспертизу (ст. 184-194 УПК РФ).


5. Виды судебно-психиатрических экспертиз

Судебно-психиатрическая экспертиза осуществляется врачами учреждений здравоохранения. Согласно инструкции о производстве судебно-психиатрических экспертиз, она проводится, как правило, комиссией в составе не менее трех врачей. Проводить судебно-психиатрическую экспертизу могут только врачи, имеющие специальную психиатрическую подготовку.

1. Экспертиза в кабинете следователя. Производится редко. Она обычно ограничивается одноразовым осмотром свидетельствуемого врачом-психиатром. Заключение эксперта-психиатра в отдельных случаях может быть окончательным но чаще носит рекомендательный характер, ограничиваясь в области диагностики предположительными данными. Так, эксперт может указать, что обвиняемый нуждается лишь в амбулаторной или же, обязательно, в стационарной экспертизе.

2. Амбулаторная экспертиза. Состоит в однократном (реже повторном) освидетельствовании обвиняемого комиссией врачей-психиатров. Для этой цели в системе психиатрической помощи действуют постоянные амбулаторные комиссии. Основное преимущество амбулаторной экспертизы - ее краткосрочность, а недостаток - относительно ограниченные возможности. Такая экспертиза не всегда может дать окончательное заключение, так как в сложных случаях необходимо стационарное обследование.

3. Стационарная экспертиза. Это наиболее совершенная форма психиатрической экспертизы. Она включает в себя относительно продолжительное наблюдение в условиях психиатрического стационара. Данный вид экспертиз проводится в специальных судебно-психиатрических палатах психиатрических больниц.

Срок стационарной экспертизы не должен превышать 30 дней. Если за это время окажется невозможным дать окончательное заключение по поставленным вопросам, то экспертная комиссия выносит письменное мотивированное решение о необходимости продлить стационарное наблюдение. Для направления на стационарную экспертизу подозреваемого или обвиняемого, не содержащегося под стражей, необходима санкция прокурора. Стационарная экспертиза должна проводится в тех случаях, когда трудно распознать болезнь, определить ее тяжесть, установить прогноз, а также при подозрении на симуляцию или диссимуляцию.

В стационарных условиях проводят специальные лабораторные исследования спинномозговой жидкости, электроэнцефалография, краниография и др.

4. Судебно-психиатрическая экспертиза в судебном заседании. Она может быть назначена тем обвиняемым, которые ранее не подвергались экспертному освидетельствованию, но их психическая полноценность вызвала у суда сомнения.

Вызов экспертов в суд может быть обусловлен сомнениями в правильности экспертного заключения или необходимостью получить разъяснение по тем или иным его положениям, а также наличием дополнительных материалов, которые не были известны врачам в период экспертизы.

В ряде случаев вызов экспертов в суд связан с тем, что ко времени судебного заседания изменилось психическое состояние и стало неправильным поведение обвиняемого, ранее уже подвергавшегося экспертизе и признанного вменяемым. При этом чаще всего речь идет о реактивном состоянии или о симулятивном поведении обвиняемого. Если экспертная комиссия пришла к единому мнению, в суд вызывается, как правило, один из членов комиссии.

В судебном заседании эксперт имеет право с разрешения суда задавать вопросы свидетелям, потерпевшему и обвиняемому и освидетельствовать подэкспертного, для чего объявляется специальный перерыв.

5. Заочная экспертиза. Проводится по материалам судебного дела без личного освидетельствования подэкспертного. Она назначается в тех случаях, когда личное обследование подэкспертного невозможно или когда необходимо посмертно установить состояние психического здоровья лица в тот или иной период его жизни. Посмертная экспертиза проводится при расследовании дел о самоубийстве, а также в гражданском процессе, когда возникает сомнение в психическом здоровье лица при составлении им дарственного акта или завещания. Заочная экспертиза осуществляется на основании изучения свидетельских показаний, характеризующих лицо, а также медицинской документации, если таковая имеется.

Заключение

Одной из важных задач теории судебной психиатрии является разработка предложений по совершенствованию законодательства, касающегося психических больных.

Судебные психиатры должны уделять самое пристальное внимание профилактике общественно опасных действий психических больных. Принудительное лечение – один из основных методов такой профилактики.

Лица, выписывающиеся после принудительного лечения, должны поступать под наблюдение врачей психоневрологических диспансеров по месту жительства и находиться на специальном учете.

Одним из важных направлений в судебной психиатрии становится проведение психопрофилактических мероприятий в отношении осужденных, особенно тех, кто будучи ответственным за свои действия, обнаруживает различные психические отклонения.

Для современной судебной психиатрии ведущим направлением остается разработка критериев экспертной оценки отдельных психических заболеваний.

Литература

  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

  2. Уголовный кодекс РФ.

  3. Будник В.Е. Судебная медицина. Краснодар. 1999.

  4. Величко Н.Н. Основы судебной медицины и психиатрии. М. 2002.

  5. Георгадзе З.О., Царгасова Э.Б. Судебная психиатрия. М. 2002.

  6. Жариков Н.М., Морозов Г.В., Хритинин Д.Ф. Судебная психиатрия. М. 2003.

  7. Колоколов Г.Р. Судебная психиатрия. Курс лекций. М. 2006.

  8. Самищенко С.С. Судебная медицина. М.: Право и закон. 1996.

  9. Судебная медицина: Учеб. / Под ред. В.В. Томилина. М.: Юрид. Лит., 1987.

  10. Судебная медицина: Учеб. / Под ред. Крюкова. М.: Норма, 2005.

  11. Судебная медицина: Учеб. / Под ред. С.С. Самищенко. М.: Право и закон, 1996.

  12. Судебно-медицинская экспертиза: Справ. для юристов. М.: Юрид. лит., 1985.

  13. Судебная психиатрия / Под ред. А.С. Дмитриева, Т.В. Клименко. – М.: Юрист, 1998.

  14. Шостакович Б.В. Судебная психиатрия. М.: Зерцало, 1997.

  15. Комментарий к Законодательству Российской Федерации в области психиатрии/ Под ред. Т.Б. Дмитриевой. М.: Издательство "Спартак", 1997. .

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

№1 введение в курс судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы iconКонспект лекций, составленный в соответствии с Государственным образовательным...
Судебная медицина, предмет, содержание, система методов. Организационные и процессуальные основы судебно-медицинской экспертизы
№1 введение в курс судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы iconВ 1 2 3 5 5 6 6 7 8 этом номере «Фраза номера»
В процессе изучения курса «Судебная медицина и психиатрия» студенты – заочники должны овладеть определёнными знаниями и практическими...
№1 введение в курс судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы iconХарактеристика педагогического процесса в доу
В процессе изучения курса «Судебная медицина и психиатрия» студенты – заочники должны овладеть определёнными знаниями и практическими...
№1 введение в курс судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы iconКлассическая и неклассическая концепция смерти
В процессе изучения курса «Судебная медицина и психиатрия» студенты – заочники должны овладеть определёнными знаниями и практическими...
№1 введение в курс судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы iconКантовское a priori как эсхатологическая реальность
В процессе изучения курса «Судебная медицина и психиатрия» студенты – заочники должны овладеть определёнными знаниями и практическими...
№1 введение в курс судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы icon34. Источники права: понятие, виды, общая характеристика
В процессе изучения курса «Судебная медицина и психиатрия» студенты – заочники должны овладеть определёнными знаниями и практическими...
№1 введение в курс судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы iconЧтоматематика — это и есть суть современной физики
В процессе изучения курса «Судебная медицина и психиатрия» студенты – заочники должны овладеть определёнными знаниями и практическими...
№1 введение в курс судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы iconПервый московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова
В процессе изучения курса «Судебная медицина и психиатрия» студенты – заочники должны овладеть определёнными знаниями и практическими...
№1 введение в курс судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы iconВопросник для подготовки к Государственной аттестации по магистерской...
Место судебной финансово-экономической экспертизы в классификации (системе) судебных экспертиз
№1 введение в курс судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы судебной медицины»
«Основы судебной медицины» (ДС. Р. 10) является одной из значимых дисциплин специализации в подготовке юриста. Это обусловлено тем,...
№1 введение в курс судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы icon№ теоретические основы экологической экспертизы и овос 17 Тема №...
Организационно-правовые основы экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду (овос) 11
№1 введение в курс судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы icon«Уральская государственная юридическая академия» Кафедра правоохранительных...
России и Башкирии. Рассмотрены такие важные теоретические понятия как предмет, объект, задачи и методы судебной экспертизы. Подробно...
№1 введение в курс судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы iconОдобрено учебно-методическим советом юридического факультета судебная...
В процессе изучения курса «Судебная медицина и психиатрия» студенты – заочники должны овладеть определёнными знаниями и практическими...
№1 введение в курс судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы судебной психиатрии» Для специальности
Это обусловлено тем, что в процессе раскрытия и расследования различных преступлений возникает необходимость в исследовании психики...
№1 введение в курс судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы iconМеждународная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная...
В процессе изучения курса «Судебная медицина и психиатрия» студенты – заочники должны овладеть определёнными знаниями и практическими...
№1 введение в курс судебной психиатрии. Организационные и процессуальные основы психиатрической экспертизы iconРабочая учебная программа по дисциплине ««психиатрия и наркология»...
«Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», освоить принципы его применения на практике


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск