Скачать 402.82 Kb.
|
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ И РЕКЛАМА В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ» КАФЕДРА МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ – БАЗОВАЯ КАФЕДРА ВИДЕО ИНТЕРНЕШНЛ НА ФАКУЛЬТЕТЕ МЕНЕДЖМЕНТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ КОНЦЕПЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ……..…….…. 2 Магистерская программа и потребности индустрии ……….………... 2 Магистерская программа на рынке образовательных услуг ………… 3 Задачи магистерской программы ……………………………………... 4 Компетенции выпускников, сферы профессионального трудоустройства ...................................................................................... 6 Кадровое обеспечение магистерской программы ……………………. 7 О деятельности базовой кафедры Видео Интернешнл на Факультете Менеджмента НИУ ВШЭ ……….…………………………. 9 АННОТАЦИЯ ПРОГРАММ ОСНОВНЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН …………………………………….…….. 12 КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СЕМИНАРА ……………………………………………………………. 23 CV РУКОВОДИТЕЛЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ……… 27 БАЗОВЫЙ И РАБОЧИЕ ПЛАНЫ ПОДГОТОВКИ КОНЦЕПЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ Магистерская программа и потребности индустрии Современные экономика и бизнес предъявляют повышенные требования к квалификации молодых специалистов, в том числе занятых в сфере маркетинговых коммуникаций. Это тем более так, поскольку современный бизнес практически невозможен вне маркетинговых коммуникаций. Знания в области маркетинговых коммуникаций являются важной составляющей образования специалиста-менеджера, занятого в самых разных областях. Характерно, что сотрудники компаний, занятые обеспечением всего комплекса маркетинговой активности зачастую испытывают дефицит подготовки именно в этой области. Объективно существующим вызовом для специалистов индустрии является глубина и скорость происходящих здесь изменений. Среда маркетинговых коммуникаций изменилась за последние 10-12 лет в существенно большей степени, чем за предыдущие три-четыре десятилетия. Цифровая революция, взрывной рост числа каналов коммуникации, интерактивные маркетинговые платформы, практика «интегрированных маркетинговых коммуникаций» - эти, равно как и многие другие проявления формируют новые координаты, как для бизнеса, так и для системы образования. Новые требования к профессиональным компетенциям обусловлены и более общими факторами, связанными глобализацией и ростом значимости развивающихся рынков, всеобъемлющими инновационными процессами, формированием новых моделей предпринимательства. Отдельно следует сказать о потребности в программе со стороны участников российского рынка. Так, например, актуальность программы фиксирует информация от работодателей – представителей Ассоциации Коммуникационных Агентств России, организации ведущих российских рекламодателей Русбренд и др. В тоже время, репрезентативные исследования рынка образовательных услуг факультетов экономики и менеджмента НИУ ВШЭ показывают, что значительная часть выпускников связывает свою деятельность именно со сферой маркетинговых коммуникаций. Магистерская программа на рынке образовательных услуг Конкурентные преимущества программы определяются несколькими обстоятельствами. Во-первых, реализуемые в программе форматы обучения основываются как на традициях отечественного фундаментального образования, так и на лучших образцах зарубежных подходов. Во-вторых, в предметно-содержательном плане программа предлагает изучение маркетинговых коммуникаций во взаимосвязи с базовыми дисциплинами менеджмента и маркетинга – тем самым достигается эффективный баланс знаний и компетенций обще-теоретического и специального, прикладного характера. В-третьих, программа укомплектована специалистами, с богатым опытом педагогической и научной деятельности, с одной стороны, и глубокой «погруженностью» в практику бизнеса – с другой. В-четвертых, уникальность программы определяется тем, что она реализована на технологической и интеллектуальной базе и российского лидера индустрии маркетинговых коммуникаций - группы компаний Видео Интернешнл. Здесь же принимают участие российские представительства ведущих мировые игроков индустрии – WPP, TNS и др. компаний. Программа опирается на имеющийся опыт преподавания за рубежом. Проведенный анализ учебных планов ведущих американских университетов в области маркетинговых коммуникаций и рекламы (University of Texas at Austin, University of Florida, Northwestern University, Michigan State University, University of Boston) показал наличие двух вариантов преподавания. Либо это самостоятельная магистерская программа по маркетинговым коммуникациям и (или) рекламе, либо базовые учебные блоки в рамках программ по маркетингу или менеджменту. Это характерно и для многих университетов Великобритании и континентальной Европы. В целом для индустрии за последние 8-10 лет характерен расширительный взгляд на предметную область маркетинговых коммуникаций. Так, например, ведущее профессиональное издание в данной области “International Journal of Advertising” выходит теперь с подзаголовком “The Quarterly Review of Marketing Communications”. Данная тенденция касается и образования - показательным в этой связи является появление все большего числа магистерских программ с такими названиями как «Стратегические коммуникации», «Интегрированные рекламные и маркетинговые коммуникации». Предлагаемая магистерская программа находится в русле упомянутой выше современной тенденции. Магистерская программ ориентирована на парадигму современного обучения, предполагающую эвристические решения сложных задач, обусловленных вызовами бизнеса XXI века. Другими словами, ставка делается не на работу с типовыми задачами «ремесленного характера», а на развитие способностей и навыков креативного решения проблем в постоянно меняющемся мире маркетинговых коммуникаций. Междисциплинарный характер последних предполагает формирование глубоких знаний в области смежных дисциплин, таких как экономика, менеджмент, маркетинг, социология и другие. Параллельно с этим обучение предполагает формирование как лидерских, так и аналитических качеств, позволяющих подняться «над» текущей практикой и решать стратегические задачи бизнеса в «опережающем режиме». Задачи магистерской программы и предлагаемые курсы Магистерская программа предполагает решение следующих ключевых задач:
В рамках магистерской программы осуществляется образовательный синтез фундаментальных и специальных знаний. На подготовительном этапе кафедра ведет проблематику в бакалавриате, предлагая здесь соответствующий вводный курс. Магистерская программа включает в себя несколько составляющих. Сначала слушатели углубляют знания в области теоретико-методологических основ и предметных оснований менеджмента, маркетинга, маркетинговых коммуникаций, потребительского поведения. Далее в программе делается акцент на дисциплинах «среднего уровня» - бренд-менеджменте, медиа экономике, ценообразовании в маркетинговых коммуникациях и др. Параллельно с этим идет освоение методологии и техники маркетинговых исследований, а также отраслевых исследований в маркетинговых коммуникациях. Следующим шагом является изучение специальных областей маркетинговых коммуникаций, непосредственно соотносящихся с практикой бизнеса. Программа реализуется в сотрудничестве с кафедрой маркетинга, другими кафедрами факультета и университета. Таким образом, учебные дисциплины включают в себя: ознакомительный курс «Введение в маркетинговые коммуникации» в бакалавриате; в начале обучения в магистратуре предлагаются также адаптационные курсы; ядром подготовки в рамках магистерской программы являются основные дисциплины и дисциплины по выбору. Это, равно как работа в рамках научно-исследовательских семинаров, выполнение курсовой работы, прохождение научно-исследовательской практики является необходимым основанием для подготовки соискателем магистерской диссертации. Предлагаемые дисциплины магистерской программы можно разделить на три группы. Общие дисциплины, формирующие системные междисциплинарные профессиональные знания и навыки магистра в области маркетинговых коммуникаций:
Дисциплины углубленного изучения различных видов маркетинговых коммуникаций:
Дисциплины для освоения методик и практических навыков работы в различных подразделениях коммуникационного бизнеса:
Компетенции выпускников, сферы их профессионального трудоустройства Программа концентрирует свои усилия на подготовке магистров, чье последующее профессиональное развитие сопряжено с различными ступенями менеджмента компаний, включенного в принятие решений стратегического и тактического характера - прежде всего, в сфере коммуникационного обеспечения бизнеса. Немаловажным при этом является акцент на формировании у молодых специалистов способностей к аналитической и научно-исследовательской работе, что является необходимым условием эффективной профессиональной деятельности. Магистерская программа сосредоточена на формировании знаний, навыков и умений, результатом которых является:
Фундаментальная и практическая подготовка в рамках программы обеспечивает высокую востребованность выпускников со стороны ключевых субъектов рынка:
Области функциональной деятельности выпускников программы являются весьма широкими и предполагают, например, следующие позиции: бренд-менеджер, аccount-менеджер, исследователь в области медиа / рекламного рынка, специалист по разработке коммуникационных стратегий, медиа пленер, медиа баер, аналитик-маркетолог, PR менеджер, консультант в сфере медиа рекламного бизнеса. Достаточно протяженным может быть карьерный рост выпускника в данной отрасли – от начальных позиций до руководителя функциональных подразделений и, в ряде случаев, руководителей компаний в целом. Подготовка в рамках программы также предполагает, что выпускники смогут продолжить профессиональную карьеру в сфере высшего образования – поступая в аспирантуру - сочетая преподавательскую и научно-прикладную деятельность в предметной области. Кадровое обеспечение магистерской программы Существенное отличие программы от близких по проблематике в других вузах состоит в том, что здесь фундаментальные курсы специализации на постоянной основе ведут профессора и доценты, которые одновременно являются активными практиками бизнеса в области маркетинговых коммуникаций.
Также кафедра привлекает для чтения курсов известных специалистов практиков в отдельных областях:
O ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ ВИДЕО ИНТЕРНЕШНЛ / WPP НА ФАКУЛЬТЕТЕ МЕНЕДЖМЕНТА ГУ-ВШЭ Магистерская программа «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе» осуществляется на основе опыта последних лет базовой кафедры Видео Интернешнл. Это касается наработок корпуса базовых и специализированных дисциплин, укрепления кадрового состава преподавателей кафедры, готовностью учебно-методических материалов, отработкой всего цикла выпуска специалистов – включая, работу научных семинаров, обеспечение научно-исследовательской практики, руководство магистерскими диссертациями. Специализация «Маркетинговые коммуникации» в рамках деятельности базовой кафедры Видео Интернешнл Базовая кафедра Видео Интернешнл на факультете Менеджемента была создана решением Ученого Совета ГУ-ВШЭ в июле 2006 г. Создание базовой кафедры отражало факт углубления сотрудничества ведущих игроков бизнеса в области маркетинговых коммуникаций и ГУ-ВШЭ - формирования институциональных основ объединения усилий «науки и производства». Основной фокус деятельности кафедры направлен на минимизацию объективно существующего разрыва между форматами университетской подготовки и потребностями реального бизнеса в области маркетинговых коммуникаций. Группа компаний Видео Интернешнл является крупнейшим в России и Восточной Европе игроком на медиа рекламном рынке. Компанию также связывают продолжительные партнерские отношения с российскими представительствами ведущих игроков коммуникационной индустрии, таких, например, как WPP, TNS и др. Таким образом, базовая кафедра представляет собой площадку, объединяющую профессионалов бизнеса, занятых практически во всех сферах маркетинговых коммуникаций, включая средства прямой и непрямой рекламы, медиа инвестиции, ПР, спонсорство, product-placement, директ маркетинг, маркетинговые коммуникации средствами Интерент и т.д. В течение 2006-2009 гг. базовая кафедра Видео Интернешнл осуществляла специализацию в области маркетинговых коммуникаций в рамках магистерской программы «Маркетинг». Деятельность кафедры была сосредоточена на преподавании дисциплин в сфере маркетинговых коммуникаций и смежных областях. Начиная с 2009 г. на базе кафедры была открыта собственная магистерская программа – «Маркетинговые коммуникация и реклама в современном бизнесе». Формы и содержание образовательного процесса Кафедра использует широкий спектр педагогических и научно-пракладных активностей в ходе обеспечения учебного процесса. Одним из важнейших направлений является обеспечение авторских учебных курсов: «Управление рекламой и маркетинговыми коммуникациями», «Рекламные стратегии в бренд-коммуникациях», «PR как средство маркетинговых коммуникаций», «Ценообразование в маркетинговых коммуникациях», «Инновационные методы планирования и оценки эффективности маркетинговых коммуникаций», «Теории коммуникации в современном маркетинге». Важной составляющей подготовки является формирование навыков исследовательской деятельности специалиста. Этому способствует проводимые кафедрой научные семинары «Исследовательский проект в сфере маркетинговых коммуникаций: основные составляющие, особенности проведения». Особый ракурс имеет научный семинар «Актуальные проблемы средств маркетинговой коммуникации: пресса, ВТL, новые медиа». Наряду с научной проблематикой, здесь слушатели имеют возможность познакомиться с работой ведущих кампаний в отрасли. Так, например, компания TNS – ведущий игрок в сегменте измерений и мониторинга оборудовала для целей семинара программным обеспечением компьтерный класс, где магистранты погружаются в практику технологий, используемых в индустрии. В сфере ответственности кафедры научо-исследовательская практика студентов, руководство курсовыми работами, магистерскими диссертациями и аспирантами. Отличительной чертой специализации является акцент на формировании навыков решения практических задач в области маркетинговых коммуникаций. На это направлены научно-производственные практики, которые студенты проходят на базе Видео Интернешнл и других ведущих компаний индустрии маркетинговых коммуникаций. Подготовка магистерских диссертаций, непосредственно связана с актуальной практикой бизнеса в сфере маркетинговых коммуникаций. В качестве руководителей проектов выступают как преподаватели кафедры, так и привлеченные специалисты бизнеса. Логическим развитием деятельности кафедры было открытие самостоятельной Магистерской программы в предметной области маркетинговых коммуникаций - «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе». Общее число магистерских диссертаций, которое были выпущены кафедрой, приведено в следующей таблице.
Одним из факторов обеспечения качества подготовки молодых специалистов является участие ведущих специалистов бизнеса в работе Государственных аттестационных комиссий соответствующего профиля. Кафедра является той творческой площадкой, на которой происходит актуализация интересов и творческого потенциала молодых специалистов. Этому способствуют Дни открытых дверей, конкурсы научных работ, организация круглых столов, индивидуальные консультации ведущих специалистов по актуальным проблемам маркетинговых коммуникаций. Кафедра осуществляет совершенствование учебных программ, учебно-методических материалов, подготовку научных публикаций. За время своего существования сотрудниками кафедры разработано семь учебных программ, опубликовано пятнадцать научных статей, подготовлена к печати авторская монография по проблематике маркетинговых коммуникаций. В перспективе планируется публикация научно-прикладного альманаха кафедры, посвященного актуальным исследовательским проблемам в области маркетинговых коммуникаций. Одной из актуальных является задача формирование более тесных образовательных и научно-исследовательских контактов с ведущими кафедрами аналогичного профиля за рубежом. Благодаря сотрудничеству кафедры с Издательским Домом Гребенникова – одним из ведущих российских публикаторов литературы в области маркетинга, маркетинговых коммуникации и рекламы была сформирована библиотека кафедры. АННОТАЦИЯ ПРОГРАММ ОСНОВНЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН Современные теории коммуникации в маркетинге Актуальность учебной дисциплины определяется тем, что коммуникационные процессы являются неотъемлемой составляющей современной бизнес среды. Особенно важным это становится в условиях глобализации и постмодерного мира. Не случайно, что конкуренция в области продвижения товаров и услуг зачастую сконцентрирована на имидже, образе, бытовании потребителя в «виртуальном» пространстве. Соответственно, специалист менеджер не может не знать закономерности функционирования этой новой среды применительно к задачам маркетинга. С точки зрения учебного процесса наличие данного курса предопределяется общим замыслом и логикой обсуждения проблематики маркетинговых коммуникаций в рамках магистерской программы. Данный курс является теоретико-прикладным фундаментом, необходимым «методологическим мостом» для понимания и работы слушателей в рамках курса об управлении рекламой и маркетинговыми коммуникациями. Наш практический опыт в бизнесе, равно как и опыт преподавания показывает, что решение прикладных задач в сфере маркетинговых коммуникаций невозможно вне понимания теоретических основ и моделей современной коммуникации в целом. Курс является междисциплинарным. На базе подходов, разработанных в социологии, социальной психологии и других смежных дисциплинах рассматривается содержание коммуникационных процессов применительно к области маркетинга. В фокусе дисциплины структурно-функциональная, феноменологическая, семиотическая, критическая, постмодернистская и некоторые другие традиции изучения коммуникации. Последние разворачиваются применительно к изучению задач маркетинга на уровне институциональном, социально-групповом и индивидуальном. Таким образом, материалы курса направлены на показ того, как знания моделей и закономерностей организации коммуникаций в современном обществе становятся мощным инструментом обеспечения современного бизнеса. Особый акцент сделан на синтезе теоретических и прикладных составляющих содержания. В результате освоения дисциплины молодой специалист должен:
Управление рекламой и маркетинговыми коммуникациями Построение курса основывается на следующих базовых посылках. Во-первых, материал дается с точки зрения обеспечения необходимого уровня теоретических знаний и методических навыков решения задач в области рекламы и маркетинговых коммуникаций, которыми должен владеть менеджер – бренд менеджер, маркетинг менеджер и любой другой представитель среднего и высшего менеджмента компании. Перечисленные исполнители объективно вовлечены в принятие решений стратегического и тактического характера, в том числе в сфере коммуникационного обеспечения бизнеса. Во-вторых, каждый содержательный блок дисциплины предполагает не простую характеристику предметной области. Во главу угла ставится вопрос эффективности воздействия средств маркетинговой коммуникации и, соответственно, отдачи соответствующих активностей с точки зрения выполнения бизнес задач компании. Курс является междисциплинарным. На базе теоретических и прикладных подходов, разработанных в маркетинге, социологии, психологии демонстрируются широкие возможности рекламы и других средств маркетинговой коммуникации как эффективного средства обеспечения бизнеса. В рамках курса широко освещается зарубежный и отечественный опыт в данной предметной области. Предлагаемый вниманию слушателей материал предполагает, что они в достаточной мере владеют необходимыми знаниями, изучаемыми в рамках смежных дисциплин (прежде всего маркетинга, потребительского поведения) Курс имеет прикладной характер. Особый акцент делается на разборе практических ситуаций, связанных с планированием и проведением комплексных кампаний средствами маркетинговых коммуникаций. Содержание курса ориентировано на то, что выпускник магистратуры должен:
Поведение потребителей В рамках дисциплины «Поведение потребителей» рассматриваются современные теоретические концепции и методологические основы изучения потребительского поведения, методы исследования и управления поведением потребителей на рынках товаров / услуг. Анализируется процесс принятия решения потребителями / организациями, его основные стадии, комплекс факторов, оказывающих влияние на потребительское поведение. Рассматриваются вопросы измерения поведенческой реакции потребителей на маркетинговые стимулы, показатели эффективности воздействия, методы и практика современных зарубежных и российских исследований поведения потребителей. Изучение потребительского поведения строится с использованием современных методологических подходов, разработанных в маркетинге, социологии, психологии. Дисциплина «Поведение потребителей» имеет важное значение для подготовки маркетологов и менеджеров высшей квалификации. Актуальность и практическая значимость изучения данного курса определяются в частности:
Основными целями курса являются:
|
Программа дисциплины «Интернет маркетинговые коммуникации» подготовки... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Маркетинговые коммуникации в публичном пространстве: пр, event marketing» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе» основной образовательной программы подготовки магистра по направлению... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки направления... | ||
Программа дисциплины «Прикладные технологии маркетинговых коммуникаций: btl, Директ маркетинга» Программа дисциплины «Прикладные технологии маркетинговых коммуникаций: btl, Директ маркетинга» для направления подготовки магистра... | Программа дисциплины нис современные проблемы и методы маркетинговых... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Рефератов по дисциплине «Инновационные маркетинговые коммуникации» Реклама в системе маркетинговых коммуникаций как средство формирования спроса на товары и услуги | Реферат По предмету маркетинговые коммуникации Тема: «Интегрированные... Интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продаж с. 4 | ||
Программа по дисциплине дс. Ф. 4 «Маркетинговые коммуникации» Специальность... «Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом... | Рабочая программа учебной дисциплины «Международные маркетинговые коммуникации» Задачами изучения дисциплины является формирование знаний, умений, навыков и компетенций в области механизмов использования теории... | ||
Рабочая программа по дисциплине «маркетинговые коммуникации» для... Рабочая программа дисциплины «Маркетинговые коммуникации» цикла дс составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Программа дисциплины «Внутренние коммуникации» для направления подготовки... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | ||
С. Э. Мартынова Зарубежная и российская реклама лекция В австрии на радио и по тв запрещена реклама алкоголя и табачных изделий, реклама лекарств, реклама политического и религиозного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»... | ||
«Поиск и обработка экономической информации» Основные направления использования информационных технологий в современном бизнесе. 5 | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600.... |