Скачать 0.66 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе _______________________/Л.М. Волосникова/ _________ _____________2011 г. РИМСКОЕ ПРАВО Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900.62 «Юриспруденция» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр юриспруденции» Форма обучения: очная, заочная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы ________________________/В.И. Алексеев/ «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры теории и истории государства и права от 29.03.2011 г., протокол № 6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем ______стр. Зав. кафедрой _________________________/О.Ю. Винниченко/ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК института права, экономики и управления, протокол от 06.05.2011, протокол № 1. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК _____________________/Д.В. Лазутина/ «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/ «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт права, экономики и управленияКафедра теории и истории государства и праваВ.И. Алексеев РИМСКОЕ ПРАВО Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900.62 «Юриспруденция» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр юриспруденции» Форма обучения: очная, заочная Тюменский государственный университет 2011 В.И. Алексеев. Римское право. Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «Бакалавр юриспруденции») очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 46 стр.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Римское право [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой теории и истории государства и права. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
© Тюменский государственный университет, 2011. © Алексеев В.И., 2011. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Цели и задачи освоения дисциплины: Целью изучения дисциплины является комплексное познание римского права, регулировавшего отношения между частными лицами в Древнем Риме, реализация права с учетом тех изменений, которые происходили в римской правовой системе. Для достижения сформулированной цели в комплекс поставлены следующие познавательные задачи: - проанализировать эволюцию римского частного права как пробуждение интереса римских граждан к античной культуре и её формированием в контексте юридической науки и методологических традиций; - рассмотреть перспективные направления нормообразования, формы судебной защиты правомерных притязаний, принципы отношений с иностранцами (перегринами), правила изменения статуса лиц, нормы определения римского гражданства и заключения брака, устойчивые формы имущественных отношений между гражданами; - обосновать возможность сближения исторических систем римского права, совершенствование юридических конструкций и глубину научной разработки. Римское право стало основной правовой системой обширной цивилизации Средиземноморья – практически всей обитаемой тогда Европы, Северной Африки и передней Азии; - обосновать явление восприятия и усвоение римского правового наследия в качестве действующего права и, таким образом, рецепция римского права была характерна для всей континентальной Европы, которая открывала дорогу к изучению нового и естественного развития римской правовой системы в целом. 1.2. Место дисциплины в структуре бакалавриата. Римское право является одной из дисциплин базовой части общепрофессионального цикла и преподается на первом курсе со второго семестра. «Римское право» тесно связано с теорией государства и права. «Римское право» находится во взаимосвязи с историей государства и права зарубежных стран. Его отличие состоит в детальной правовой регламентации институтов права. В его рамках осуществляется подготовка студентов к изучению современных отраслевых дисциплин (гражданского, административного, процессуального права). Поэтому «Римское право» рассматривается как вводная в системе юридических дисциплин. Определяющее значение при изучении курса «Римского права» является описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими элементами дисциплины и их модулями. Принципиальное положение проводимой государственной правовой политики состояло в тесном единстве связи институтов римского права с судом, с законодательными учреждениями (преторскими эдиктами). На основании видов гражданского процесса - судом исследуется и квалифицируется правосознание нарушителя, устанавливается противоправность его воли. Подход к римскому частному праву как к ценнейшему опыту развития правовых норм стал основой для формирования фундаментальных понятий и категорий таких как: справедливость, добросовестность, правовое требование, вещное и личное право, защита права, статус, обязательство, долг и ответственность, контракт и деликт. В соответствии с методологическими требованиями изучения дисциплины данный комплекс приобретает то особое значение, когда при освоении римского права уделяется внимание требованиям, предъявляемыми к надежным свидетельским показаниям в судебном процессе Индии, Месопотамии, Греции. Применение сравнительного метода позволяет выявить некоторые общие закономерности и совпадающие признаки в развитии права в одно и тоже время, но в разных странах. Общим в развитии судебного процесса различных стран одного и того же периода является системное изложение суждений о применяемых нормах права, которые являются предшествующими при освоении римского права. Изучение римского права формирует юридическое мышление, развитие общей и правовой культуры, воспитание уважительного отношения к праву и закону. Курс римского права знакомит студентов с важнейшими памятниками законодательства, раскрывает взаимодействие норм права. 1.3. Компетенции обучающего, формируемые в результате освоения дисциплины: - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6). В результате освоения римского права обучающий должен: а) знать: римское законодательство и содержащиеся в нем элементы правового и нравственного воздействия на участников правоотношений; б) уметь: исследовать приоритетные структурно-функциональные закономерности регулятивного и охранительного права в законодательстве; в) владеть: методологическим инструментарием обнаружения актуальных противоречий, обуславливающих характер развития римского права и обосновать концепцию государственной правовой политики. 2. СТРУКТУРА И ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ: Семестр второй. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 72 часа. 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Очная форма обучения Таблица 1
Заочная форма обучения
Таблица 2 Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3 Планирование самостоятельной работы студентов в системе ОДО
Планирование самостоятельной работы студентов в системе ОЗО
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (последующими) дисциплинами
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел раскрывает закономерности усвоений знаний, умений и навыков и формирования убеждений. Дидактика – раздел педагогики, излагающий теорию образования и обучения и определяется объёмом и структурой содержания римского права. Дидактика совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на студента. К дидактическим средствам следует отнести также чтение художественной, мемуарной литературы. Дидактическая литература – это произведения разных жанров. Её корни в фольклоре. При этом объектом внутреннего мира человека являются знания и мышление обучаемых, правовая культура личности и общество в целом. Дидактические меры – это дисциплинирование, развитие умственных способностей студента, которые невозможны без учета общественной духовности и нравственности. Именно в потере нравственных ориентиров коренятся главные угрозы для правового регулирования общественных отношений, и прежде всего в области юридического образования. Комплекс ориентирует студентов на непрерывное образование, правовое воспитание, просвещение и как следствие формирование правовой культуры, правового мировоззрения и активной жизненной позиции. Правовое образование с элементами интерактивных форм обучения студентов, социально-правового взаимодействия в звене преподаватель – студент представляет собой перспективную цель обеспечения юридического мышления будущего выпускника, с уважением относится к закону, правопорядку. Тема 1. Понятие римского права. Исторические системы римского права Роль римского права в мировой истории. Процесс рецепции римского права. Значение римского права для современного российского юриста. Деление права на публичное (jus publicum) и частное (jus privatum), виды норм, предметы правового регулирования публичного и частного права. Римский юрист Гай о системе римского частного права. Периодизация истории римского права (древнейший, классический и постклассический периоды). Квиритское и преторское право. «Право народов». Источники позитивного права. Тема 2. Правовой статус населения в Древнем Риме Понятие лица и содержание правоспособности. Три статуса, определяющие правовое положение личности в Риме: свобода, гражданство, семейный статус (домовладыка, либо подвластный). Умаление правоспособности (capitis deminutio) – максимальное, среднее, минимальное. Дееспособность и основания ее ограничения – возраст, состояние здоровья, пол, профессиональная принадлежность. «Позорные» профессии. Правовое положение отдельных категорий римского населения – латины, перегрины, рабы, либертины, колоны. Коллегии и товарищества в Риме как прообраз современных юридических лиц. Императорская казна (fiscus) как привилегированное юридическое лицо. Тема 3. Семейно-брачные отношения в Древнем Риме Римская семья (familiu) агнатское и когнатское родство. Линии и степени родства. Брак, как юридическая основа создания семьи. Формы брака: cum manu mariti, sine manu mariti. Конкубинат как предшественник современного гражданского брака. Заключение и расторжение брака. Личные и имущественные отношения супругов. Отцовская власть (patria potestas). Основания возникновения и прекращения отцовской власти. Усыновление и его виды. Узаконение и его способы. Права и обязанности детей и родителей. Опека и попечительство, как «суррогаты» отцовской власти. Тема 4. Гражданский процесс в Древнем Риме Особенности организации судебной системы в Риме. Типы судебных процессов. Легисакционный судебный процесс и его деление на две стадии: in jure и in juditio. Судебные залоги и их функции. Недостатки данного типа процесса. Формулярный судебный процесс. Преторская формула и ее основные элементы: назначение судьи, интенция, кондемнация. Эксцепция и ее виды. Экстраординарный (когниционный) судебный процесс, как предтеча средневековой инквизиции. Исполнение решения суда посредствам manu militari. Административные (преторские) средства защиты нарушенных прав. Реституция и ее основания. Виды интердиктов. Правовое значение времени: приобретательная давность, погасительная давность, исковая давность. Тема 5. Владение в римском праве Деление прав на вещные и обязательственные. Вещи и их классификация. Res mancipi и Res nec mancipi. Владение (possessio) и держание (detentio). Виды владения. Законное и незаконное владение. Добросовестное и недобросовестное незаконное владение. Приобретение и прекращение владения. Защита владения. Собственность (dominium). Квиритская, преторская, перегринская и провинциальная собственность. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Утрата права собственности. Виндикционный и негаторный иски как специальные средства защиты права собственности. Сервитуты, как права на чужие вещи и их классификация. Способы приобретения сервитутных прав. Прекращение сервитутов. Защита сервитутов. Actio confessoria. Эмфитевзис и суперфиций. Тема 6. Право собственности в римском праве Главное качество права собственности – соединение наиболее абсолютного господства лица над вещью с правом распоряжения ею, правом определять ее судьбу (продать, обменять, заложить, уничтожить), право собственности (dominium) есть:
Тема 7. Сервитуты в Римском праве Право на чужую вещь состояло в использовании чужой вещи в ограниченном, строго определенном отношении. Один из самых распространенных видов права на чужую вещь – сервитутное право (проход через участок соседа, проведение водопровода, проезд, пронос тяжестей. Виды сервитутов: предиальные, городские сервитуты, личные сервитуты, эмфитевзис, суперфиций. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... В. Воронова. Правовое регулирование рынка недвижимости. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 030900. 62... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Аликиева А. М. Земельное право. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 030900. 62 направления «Юриспруденция»... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 68 «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030900. 68 «Юриспруденция» | Учебно-методический комплекс направление подготовки 030900 «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция»... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030900 «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030900 «Юриспруденция» | Учебно-методический комплекс дисциплины б в правоохранительные органы... Правоохранительные органы: Учебно-методический комплекс (направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция) для заочной формы обучения.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов Краснова Т. В. Семейное право. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 68 «Юриспруденция» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» Рассмотрено на заседании кафедры теории и истории государства и права от 29. 03. 2011 г., протокол №6 | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция» Рассмотрено на заседании кафедры теории и истории государства и права от 29. 03. 2011 г., протокол №6 | ||
Учебно-методический комплекс для магистров направления подготовки... Учебно-методический комплекс для магистров направления подготовки 030900. 68 Юриспруденция по профессионально образовательной | Учебно-методический комплекс для магистров направления подготовки... Учебно-методический комплекс для магистров направления подготовки 030900. 68 Юриспруденция по профессионально образовательной | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской... ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании умк института права, экономики и управления от 06. 05. 2011 протокол №1 | Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |