Скачать 227.24 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЭТИКА» Курс _2_, семестр _4_, форма обучения очная Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология» При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:
Программа обсуждена на заседании кафедры философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук «____»___________20 ___ года Протокол №___ Зав. кафедрой, профессор ________________В.И. Моисеев Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии « 23 » мая 2013 года Протокол № 9 Председатель ученого совета, профессор ___________________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета « 30 » мая 2013 года Протокол № 34 Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич 1. Цель и задачи дисциплины.Цель: В области медицинского образования биоэтика призвана дать студентам-медикам практическое введение в этические и юридические проблемы, с которыми имеют дело врачи и другие работники здравоохранения в своей профессиональной деятельности. Основная цель обучения биоэтике состоит в том, чтобы подготовить врачей, способных эффективно анализировать и разрешать этические проблемы в клинической практике. Задачи:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.Студент должен знать и уметь использовать:
Уровень компетентности: Обладать знаниями основ общей философской этики, основных традиций религиозной этики, биологии, теоретической медицины, истории медицины, религиоведения, экологии, медицинского права. Коммуникативность: Уметь строить на основе знаний по биоэтике и усвоенного этоса врача отношения с членами коллектива и пациентами. Студент должен иметь практические навыки:
Студент должен иметь представление:
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: Основы общей философской этики, основные традиции религиозной этики, биологии, теоретической медицины, истории медицины, религиоведения, экологии, медицинского права и др. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
4. Содержание дисциплины.4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.
4.2. Содержание разделов дисциплины.Вводная часть. Раздел 1. Предмет, дисциплинарный статус и методы биоэтики. Возникновение биоэтики как самостоятельной дисциплины и происхождение термина. Факторы, обусловившие трансформацию традиционной профессиональной медицинской этики в современную биоэтику. Основные аспекты биоэтики как междисциплинарной области. Основные подходы к этике. Нормативная этика. Ненормативная этика: дескриптивная этика и метаэтика. Практическая этика. Биоэтика – раздел практической нормативной этики. Содержание моральной аргументации. Уровни моральной аргументации: индивидуальные суждения, правила, принципы и этические теории. Характер и основные виды этических конфликтов. Определение биоэтики. Предмет биоэтики. Методы биоэтике. Раздел 2. Исторические традиции медицинского этоса. Гиппократова традиция в медицине. Источники традиции. Основное содержание. Традиция в современности. Западные религиозные традиции. Православная этическая традиция. Защита жизни. Продолжение жизни. Этическая традиция римского католичества. Протестантская этическая традиция. Иудейская этическая традиция. Источник авторитета. Принципы иудейской морали применительно к биомедицине. Восточные этические традиции в медицине. Аюрведа. Мусульманская этическая традиция. Источники закона ислама. Принципы мусульманской морали применительно к биомедицине. Буддизм. Основы буддийской мысли. Позиция буддизма по отношению к некоторым проблемам, связанным с биомедициной. Часть 1.Теория биоэтики. Раздел 3. Основные типы этической теории, используемые в биоэтике. Утилитаризм. Принцип полезности. Теории ценности: гедонизм, плюрализм, утилитаризм предпочтения. Утилитаризм действия и правила. Кантианская этическая теория. Общая характеристика деонтологической теории. Категорический императив. Другая формулировка категорического императива. Источник морали. Долг. Понятие доброй воли. Совершенный и несовершенный долг. Этика Канта в медицинском контексте. Трудности, с которыми встречается этика Канта. Теория моральных обязательств prima facie У. Д. Росса. Моральные свойства и правила. Фактические моральные обязательства и prima facie моральные обязательства. Список prima facie моральных обязательств Росса. Теория моральных обязательств prima facie в биомедицинском контексте. Теория справедливости Дж. Ролза. Исходное положение и принципы справедливости. Понятие "занавеса неведения". Понятие "первичных благ". Справедливость как честность. Два принципа справедливости и их функции. Проблема патернализма. Понятие и виды "естественных обязанностей". Теория справедливости Ролза в медицинском контексте. Либертарианская теория справедливости Р. Нозика. Либертарианская теория и классический либерализм. Понятие "минимального государства". Этика добродетели. Этика добродетели Аристотеля. Современные теории добродетели Этика естественного закона римского католичества. Цели, разум и моральный закон в интерпретации римского католичества. Принцип двойного эффекта. Принцип целостности, или терапевтический принцип. Приложение морально-теологических точек зрения римского католичества в медицинском контексте. Раздел 4. Принципы биомедицинской этики. Моральные обязательства врачей и права пациентов. Модели отношения «врач – пациент». Принцип уважения автономии личности. Понятие автономии: 1) автономия как свобода действия; 2) автономия как свобода выбора: 3) автономия как способность эффективно обдумать ситуацию. Принцип автономии в медицинском контексте – информированное согласие. Ключевые понятия: компетентность и понимание. Классификация некомпетентности. Терапевтическая привилегия. Согласие детей и подростков. Ограничения автономии. Принцип патернализма. Патернализм слабый и сильный. Суррогатное решение и его границы. Право отказаться от лечения. Принцип благодеяния. Понятие и обязательство благодеяния, его границы. Метод оценки риска вреда для определения степени обязательства. Обязательство пациента: ординарные и экстраординарные средства предохранения и восстановления здоровья. Обязательство врача: принцип медицинских показаний. Обязательства заместителей пациента: принцип наилучших интересов пациента. Проблема качества жизни. Конфликт интересов. Принцип "не навреди". Понятие и обязательство не вредить. Принцип "двойного эффекта". Четыре условия принципа. Принцип пропорциональности. Принцип справедливости. Нехватка и распределение. Социальные приоритеты: распределение на макроуровне. Распределение на микроуровне: индивидуальное и институциональное рационирование. Теории распределительной справедливости: строгий эгалитаризм; социализм; утилитаристская теория справедливости; справедливость как честность (Дж. Ролз); либертарианизм (Р. Нозик); теория прав о справедливости. Определение здоровья и болезни, споры вокруг него. Справедливость и здравоохранение. Здравоохранение и его собственные границы. Принцип сообщения правды. Понятие и обязанность сообщать правду. Обязанность не лгать. Обязанность сообщать правду тем, кто имеет право на неё. Проблема "лжи во благо". Право на правду. Проблема плацебо. Принцип конфиденциальности. Понятие и обязательство хранить тайну. Естественная тайна, Обещанная тайна. Профессиональная тайна. Истории болезней, исследование и конфиденциальность. Проблема пределов конфиденциальности. Модели взаимоотношения врач-пациент. Патерналистская, техническая, коллегиальная, контрактная и договорная модели отношения «врач-пациент», их сравнительный анализ. Часть II. Специальная и клиническая биоэтика. Раздел 5. Этические и юридические проблемы смерти и умирания. Дефиниция и клиническое определение смерти. Понятие «биологической смерти» и кардиореспиратоный критерий смерти. Понятие «полной смерти мозга». Понятие «постоянного (устойчивого) вегетативного состояния» (церебральной смерти). Проблема стандартов клинического определения смерти мозга. Философские проблемы адекватности определения смерти мозга. Этика поддерживающего жизнь лечения. Этическая основа для принятия решений о поддерживающем жизнь лечении (компетентные и некомпетентные пациенты). Ординарное и экстраординарное лечение. Моральность убийства. Преднамеренное лишение жизни в сравнении с предвиденным, но неумышленным лишением жизни. Убийство и позволение умереть. Не начало лечения и прекращение лечения. Поддерживающее жизнь лечение и самоубийство. Классические случаи в этике поддерживающего жизнь лечения (Квинлан и Крузан). «Поддерживаемое врачом самоубийство». Проблема самоубийства: история вопроса. Концепция содействия в самоубийстве. Дискуссии об определении и разграничении «самоубийства», «рационального самоубийства», «содействия в самоубийстве» и «эвтаназии». Аргументы «за» и «против» содействия в самоубийстве. Классические случаи в этике самоубийства (Боувиа и Макафи). «Смерть с участием врача». Эвтаназия (убийство из милосердия): история вопроса. Принудительная "эвтаназия" в нацистской Германии. Декриминализация добровольной эвтаназии в Нидерландах. "Общество хемлок" в Соединенных Штатах. Хосписное движение как альтернатива «смерти с участием врача». Понятие эвтаназии и ее виды. Доктор Кеворкян и помощь в смерти. Этические проблемы. «Скользкий склон». Раздел 6. Этические и юридические проблемы начала жизни. Этика аборта, стерилизации и контрацепции. История вопроса: перспективы по аборту. Определение и виды аборта. Моральный статус плода. Права беременных женщин. Этические проблемы стерилизации и контрацепции. Добровольная и принудительная стерилизация. Виды контрацепции. Религиозная мораль и проблема контрацепции. Социальный контекст. Казус Roe v. Wade. Человеческое развитие и аборт. Определение и типы аборта: спонтанный аборт и аборт как результат человеческого вмешательства (искусственное прерывание беременности). Аборт прямой, непрямой и терапевтический. Моральный статус плода. Границы рационального аргумента. Требования защиты маргинализованных. Беременность, аборт и права женщины. Право на невмешательство и контекст смерти. Мотивы аборта. Терапевтический и нетерапевтический аборты. Социальная поддержка и проблема аборта. Конфликт интересов матери и плода. Границы репродуктивной свободы женщины. Аборт и закон. Этические теории и аборт. Статистика. Этические проблемы стерилизации и контрацепции. Добровольная и принудительная стерилизация. Виды контрацепции. Религиозная мораль и проблема контрацепции. Раздел 7. Этические и юридические проблемы начала жизни. Этика новых репродуктивных технологий. Методы искусственной инсеминации. Искусственная инсеминация донором. Искусственная инсеминация донором и незамужняя мать. ИСД без скрининга. Анонимность доноров и связанные с этим проблемы. ИСД и опасность инцеста. Оплодотворение in vitro. Ответственность за ребёнка. Риски для матери и ребёнка. Этические проблемы замороженных эмбрионов и банков спермы. Экстракорпоральное оплодотворение (суррогатное материнство). Суррогатные матери и их права. Ответственность за ребёнка. Этика и единство деторождения и любви. Этика поставщика медицинской услуги. Этические теории и репродуктивный контроль. Вопрос распределительной справедливости. Этические и юридические проблемы репродуктивного и терапевтического клонирования. Раздел 8. Специфические проблемы биоэтики: этические и юридические проблемы медицинской генетики и проведения биомедицинского исследования. Этические проблемы медицинской генетики. Конфиденциальность и добровольное информированное согласие в медицинской генетике. Этические проблемы применения методов, используемых медициной для диагностики и коррекции генетических нарушений. Терапевтические и нетерапевтические эксперименты. Происхождение этического интереса к экспериментам над людьми. "Нюрнбергский кодекс", "Хельсинкская Декларация (Руководящие рекомендации для врачей, проводящих медико-биологические исследования, включающие опыта на людях)".Этика исследователя. Информированное согласие предполагает сообщение информации. Нераскрытие информации по научным резонам. Компетентное и суррогатное информированное согласие. Согласие и особые классы объектов исследований: дети, пациенты, некомпетентные пациенты, беременные женщины. Терапевтические и нетерапевтические эксперименты. Справедливость и распределение исследовательского риска. Конфликты интересов. Этические проблемы исследовательской методологии. Эксперименты над заключёнными. Этические проблемы экспериментирования над эмбрионами. Институциональные механизмы контроля при проведении биомедицинских экспериментов. Этическая допустимость и размер вознаграждения за участие в экспериментах. Этика пользователей результатами биомедицинских исследований. Раздел 9. Специфические проблемы биоэтики: этические и юридические проблемы трансплантации органов и тканей. Этика передачи в дар органов. Живые доноры. Живые доноры невозобновляемых парных органов. Принцип пропорциональности в трансплантации. Живые, но терминальные доноры. Трансплантация ткани плода. Проблема продажи органов. Этика передачи органов от трупов. Имеется ли обязанность передачи в дар органы и ткани? Этика реципиента. Обязанности бригады, осуществляющей трансплантацию. Взаимоотношения с оконными заместителями и семьями. Этические проблемы увеличения обеспечения органами. Информированное согласие. Этика распределения поставщиком медицинской услуги. Реальное распределение органов. Медицинский критерий для распределения на микроуровне. Технические факторы. Критерий клинического соответствия. Критерий семейной поддержки. Эджеизм. Способность платить. Экономическая стоимость и распределение трансплантантов. Этические теории и трансплантация органов. Раздел 10. Специфические проблемы биоэтики: этические и юридические проблемы СПИДа и оказания психиатрической помощи. Стоматологическая этика. Стоматология как профессия и профессиональные обязательства. Центральные ценности стоматологической практики. Проблемы и темы в стоматологической этике. Главный клиент. Идеальное взаимоотношение между стоматологом и клиентом. Иерархия ценностей. Компетентность. Убытки и относительная приоритетность благополучия пациента. Отношения с другими представителями профессии. Отношения между стоматологами и более широким сообществом. 4.3. Тематический план лекций.
4.4. Тематический план практических занятий. Формы промежуточного контроля: IV семестр.
Опрос, анализ казусов и ситуационных задач с использованием кафедрального практикума.Форма итогового контроля - зачет4.5. Самостоятельная работа студентов.
5. Лабораторный практикум – Бартко А. Н. П., Плютто П. А., Саблина Н. А. Практикум по биоэтике. Вып. 1. Изд. МГМСУ. 20076. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины:
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.7.1 Рекомендуемая литература.а) основная литература:
7.2 Средства обеспечения освоения дисциплины. Учебные пособия, раздаточный материал с ситуационными задачами, казусами и тестовые задания как по теоретической, так и практической частям изучаемой дисциплины. 8. Материально – техническое обеспечение.Использование учебных аудиторий и лекционных залов, стендов, учебных пособий. Учебный процесс обеспечен учебными пособиями, разработанными кафедрой. Имеется ноутбук и проектор для презентаций. 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.Для эффективного усвоения курса биоэтики необходимо:
Рабочая учебная программа по философии составлена доцентом кафедры философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук, к.ф.н. А.Н. Бартко, к.ф.н., Доцентом Саблиной Н. А. |
Рабочая программа по дисциплине в фармацевтическая биоэтика Главная задача дисциплины «Фармацевтическая биоэтика» заключается в профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста... | 1. Цели и задачи освоения дисциплины биоэтика Цели Дисциплина «Биоэтика» относится к профессиональному циклу ( В. Од. 13) бакалавриата по специальности «Социальная работа», изучается... | ||
«Биоэтика» Учебно-методический комплекс по дисциплине биоэтика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа дисциплины Философия Специальность 020501 Биоинженерия... Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Социология», «Биоэтика». Для освоения... | ||
Гбоу впо «Уральская государственная медицинская академия» Министерства... Биоэтика: Программа курса / методические рекомендации. – Екатеринбург, угма, 2012 | Учебно-методический комплекс дисциплины «Биоэтика» Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Цель освоения учебной дисциплины биоэтика состоит в овладении знаниями нравственной культуры российского врача, морально-этических... | Рабочая программа учебной дисциплины «Биоэтика» Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления... | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В биоэтика Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 262000. 62 Технология изделий... | Рабочая программа по дисциплине В. В биоэтика Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 262000. 62 Технология изделий... | ||
Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки Студенты должны применять полученные знания для решения конкретных научных, научно-практических, методических, информационно-поисковых... | Примерная программа наименование дисциплины биоэтика рекомендуется... Цель – формирование у студента представления о специфике биоэтики, как философии и науки выживания человечества | ||
Рабочая программа Биоэтика 060301 фармация Факультет фармацевтический... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Фармация», утвержденному приказом Министерства образования... | Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», утвержденным приказами Министерства... | ||
Методическое пособие по дисциплине «биоэтика» Составители: к ф н., доцент С. Р. Агирбов, к ф н., ст преподаватель П. А. Гончаров | Философия, биоэтика «широких» специалистов, обладающих стремлением и умением реализовывать свой творческий потенциал |