Утвержден





НазваниеУтвержден
страница1/5
Дата публикации04.12.2014
Размер0.65 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5


Министерство образования Российской Федерации






УТВЕРЖДЕН

Министерством образования

Российской Федерации
"17" мая 2004 г.

Регистрационный № 12-0906-П





ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки

выпускников по специальности

0906 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

(повышенный уровень среднего профессионального образования)
Квалификация – старший техник
Вводится в действие с 1 сентября 2004 г.


Москва

2004

1 Общая характеристика специальности 0906 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
1.1 Специальность 0906 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования».

1.2 Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0906 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений:

  • очная,

  • очно-заочная (вечерняя),

  • заочная.

1.3 Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

  • на базе среднего профессионального образования базового уровня – 10 месяцев;

  • на базе среднего (полного) общего образования – 3 года 10 месяцев;

  • на базе основного общего образования – 4 года 10 месяцев.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

  • диплом о среднем профессиональном образовании базового уровня;

  • аттестат о среднем (полном) общем образовании;

  • аттестат об основном общем образовании;

  • диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

  • диплом об образовании более высокого уровня.

1.4 Квалификация выпускника – старший техник.

1.5 Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по выполнению производственных задач в области рациональной разработки и эксплуатации нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в качестве старшего техника на предприятиях нефтяной и газовой промышленности и в организациях различных организационно-правовых форм.

Основные виды деятельности старшего техника:

  • производственно-технологическая – разработка и осуществление технологических и технических мероприятий для поддержания оптимальных режимов работы скважин; контроль за реализацией производственных процессов разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений;

  • организационно-управленческая – в масштабах вверенного участка производства организация работы и управление коллективом исполнителей по реализации производственных процессов добычи, сбора и подготовки нефти и газа; планирование мероприятий по эффективному проведению производственных процессов, совершенствованию технологий и контроля выполнения производственных заданий.

Выпускник должен уметь: организовывать работу бригады по добыче, сбору и подготовке нефти и газа и осуществлять руководство на порученном участке в соответствии с технологическими регламентами и современной системой управления персоналом; разрабатывать мероприятия по совершенствованию технологических процессов; выполнять технические расчеты с использованием современных информационных систем; выбирать рациональный режим эксплуатации скважин и обеспечивать контроль, качество и безопасность проводимых работ; обосновывать выбранные способы разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений с учетом решения задач энерго- и ресурсосбережения, а также защиты окружающей среды от техногенных воздействий производства; оценивать эффективность производственной деятельности с учетом системы менеджмента качества; оформлять техническую документацию в соответствии с действующими нормативными документами.

Выпускник должен знать: нормативную базу при разработке и оформлении технической документации по добыче, сбору и подготовке нефти и газа; методы контроля технического состояния скважин; методы контроля за разработкой месторождений; технику и технологию рациональной эксплуатации нефтяных и газовых месторождений; комплекс геофизических исследований при подземном ремонте скважин; требования промышленной и экологической безопасности при выполнении технологических процессов; технико-технологические расчеты с использованием современного программного обеспечения; общие принципы управления персоналом; метрологические правила, нормы, нормативно-технические документы по стандартизации и сертификации.

1.6 Перечень направлений углубленной подготовки1:

  • методы увеличения нефтеотдачи пластов;

  • подземный ремонт скважин;

  • естественно-математическая подготовка;

  • организация управления производством;

  • предпринимательская деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • промышленная экология.

1.7 Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования повышенного уровня по специальности 0906 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, подготовлен:

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

  • - к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальностям направления подготовки 650700 Нефтегазовое дело в сокращенные сроки.


2 Требования к уровню подготовки выпускника по основной профессиональной образовательной программе повышенного уровня по специальности 0906 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
Требования к уровню подготовки лиц, закончивших обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования базового уровня, изложены в государственном образовательном стандарте в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0906 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, которые утверждены 04 февраля 2002 г., регистрационный № 12-0906-Б.
2.1 Общие требования к образованности выпускника

Выпускник отвечает следующим требованиям:

  • обладает гражданской зрелостью, правовым самосознанием, профессиональной этикой, нравственным сознанием, твердостью моральных убеждений, гуманностью, толерантностью, ответственностью за порученное дело;

  • обладает научно-гуманистическим мировоззрением, необходимым для данного уровня деятельности, профессиональной культурой, сформированной профессиональной самооценкой, социальной ответственностью за результаты труда, информационной и коммуникативной культурой;

  • готов к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;

  • готов к проявлению творческой инициативы, рационализаторству, изобретательству, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники; имеет опыт применения сформированных знаний и умений в условиях внедрения передовых технологий;

  • владеет основами законодательства и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относящимися к его профессиональной деятельности;

  • ориентирован в смежных областях деятельности, готов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности;

  • владеет современными информационными и телекоммуникационными технологиями в сфере профессиональной деятельности;

  • владеет методами оценки и контроля качества в профессиональной деятельности;

  • владеет знаниями методов управления и организации работы коллектива;

  • способен самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решения в рамках своей профессиональной компетенции;

  • способен принимать управленческие решения, организовывать работу трудовых коллективов;

  • способен самостоятельно анализировать свою профессиональную деятельность и процесс собственного труда, осуществлять постановку и реализацию задач в области профессионального самосовершенствования и повышения деловой квалификации, оценивать соответствие своей профессиональной деятельности изменяющимся требованиям к ней.


2.2 Требования к уровню подготовки выпускника по циклам дисциплин
По циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

выпускник д о л ж е н

в области иностранного языка:

  • владеть лексическим (3000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

  • уметь понимать диалогическую и монологическую речь в сфере профессиональной деятельности;

в области физической культуры:

  • знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

  • владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей;

  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, жизненных и профессиональных целей.


По циклу математических и общих естественнонаучных дисциплин

выпускник д о л ж е н

знать:

  • основные понятия аналитической геометрии и линейной алгебры, виды задач линейного программирования и алгоритм их моделирования;

  • классификацию информационных систем;

  • виды технологических процессов обработки информации в информационных системах, особенности их применения;

  • методы и приемы обеспечения информационной безопасности;

уметь:

  • решать системы уравнений с несколькими переменными, моделировать и решать несложные задачи линейного программирования;

  • использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

  • обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизированной обработки данных.


По циклу общепрофессиональных дисциплин

выпускник д о л ж е н

иметь представление:

  • о кадровом, информационном, техническом и правовом обеспечении системы управления персоналом;

  • о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека;

  • о методике проведения патентных исследований;

знать:

  • основные положения систем менеджмента качества и требования к ним;

  • методы и нормативную документацию по управлению качеством продукции;

  • основные методы оценки качества и надежности изделий;

  • правила предъявления и рассмотрения рекламаций по качеству сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции;

  • организационную структуру службы управления персоналом;

  • общие принципы управления персоналом;

  • принципы организации кадровой работы;

  • психологические аспекты управления, способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;

  • основные термины и определения, используемые при формировании документов в области научно-исследовательской деятельности;

  • виды охранных документов (авторское свидетельство, патент, лицензия, формула изобретения);

  • правила оформления документации по патентно-лицензионной работе и изобретательству;

  • виды ответственности за нарушение прав автора и патентообладателя;

  • основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

  • основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем комплексов общетехнических и организационно-методических стандартов;

  • роль сертификации в управлении качеством продукции и повышении конкурентоспособности;

уметь:

  • оформлять документацию по управлению качеством продукции;

  • оценивать качество и надежность изделий;

  • применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

  • применять документацию систем качества;

  • применять основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем комплексов общетехнических и организационно-методических стандартов.

По циклу специальных дисциплин

выпускник должен

знать:

  • цели и задачи геофизических исследований при разработке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений;

  • необходимый комплекс геофизических исследований скважин (ГИС) при разработке месторождений нефти и газа;

  • геофизические методы контроля технического состояния скважины;

  • основные причины аварий и осложнений при проведении ГИС, меры по их предупреждению и ликвидации;

  • правила охраны недр и окружающей среды при проведении ГИС;

уметь:

  • использовать результаты геофизических исследований скважин при различных стадиях разработки нефтяных и газовых месторождений;

  • составлять мероприятия по ликвидации аварий и осложнений при проведении ГИС;


по направлению углубленной подготовки «Методы увеличения нефтеотдачи пластов»
знать:

  • состав и физические свойства природных нефтей, газов и пластовых вод;

  • методы исследования скважин для определения эффективности технологических процессов;

  • классификацию методов воздействия различными агентами на пласт и призабойную зону пласта;

  • технологию проведения работ по увеличению нефтеотдачи пластов и применяемые оборудование и материалы;

  • правила обслуживания скважин при воздействии на пласт и призабойную зону;

  • приемы исследования скважин до и после воздействия на пласт для получения информации, необходимой для анализа и расчета технологической эффективности проведения работ;


уметь:

  • определять физические параметры пласта и свойства пластовых флюидов;

  • подбирать метод воздействия на пласт в зависимости от геолого-физических параметров пласта и свойств пластовых флюидов;

  • производить технические расчеты по внедрению различных методов увеличения нефтеотдачи пластов и дебитов скважин;

  • рассчитывать технологическую эффективность и основные технико-экономические показатели внедренного мероприятия;


по направлению углубленной подготовки «Подземный ремонт скважин»
знать:

  • свойства горных пород, природных нефтей, газов и пластовых вод;

  • способы борьбы с различными осложнениями при добыче нефти;

  • свойства поверхностно-активных веществ (ПАВ) и химических реагентов, применяемых в различных технологических процессах добычи нефти и газа;

  • оборудование, инструменты, приспособления для подземного ремонта скважин (ПРС);

  • виды и технологию подземного ремонта скважин;

  • нормативно-техническую документацию по ремонту скважин;

  • правила охраны труда, недр и окружающей среды при проведении подземного ремонта скважин;

уметь:

  • подбирать ПАВ и химические реагенты для различных технологических процессов добычи нефти;

  • проводить ликвидацию аварий с глубинным оборудованием;

  • проводить глушение скважины перед ПРС соответствующей жидкостью глушения, разбирать и собирать устьевое оборудование;

  • осуществлять замену глубинного оборудования;

  • проводить расчеты обработок пласта кислотами, очистки скважины от песчаных пробок;

  • проводить промывку и чистку скважины от песчаных пробок, парафина и неорганических солей;

  • проектировать и выполнять расчеты ремонтно-изоляционных работ;


по направлению углубленной подготовки «Естественно-математическая подготовка»
знать:

  • математические модели простейших систем и процессов производства;

  • вероятностные модели для конкретных производственных процессов с проведением необходимых расчетов в рамках построенной модели;

  • физические явления и основные законы физики;

  • методы теоретического и экспериментального исследования физических процессов;

  • энергетику химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования;

  • физико-химические методы исследования химического состава нефти, нефтепродуктов и газов;


уметь:

  • решать прикладные задачи, формулируя их на языке математики;

  • формулировать основные законы физики и условия их применимости;

  • определять физические величины;

  • записывать физические законы в дифференциальной и интегральной формах;

  • использовать математические формулы при количественном анализе различных физических явлений;

  • проводить вычисления основных физических величин, используя единицы СИ и других систем;

  • определять состав нефтепромысловых газов;

  • составлять материальный баланс фракционной перегонки нефти;

  • прогнозировать возможные последствия протекания химических реакций при взаимодействии нефтяных систем и пород с химическими реагентами, их последствия;

  • анализировать ситуации, возникающие в процессе бурения и эксплуатации скважин, с позиции физико-химического взаимодействия в системе «порода–нефть–вода–химический реагент»;

  • управлять равновесными химическими процессами;

  • приготавливать растворы различной концентрации;


по направлению углубленной подготовки «Организация управления производством»
знать:

  • механизмы ценообразования, методы нормирования труда;

  • формы и системы оплаты труда;

  • основы управленческого учета;

  • требования рациональной организации труда;

  • основные технико-экономические показатели производственной деятельности;

  • порядок разработки и оформления технической документации и ведения делопроизводства;

  • задачи и содержание автоматизированной системы управления производством;

  • основы организации труда и управления;


уметь:

  • рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели производственной деятельности;

  • оформлять документацию в соответствии с требованиями документационного обеспечения управления;

  • использовать данные бухгалтерского учета и отчетности в практической деятельности;

  • использовать программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства для решения экономических и управленческих задач;


по направлению углубленной подготовки «Предпринимательская деятельность»
знать:

  • цели, задачи, функции, виды, условия и процессы предпринимательской деятельности;

  • методы, системы и источники предпринимательского права, организационно-правовые формы и правовое регулирование предпринимательской деятельности;

  • принципы организации финансов, особенности финансов организаций разных организационно-правовых форм, налоговое регулирование и внутрифирменный финансовый контроль;

  • концепции рыночной экономики, составные элементы маркетинговой деятельности и их характеристику;

  • маркетинговую классификацию товаров (услуг), составные элементы товарной политики;

  • виды конкуренции, критерии оценки конкурентоспособности товаров (услуг), методы ее обеспечения;

  • особенности внешнеэкономической деятельности, формы, средства и методы обеспечения внешнеэкономической деятельности;

  • цели, задачи, методы, системы логистики, логистические процессы;


уметь:

  • применять нормативно-правовую базу и организовывать предпринимательскую деятельность;

  • осуществлять поиск необходимых документов и применять федеральные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность;

  • обеспечивать эффективное использование финансов организаций;

  • изучать потребности и спрос, применять средства и методы маркетинга;

  • анализировать и оценивать товарную политику, рассчитывать, оценивать и обеспечивать конкурентоспособность товаров (услуг);

  • применять средства и методы обеспечения внешнеэкономической деятельности;

  • осуществлять логистические процессы, обеспечивать товародвижение методами логистики;


по направлению углубленной подготовки «Информационно-коммуникационные технологии»
знать:

  • законодательную базу, основные угрозы информационной безопасности и методы повышения информационной безопасности;

  • технологии обработки информации в базах данных;

  • адресацию в глобальных сетях, технологии работы в глобальных сетях;


уметь:

  • пользоваться программными средствами повышения информационной безопасности: криптографическими, антивирусными программами, администрированием сетей и компьютеров;

  • работать с профессионально ориентированным программным обеспечением;

  • находить необходимую информацию, пользоваться основными службами глобальных сетей;

  • использовать сетевые программные и технические средства в профессиональной деятельности;


по направлению углубленной подготовки «Промышленная экология»

знать:

  • мероприятия по охране окружающей среды;

  • виды и источники загрязнения природной среды, критерии и оценки качества окружающей среды;

  • методы переработки, утилизации и захоронения промышленных отходов;

  • основные понятия, цели, задачи, методы и приемы организации и порядка проведения экоаудита;

  • состав и структуру экологических паспортов промышленных предприятий;

  • основные принципы организации и функционирования на промышленных предприятиях экологических служб;

уметь:

  • осуществлять на предприятиях экологический контроль за соблюдением установленных требований и действующих норм правил и стандартов;

  • рассчитывать экологический риск и оценивать ущерб окружающей среде;

  • документально оформлять результаты экоаудита промышленных предприятий.


2.3 Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике
При освоении программы производственной (профессиональной) практики выпускник должен закрепить и углубить знания, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.
2.4 Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0906 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений выпускник должен быть готов к выполнению производственно-технологической, организационно-управленческой деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.

3 Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы повышенного уровня по специальности 0906 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
3.1 Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 0906 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений среднего профессионального образования базового уровня: всего часов максимальной учебной нагрузки студента 4374, в том числе часов обязательных учебных занятий 2916.

3.2 Требования к минимуму содержания программы дополнительной подготовки.


Индекс

Наименование циклов, дисциплин, основные дидактические единицы

Всего часов максимальной учебной нагрузки студента

В т.ч. часов обязательных учебных занятий
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утвержден iconРабочая программа По предмету «История» 6 класс
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России №1089 от 5 марта...
Утвержден iconРабочая программа по обж учитель
Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному...
Утвержден iconРабочая программа по обж учитель
Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному...
Утвержден iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В январе 2010 года профсоюзным комитетом и генеральным директором завода утверждён новый состав молодёжной комиссии; членами молодёжной...
Утвержден iconРабочая программа по Основам Безопасности Жизнедеятельности Учитель
Т., Хренникова Б. О, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования...
Утвержден iconРабочая программа по обж 10 класс Учитель
Хренникова Б. О.,, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования...
Утвержден iconРабочая программа по обж учитель: Лузгин Ю. Н
Хренникова Б. О,, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования...
Утвержден iconРабочая программа по обж учитель: Лузгин Ю. Н
Хренникова Б. О, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования...
Утвержден iconРабочая программа по обж учитель: Бондарев Николай Алексеевич
Хренникова Б. О, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования...
Утвержден iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Хренникова Б. О, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования...
Утвержден iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования...
Утвержден iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования...
Утвержден iconРабочая программа основного общего образования по предмету обж 6...
Хренникова Б. О, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования...
Утвержден iconРабочая программа по обж рабочая программа по обж
Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному...
Утвержден iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана в соответствии:...
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897
Утвержден iconПояснительная записка статус документа рабочая программа по литературе...
Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. 03. 2004 года, №1089)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск