Реферат ладожская флотилия на защите ленинграда





Скачать 237.87 Kb.
НазваниеРеферат ладожская флотилия на защите ленинграда
страница1/2
Дата публикации02.12.2014
Размер237.87 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2
Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №590

Красносельского района

РЕФЕРАТ

ЛАДОЖСКАЯ ФЛОТИЛИЯ НА ЗАЩИТЕ ЛЕНИНГРАДА

Предметная область: история

Выполнила: ученица 10 «А» класса

Калашникова Анастасия

Учитель истории: Барышева Э.Ю.

Санкт-Петербург

2004 год

Содержание:

  1. Понятие флотилии 3

  2. Характеристика Ладожского озера 4

  3. Состав Ладожской флотилии 5

  4. Боевые действия флотилии

    1. Действия в 1941 году 6

    2. Действия в 1942 году 9

    3. Действия в 1943 году 11

    4. Действия в 1944 году 13

Флотилия

Флотилия (франц. flottille, итал. flottiglia) имеет несколько значений. Это оперативное объединение в ВМФ некоторых государств, предназначенное для выполнения задач в определенном районе моря, на реке или озере. Состоит из соединений кораблей и авиации, частей морской пехоты, а также служб, обеспечивающих её боевую и повседневную деятельность. Свои задачи Флотилия выполняет самостоятельно или во взаимодействии с соединениями и частями других видов вооруженных сил (родов войск).

Еще одно значение флотилии, тактическое соединение в ВМФ некоторых иностранных государств (США, Великобритания, Франция и др.), состоящее из двух или более эскадр (или дивизионов) подводных лодок, эскадренных миноносцев, ракетных или торпедных катеров, тральщиков, а также др. кораблей и судов.

Флотилия является оперативным объединением атомных ракетных подводных лодок стратегического назначения в некоторых государствах (ВМС Франции и др.).

Флотилия еще и соединение промысловых, экспедиционных или спортивных судов.

Рисунок 1 Корабли Ладожской флотилии

Ладожское озеро

Ладожское озеро европейской части СССР. Расположено в Карельской АССР и Ленинградской области РСФСР. Самое крупное озеро в Европе. Площадь 17 700 км2 (с островами 18 135 км2). Котловина Ладожского озера тектонического происхождения, преобразована воздействием четвертичных ледников. Общий объём заключённой в ней воды составляет 908 км3. Северные берега большей частью высокие, скалистые, изрезаны глубоко вдающимися в них фьордообразными заливами, покрыты лесом. Многочисленные, большей частью лесистые острова образуют здесь шхеры. Южные берега преимущественно низкие, слабо изрезанные, заросшие ивой и ольхой; много песчаных или валунных пляжей, местами древние береговые валы, поросшие сосной. Рельеф дна северной части озера сложный, с чередованием глубоких впадин и более мелких участков.

С 13 века название Ладожского озера по имени древне-русского города Ладога (9 век). В 8-9 вв. на южном берегу Ладожского озера жило племя славян. По Ладожскому озеру проходил путь "из варяг в греки". На берегу Ладожского озера были основаны города Карела и Орешек, а на островах Коневиц и Валаам - Коневский и Валаамский монастыри. Во время советско-финляндской войны 1939-40 и Великой Отечественной войны 1941-1945 на ладожском озере действовала Ладожская военная флотилия, сыгравшая важную роль в обеспечении успеха боевых действий Ленинградского фронта и Балтийского флота. Боевые действия на Ладоге.

Состав Ладожской флотилии

Ладожская военная флотилия была сформирована 25 июня 1941 года приказом наркома ВМФ из учебного отряда ВМУЗ. Она состояла из дивизиона учебных кораблей (4 транспорта и 5 парусно-моторных шхун), дивизиона катеров, учебно-артиллерийского дивизиона. Главная база флотилии находилась в Сортанлахти, тыловая - в Шлиссельбурге.

На рассвете 7 сентября 1941 года после десятиминутной артиллерийской подготовки с катеров и баркасов Ладожской флотилии под прикрытием огня береговых батарей началась высадка десанта на остров Рахмасаари, удерживаемый советскими войсками. К полудню 7 сентября были расчленены и окружены основные опорные пункты обороняющихся. Несмотря на переброску подкреплений с близлежащих островов Хейнясенма, Верккосаари и с острова Валаам силами советской Ладожской военной флотилии, а также на ее многократные настойчивые попытки доставить обороняющимся боеприпасы и эвакуировать остатки советского гарнизона, к вечеру 10 сентября сопротивление было окончательно подавлено. Погибшие советские солдаты были похоронены в братской могиле, на которой был установлен деревянный крест с надписью на финском языке: "Здесь лежат 110 солдат Красной Армии, погибших в бою на Рахмасаари 7 - 10 сентября 1941 года".

Вскоре в состав флотилии зачислили 6 канонерских лодок, а именно "Вира", "Бурея", "Нора", "Олекма", "Селемджа", "Шексна", 6-й дивизион тральщиков, дивизион катеров-тральщиков, группу кораблей специального назначения и береговые части. В августе флотилии передали сторожевые корабли "Пурга" и "Конструктор", канонерские лодки "Лахта" и "Сестрорецк", четыре катера МО и два бронекатера. Канн лодки "Вира", "Бурея", "Нора", "Олекма" и "Селемджа" раньше были грунтовозными шаландами Балтехфлота Спецгидростроя НКВД, построенные в 1939-1941 годах в Гамбурге. Они получили довольно мощное для озерных судов вооружение (2-3 орудия калибра 100-130 мВ ночь с 27 на 28 августа его эвакуировали с острова.

В связи с тем, что 28 августа противник вышел на левый берег Невы в районе Ивановских порогов, операционную базу флотилии перенесли из Сортанлахти в Шлиссельбург.


Рисунок 2 Тральщик

Боевые действия

Действия в 1941 году

Для поддержки наших частей у Шлиссельбурга 31 августа в район Ивановских порогов был направлен отряд кораблей (канонерская лодка "Селемджа", бронекатера № 99 и 100). С 1 по 7 сентября они вели обстрел боевых порядков противника в районе Мга, Горы, Ивановское, Пухолово, Погорелушка, Сологубово.

Отряд кораблей в составе канонерской лодки "Лахта", катера МО-205, бронекатеров № 99 и 100 под командованием капитан-лейтенанта Сиротинского, сформированный для оказания поддержки левому флангу 7-й армии, с 10 сентября по 19 октября вел огонь по району Кут-Лахта, Горки, Гумбарицы. 10 сентября 45-мм зенитки катера МО-205 сбили финский самолет-разведчик.

Для поддержки правого фланга 23-й армии в районе Тозерово с 20 по 29 сентября на позиции находилась канонерская лодка "Вира". По заданию армейского командования она обстреливала дороги, вела артиллерийский огонь по минным точкам и батареям противника. 30 сентября ее сменила канлодка "Олекма", с которой в ночь на 2 октября высадилась в устье реки Тайпале в тыл противника разведывательная группа. До 5 октября "Олекма" оказывала огневую поддержку флангу армии.

Для артиллерийской поддержки правого фланга 54-й армии был сформирован отряд кораблей (сторожевой корабль "Конструктор", канонерская лодка "Лахта", катер МО-205). С 20 по 24 октября этот отряд дважды выходил на огневые позиции и обстреливал командные пункты и позиции противника на южном побережье Ладожского озера в районе населенных пунктов Липки, Синявино, Шлиссельбург.

8 сентября германские войска захватили Шлиссельбург, и железнодорожная связь Ленинграда со страной окончательно прекратилась. Так началась знаменитая блокада Ленинграда.

Говоря о блокаде, необходимо упомянуть ложь современных "демократических" средств массовой пропаганды. В книгах, статьях и телепередачах посвященных блокаде Ленинграда и гибели от голода сотен тысяч его жителей, постоянно упоминают германских фашистов и более никого. Позвольте, но кто и когда видел кольцо, состоящее из одной половинки? Такое кольцо и на пальце не удержать. Германские войска блокировали Ленинград с юга, финские — с севера. Кроме того, частичную блокаду Ленинграда со стороны Ладожского озера процентов на 90% осуществляли именно финны. Если бы осажденный Ленинград имел выход только на Ладожское озеро, то финны не блокировали бы судоходство по реке Свирь и Беломоро-Балтийскому каналу, не перерезали бы Мурманскую железную дорогу, то мы бы не знали термина "блокада Ленинграда".

Так что, воздавая должное военным преступлениям вермахта, не надо валить на него чужие грехи. В смерти людей, похороненных на Пискаревском кладбище в Ленинграде, равно повинны Гитлер и Маннергейм, Германия и Финляндия. "Ах", — вздыхают финские историки, — "Мы не такие, мы на рубль дороже, — финская артиллерия не стреляла по Ленинграду".

Это так, но и тут не надо винить одних немцев. Большинство орудий большой и особой мощности, стрелявших по Ленинграду, были французского и чешского производства. Их снаряды, падавшие на город, сделали на заводах "Шкода" в Брно и Шнейдера в Крезо. Например, 520-мм французская гаубица стреляла по Ленинграду снарядами весом в 2 тонны каждый. Следовало бы сразу после снятия блокады установить трофейные орудия-монстры на Пискаревском кладбище и не забывать водить мимо них французских и чешских туристов...

Устоит ли Ленинград, зависело теперь от Ладожской военной флотилии, которой подчинялись суда Северозападного речного пароходства. В сложившейся ситуации организация перевозок была весьма сложной: со станции Волховстрой вагоны подавались на пристань Гостинополье. Оттуда грузы по Волхову доставляли на речных баржах в Новую Ладогу, где перегружали на озерные баржи, следовавшие в Осиновец на западном берегу озера (расстояние 115 км). Здесь совершалась еще одна перевалка — из барж в вагоны для доставки в Ленинград. 12 сентября 1941 года в Осиновец прибыли две баржи, доставившие 800 тонн зерна. Это был первый рейс с грузами для осажденного города.

В тот же день сторожевой корабль "Пурга" доставил в Осиновец 60 тонн боеприпасов.

Перевозки по озеру проходили в неимоверно трудных условиях. Ладога, тихая и безобидная в ясную погоду, осенью становится неузнаваемой: ветры силой до 10 баллов поднимают огромные волны, опасные даже судам озерного типа. Для перевозок по озеру в спешном порядке были собраны все суда, какие только можно было собрать, — 49 озерных и речных барж, в том числе более 20 таких, которые вследствие технических неисправностей и других причин раньше не использовались. Немало судов погибли от штормов и бомбежек. Например, ночью 17 сентября шторм выбросил на прибрежные камни пароход "Ульяновск", захлестнул волнами пароходы "Козельск", "Войма", "Мичурин" и другие суда с продовольствием для Ленинграда, потопил также баржу с эвакуированными из Ленинграда женщинами и детьми. Тральщик № 122, подобравший около 200 человек с потерпевших аварию в десятибалльный шторм судов, атаковали девять бомбардировщиков. В корабль попали две авиабомбы, но тральщик продолжал стрелять из единственного 45-мм орудия до тех пор, пока не затонул. 5 октября в ходе артиллерийской поддержки частей 23-й армии в районе Никулясы была повреждена авиабомбой канонерская лодка "Олекма". На следующий день она затонула. Поднять ее удалось лишь 6 июня 1944 года.

15-23 сентября по решению командующего фронтом корабли флотилии эвакуировали войска с островов Коневец, Валаам, Баевых и Крестовых. Эвакуированные части передали в резерв фронта. В середине октября немцы, прорвав оборону на фронте 4-й армии, форсировали реку Волхов и начали продвигаться на север к Тихвину и Волхову, чтобы соединиться с финскими войсками и тем самым полностью блокировать Ленинград. В связи с этим командование Ленинградского фронта поставило перед Ладожской военной флотилией задачу использовать весь боевой и вспомогательный состав флотилии для переброски частей Красной Армии из Осиновца в Новую Ладогу.

Вечером 24 октября началась посадка частей 191-й стрелковой дивизии на корабли. 25 октября из Осиновца вышел первый эшелон в составе канлодок "Бурея", "Нора" и транспорта "Совет". С 24 октября по 18 ноября корабли флотилии осуществили перевозку в полном составе 191-й стрелковой и 44-й горнострелковой дивизий и 6-й отдельной бригады морской пехоты (более 20 тысяч человек), а также 129 орудий, 974 лошадей и другого имущества. Операция проходила под воздействием авиации противника.

Так, 4 ноября в базе Осиновец одиночный бомбардировщик "Блейнхейм" атаковал сторожевой корабль "Конструктор". Самолет сбросил две 250-кг бомбы, одна из которых попала в носовую часть корабля. Носовая часть была разрушена, и корабль затонул. Погибли около 200 человек, в том числе 32 члена экипажа. Остальные, согласно популярным советским изданиям, были женщины и дети из блокадного Ленинграда, но скорей всего это были солдаты, перебрасываемые в Новую Ладогу.

В середине ноября 1941 года в связи с быстрым ледообразованием было принято решение о переходе кораблей на зимнюю стоянку в западной части побережья Ладожского озера между Морье и базой Осиновец. 17 ноября из Новой Ладоги вышел первый эшелон кораблей (сторожевой корабль "Пурга", канонерские лодки "Селемджа", "Бира", катера МО-216 и 175, бронекатера № 99 и 100 и другие), который прибыл в Морье 21 ноября. При этом 20 ноября были затерты льдами и затонули буксиры "Ижорец-9", "Ижорец-10" и "Ижорец-4", буксировавшие пароход "Козельск", сторожевые катера МО-175 и МО-216 (в декабре 1941 года катер МО-175 удалось поднять).

В
Рисунок 3 Лодка
сего за осеннюю навигацию 1941 года на восточный берег Ладожского озера были перевезены свыше 20 тысяч солдат и офицеров, а из Ленинграда эвакуированы более 33,5 тысяч человек. На западный берег Ладожского озера было доставлено около 60 тысяч тонн различных грузов, в том числе около 4500 винтовок, 1000 пулеметов, около 10 тысяч снарядов, более 108 тысяч мин и другое вооружение.

В 1942 году перевозки по Ладожскому озеру начались в середине мая. 28 мая база Ладожской флотилии подверглась массированной бомбардировке противника. В 10 часов утра канлодки "Вира", "Бурея", "Нора" и "Селемджа", стоявшие на рейде Кобоны, атаковали неприятельские бомбардировщики. У "Виры" была разрушена носовая часть вместе с ходовой рубкой, убиты 14, ранены 37 членов экипажа. От близких разрывов бомб "Нора" получила около 1700 пробоин в корпусе, был ранен 21 член экипажа. На следующий день "Виру" удалось увести на буксире.

Этот и другие налеты обусловили меры по усилению ПВО портов Ладоги. К середине июня 1942 года их прикрывали 150 зенитных пушек калибра 76-85 мм, 40 — 37-мм автоматических установок и свыше 70 пулеметов, а также 25 звукометрических станций и 65 прожекторных станций. 123-й истребительный авиаполк 7-го истребительного авиакорпуса ПВО прикрывал склады и пристани на западном берегу озера. 3-й и 4-й гвардейские истребительные авиаполки ВВС Балтийского флота прикрывали суда и корабли на переходах, Ладожский канал от Леднева до Новой Ладоги, склады и пристани в районах Леднево, Кобона, Новая Ладога, Сясьстрой и Колчаново. Три истребительных авиаполка ВВС Ленинградского фронта прикрывали склады и станции Лаврове, Жихарево, Войбокало, Пупышево, Волховстрой и Гостинополье.

Действия в 1942 году

9 апреля 1942 года ГКО обязал командующего Балтийским флотом вице-адмирала В.Ф. Трибуна обеспечить зенитными установками речные суда, предназначенные для перевозки грузов в навигацию 1942 года. Нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов 11 апреля 1942 года выделил для этой цели 9 пушек калибра 45 мм и 109 пулеметов ДШК калибра 12,7 мм. Было предусмотрено вооружить 4 буксира и 51 баржу (40 новых и 11 отремонтированных) Северо-западного речного пароходства. На буксиры ставили по одной пушке и одному пулемету, на баржи — по два пулемета. Следует отметить, что пулеметы ДШК на тумбах легко переставляли за час-два с одного судна на другое, то есть приходило судно в порт и передавало свои пулеметы на уходящее судно.

И немцы, и финны прекрасно понимали значение ладожских коммуникаций. Прекращение или хотя бы резкое уменьшение их объема грозило гибелью Ленинграду. 22 января 1942 года маршал Маннергейм подписал "Общую инструкцию для деятельности Ладожского отряда флота на время навигации 1942 г.", где говорилось:

«Следует особенно обратить внимание на наступательные действия против коммуникаций противника, проходящих в южной части Ладожского озера».

2 апреля 1942 года командир финской Ладожской береговой бригады полковник Ярвинен и начальник штаба подполковник Райнио направили начальнику генштаба "Разъяснения об обстоятельствах на Ладожском озере", где говорилось:

«У Ладожской береговой бригады совершенно отсутствуют флот и авиа силы, необходимые для наступательной деятельности».

Поэтому они считали, что "нападение в навигационный период морскими силами на неприятельский флот допустимо только в том случае, если на Ладожском озере будут получены подходящие для этой цели суда".

Финское правительство срочно попросило помощи у немцев. В мае 1942 года немцы направили на Ладогу шесть катеров-тральщиков типа КМ (имели скорость 25-32 узла, были вооружены двумя зенитными автоматами, несли четыре глубинные бомбы или мины). Четыре итальянских торпедных катера типа MAS прибыли в Сортанлахту 22 июля 1942 года. Пароходом их доставили в Хельсинки, затем на буксире они прошли шхерами до Выборга, оттуда по Сайменскому каналу, и последний участок до Лахденпохья — по железной дороге. Эти катера имели водоизмещение 20 тонн, скорость хода 47 узлов, были вооружены одним 20-мм автоматом.

Немцы направили на Ладогу и десантные суда понтонного типа. Такое судно представляло собой паром-катамаран, состоявший из двух стальных барж, соединенных деревянной платформой. Понтоны десантных барж монтировались из отдельных разборных секций, которые в разобранном виде было удобно перевозить как по железной дороге, так и автотранспортом. Сборка таких барж являлась довольно простым делом, не требовавшим специально оборудованных мастерских, она заключалась в основном в навинчивании гаек на болты, соединявшие отдельные части судна. Боевая рубка и отдельные части судна имели легкую броню толщиной 10 мм. Тяжелые десантные баржи были вооружены тремя 88-мм орудиями и двумя 20-мм автоматами. На легких десантных баржах стояли два 20-мм автомата и одна 37-мм пушка. Транспортные, санитарные и штабные десантные баржи вооружались одной 37-мм пушкой.

К началу августа 1942 года объединенная финско-немецко-итальянская флотилия имела в своем составе одну канонерскую лодку, 21 десантную баржу (7 тяжелых, 6 легких, 8 специальных), 8 десантных катеров, 6 сторожевых катеров, 60 катеров связи, один финский и 4 итальянских торпедных катера. Главной их базой была Лахденпохья, пунктами базирования.- Кексгольм, Сортанлахти, Сортавала, Салми, Саунасари.

Штаб Ладожской военной флотилии разработал план уничтожения неприятельских кораблей в гавани Саунасари. Удар должны были нанести канлодки "Селемджа", "Лахта", "Бурея", сторожевой корабль "Пурга", пять тральщиков, восемь катеров МО, два торпедных катера, 24 истребителя и 10 бомбардировщиков из состава 61-й и 8-й авиабригад ВВС Балтийского флота. Однако в бухте кораблей противника не оказалось. Обстреляв побережье (61 фугасных снарядов 100 мм и 35 снарядов 76 мм), отряд вернулся в базу. Действия нашей флотилии заставили противника оттянуть часть сил для обороны побережья ввиду возможности высадки десанта Ладожской флотилией.



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат ладожская флотилия на защите ленинграда iconРеферат Памятники Малого кольца обороны Ленинграда
Это карта Зелёного пояса Славы. На участке 22-29 и проходили рубежи обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, которые...
Реферат ладожская флотилия на защите ленинграда iconСценарий урока мужества «блокада ленинграда»
Цель – сформировать представление о героической блокаде Ленинграда, об удивительной стойкости и мужестве ленинградцев, пробудить...
Реферат ладожская флотилия на защите ленинграда iconКонкурса реферат
«Путь к победе- 70 снятия блокады Ленинграда и победоносные бои Великой Отечественной войны»
Реферат ладожская флотилия на защите ленинграда iconРеферата – до 15 страниц плюс одна страница тезисов
Тезисы будут заслушаны при защите рефератов. Каждый реферат нужно проиллюстрировать слайдами (до 5 слайдов, демонстрируемых при защите...
Реферат ладожская флотилия на защите ленинграда icon27 января исполнилось 70 лет со дня снятия блокады ленинграда
О. и довгаль), литературные чтения «Блокада в судьбах и творчестве О. Бергольц, А. Ахматовой, В. Инбер», беседа «Мужество блокадного...
Реферат ладожская флотилия на защите ленинграда iconСценарий, посвященный 68-ой годовщине снятия блокады города Ленинграда...
Сценарий, посвященный 68-годовщине снятия блокады города Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»
Реферат ладожская флотилия на защите ленинграда iconМетодические рекомендации по написанию и защите реферата реферат
Реферат (от латинского referro сообщаю, докладываю) краткое изложение в письменном виде содержания исследования по выбранной проблеме...
Реферат ладожская флотилия на защите ленинграда iconРеферат по истории основам информационно-библиографической грамотности...
Гоу средняя общеобразовательная школа №183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт Петербурга
Реферат ладожская флотилия на защите ленинграда iconРеферат по истории автор: Кременецкий Никита Олегович
«Барбаросса» буквально за день до его утверждения. В случае быстрого захвата Ленинграда группой «Север», под командованием фон Лееба,...
Реферат ладожская флотилия на защите ленинграда iconРеферат по предмету «История России» Тема работы
Великой Отечественной войны. Тема блокады Ленинграда одна из наиболее трепетных лично для меня, потому что я родился в этом городе,...
Реферат ладожская флотилия на защите ленинграда iconСлово учителя. Ребята, сегодня мы проводим необычный урок. Мы продолжаем...
Познакомимся сегодня с героической обороной Ленинграда, узнаем новые понятия, поработаем по карте. Проследим, как тема блокады Ленинграда...
Реферат ладожская флотилия на защите ленинграда iconРеферат по истории и культуре Санкт-Петербурга Тема: Школы Ленинграда в 1941-1942 учебном году
Гбоу средняя общеобразовательная школа №183 с углублённым изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга
Реферат ладожская флотилия на защите ленинграда iconНа фото слева на право Моисеенко Т. А и Мухина В. М. дети блокадного Ленинграда
Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это...
Реферат ладожская флотилия на защите ленинграда iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Великой Отечественной войны города Ленинграда (ныне – город Санкт-Петербург). Длилась 872 дня – с 8 сентября 1941 года по 27 января...
Реферат ладожская флотилия на защите ленинграда iconИтоги конкурса 2010 2011 по следующим номинациям: «Изобразительное...
И. Е. Репина, художественный руководитель мозаичной мастерской за серию мозаичных монументальных композиций для станций метро Санкт-Петербурга...
Реферат ладожская флотилия на защите ленинграда iconМоей работы “Блокада Ленинграда”. На мой взгляд, эта проблема становиться...
Конечно, история знает не мало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины бледнеют над этой эпопеей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск