Скачать 264.66 Kb.
|
БИОЛОГИЯ Н.Н. Сабельникова - завидущая кафедрой естественнонаучных дисциплин СКИПКРО, к. б. н. Е.В. Дамианова - доцент кафедры естественнонаучных дисциплин СКИПКРО, к. п. н. В средних общеобразовательных учреждениях преподавание биологии в 2011-2012 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 1. Закон РФ «Об образовании». 2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования). http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html.). Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/. 3. Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобразования России от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования). http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/. 4. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»). http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/. 5. Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2007-2008 учебный год (Приказ МО СК от 25.06.2007 № 324-пр). 6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов. http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/. 7. Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/. 8. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»). http://www.edu.ru http://mon.gov.ru. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897). 10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.11.2008 № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования». http://mon.gov.ru. 11. Приказ Министерства образования Ставропольского края от 31 января 2011 года № 41 – пр. «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии, в Ставропольском крае в 2011 году». 12. Приказ Министерства образования Ставропольского края от 8 апреля 2011 года № 238-пр. «О порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края, в 2011 году». 13. Аналитические отчеты ФИПИ по результатам ЕГЭ – 2010, ЕГЭ-2011. http://www.fipi.ru. 14. Аналитические отчеты ФИПИ по результатам ГИА-9 – 2010, ГИА-9 – 2011. http://www.fipi.ru. 15. Материалы VI съезда Всероссийского педагогического собрания, 31.05.11. Выступление В.В. Путина. 16. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Кроме этого, все учителя биологии должны знать положения, проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (во 2-й и 3-й редакциях). В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться. Среди ведущих перспективных направлений современного образования следует назвать: − обновление естественнонаучного образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1879); − реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования; − совершенствование содержания и технологии проведения ГИА и ЕГЭ по предметам; − организация работы с одаренными детьми через индивидуальную работу, факультативные занятия, элективные курсы, спецкурсы, а также обучение в заочных школах ведущих вузов страны. В соответствии с основными направлениями развития основного общего и среднего (полного) общего образования на современном этапе рекомендуется примерный перечень вопросов для обсуждения на методических объединениях учителей-предметников, проводимых в форме семинаров, «круглых столов», презентации опыта работы лучших учителей края, победителей ПНПО, мастер-классов:
Рекомендации по изучению материалов ФГОС начального и основного общего образования нового поколения Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ Д.А. Медведевым, ставит как одну из важнейших задач обновление содержания образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения. В связи с этим 2011-2012 учебный год начинается с перехода всех средних образовательных учреждений РФ на ФГОС начального общего образования нового поколения (1 класс), утверждения ФГОС основного общего образования, их обсуждения и, в перспективе, принятия ФГОС среднего (полного) общего образования. Поэтому в условиях перехода на ФГОС нового поколения рекомендуется обратить внимание на изучение следующих источников: 1. Матюшкина Л.В., Доценко И.Б. Формирование ключевых компетенций: проблемы и пути решения. – Сайт: http://cdp.tti.sfedu.ru. 2. Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с. 3. Под ред. Горского В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 111с. 4. Под ред. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2011. 5. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2010. – 80с. 6. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 10-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 59с. 7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 об утверждении ФГОС основного общего образования. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Главными отличиями ФГОС нового поколения от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г. являются: 1. содержание предмета определяется так называемым фундаментальным ядром, представляющим систему ключевых понятий географической картины мира; 2. выделены предметные, надпредметные (метапредметные) и личностные требования к результатам обучения; 3. большое внимание уделено условиям, в которых протекает образовательный процесс; 4. в базисный учебный план включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе. 5. на основе ФГОС нового поколения создана примерная программа по биологии для основной школы. ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся. Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: - знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; - реализация установок здорового образа жизни; - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; - умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. |
Высшего профессионального образования «московский институт права»... Автор: Бобкова Ольга Вячеславовна, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наталья Владимировна Борисова, зав кафедрой естественнонаучных дисциплин Чувашского республиканского института образования, кандидат... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Настоящий курс «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» включен в программу подготовки в рамках вузовского... | Рабочая программа Засл работник культуры рд. Рецензия скипкро (19. 06. 2001г.) Исправлена по замечаниям, дополнена, сдана на повторную рецензию в скипкро... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естественнонаучных... Настоящий курс «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» включен в программу подготовки в рамках вузовского... | Интеграция естественнонаучных дисциплин как способ формирования единой картины мира Целью таких уроков является решение проблемного вопроса, которое возможно только с использованием знаний разных дисциплин | ||
Фгаоу впо «белгородский государственный национальный исследовательский... ... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080102 Мировая экономика... Охватывает тематику общепрофессиональных дисциплин, дисциплин теоретической и практической подготовки по специальности, а так же... | ||
Философия Изучение философии базируется на исторической эрудированности и уровне культурного самосознания, сформированных в результате освоения... | График проведения предметных олимпиад цикла естественнонаучных дисциплин Биология | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» Дисциплина входит в федеральный / региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических / математических и естественнонаучных... | «Экология» Природу следует рассматривать в контексте влияния естественнонаучных дисциплин, с другой стороны, в контексте социальных дисциплин,... | ||
Интегрированные уроки Печатается по решению кафедры естественнонаучных дисциплин Чувашского республиканского института образования | Рабочая программа дисциплины машины и оборудование нефтегазопроводов... Дисциплина базируется на курсах цикла естественнонаучных дисциплин (Б2), входящих в модули Математика, Физика, читаемых в 1-3 семестрах... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44.... Кафедра естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе | Признаки делимости ... |