Основные выводы и рекомендации





НазваниеОсновные выводы и рекомендации
страница1/12
Дата публикации23.12.2014
Размер1.33 Mb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Право > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Утверждаю

Исполнительный директор

НП «МСТЭ»

__________________ А.М. Кашкин


Аналитическая записка

о состоянии рынка образовательных услуг для специалистов органов государственного регулирования

Москва 2011

Основные выводы и рекомендации


Действующим законодательством значительный объем регуляторных полномочий по установлению конечных тарифов для потребителей услуг инфраструктурных организаций сосредоточен на уровне субъектов Российской Федерации. При этом требования к качеству регуляторных решений постоянно растут. При принятии решений, органы регулирования должны не только учитывать, но и балансировать процессы, продиктованные развитием электроэнергетической отрасли, планами и темпами территориального развития, а также социально-экономическими особенностями регионов.

Процессы реформирования и внедрения новых современных форм регулирования в электроэнергетике привели к появлению качественно новых требований к компетенции и квалификации сотрудников органов государственного регулирования.

Деятельность регуляторов основана на комбинации, как минимум, трех профессиональных навыков - технических, юридических и экономических, в то время как у 90% сотрудников органов регулирования имеется одно базовое профессиональное образование. Кроме этого, деятельность регуляторов прямо связана с наличием у сотрудников опыта ведения эффективной коммуникации, что также требует специальной подготовки. Сотрудники государственных органов регулирования тарифов обязаны разбираться в технических и технологических аспектах рассматриваемых материалов и сведений, владеть навыками оценки и прогнозирования наиболее вероятных тенденций на соответствующих рынках, знать особенности бухгалтерского учета и налогообложения регулируемых компаний, свободно ориентироваться в правовом поле, для юридически корректного ведения процессов подготовки и оформления принятия решений.

По результатам проведенного анализа квалификации и компетенций работников сделаны следующие выводы:

47% руководителей имеют высшее образование в области экономики, у 40% - высшее техническое образование, у 9% высшее образование в области управления, в том числе у 11% руководителей – два высших образования;

94% руководителей с высшим техническим образованием получили его до 2000 г., в том числе 68% до 1990 г.;

66% руководителей с экономическим образованием получили его до 2000 г., в том числе 32% до 1990 г.;

среди руководителей курсы повышения квалификации прошли 69 человек (или 80%), из них только 25 человек (29%) повысили квалификацию в области ценообразования (регулирования) тарифов и цен в электроэнергетике.

Анализ данных о прохождении повышения квалификации специалистов категории «Руководители» органов регулирования субъекта РФ, позволяют сделать вывод о необходимости повышения квалификации в области регулирования цен (тарифов) в энергетике более 80% действующих руководителей.

Следует отметить, что повышение квалификации должно происходить непрерывно в установленные действующим законодательством сроки. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» повышение квалификации госслужащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года, с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы.

В России в настоящее время обучение специалистов органов регулирования находится на начальной стадии развития, так как государство до текущего момента не предъявляло особых требований к их квалификации. В связи с чем образовательных учреждений, обладающих методологической базой, разработанными программами, учебными планами и обширным опытом, недостаточно для покрытия возросших потребностей. По результатам проведенного мониторинга выявлено всего два высших учебных заведения, предлагающих специализированные образовательные программы, имеющие как ряд преимуществ, так и ряд недостатков.

По мнению Исполнителя, программа ВЗФЭИ «Ценообразование и экспертиза тарифов» нуждается в актуализации и доработке учебного плана, что, безусловно, потребует значительного времени на реализацию.

Все предлагаемые ИПК госслужбы программы являются актуальными и современными, соответствуют потребностям целевой аудитории, однако значительными недостатками данных программ являются их краткосрочность и высокая стоимость. По мнению Исполнителя в рамках столь краткосрочных программ невозможно дать слушателям достаточный и необходимый объем знаний, так как информация подается в сжатом, концентрированном виде и не дает системного представления о процессах ценообразования и регулирования тарифов в энергетике.

По мнению Исполнителя, специалисты органов регулирования в сфере энергетики нуждаются в первую очередь в повышении базового уровня знаний в сфере экономики, финансов, инвестиций, финансового анализа, бухгалтерского и налогового учета, компьютерной грамотности.

Таким образом, предлагаемые на рынке специализированные образовательные программы нуждаются в корректировке и адаптации к потребностям органов государственного регулирования, и на переходном периоде могут быть приняты как базисные.

В рамках анализа зарубежного опыта в области подготовки кадров и повышения квалификации работников органов регулирования энергетики были рассмотрены европейские и американские специализированные образовательные центры, обеспечивающие повышение квалификации сотрудников органов регулирования.

Все зарубежные образовательные центры располагают широким диапазоном программ – долгосрочные, краткосрочные, специальные.

Предлагаемые программы являются актуальными, востребованными, нацеленными на повышение уровня конкретных, применимых в работе знаний.

Кроме того, зарубежные учебные центры ведут специализированные исследования и мониторинг, а также публикуют обзоры и отчеты в области регулирования энергетики.

Учитывая положительный опыт и динамику развития европейских систем регулирования в энергетике, связанных, в том числе с качеством образования, Исполнитель считает возможным рассмотреть вариант создания единого специализированного центра компетенций, основанного на следующих базовых положениях:

  1. Центр компетенций («Школа регулирования») должен быть основан на некоммерческой основе, иметь юридическую форму некоммерческой организации, и может быть создан вновь, либо на базе действующих профильных специализированных некоммерческих организаций.

Указанный центр не проводит образовательной деятельности, а лишь осуществляет функции по разработке и имплементации в ВУЗы и учебные центры специализированных образовательных программ, обеспечению сертификации образовательных программ в соответствии с действующим законодательством, методическому обеспечению, контролю качества обучения.

Контроль качества обучения должен заключаться в сдаче итоговых экзаменов слушателями, прошедшими обучение, посредством дистанционного итогового тестирования, проводимого непосредственно центром компетенций («Школой регулирования»).

Учитывая требования действующего законодательства в области образования, а также географические особенности и масштаб Российской Федерации, обучение должно проводиться в ВУЗах и учебных центрах, представленных во всех федеральных округах, и имеющих право на осуществление образовательной деятельности в области повышения квалификации государственных служащих.

В соответствии с действующим законодательством центр компетенций («Школа регулирования») формирует специализированные органы управления (советы, комитеты, комиссии).

Наблюдательный (попечительский) совет формируется из представителей профильных министерств и ведомств (ФСТ России, Минэнерго России, Минрегион России, Минэкономразвития) и оказывает содействие в реализации поставленных целей, вырабатывает рекомендации по улучшению деятельности, консультирует органы управления и формирует доверие к деятельности центра.

Методический совет формируется из преподавателей, экспертов, представителей профильных министерств и ведомств, представителей общественных, политических и иных организаций и осуществляет контроль соблюдения требований стандартов и правил образовательной деятельности, установленных учебным центром.

Членами некоммерческой организации могут стать компании инфраструктурного сектора (субъекты естественных монополий в сфере электроэнергетики), профильные некоммерческие организации, экспертные организации.

Источниками формирования имущества учебного центра являются вступительные, членские, а также целевые взносы. Вступительные и членские взносы будут использоваться на обеспечение деятельности центра. Целевые взносы, по аналогии с Флорентийской школой регулирования, будут направлены на финансирование конкретных мероприятий и образовательных программ (целевые образовательные программы, разработка методик, проведение исследований, издание печатной продукции и т.п.).

При соблюдении вышеперечисленных положений, создание специализированного центра компетенций позволит:

значительно повысить профессиональный уровень служащих органов государственного регулирования в сфере ценообразования и регулирования тарифов в энергетике,

создать гибкую, современную и прозрачную систему образования в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере ценообразования и регулирования тарифов в энергетике,

создать единую образовательную среду, действующую в интересах органов государственного регулирования и организаций инфраструктурного сектора, что позволит решить задачи формирования комплекса подготовки кадров, тесно интегрированного с процессами регулирования и разработки новых методических основ, сохранения и развития кадрового потенциала и расширения компетенций.

ФСТ России, Минэнерго России и другим органам государственной власти иметь гарантии и возможности управления процессом обучения, верификации контроля качества и мониторинга.

Создание единого специализированного центра компетенций («Школы регулирования») потребует время на создание, подготовку и утверждение программы образования, организационные мероприятия. В связи с тем, что в настоящее время достаточного количества специализированных образовательных программ в области повышения квалификации сотрудников органов государственного регулирования в сфере энергетики на рынке не выявлено, Исполнитель рекомендует в переходном периоде, помимо специализированных программ, предлагаемых ИПК Госслужбы и ВЗФЭИ, рассмотреть два вида образовательных программ в качестве базовых:

  1. Программы повышения квалификации для государственных служащих общего направления, сфокусированные на создании фундамента для профессионального роста специалистов и совершенствования их компетенции в сфере государственной службы. Продолжительность данных программ составляет от 18 до 150 часов. В рамках программ общего направления слушателям могут быть даны такие дисциплины, как основы права, экономики, государственного управления, финансов, культура речевого общения, современные технологии делового общения, психология конфликтов и пути их разрешения. Такие программы представлены в различных модулях в следующих отобранных Исполнителем московских и региональных ВУЗах из рейтинга «Финанс.»:

Финансовый университет при правительстве РФ.

Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова.

Государственный университет управления.

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова.

Академия народного хозяйства при Правительстве РФ.

Государственный университет – Высшая школа экономики.

Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина.

Новосибирский государственный университет.

Московский государственный технический университет им. Баумана.

Российская академия государственной службы при Президенте РФ.

Все отобранные программы будут интересны в большей или меньшей степени для сотрудников органов государственного регулирования, как с высшим техническим образованием, так и с высшим экономическим и юридическим образованием.

В реализации программ задействованы высококвалифицированные профессорско-преподавательские кадры, имеющие ученую степень доктора или кандидата наук и стаж научно-педагогической деятельности, прошедшие подготовку в лучших зарубежных бизнес-школах, хорошо знающие требования международных стандартов бизнес-образования и практику бизнеса в России. Большинство преподавателей являются авторами учебников, учебных пособий и разработок в области преподаваемых в рамках программы дисциплин, некоторые из которых имеют эксклюзивный характер.

Специализированные программы краткосрочного характера и семинары, предлагаемые различными учебными центрами и ВУЗами, в той или иной степени не соответствующие формальным требованиям. Продолжительность данных программ составляет от 8 до 40 часов. Такие программы имеют узкую специализацию и направлены не столько на повышение уровня базового образования, сколько на формирование профессиональных и управленческих умений и навыков у руководителей и специалистов. В рамках программ и семинаров рассматриваются наиболее острые и актуальные вопросы: новые методы регулирования, вопросы энергоэффективности, в части требований к программам энергосбережения и государственного контроля, модели функционирования рынков, договорные отношения в энергетике, технологическое присоединение к электрическим сетям, контроль исполнения инвестиционных программ и оптимизация затрат регулируемых организаций, налоговое законодательство, методы расчета инвестированного капитала при использовании метода RAB. Учебными центрами, предлагающими данные программы повышения квалификации и семинары, являются:

БИПРЭС.

НОУ УМЦ «Нексиа-Образование».

Московская бизнес школа.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ действующего законодательства в области образовательной деятельности 14

Анализ формальных и фактических требований к компетенции и квалификации служащих органов государственного регулирования в сфере ценообразования и регулирования тарифов в энергетике 20

Анализ рынка специализированных образовательных программ (услуг) в области высшего и дополнительного образования, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для специалистов органов регулирования в сфере ценообразования и регулирования тарифов в энергетике 49

1.Новое в регулировании тарифов: 74

2.Общие положения и методика расчета величины базы инвестированного капитала РСК: 74

3.Вопросы энергоэффективности, в части требований к программам энергосбережения и государственного контроля: 74

4.Контроль исполнения инвестиционных программ и оптимизация затрат регулируемых организаций: 75

5.Налогообложение в электроэнергетике: сложные вопросы и рекомендации: 75

6.Особенности разрешения споров во внесудебном/досудебном порядке: 76

Анализ образовательных учреждений, предоставляющих указанные в п.3 услуги 86

Анализ зарубежного опыта оказания образовательных услуг для регулирующих органов 91



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные выводы и рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению рефератов, Направление подготовки
Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы,...
Основные выводы и рекомендации iconУчебно-методический комплекс уфа 2008 Введение Содержательная часть...
Поэтому основные концептуальные положения, выводы и рекомендации новой дисциплины «Мировая экономика» крайне важны для становления...
Основные выводы и рекомендации icon1. Основные выводы и рекомендации
По доступности среднего полного образования Россия входит в число лидеров. Уровень знаний и умений наших школьников по ряду предметов...
Основные выводы и рекомендации iconРекомендации по написанию авторских резюме (аннотаций, рефератов...
Авторское резюме ближе по своему содержанию, структуре, целям и задачам к реферату. Это краткое точное изложение содержания документа,...
Основные выводы и рекомендации iconАнатомия опорно-двигательного аппарата; основные вопросы нормальной...
Знание – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные понятия, факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения...
Основные выводы и рекомендации iconМолодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы...
Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации / Государственный...
Основные выводы и рекомендации iconОтчет по преддипломной практике
Рецензирование работ Основные выводы и результаты
Основные выводы и рекомендации iconПланирование деятельности Класс Этап Полугодие
Систематизация, анализ, обобщение результатов. Выводы, рекомендации (преемственность)
Основные выводы и рекомендации iconРекомендации по оформлению реферата практикума по курсу
Реферат включает в себя следующие блоки: «введение», «глава I. Обзор литературных источников», «глава II. Цель, задачи, методы, организация...
Основные выводы и рекомендации iconКак написать реферат
Клише: “Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена во 2 главе в заключении сформулированы основные выводы ”)
Основные выводы и рекомендации iconКак написать реферат
Клише: “Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена во 2 главе в заключении сформулированы основные выводы ”)
Основные выводы и рекомендации iconРеферат ? (практические советы) Несколько не
Клише: Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена во 2 главе в заключении сформулированы основные выводы ”)
Основные выводы и рекомендации iconКак написать реферат Несколько не
Клише: “Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена во 2 главе в заключении сформулированы основные выводы ”)
Основные выводы и рекомендации iconБизнес-план проекта
...
Основные выводы и рекомендации icon3. Фамилия, имя
При чтении литературы выделите основные идеи и поло­жения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосре­доточить на них...
Основные выводы и рекомендации iconПамятка «Как писать реферат»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск