Роль и место общеобразовательной школы в системе государственной политики патриотического воспитания





Скачать 134.29 Kb.
НазваниеРоль и место общеобразовательной школы в системе государственной политики патриотического воспитания
Дата публикации17.12.2014
Размер134.29 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
Роль и место общеобразовательной школы

в системе государственной

политики патриотического воспитания

Содержание

Введение

1. Понятие патриотизма и гражданственности

2. Основы патриотического воспитания в системе общеобразовательной школы

3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»

5. Организация патриотического воспитания в РФ

Заключение

Введение

С распадом Советского Союза пала и система патриотического воспитания в России. Прошло около 10 лет до того момента как представители власти осознали необходимость возведения новой системы такого воспитания. За эти 10 лет только у отдельных представителей молодого поколения сохранились представления о патриотизме и любви к своей Родине.

В настоящее время идет построение новой системы патриотического воспитания молодежи. Она уже вступила в действие на всей территории страны. Организуются центры патриотического воспитания для молодежи, разнообразные конференции, конкурсы, военно-патриотические игры и т.п.

Наиболее важно то, что стали готовить специалистов, которые занимаются исключительно гражданско-патриотическим воспитанием. Такой подход к этой проблеме связан с тем, что патриотизм – эта основа сильного государства, и воспитывать его в подрастающем поколении должны специально подготовленные специалисты.

1. Понятие патриотизма и гражданственности

Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотизм – это одна из устойчивых характеристика человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции, готовности служению Отечеству.

Патриотизм может быть индивидуальным, групповым и массовым. Он неразрывно связан с интернационализмом (идеология и политика, провозглашающие равноправие и общность интересов социальных групп, принадлежащих к различным нациям, чужд национализму (гипертрофированная форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства, сепаратизму (движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии и космополитизму (теория и идеология, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя единства человеческого рода.

У понятия «гражданственность» есть несколько определений. Например, гражданственность – это: антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; способность и готовность выступать в роли гражданина; высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Особенностями российского патриотизма является гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность к коллективной жизни и особая любовь к родной природе.

2. Основы патриотического воспитания в системе общеобразовательной школы

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общеобразовательного воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике в области воспитательной деятельности.

Патриотического воспитание основывается на таких законодательных актах как, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации: "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании", "О воинской обязанности и военной службе", "О ветеранах", "О днях воинской славы (победных днях) России", "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", Указ Президента Российской Федерации "О концепции национальной безопасности Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Охватывает своим воздействием все поколения и все стороны жизни.

Создание системы патриотического воспитания предполагает сочетание деятельности органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, общественных организаций в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы.

В систему патриотического воспитания входят соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также мероприятия по формированию патриотических чувств и сознания граждан. Охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи и заканчивая высшими органами государства, и предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на федеральном и региональном уровнях, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью.

В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая государственными органами при активном участии СМИ, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и общественных организаций, основных религиозных конфессий.

Система патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у них государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России.

Обеспечение патриотического воспитания:

- Нормативно-правовое обеспечение: совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса патриотического воспитания, роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации; создание базы патриотического воспитания в системе образования.

- Педагогическое и методическое обеспечение: разработка учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания; развитие и совершенствование форм и методов патриотического воспитания; обобщение результатов учебно-методических разработок и информирование о новациях; издание литературы с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ.

- Информационное обеспечение: активное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации.

- Научно-теоретическое обеспечение: организацию исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности гражданина.

- Обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации в системе патриотического воспитания.

- Кадровое обеспечение: подготовка специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи патриотического воспитания граждан.

- Финансово-экономическое обеспечение: оказание финансовой поддержки за счет ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации программ патриотического воспитания.

- Государство осуществляет управление системой патриотического воспитания, при этом оно широко использует общественные институты.

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности.

3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ

Концепция патриотического воспитания граждан РФ - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. Разработка Концепции осуществлена в рамках реализации государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы, 2006 – 2010 годы, 2011 – 2015 годы».

Цель: определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан, как важнейшего направления деятельности общества и государства.

Концепция дает два определения патриотизму – первое: патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества; и второе, на котором и базируется данная Концепция: патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.

Задачи, которые выделяет Концепция в качестве задач патриотического воспитания:

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, правовых и других проблем;

- воспитание граждан в духе уважения к Конституции РФ, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов РФ;

- привлечение традиционных религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

- создание условий для усиления патриотической направленности СМИ, , активное противодействие антипатриотизму;

- формирование терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Принципами патриотического воспитания являются:

- системно организованный подход (скоординированная, целенаправленная работа всех государственных и общественных структур),

- адресный подход (использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп),

- активность и наступательность (настойчивость и инициатива в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок),

- универсальность основных направлений патриотического воспитания (целостный и комплексный подход к ним),

- учет региональных условий (пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного),

Принципы данной концепции взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Объекты: семья, молодые граждане и молодежные общественные объединения, военнослужащие, работники системы правоохранительных органов, трудовые коллективы, представители власти, творческая интеллигенция и СМИ, преподаватели и воспитатели, представители традиционных религиозных конфессий.

Субъекты: государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения; общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; СМИ.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание

граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы»

Данная программа является продолжением аналогичных программ, рассчитанной на 2001 – 2005 годы и 2006 – 2010 гг. Данные программы исходят из того, что в процессе реализации программ сложились основы гражданско-патриотического воспитания в РФ. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Органы исполнительной власти оказывают активную поддержку общественным организациям (объединениям) в их работе по патриотическому воспитанию. Деятельность ветеранских организаций (объединений) стала более конкретной и адресной. В патриотическом воспитании. учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур.

Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Задачи: продолжить создание системы патриотического воспитания, совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы; привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы, отдельных граждан; повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях; проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей.

Приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи, при чем, главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях.

Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы институтов государственной власти всех уровней в целях обеспечения государственного влияния на процесс воспитания, пропаганды патриотизма в средствах массовой информации, консолидации общественных организаций, координации их деятельности. Организационное сопровождение Программы осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. Исполнителями являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. Они разрабатывают ведомственные программы патриотического воспитания и организуют их реализацию. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют руководство процессом патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в целом.

В качестве структур, осуществляющих эти функции, в федеральных органах исполнительной власти создаются советы по патриотическому воспитанию, а в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - региональные межведомственные координационные советы. Для исполнения функций указанных советов создаются центры патриотического воспитания.

Общий объем финансирования Программы составит более 777,2 млн. рублей.

5. Организация патриотического воспитания в РФ

В городе Красноярске патриотическое воспитание молодежи организовано достаточно хорошо. Например, для школьников города стала уже традицией участвовать в военно-спортивной игре «Патриот», которая с начала проводится на районном уровне, а потом на городском. Игра проводится с целью овладения школьниками военно-прикладными навыками и гражданско-патриотического воспитания молодежи. Командам предлагается, ориентируясь по карте- схеме, пройти 15 этапов, среди которых: преодоление препятствий, метание гранат, метание ножей, строевой смотр, сборка/разборка боевого оружия, стрельба, ориентирование на местности, знание воинских званий, оказание первой медицинской помощи, умение пользоваться средствами защиты от оружия массового поражения, соревнование на скорость пришивания пуговиц.

В Ханты-Мансийском автономном округе в рамках реализации государственной программы патриотического воспитания создан Центр "Альтернатива". Который регулярно проводит такие мероприятия: военно-спортивные игры "Зарница", "Орленок", "Щит" (для детей, подростков и молодежи); методические семинары и курсы для руководителей и инструкторов военно-патриотических клубов и объединений; учебно-методические семинары для руководящего и инструкторского состава военно-спортивных лагерей окружного значения; региональные и окружные конкурсы-фестивали военно-патриотической песни (для детей и молодежи).

В Санкт-Петербурге на базе детско-юношеского центра был открыт отдел гражданского и патриотического воспитания. В коллективах отдела занимаются более 700 детей. Все программы отдела призваны решать проблему системного обучения школьников в областях туристско-краеведческой и оборонно-спортивной деятельности, а также воспитания у них качеств, присущих истинному гражданину и патриоту своей страны. Программы, реализуемые в отделе гражданского и патриотического воспитания: спортивное ориентирование, туристы-ориентировщики, история и культура Санкт-Петербурга с элементами экскурсоведения, туризм и краеведение, водный туризм и экология, музееведение в школе, история и культура Санкт-Петербурга и «Зарница».

Кроме того, в школах вводят предметы, направленные на развитие патриотических чувств у детей школьного возраста по отношению к своей малой Родине. Например, это такие предметы как история края и художественная культура края.

Кроме того, организуются поисковые отряды. Цель которых, раскопки в местах боевых действий во время ВОВ, реставрация найденного оружия времен ВОВ и пре дача его музеям, а так же поиск родственников найденных останков солдат времен ВОВ и их захоронение.

Заключение

С 2001 года в России началось построение новой системы патриотического воспитания. За эти годы были заложены его основы. В настоящее время система патриотического и гражданского воспитания развита достаточно хорошо. Государство и власть на местах всячески поддерживает и пропагандирует патриотическое воспитание современной молодежи. Была создана Концепция патриотического воспитания граждан РФ, государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы, 2006- 2010 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». Кроме того, создаются программы на региональном уровне.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль и место общеобразовательной школы в системе государственной политики патриотического воспитания iconПрограмма Военно-патриотического воспитания муниципальной бюджетной...
Программа патриотического воспитания учащихся мбоши нижнекамская кадетская школа-интернат разработана в соответствии с Государственной...
Роль и место общеобразовательной школы в системе государственной политики патриотического воспитания iconЦель проекта реализация государственной политики в области патриотического,...

Роль и место общеобразовательной школы в системе государственной политики патриотического воспитания iconПрограмма патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться»
Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной...
Роль и место общеобразовательной школы в системе государственной политики патриотического воспитания iconПрограмма патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться»
Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной...
Роль и место общеобразовательной школы в системе государственной политики патриотического воспитания iconУказ Президента Республики Казахстан о государственной программе...
В соответствии с подпунктом 8 статьи 44 Конституции Республики Казахстан, в целях создания целостной системы патриотического воспитания...
Роль и место общеобразовательной школы в системе государственной политики патриотического воспитания iconПлан патриотического воспитания мбоу сош №127 на 2013-2014 год
План патриотического воспитания учащихся мбоу сош №127 разработан в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание...
Роль и место общеобразовательной школы в системе государственной политики патриотического воспитания iconПрограмма патриотического воспитания учащихся в моу каменская сош на 2011-2017 гг
Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим...
Роль и место общеобразовательной школы в системе государственной политики патриотического воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновать место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста
Роль и место общеобразовательной школы в системе государственной политики патриотического воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновать место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста
Роль и место общеобразовательной школы в системе государственной политики патриотического воспитания iconПрограмма патриотического воспитания школьников «Мы -россияне»
Программа патриотического воспитания школьников «Мы -россияне» предполагает работу школы по направлениям
Роль и место общеобразовательной школы в системе государственной политики патриотического воспитания iconМетамеметика ю. С. Хохлачев
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики
Роль и место общеобразовательной школы в системе государственной политики патриотического воспитания iconГосударственный университет
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики
Роль и место общеобразовательной школы в системе государственной политики патриотического воспитания iconЛикей и Академия
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики
Роль и место общеобразовательной школы в системе государственной политики патриотического воспитания iconНестеров А. В. О научных школах
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики
Роль и место общеобразовательной школы в системе государственной политики патриотического воспитания iconРеферат на тему №4 Место и роль органов исполнительной власти в системе...
Всероссийская государственная налоговая академия государственной налоговой службы РФ
Роль и место общеобразовательной школы в системе государственной политики патриотического воспитания iconПрограмма XX нпк «Мы будущее России»
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск