Виртуальная справочная служба





Скачать 63.72 Kb.
НазваниеВиртуальная справочная служба
Дата публикации28.12.2014
Размер63.72 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Виртуальная справочная служба
Ломова Елена Гомбожаповна,

главный библиограф МБ «Фламинго»
Новые технологии оказывают влияние не только на то, как и почему библиотеки организуют свои справочные службы, но и на то, где мы их организуем. Библиотеки и их ресурсы частично переместились в виртуальный мир Интернета. Теперь ресурсы библиотеки могут быть доступны и для того, кто в ней физически не присутствует. Чтобы пользователь мог зайти к ним с собственного компьютера, многие библиотеки и библиотечные объединения расширяют спектр справочных услуг, включая в них виртуальную справочную службу. Сегодня у человека есть технические возможности передать свои вопросы в библиотеку в любое время и из любого места в мире. Это удобно и отвечает потребностям пользователей.

Первая российская библиотечная виртуальная справка появилась на сайте ЦБС «Киевская», г. Москва в октябре 2000 г. С увеличением количества приходивших вопросов было решено обратиться к публичным (прежде всего муниципальным) библиотекам России с предложением объединить свои усилия. Идею создания корпоративного проекта виртуального справочного обслуживания поддержало руководство отдела библиотек Министерства культуры РФ. В итоге в ноябре 2003 года в России заработал первый корпоративный проект виртуального справочного обслуживания – Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек или просто Виртуальная справка. Виртуальная справка располагается на информационном портале Library.ru

Таким образом оформилось первое направление развития виртуального справочного обслуживания в российских библиотеках – корпоративная виртуальная справочная служба.

Сегодня участниками первого российского корпоративного проекта являются 24 библиотеки из различных городов России и проект из российского стал международным, т.к. к нему присоединились библиотеки из Украины и Казахстана.

Второе направление виртуального справочного обслуживания – создание виртуальных библиографических служб на сайтах федеральных библиотек. Первая такого рода служба появилась летом 2004 г. на сайте Российской национальной библиотеки, работа справки ориентирована прежде всего на использование собственных богатейших ресурсов.

Третье направление – организация локальных справочных служб на сайтах публичных и вузовских библиотек. Томская Интернет-справка стала второй российской виртуальной библиографической службой, уже в 2001 г. она начала принимать вопросы от пользователей. Позже появились и другие аналогичные виртуальные службы на сайтах библиотек. В ряде случаев библиотеки сочли возможным и перспективным иметь собственную справочную службу и в то же время участвовать в корпоративных проектах, например Томская МИБС, Кемеровская ОУНБ, Саратовская ЦБС и др.

Уже наметились некоторые специализации виртуальных справочных служб, например виртуальная справка «Библиотечное дело» на сайте Свердловской ОУНБ. Служба обеспечивает профессиональной справочной информацией своих коллег-библиотекарей, на вопросы отвечают специалисты библиотечного Интернет-центра. Они дают ссылки на документы, размещенные в Интернете, приводят списки нужных публикаций. Часто с библиотекарями работают отраслевые специалисты. 3 июня этого года появилась специализированная экологическая справка и на сайте томской МИБС.

А теперь подробнее о Виртуальной справке.

Структура ВСИС представлена специалистами Межрегиональной ассоциации деловых библиотек – координаторами и организаторами Справки и операторами-специалистами библиотек-участников проекта. На первом этапе в корпоративный проект вошли 10 библиотек и библиотечных объединений ( в том числе и Томская МИБС). В октябре 2003 г. все операторы ВСИС ПБ прошли специальное обучение в ходе организованного Межрегиональной ассоциацией деловых библиотек учебного семинара «Методика виртуального справочно-библиографического обслуживания в рамках корпоративного проекта» и получили сертификат на право работать операторами. В результате был создан слаженный коллектив, работающий согласованно, в едином стиле, по единым правилам.     ВСИС (или «Виртуальная справка») обладает рядом особенностей, отличающих ее от аналогичных зарубежных виртуальных служб. Пожалуй, главной из них является публичный характер задаваемых вопросов. Все вопросы сразу после того, как их задали, появляются на соответствующей странице Справки, там же через некоторое время (как правило, в течение 1 дня) появляются ответы. Таким образом, база, включающая больше 42000 вопросов и ответов на них, открыта не только библиотекам-участникам, но и пользователям, заходящим на портал «Library.ru». Это позволяет им зачастую находить ответы на свои запросы, просто воспользовавшись уже имеющимися результатами работы по аналогичной теме. Поиск осуществляется по ключевым словам, по номеру вопроса, по имени пользователя.

Совместная работа выявила большие перспективы развития службы, т.к. работа в корпоративном режиме позволила более эффективно работать с получаемыми вопросами. Увеличение эффективности было связано с несколькими факторами: у каждого оператора есть те области, с которыми он знаком лучше остальных (например, кто-то силен в экономике, кто-то в истории, кто-то в иностранных языках); привлекаются ресурсы всех входящих в проект библиотек; знание операторами специфических особенностей регионов, из которых приходят вопросы; ускорение работы над вопросами, связанное с тем, что операторы работают в различных часовых поясах от Красноярска до Москвы и могут раньше начинать свою работу и позже заканчивать.

Технология работы

Вход в ВСИС ПБ осуществляется как с портала «LIBRARY.ru», так и с сайтов всех библиотек-участников. Для этого на сайтах размещаются «кнопки» «Оператор «Виртуальной справки». Сводная база вопросов и ответов является общей собственностью всех участников ВСИС ПБ.

В настоящий момент обслуживание пользователей ведется в офф-лайновом режиме: ответ на вопрос, как правило, дается в течение суток. Общение в «Виртуальной справке» более напоминает участие в конференции, где всем пользователям Сети видны и вопросы и ответы, чем общение по электронной почте, результаты которого видны только участникам «разговора».

Права и ограничения для пользователей

Обращение в ВСИС ПБ и получение ответа для всех пользователей бесплатно. Пользователи могут задавать вопросы на русском либо английском языках. Поиск также ведется только по русско- и англоязычным ресурсам. Воспользоваться услугами ВСИС ПБ могут все жители России, русскоязычным зарубежным гражданам предоставляется информация, тем или иным образом связанная с Россией, либо общеобразовательного характера. На английском языке принимаются вопросы, касающиеся России.

Есть и ряд ограничений для пользователей. Справка работает 5 дней неделю – по будням. Чтобы посетители Справки, живущие в различных часовых поясах, могли активно участвовать в работе Справки, общее количество вопросов, которые могут заданы в течение одного дня, делится на две части. Первая часть вопросов может быть задана пользователями после 0:00, а вторая часть – после 12:00 (все – по московскому времени). На вопросы, приходящие в Справку по электронной почте, операторы не отвечают.

Пользователь может ограничиться просмотром вопросов и ответов из БД, но тот, кто желает задать вопрос или иметь возможность вести многофакторный поиск по архиву вопросов-ответов, должен пройти процедуру регистрации. Эти данные вводятся в базу данных пользователей.

От одного посетителя принимается только один запрос в день. Если посетитель одновременно открывает несколько форм для отправки запроса, отправить он сможет только одну. Если в обращении будет несколько вопросов, ответ будет дан лишь по одному из них на усмотрение оператора.

Координаторы имеют право удалять некорректные вопросы и реплики и перемещать вопросы в более подходящие рубрики. Вопросы, связанные с предоставлением готовых рефератов и сочинений рассматриваются в последнюю очередь. Справка не отвечает на вопросы, касающиеся информации коммерческого характера (например, информация о покупке-продаже чего-либо), а также информации, направленной на нарушение действующего законодательства. Операторы не занимаются решением конкретных задач по физике, химии, математике, праву и т.д.

Планирование работы

Оператор самостоятельно планирует свой график работы. В месяц получается примерно 46 справок (по 2 в один рабочий день). Связь с другими операторами и с координаторами проекта поддерживается через программу ICQ и через электронную почту. Примерно раз в квартал проводятся совещания операторов в режиме чата. На них определяются дальнейшие перспективы, анализируются проблемные ситуации, работа Справки и т.д.

Работа службы показала высокую востребованность предоставляемых услуг со стороны пользователей практически из всех российских регионов, а также из других государств.

Пользователь Виртуальной справки

Большинство пользователей Справки – из России, есть запросы из стран СНГ, в первую очередь это Украина, Белоруссия, но есть запросы и из дальнего зарубежья: из Америки, из Африки, из Австралии. География российских пользователей очень обширна, представлены практически все регионы. Большинство запросов из Москвы – 19%, на втором месте Санкт-Петербург -9%.

Аудитория Справки очень молодая: почти каждому третьему меньше 20 лет, еще 42% моложе 25 лет. В основном, это студенты, аспиранты, старшеклассники. Треть пользователей – люди с высшим образованием.

Наибольшим спросом пользуется гуманитарная информация – больше 70% запросов. Больше всего вопросов по экономике – 30 %.

Цель большинства запросов – получение информации, нужной для выполнения учебных заданий.

В последнее время в Сети увеличивается количество виртуальных справочных служб и у пользователей появляется возможность выбора. Популярность той или иной службы во многом будет зависеть от качества работы ее сотрудников.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Виртуальная справочная служба iconПоиск Интернет-ресурсов
Виртуальная справочная служба. Каталог российских и зарубежных виртуальных справочных служб. Пользователь имеет возможность задать...
Виртуальная справочная служба iconПоложение о виртуальной справочной службе «Спроси библиотекаря» научно-...
Виртуальная справочная служба предназначена для справочно-библиографического обслуживания удаленных пользователей и выполняет их...
Виртуальная справочная служба iconМарина Юрьевна Нещерет, заведующая отделом справочно-библиографического...
Несмотря на сравнительно небольшой опыт работы, она может служить примером успеш­ной реализации справочно-библиографического обслуживания...
Виртуальная справочная служба iconДиплом, не отмечая опцию "точное соответствие" получим запросы и(или) ответы, содержащие слова
О службе Виртуальная справочно-библиографическая служба гунб красноярского края выполнит Ваш запрос, связанный с поиском информации...
Виртуальная справочная служба iconПлан. Введение. Таможенное право и его место в таможенном деле. Таможенная служба в рк
Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный...
Виртуальная справочная служба iconЛекция 4 Служба Telnet. Протокол Telnet. Служба ssh. Протокол ssh
Администрирование сети и сервисов InterNet. Учебное пособие, П. Б. Храмцов, 1997
Виртуальная справочная служба iconРабочая программа по учебной дисциплине Современная пресс-служба
...
Виртуальная справочная служба icon"Виртуальные миры и виртуальная реальность"

Виртуальная справочная служба iconУрок по моделированию автомобиля, но до сих пор на мою почту приходят...
Виртуальная студия начало всех начал!, сегодня же поговорим о том, как делать швы, образованные дверями, капотом, крышкой бака и...
Виртуальная справочная служба iconАнкета Дистанционные курсы омц (Виртуальная школа)

Виртуальная справочная служба iconГосударственная служба за рубежом управление культурой реферативный бюллетень №5'(55)2004
Реферативный бюллетень “Государственная служба за рубежом. Управление культурой” подготовлен сотрудниками отдела реферативной литературы...
Виртуальная справочная служба iconБалтийской педагогической академии
Бекасова с. Н. Справочная литература как источник обоснования понятия «потенциал»
Виртуальная справочная служба iconМ. Ю. Зенков зарубежный опыт управления Государственная служба
З зенков М. Ю. Зарубежный опыт управления: Государственная служба: Учебное пособие. — Новосибирск: нгау, 2004.— 130 с
Виртуальная справочная служба iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования»
Учебное пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» для специальностей 020400 «Психология» и 310100 «Психология...
Виртуальная справочная служба icon«виртуальная лаборатория газоснабжения»
Бытовая плита, газоснабжение, имитационное моделирование, информационно-образовательная среда
Виртуальная справочная служба iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Современная пресс-служба...
«Современная пресс-служба» для специальности 350400 «Связи с общественностью», разработанную к и н., доцентом кафедры «Коммуникационный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск