РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ 10 КЛАСС
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе Программы по литературе общеобразовательных учреждений (5-11 класс (Базовый и профильный уровни)) под редакцией В.Я.Коровиной /М.: Просвещение, 2008,10-е издание. Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года). Общая характеристика учебного предмета.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
-выразительное чтение художественного текста;
-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
-анализ и интерпретация произведения;
-составление планов и написание отзывов о произведениях;
-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
-определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
-анализ текста, выявляющий авторский замысел; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
-выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
-подготовка рефератов, докладов.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Курс литературы в школе основывается на следующих принципах:
- связь искусства с жизнью;
- единство формы и содержания;
- историзм;
- традиции и новаторство;
- осмысление историко-культурных сведений;
- усвоение основных понятий теории и истории литературы;
- формирование умений оценивать и анализировать произведение;
- овладение богатейшими изобразительными средствами русского литературного языка. Цели изучения учебного курс литература:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно историко-литературному процессу и монографическому изучению творчества классиков русской литературы XIX века. Последовательность соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
Планирование учебного материала
№ п/п
| Содержание программы
(темы, разделы)
| Количество часов
| Из них уроков развития речи
| 1
| Введение.
Обзор русской литературы 1 половины 19 внка
| 2
| -
| 2
| А.С.Пушкин
| 11
| 2
| 3
| М.Ю.Лермонтов
| 10
| 2
| 4
| Н.В.Гоголь
| 8
| 2
|
| Обзор лит-ры2 пол. 19 в
| 1
|
| 5
| И.А.Гончаров
| 5
| -
| 6
| Н.А.Островский
| 6
| 1
| 7
| И.С.Тургенев
| 7
| 2
| 8
| Ф.И.Тютчев
| 3
| -
| 9
| А.А.Фет
| 2
| -
| 10
| А.К.Толстой
| 1
| -
| 11
| Н.А.Некрасов
| 8
| 1
| 12
| М.Е.Салтыков-Щедрин
| 3
| -
| 13
| Л.Н.Толстой
| 13
| 2
| 14..
| Ф.М.Достоевский
| 7
| 1
| 15.
| Н.А.Лесков
| 3
| -
| 16.
| А.П.Чехов
| 7
| 1
| 17.
| Национальная и зарубежная литература
| 3
| -
| 18.
| Итоговый урок
| 1
|
|
| Итого:
| 102
| 14
| |