Ниу вшэ





Скачать 139.9 Kb.
НазваниеНиу вшэ
Дата публикации30.12.2014
Размер139.9 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Право > Доклад
Зевелёва Ольга Игоревна

olga.zeveleva@gmail.com
НИУ ВШЭ

XIV Апрельская международная конференция

по проблемам развития экономики и общества
Доклад




Репатриация в сравнительной перспективе:
Германия, Россия, Казахстан

Россию, Германию и Казахстан объединяют исторические обстоятельства, обусловленные структурными изменениями в политической системе этих стран после распада СССР: тоталитарное прошлое, изменения границ, соотечественники за рубежом, люди с социалистическим менталитетом, городские пространства (в ГДР и в СССР), программы по репатриации соотечественников. Эти государства одновременно столкнулись с проблемой формирования новой национальной идентичности. Однако политические процессы в этих трех случаях приводят к разным результатам в России, в Германии и в Казахстане.i

Почему программы репатриации привели к разным результатам? Что это нам говорит о моделях конструирования идентичностей в странах, переживших изменения границ и окруженных диаспорами?

Миграция, репатриация и национальная идентичность

Миграционная политика государств отражает некоторые аспекты национальной идентичности. Совокупность миграционных законов и дискурсов об иммиграции тражает тенденции в определениях «своего» и «чужого». В этом контексте необходимо обратить внимание на то, кого именно приглашают в страну в качестве иммигрантов и чей переезд стимулируется и поддерживается со стороны государства. Самым ярким примером такой «приглашенной» государством группой является репатрианты.

Репатриацию можно определить как процесс возвращения к «месту происхождения». В международном праве политика репатриации рассматривается как провозглашение «права на возвращение» – универсального права лица на перемещение на территорию страны, которую считает своей родиной.ii

Между российской, германской и казахстанской программами репатриации существует ряд значительных структурных сходствiii: они подразумевают финансовую и социальную поддержку репатриантов со стороны государства и основаны на идее, что определенная группа людей, в силу своего происхождения или происхождения их предков, имеет более высокий интеграционный потенциал, чем другие иммигранты, и, следовательно, имеет право жить в стране своего происхождения. Репатрианты во всех трех случаях могут претендовать на льготы со стороны государства, на помощь при переезде, в трудоустройстве и при поисках жилья.

Главным различием между программами является исходное соотношение гражданства и репатриации: в Германии и в Казахстане репатриация основывалась на получении репатриантами гражданства, а в России создавались условия для упрощенного получения гражданства репатриантами в течение целых семи лет после запуска программы. Также программы различаются по их результатам: В российском случае репатриация не является ни стабильной (по количеству репатриантов в год), ни успешной (по общему колчеству репатриантов). В случае с Германией мы видим переход от стабильной репатриации к приостановке программы. В Казахстане репатриацию можно рассматривать как стабильную и успешную.

Репатриация в ФРГ

Политика репатриации Германии распространялся на граждан ГДР и российских немцев, проживающих на территории СССР и стран восточного блока.iv В соответствии с федеральным законом о беженцах и изгнанных, принятым в ФРГ в 1953 г., этнические немцы, которые въезжали на территорию Западной Германии и у которых не было паспорта гражданина ФРГ (из ГДР или соцстран Восточной Европы) могли подать заявку на гражданство и претендовать на социальные льготыv.

Этот закон был частью политического движения, основанного на идеях о защите прав человека, фоном которого являлось идеологическое деление Европы на коммунистические страны Восточной Европы и демократические страны Запада. Закон позволял группам, подвергающимся дискриминации во время и после Второй мировой войны, получить гражданство и особые привилегии в ФРГ. Таким образом, эти группы людей могли претендовать на права и свободы, в которых им отказывали в соцстранах, где они проживалиvi. Таким образом, российские немцы никогда официально не считались иммигрантами, а рассматривались как переселенцы, которые использовали свое конституционное право возврата в ФРГvii. Либерализация миграционного законодательства СССР в конце 1980-х годов позволила более 636000 российских немцев эмигрировать из советских республик в Германию с 1988 по 1992 viii.

В начале 1990-х годов правительство Германии приняло ряд законов, которые ограничивали приток российских немцев в ФРГ: был введен обязательный тест на знание немецкого языка и были созданы условия для передачи отдельным «странам-поставщикам» российских немцев в Германию ответственности за определение степени соответствия претендента на участие в программе репатриацииix. В 1992 г. в Германии федеральный закон о беженцах и изгнанных был заменен законом об урегулировании последствий Второй мировой войны, согласно которому лица, родившиеся после 1992 г., не смогут претендовать на немецкое гражданство после 2010 г.x. Эти изменения в законодательстве окончательно развели представления о германской этнической принадлежности и возможности претендовать на немецкое гражданство.

Ограничения в иммиграционной политике Германии начала 1990-х годов произошли наряду с другими историческими изменениями мирового масштаба: объединением Восточной и Западной Германии 3 октября 1990 г., а также либерализацией и последующим распадом СССР и режимов в восточноевропейских соцстранах. С падением режимов в соцстранах Восточной Европы политика репатриации, основанная на предоставлении немцам возможности избежать гонений, потеряла свою актуальность. Германии было необходимо по-новому определить свою идентичность, а также переосмыслить политику в области миграции и гражданства.

В 2000 г. немецкое законодательство о гражданстве претерпело значительную либерализациюxi. Эти изменения, вместе с усилением контроля по принятию российских немцев, символизируют постепенный уход от сугубо этнического понимания немецкого гражданства.

Репатриация в Казахстан

Политика репатриации – одна из основ миграционной политики Казахстана. Программа репатриации Казахстана распространяется на этнических казахов, которые проживают за рубежом.xii Политика репатриации в Казахстане была направлена на возмещение серьезных эмиграционных потоков и демографического упадка, связанного с падением рождаемостиxiii. Эта политика также отражала намерения правительства по повышению доли этнических казахов в Казахстане в рамках государственного строительства нового независимого государства.

На момент распада СССР, в Казахстане проживало этнически разнородное население. Около 40% населения составляли этнические казахи, а 38% – этнические русскиеxiv. В 1990-е годы многие русские покинули Казахстан. Зазвучала риторика со стороны политиков о подчиненном положении казахов в СССР, и казахское руководство настроилось на восстановление казахской культуры и традиций как государствообразующих признаков независимого Казахстана. Казахские концепции национальной идентичности во многом были основаны на этническом понимании нации и национального государства. Законодательство о гражданстве независимого Казахстана в значительной мере базировалось на концепции этничности, казахский язык был признан государственным языком, в то время как статус русского языка был понижен, и русский стал «языком межэтнического общения». Всем госслужащим и лицам, занимающим государственные должности, было необходимо сдать экзамены по казахскому языку. Таким образом, делалась ставка на казахские кадры. Эти меры позиционировались в качестве «стабилизирующих механизмов»xv.

Закон о гражданстве Республики Казахстан, принятый в декабре 1991 г. говорит о том, что гражданами Казахстана являются те лица, которые постоянно проживают на территории страны на момент принятия закона, родились в Казахстане или были натурализованы в соответствии с последующими статьями этого закона. В контексте законодательства о гражданстве это подразумевает то, что этнические казахи за рубежом могут по умолчанию претендовать на гражданство в случае переезда в Казахстан.

В 1998 г. началась систематизация репатриации «оралманов» («возвращенцев») в Казахстан. Постановление правительства Республики Казахстан от 16 сентября 1998 г. заложило основы политики репатриации в формате единого документа, который предусматривает создание организации, призванной способствовать адаптации этнических казахов на исторической родинеxvi. Документ также регулирует вопрос о том, что этнические казахи, репатриированные на свою историческую родину, получат гражданство Казахстана вне зависимости от того сколько они прожили на территории страны.

Репатриация в Россию

Российская программа переселения является частью более широкой программы по поддержанию связей с бывшими гражданами СССР и российскими гражданами, проживающими за рубежом, которых называют в официальных документах «соотечественниками». Впервые термин «соотечественники» был введен в политический дискурс в 1992 г., однако официальное определение появилось лишь в 1999 г. в тексте Федерального закона «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»xvii. В соответствии с положениями этого закона, «соотечественниками» являются лица, проживающие за пределами России, идентифицирующие себя с Россией и обладающими признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев,  а также лица, сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации. Это определение относится как к лицам, являющимся гражданами России в настоящий момент, так и к бывшим гражданам СССРxviii. Это означает, что термин может применяться как в отношении лиц, являющихся гражданами России, так и в отношении тех, кто ими не являетсяxix. Широкое толкование термина отражало сложность наследия СССР, которое после его распада получила Россия. Таким образом, оно легло в основу размытой и неэффективной программы репатриации.

В 2006 г. был сделан первый шаг на пути институционализации программы поощрения возвращения соотечественников в Россию с началом реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (Указом Президента от 22 июня 2006 г.)xx.

Несмотря на положение правительства о том, что лица, возвращающиеся в Россию, могли получить гражданство по упрощенной процедуре, немногие переселенцы, не имеющие гражданство на момент переселения в Россию, смогли его получить. Репатрианты должны быть «соотечественниками», чтобы участвовать в программе, но при этом могут быть гражданами Российской Федерации, а могут не быть гражданами Российской Федерации. Например, в 2011 г. из 12 тыс. 389 репатриантов, прибывших в Россию, российское гражданство имели 127 человек (очевидно, все они получили гражданство, воспользовавшись положениями закона «О гражданстве», принятого в 1991 г.). При этом 11948 человек не имели российского гражданства (оставшиеся 314 чел. были лицами без гражданства)xxi.

Теоретически, по состоянию закона до января 2013 г., после получения вида на жительство, который предоставляется лицу, купившему недвижимость или постоянно зарегистрированному на чье-либо жилплощади, переселенец мог подать документы по ускоренной процедуре натурализации и получить гражданство быстрее, чем другие иностранные граждане.xxii На практике даже получение постоянной регистрации становилось практически невыполнимой задачей из-за бюрократических и финансовых препятствийxxiii, и соотечественники не получали каких-либо ощутимых дополнительных привилегий в процессе получения гражданства в сравнении с другими иммигрантами. Таким образом, выходило, что государство старалось содействовать переселению соотечественников в Россию, но не пыталось включить их в состав нации.

Связь российского гражданства и репатриации в Россию была установлена только в январе 2013 г., когда Государственная дума приняла в первом чтении поправки, упрощающие получение гражданства РФ соотечественниками-переселенцамиxxiv. Поправки наделили соотечественников-репатриантов политической идентичностью, включающую их в состав нации. Это изменение свидетельствует об изменении статуса репатриантов-соотечественников в России, но не является примером трансформации определения нации; поправки скорее устраняют исходную смысловую недоработку российской политики репатриации.

Заключение

Основные выводы исследования заключаются в следующем. Немецкая программа репатриации существовала более четырёх столетий до своего прекращения вследствие объединения Германии и падения коммунистического блока, которые стали сигналом к краху идеологических основ, поддерживавших концепцию репатриации немцев. Российская политика репатриации отличается относительной новизной, однако она уже успела продемонстрировать крайне низкую эффективность по причине отсутствия какой-либо идеологической составляющей. Действующая в Казахстане программа репатриации продолжает функционировать, отражая сбалансированность идеологических и прагматических компонентов.

Из этого следует, что для непрерывной и стабильной реализации программы репатриации, в ней должны содержаться как практические, так и идеологические компоненты. Если у программы репатриации нет идеологической основы, которая присутствует в других сферах политической жизни страны, эта программа не будет успешной. Если такая программа имеет идеологическую основу, но не имеет практического отражения и не отвечает экономическим, демографическим и трудовым потребностям государства, дальнейшее развитие программы приостанавливаетсяxxv.

Эволюция политики репатриации и законов в области гражданства отражают также тенденции в определениях нации и национальной идентичности. Анализ комплекса мер по репатриации показывает, что тенденции в России и в Казахстане отличаются от тенденций в Германии. В Германии изменения в законодательстве в области гражданства и в области репатриации последовательно и поэтапно разводят концепции германского государства и немецкой этничности. В Казахстане ведется последовательная этноцентричная политика с момента распада СССР. В случае России, хаотичные и непоследовательные изменения политики репатриации указывают на столь же хаотичный и непоследовательный подход к формулировке национальной идентичности.

i Выбор этих стран основывается на анализе наиболее схожих случаев (most similar case design) и тем самым стремится к выборке кейсов, которые при своей сопоставимости привели к разным последствиям. Схожесть рассматриваемых случаев заключается в наличие программ национальной репатриации, встроенных в общую миграционную политику соответствующих стран. Дифференцированные последствия в этом контексте – это различающиеся уровни непрерывности, стабильности и успеха в проведении программ репатриации. Различия между кейсами указывают на переменные, которые привели к стабильности и успеху программ.


ii Был принят в 1948 г. для содействия возврату перемещенных лиц и военнопленных на родину:

Статья 13, ВДПЧ

http://www.un.org/en/documents/udhr/index.shtml#a13 [03.05.2012]

http://www.hrw.org/legacy/campaigns/israel/return/iccpr-rtr.htm#ft1 [03.05.2012]
Государства, на территории которых были конфликты, часто проводят политику репатриации в отношении беженцев и военнопленных. Кроме того, многие страны, обстановка в которых на сегодняшний день спокойная, используют программы по репатриации для регулирования миграционных потоков.


iiiИнтересно и то, что группы людей, имеющие право на репатриацию в Россию и репатриацию в Германию парадоксальным образом пересекаются между собой в случае с российскими немцами, «исторической родиной» которых можно считать как Россию, так и Германию.

iv Термин «российские немцы» относится к группе этнических немцев, чьи предки мигрировали в Российскую Империю с германских территорий в 18 веке. Сегодня в ФРГ примерно 2,4 млн. российских немцев (или 4 млн., если учитывать членов их семей, которые не являются этническими немцами).

v Bundesministerium der Justiz. http://bundesrecht.juris.de/bvfg/index.html [03.05.2012]

viДанная политика основывалась на двух аксиомах. Первое – это то, что в странах восточного блока немцев дискриминировали на основании их национальности во время Второй мировой войны и после нее. Второе – это то, что все коммунистические режимы являются несвободными и не предоставляют своим гражданам, в том числе немцам, основных прав и свобод.

Во время пребывания Сталина у власти эта группа подвергалась репрессиям и депортации, т.к. их немецкие корни считались советским руководством во время Второй мировой войны «потенциальным источником угрозы».

vii Aleinikoff T.A. Citizenship Today: Global Perspectives and Practices. - Washington, DC.: Brookings Institution Press, 2001. Ст. 44.

x В 2000 г. эта цифра была пересмотрена и достигла 100000

xi До 2000 г. на протяжении целого столетия было основано на принципе «права крови». Согласно новому закону от 2000 г., дети, рожденные на территории ФРГ, могли автоматически претендовать на гражданство Германии, если хотя бы у одного из родителей был законно выданный вид на жительство, действительный в течение 8 лет, или неограниченный вид на жительство в течение трех лет.

xii В основном имеются в виду те казахи и их потомки, которые покинули СССР в 1920-х и 1930-х годах, пытаясь избежать коллективизации и политических преследований.

xiii После того, как Казахстан получил независимость от СССР, страна столкнулась с волной эмиграции и со снижением рождаемости. С 1989 по 1999 гг. численность населения Казахстана упала с 16,5 млн. чел. до 15 млн.

xiv Khazanov, A.M. The Ethnic Problems of Contemporary Kazakhstan. // Central Asian Survey 14 (2), 1995. Ст. 244.

xv Schatz E. The Politics of Multiple Identities: Lineage and Ethnicity in Kazakhstan. // Europe-Asia Studies 52(3), 2000. Ст. 450.

xvi UNESCO Kazakhstan. http://www.unesco.kz/cgi-bin/library?e=d-000-00---0HRCru-akalru%2cHRCru-01-1-0--0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-about---00021-001-1-0windowsZz-1251-00&a=d&c=HRCru&cl=CL3.54&d=HASH014e8d68ba4b9bd52ce5c412.1#HASH014e8d68ba4b9bd52ce5c412.1 [03.05.2012]

xvii ФМС России. http://www.fms.gov.ru/programs/fmsuds/legal/details/39587/ [03.05.2012]

xviii ФМС России. http://www.fms.gov.ru/programs/fmsuds/legal/details/39587/ [03.05.2012]

xix Таким образом, термин «соотечественники» может быть распространен на более 30 млн. человек по всему миру, из которых 1,7 млн. проживают на постсоветском пространстве - Фонд Русский Мир, Новости. http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/news/common/news6130.html [03.05.2012]

xx ФМС России. http://www.rg.ru/2006/06/28/ukaz-pereselenie.html [26.04.2012]

xxi Международный интернет-форум «Интеграция соотечественников». http://mifis.ru/materials/zakonodatelstvo/index.php?ID=4657[03.05.2012]

xxii Для этого необходимо было иметь пятилетний стаж непрерывного проживания на территории РФ, подтверждение наличия законного источника средств к существованию, а также владеть русским языком.

xxiii Намного проще приобрести недвижимость или получить регистрацию по постоянному месту жительства в случае, если претендент является гражданином, однако переселенец должен был владеть недвижимостью или быть зарегистрированным по постоянному месту жительства. Таким образом, переселенец попадал в замкнутый бюрократический круг.

xxiv Поправки дают возможность получить гражданство РФ без обязательного непрерывного пятилетнего срока проживания на территории страны, без получения вида на жительство в РФ, без подтверждения наличия законного источника средств к существованию, а также без подтверждения владения русским языком.

xxv В данной работе «непрерывность и стабильность» программы подразумевает продолжительность ее во времени. Ее относительная «эффективность» измеряется количеством людей, пользующихся данной программой (и тем, насколько это количество соответствует ожидаемому). Остановка программы репатриации рассматривается либо как исключительно низкий уровень притока репатриантов в страну, которым можно пренебречь, либо как приостановление действия законов, регулирующих такого рода миграцию. «Идеологический компонент» программы репатриации – абстрактный набор политических посылов и идей, которые присутствуют на разных уровнях политической жизни страны. «Практический компонент» программы репатриации – стратегическая релевантность притока репатриантов относительно экономических, демографических и трудовых потребностей государства.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ниу вшэ iconПрограмма общеуниверситетского факультатива ниу-вшэ преподаватель
Гасан Чингизович Гусейнов, доктор филологических наук, профессор школы филологии ниу-вшэ
Ниу вшэ iconХроника кафедры Кафедра экономической теории ниу вшэ спб период:...

Ниу вшэ iconНациональный исследовательский университет «высшая школа экономики»...
Информационно-координационного центра по взаимодействию с оэср института статистических исследований и экономики знаний ниу вшэ,...
Ниу вшэ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ниу вшэ татьяне Всеволодовне Абанкиной, научному сотруднику Центра прикладных экономических исследований ниу вшэ ирине Владимировне...
Ниу вшэ iconКонцепция преподавания китайского языка Концепция преподавания китайского...
Ниу вшэ основывается на требованиях к профессиональной подготовке студентов-бакалавров по направлению 032100. 62 "Востоковедение...
Ниу вшэ iconНиу вшэ нижний Новгород. 603000, г. Н. Новгород, ул. Родионова, д....
Кафедра общей социологии и социальной работы ннгу им. Лобачевского, кафедра общего и стратегического менеджмента ниу вшэ – Нижний...
Ниу вшэ iconОбразовательная программа подготовки магистров очно-заочной формы...
Вкр) студентов, обучающихся по программам подготовки магистров очно-заочной формы обучения в Санкт-Петербургском филиале автономного...
Ниу вшэ iconОбразовательная программа подготовки магистров очно-заочной формы...
Вкр) студентов, обучающихся по программам подготовки магистров очно-заочной формы обучения в Санкт-Петербургском филиале автономного...
Ниу вшэ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент...
Ниу вшэ iconПрограмма дисциплины «Сетевые формы организации в индустрии гостеприимства и туризма»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»...
Ниу вшэ icon3. реферат базы данных на л в 1 экз
В отдел по вопросам интеллектуальной собственности Управления инновационной деятельности ниу вшэ
Ниу вшэ icon3. реферат базы данных на л в 1 экз
В отдел по вопросам интеллектуальной собственности Управления инновационной деятельности ниу вшэ
Ниу вшэ iconНиу вшэ
Целью исследования является анализ экономических характеристик развития частного сектора в здравоохранении в России
Ниу вшэ icon3. реферат программы для ЭВМ на л в 1 экз
В отдел по вопросам интеллектуальной собственности Управления инновационной деятельности ниу вшэ
Ниу вшэ iconПрограмма «маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе»
О деятельности базовой кафедры Видео Интернешнл на Факультете Менеджмента ниу вшэ
Ниу вшэ iconНекоторые аспекты интегрирования гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Научный исследовательский университет Высшая школа экономики (миэм ниу вшэ), г. Москва


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск