Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»





НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»
страница1/4
Дата публикации21.12.2014
Размер0.66 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_______________________/Л.М. Волосникова/

_________ _____________2011 г.

РИМСКОЕ ПРАВО
Учебно-методический комплекс

для студентов направления 030900.62 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр юриспруденции»

Форма обучения: очная, заочная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ________________________/В.И. Алексеев/

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры теории и истории государства и права от 29.03.2011 г., протокол № 6.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ______стр.

Зав. кафедрой _________________________/О.Ю. Винниченко/

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК института права, экономики и управления, протокол от 06.05.2011, протокол № 1. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК _____________________/Д.В. Лазутина/

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт права, экономики и управления




Кафедра теории и истории государства и права


В.И. Алексеев

РИМСКОЕ ПРАВО

Учебно-методический комплекс

для студентов направления 030900.62 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр юриспруденции»

Форма обучения: очная, заочная

Тюменский государственный университет

2011

В.И. Алексеев. Римское право. Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «Бакалавр юриспруденции») очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 46 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Римское право [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой теории и истории государства и права. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.




ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

О.Ю. Винниченко, д.ю.н., профессор, зав. кафедрой теории и истории государства и права






© Тюменский государственный университет, 2011.

© Алексеев В.И., 2011.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Целью изучения дисциплины является комплексное познание римского права, регулировавшего отношения между частными лицами в Древнем Риме, реализация права с учетом тех изменений, которые происходили в римской правовой системе.

Для достижения сформулированной цели в комплекс поставлены следующие познавательные задачи:

- проанализировать эволюцию римского частного права как пробуждение интереса римских граждан к античной культуре и её формированием в контексте юридической науки и методологических традиций;

- рассмотреть перспективные направления нормообразования, формы судебной защиты правомерных притязаний, принципы отношений с иностранцами (перегринами), правила изменения статуса лиц, нормы определения римского гражданства и заключения брака, устойчивые формы имущественных отношений между гражданами;

- обосновать возможность сближения исторических систем римского права, совершенствование юридических конструкций и глубину научной разработки. Римское право стало основной правовой системой обширной цивилизации Средиземноморья – практически всей обитаемой тогда Европы, Северной Африки и передней Азии;

- обосновать явление восприятия и усвоение римского правового наследия в качестве действующего права и, таким образом, рецепция римского права была характерна для всей континентальной Европы, которая открывала дорогу к изучению нового и естественного развития римской правовой системы в целом.

1.2. Место дисциплины в структуре бакалавриата.

Римское право является одной из дисциплин базовой части общепрофессионального цикла и преподается на первом курсе со второго семестра. «Римское право» тесно связано с теорией государства и права. «Римское право» находится во взаимосвязи с историей государства и права зарубежных стран. Его отличие состоит в детальной правовой регламентации институтов права. В его рамках осуществляется подготовка студентов к изучению современных отраслевых дисциплин (гражданского, административного, процессуального права). Поэтому «Римское право» рассматривается как вводная в системе юридических дисциплин.

Определяющее значение при изучении курса «Римского права» является описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими элементами дисциплины и их модулями. Принципиальное положение проводимой государственной правовой политики состояло в тесном единстве связи институтов римского права с судом, с законодательными учреждениями (преторскими эдиктами). На основании видов гражданского процесса - судом исследуется и квалифицируется правосознание нарушителя, устанавливается противоправность его воли. Подход к римскому частному праву как к ценнейшему опыту развития правовых норм стал основой для формирования фундаментальных понятий и категорий таких как: справедливость, добросовестность, правовое требование, вещное и личное право, защита права, статус, обязательство, долг и ответственность, контракт и деликт.

В соответствии с методологическими требованиями изучения дисциплины данный комплекс приобретает то особое значение, когда при освоении римского права уделяется внимание требованиям, предъявляемыми к надежным свидетельским показаниям в судебном процессе Индии, Месопотамии, Греции. Применение сравнительного метода позволяет выявить некоторые общие закономерности и совпадающие признаки в развитии права в одно и тоже время, но в разных странах. Общим в развитии судебного процесса различных стран одного и того же периода является системное изложение суждений о применяемых нормах права, которые являются предшествующими при освоении римского права.

Изучение римского права формирует юридическое мышление, развитие общей и правовой культуры, воспитание уважительного отношения к праву и закону. Курс римского права знакомит студентов с важнейшими памятниками законодательства, раскрывает взаимодействие норм права.
1.3. Компетенции обучающего, формируемые в результате освоения дисциплины:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6).

В результате освоения римского права обучающий должен:

а) знать: римское законодательство и содержащиеся в нем элементы правового и нравственного воздействия на участников правоотношений;

б) уметь: исследовать приоритетные структурно-функциональные закономерности регулятивного и охранительного права в законодательстве;

в) владеть: методологическим инструментарием обнаружения актуальных противоречий, обуславливающих характер развития римского права и обосновать концепцию государственной правовой политики.
2. СТРУКТУРА И ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ:
Семестр второй. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 72 часа.


3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Очная форма обучения Таблица 1



п/п

Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа

(в час)

В том числе и в интерактивной форме

Итого часов по теме

Итого

количество баллов

Лекции

Семинарские (практи-

ческие) занятия

Самостоятель-ная работа

1

2

3

4

5

6

7




8




Модуль 1






















1

Понятие римского права. Исторические системы римского права

1

2

2

4

1

8

0-12

2

Правовой статус населения в Древнем Риме

2-3

2

2

4

1

8

0-12

3

Семейно-брачные отношения в Древнем Риме

4-5

2

2

4

1

8

0-12

4

Гражданский процесс в Древнем Риме

6-7

2

2

4

1

8

0-14




ВСЕГО:




8

8

16

4

32

0-50




Модуль 2






















5

Владение в римском праве

8-10

2

2

4

1

8

0-12

6

Право собственности в римском праве

10-11

2

2

4

1

8

0-15

7

Сервитуты в Римском праве

12-13

2

-

4

-

8

0-8

8

Наследование

14-15

2

2

4

1

8

0-7

9

Обязательства в Древнем Риме

16-17

2

2

4

1

8

0-8




ВСЕГО:




10

8

20

4

40

0-50




Итого за семестр:




18

18

36

8

72

0-100

Заочная форма обучения


Тема

Всего

часов

Аудиторные занятия

Контрол. работа

Кол-во часов на самост. работу

Лекции


Семинары

Понятие римского права. Исторические системы права

10

2

-




8

Правовое положение римских граждан

9

2

-




7

Гражданский процесс в Древнем Риме

9

2

-




7

Вещные права

11

4

-




7

Обязательства

11

4

-




7

ВСЕГО:

54

14

-

4

36

Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


Номера

темы:

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информ. системы и технолог.

Итого количество баллов




Коллоквиумы

собеседов.

ответ на семинаре

Контр. работа

Тест

реферат

эссе

Программа компьютерного тестирования

Комплексные ситуативные задания




Электрон. практикум

Другие формы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Модуль I

№ 1

-

-

-

0-2

0-1

0-2

0-2

0-3







-




0-10

№ 2

0-2

0-2

0-2

0-2




0-5

0-5













0-2

0-10

№ 3

0-1

0-2

0-1

0-1




0-5

0-5










0-5

0-1

0-25

№ 4

0-5

0-1




0-2

0-2

0-2

0-1










0-2




0-15

Всего





































0-50

Модуль II

№ 5




0-1




0-2













0-2




0-1




0-6

№ 6

0-2

0-2

0-1







0-1













0-2




0-8

№ 7

0-2

0-2

0-1







0-3







0-2










0-10

№ 8




0-2

0-2







0-2







0-2










0-8

№ 9

0-1




0-2




0-2

0-2













0-1




0-8

Всего





































0-50

ИТОГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД





































100/100

Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов

в системе ОДО


Модули и темы

Виды СРС

Неделя

семестра

Объём

часов

Кол-во

баллов

Обязательные

Дополнительные

Модуль I




№ 1

Работа с норм. док.

Подготовка с семинару

1

4

0-10

№ 2

Контр. работа

Работа с учебн. литературой

2-3

4

0-10

№ 3

Работа с норм. док.

Подготовка с семинару

4-5

4

0-10

№ 4

Реферат

Работа с учебн. литературой

6-7

4

0-10

Итого по модулю 1:










20

0-40

Модуль II

№ 5

Выполн. упражн.

Подготовка реферата

8-9

4

0-10

№ 6

Работа с норм. док.

Работа с учебн. литературой

11-12

4

0-10

№ 7

Реферат

Подготовка с семинару

13-14

4

0-10

№ 8

Коллоквиум

Составление слайдов, таблиц

15-16

2

0-15

№ 9

Контр.

работа

Работа с конспект. лекций

17-18

2

0-15

Всего по модулю 2:










16

0-60

Итого:










36

0-100


Планирование самостоятельной работы студентов

в системе ОЗО

Темы

Виды СРС

Объём

часов

Обязательные

Дополнительные

№ 1

Работа с норм. док.

Работа с конспект. лекций

7

№ 2

Реферат

Подготовка к контр. работе

7

№ 3

Работа с учебн.

Под-ка. реферата

8

№ 4

Конт. работа

Работа с учебн. лит-рой

7

№ 5

Решение задач, тесты

Подбор статей

по тексту закона

7

Итого за учебный год:







36

4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (последующими) дисциплинами





п/п

Наименование

обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин

Темы дисциплин, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Конституционное право







+

+

+



















2

История государства и права зарубежных стран




+

+

+

+

+
















3

Гражданское право

+

+

+

+




+













+

4

Земельное право










+

+

+




+










5

Семейное право

+




+




+







+




+





5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел раскрывает закономерности усвоений знаний, умений и навыков и формирования убеждений. Дидактика – раздел педагогики, излагающий теорию образования и обучения и определяется объёмом и структурой содержания римского права. Дидактика совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на студента.

К дидактическим средствам следует отнести также чтение художественной, мемуарной литературы. Дидактическая литература – это произведения разных жанров. Её корни в фольклоре. При этом объектом внутреннего мира человека являются знания и мышление обучаемых, правовая культура личности и общество в целом. Дидактические меры – это дисциплинирование, развитие умственных способностей студента, которые невозможны без учета общественной духовности и нравственности. Именно в потере нравственных ориентиров коренятся главные угрозы для правового регулирования общественных отношений, и прежде всего в области юридического образования.

Комплекс ориентирует студентов на непрерывное образование, правовое воспитание, просвещение и как следствие формирование правовой культуры, правового мировоззрения и активной жизненной позиции. Правовое образование с элементами интерактивных форм обучения студентов, социально-правового взаимодействия в звене преподаватель – студент представляет собой перспективную цель обеспечения юридического мышления будущего выпускника, с уважением относится к закону, правопорядку.
Тема 1. Понятие римского права. Исторические системы римского права

Роль римского права в мировой истории. Процесс рецепции римского права. Значение римского права для современного российского юриста. Деление права на публичное (jus publicum) и частное (jus privatum), виды норм, предметы правового регулирования публичного и частного права. Римский юрист Гай о системе римского частного права. Периодизация истории римского права (древнейший, классический и постклассический периоды). Квиритское и преторское право. «Право народов». Источники позитивного права.

Тема 2. Правовой статус населения в Древнем Риме

Понятие лица и содержание правоспособности. Три статуса, определяющие правовое положение личности в Риме: свобода, гражданство, семейный статус (домовладыка, либо подвластный). Умаление правоспособности (capitis deminutio) – максимальное, среднее, минимальное. Дееспособность и основания ее ограничения – возраст, состояние здоровья, пол, профессиональная принадлежность. «Позорные» профессии. Правовое положение отдельных категорий римского населения – латины, перегрины, рабы, либертины, колоны. Коллегии и товарищества в Риме как прообраз современных юридических лиц. Императорская казна (fiscus) как привилегированное юридическое лицо.

Тема 3. Семейно-брачные отношения в Древнем Риме

Римская семья (familiu) агнатское и когнатское родство. Линии и степени родства. Брак, как юридическая основа создания семьи. Формы брака: cum manu mariti, sine manu mariti. Конкубинат как предшественник современного гражданского брака. Заключение и расторжение брака. Личные и имущественные отношения супругов. Отцовская власть (patria potestas). Основания возникновения и прекращения отцовской власти. Усыновление и его виды. Узаконение и его способы. Права и обязанности детей и родителей. Опека и попечительство, как «суррогаты» отцовской власти.

Тема 4. Гражданский процесс в Древнем Риме

Особенности организации судебной системы в Риме. Типы судебных процессов. Легисакционный судебный процесс и его деление на две стадии: in jure и in juditio. Судебные залоги и их функции. Недостатки данного типа процесса. Формулярный судебный процесс. Преторская формула и ее основные элементы: назначение судьи, интенция, кондемнация. Эксцепция и ее виды. Экстраординарный (когниционный) судебный процесс, как предтеча средневековой инквизиции. Исполнение решения суда посредствам manu militari. Административные (преторские) средства защиты нарушенных прав. Реституция и ее основания. Виды интердиктов. Правовое значение времени: приобретательная давность, погасительная давность, исковая давность.

Тема 5. Владение в римском праве

Деление прав на вещные и обязательственные. Вещи и их классификация. Res mancipi и Res nec mancipi. Владение (possessio) и держание (detentio). Виды владения. Законное и незаконное владение. Добросовестное и недобросовестное незаконное владение. Приобретение и прекращение владения. Защита владения. Собственность (dominium). Квиритская, преторская, перегринская и провинциальная собственность. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Утрата права собственности. Виндикционный и негаторный иски как специальные средства защиты права собственности. Сервитуты, как права на чужие вещи и их классификация. Способы приобретения сервитутных прав. Прекращение сервитутов. Защита сервитутов. Actio confessoria. Эмфитевзис и суперфиций.

Тема 6. Право собственности в римском праве

Главное качество права собственности – соединение наиболее абсолютного господства лица над вещью с правом распоряжения ею, правом определять ее судьбу (продать, обменять, заложить, уничтожить), право собственности (dominium) есть:

  1. прямое и непосредственное господство лица над вещью, связанное с правом распоряжаться ею;

  2. положительное господство как устраняющее всякое чужое воздействие на вещь, всякое чужое притязание на него;

  3. наиболее абсолютное господство (по сравнению со всеми другими отношениями лица к вещи), не предполагающее ограничений, кроме тех, которые установлены законом;

  4. легко приспособляемое;

  5. правовое, т.е. не связанное обязательно с фактическим обладанием вещью (когда она похищена, утеряна и т.д. (господство удерживается одной лишь волей, гарантируемой правом);

  6. полная и непосредственная власть над вещью, представляющая собственнику право пользования и распоряжения ею (вплоть до уничтожения).



Тема 7. Сервитуты в Римском праве

Право на чужую вещь состояло в использовании чужой вещи в ограниченном, строго определенном отношении. Один из самых распространенных видов права на чужую вещь – сервитутное право (проход через участок соседа, проведение водопровода, проезд, пронос тяжестей. Виды сервитутов: предиальные, городские сервитуты, личные сервитуты, эмфитевзис, суперфиций.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
В. Воронова. Правовое регулирование рынка недвижимости. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 030900. 62...
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Аликиева А. М. Земельное право. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 030900. 62 направления «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс направление подготовки 030900 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030900 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030900 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б в правоохранительные органы...
Правоохранительные органы: Учебно-методический комплекс (направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция) для заочной формы обучения....
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов
Краснова Т. В. Семейное право. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Рассмотрено на заседании кафедры теории и истории государства и права от 29. 03. 2011 г., протокол №6
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Рассмотрено на заседании кафедры теории и истории государства и права от 29. 03. 2011 г., протокол №6
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для магистров направления подготовки...
Учебно-методический комплекс для магистров направления подготовки 030900. 68 Юриспруденция по профессионально образовательной
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для магистров направления подготовки...
Учебно-методический комплекс для магистров направления подготовки 030900. 68 Юриспруденция по профессионально образовательной
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской...
...
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании умк института права, экономики и управления от 06. 05. 2011 протокол №1
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск