ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
(ГОУ ВПО МГПУ)
Юридический факультет
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В БАКАЛАВРИАТЕ (методические рекомендации для студентов)
Москва
2011
УДК
ББК
Р Печатается по решению Редакционно-издательского совета ГОУ ВПО МГПУ
Авторы-составители:
кандидат юридических наук Ю.В. Гаврилова
доцент, кандидат педагогических наук Т.В. Корчагина
доцент, кандидат исторических наук М.В. Пономарев Рецензент: доцент, кандидат юридических наук А.Ю. Царев
Р Организация учебной работы в бакалавриате (методические рекомендации для студентов) / Сост.: Ю.В. Гаврилова, Т.В. Корчагина, М.В. Пономарев. – М.: МГПУ, 2011. – с.
Рекомендации предназначены помочь студентам в организации работы по всем видам учебной деятельности: лекциям, семинарам и практическим занятиям, выполнению письменных учебных работ и контрольных заданий, а также к сдаче зачетов и экзаменов, участию в рейтинговых мероприятиях. Рекомендации составлены с учетом требования Федерального Государственного образовательного стандарта ВПО и отражают специфику образовательной модели бакалавриата.
Рекомендованы Ученым советом юридического факультета ГОУ ВПО МГПУ (Протокол № от 6 сентября 2011 года). © Ю.В. Гаврилова, 2011
© Т.В. Корчагина, 2011
© М.В. Пономарев, 2011
© ГОУ ВПО МГПУ, 2011 1. Учебные требования. Права и обязанности студентов
Приступая к обучению в вузе, студент становится участником не только учебного процесса, но и особого типа правоотношений. Студент имеет право на получение качественного образования, соответствующего требованиям Федерального Государственного образования стандарта и обеспечивающего его подготовку к профессиональной деятельности. В рамках утвержденного учебного плана вуз обязан обеспечить студентам возможность участвовать в формировании своей программы обучения, в том числе получать всю необходимую информацию о содержании и организации учебного процесса, использовать материально-техническую базу и библиотечный фонд вуза, реализовывать индивидуальные образовательные потребности при освоении дисциплин по выбору и написании курсовых работ, использовании вариативных методов обучения и контроля, участии в научно-исследовательской работе. Вуз обязан обеспечить реализацию учебного плана квалифицированными преподавательскими кадрами.
Добросовестное выполнение учебных требований является основной гарантией получения качественного образования. Как участник учебного процесса студент возлагает на себя обязанность по соблюдению всех установленных в вузе норм и правил, в том числе связанных с учебной дисциплиной. Только при условии ответственного сотрудничества студентов, преподавателей и администрации вуз способен функционировать как эффективное образовательное учреждение, а студенты получают преимущества для своей будущей профессиональной деятельности и построения карьеры.
В состав данного пособия вошли рекомендации, призванные предоставить студентам необходимую информацию об организации учебного процесса и помочь в построении собственной эффективной и комфортной системы обучения. Необходимо учесть, что знания – это не единственная цель обучения в вузе. Целостность знания оценивается не объемом усвоенной информации, а умением ее использовать, самостоятельно искать пути решения поставленных проблем, расширять свои познания и приобретать опыт взаимодействия, критически осмысливать информацию, делать осознанный и ответственный выбор. Именно об этом говорил лауреат Нобелевской премии Макс фон Лауэ: «Образование – это что, остается, когда все выученное забыто». Такой подход делает обучение более полезным, увлекательным, неформальным. Но учеба не становится более «легкой». Напротив, когда студенту предлагается не просто заучить тот или иной материал, а научиться мыслить и действовать, то очень трудно компенсировать пропуск любого занятия или пассивную работу на нем. Невозможно, прочитав материал учебника перед экзаменом, получить опыт деятельности и понимание материала, которые однокурсники накапливали в течение семестра. И это требование связано не только со спецификой современного учебного процесса. Компетентный бакалавр-юрист не может заявить в той или иной профессиональной ситуации «Я не умею, потому что мы это не учили». Профессиональная компетентность – это не набор готовых знаний, а умение эффективно действовать, сочетая знания и умения, полученные в ходе обучения с самостоятельным поиском новой информации, активным взаимодействием с коллегами, своим социальным опытом и гражданской позицией.
Обучение на юридическом факультете ГОУ ВПО МГПУ ведется в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего юридического образования и в рамках Основной образовательной программы (ООП), разработанной вузом на основе государственного стандарта. Основная образовательная программа включает в себя:
– учебный план, устанавливающий перечень дисциплин, их распределение по семестрам, трудоемкость изучения в часах, формы учебной работы (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, практика), виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа);
– рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей);
– программы учебной и производственной практик.
Срок освоения ООП ВПО бакалавриата по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» составляет 4 года при очной форме обучения.
Трудоемкость ООП по очной форме обучения за один учебный год соответствует 60 зачетным единицам. В соответствии с Положением о бакалавриате в ГОУ ВПО МГПУ 1 зачетная единица соответствует 36 часам аудиторной и внеаудиторной работы бакалавра. Трудоемкость освоения бакалавром ООП за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО – 240 зачетных единиц (8 640 часов, из которых почти половина приходится на самостоятельную работу).
Такая система учебного процесса предъявляет очень высокие требования к содержанию и интенсивности аудиторной и самостоятельной работы студента. Необходимо научиться оптимально организовать свои учебные действия, освоить приемы работы на лекциях и семинарах. Особую сложность представляет организация самостоятельной работы.
Самостоятельная работа – это внеаудиторная учебная деятельность, направленная на выполнение разнообразных учебных заданий, учебно-исследовательских проектов, курсовых работ, подготовку к лекционным, семинарским и практическим занятиям, к процедурам текущего и рубежного контроля, рейтинговым мероприятиям, промежуточной аттестации по дисциплине. Подсчитано, что ежедневно на самостоятельную работу у студента остается приблизительно 2-4 часа. Возникает традиционный вопрос, особенно важный для студентов 1 и 2 года обучения: как с максимальной пользой распорядиться этим временем? Студенту в первую очередь необходимо научиться рационально использовать свое время, разработать свою собственную методику планирования внеаудиторной работы. Выбранный режим должен отвечать учебным требованиям, быть выполнимым и достаточно гибким. Оптимальной формой планирования является составление индивидуального расписания на неделю с уточнением перечня заданий на каждый день. Индивидуальное расписание на неделю должно включать расписание занятий в университете, график работы научного кружка, выделенное время для работы в библиотеке или с сетевыми ресурсами, выполнения учебных заданий и т.д. Перечень заданий на каждый день обновляется в текущем порядке. Желательно вычеркивать то, что было сделано за день – так формируется навык системной работы и приходит чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы.
Подготовка к семинарским и практическим занятиям, как часть самостоятельной работы, подразумевает повторение лекционного материала, материала, освоенного при изучении смежных учебных дисциплин, работу с учебными материалами, нормативными источниками, выполнение учебных заданий. Объем и конкретные требования подготовки к семинарским занятиям уточняются преподавателями в рамках каждой из дисциплин.
Текущий и рубежный контроль – это непрерывный процесс проверки преподавателем уровня усвоения знаний и приобретения умений студентами на лекциях, семинарах, практических занятиях, а также по итогам выполнения учебных и контрольных заданий. Формами контроля являются:
контрольный опрос (устный или письменный);
выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий;
выполнение контрольных работ;
выполнение проблемно-аналитических заданий;
подготовка рефератов;
составление рецензий;
составление тематических глоссариев;
написание эссе;
подготовка графических материалов;
презентация результатов исследовательской и проектной деятельности;
тестирование;
индивидуальное собеседование и др.
Промежуточная аттестация – это обобщающий контроль по итогам освоения дисциплины, осуществляемый в форме зачета или экзамена.
Все формы текущего и рубежного контроля, а также процедуры промежуточной аттестации могут быть объединены в рамках рейтинговой системы.
Рейтинговая модель подразумевает накопительный характер оценки –индивидуальных достижений студента по учебной дисциплине. Рейтинг, как правило, учитывает все запланированные виды учебной деятельности и формы контроля. Распределение рейтинговых баллов отражается в технологической карте учебной дисциплины. В течение учебного года рейтинговая система по дисциплине не подлежит изменению. Студентам, которые не выполняют план освоения дисциплине на необходимом уровне, может быть рекомендовано выполнение дополнительных рейтинговых заданий, указанных в технологической карте.
2. работа на лекционных занятиях
Лекция – это традиционная форма аудиторной работы студентов, которая сохраняется в высших учебных заведениях на протяжении веков. Ее ценность заключается в том, что студент получает большой объем знаний при наименьших затратах времени и имеет возможность непосредственного общения с высококвалифицированными специалистами, ознакомления с авторскими концепциями, полемическими точками зрения, наиболее актуальным материалом, еще не получившим отражение в учебной литературе.
Восприятие учебного материала на лекции – сложный вид умственной деятельности, требующий напряжения мышления, воображения, памяти, волевых усилий. Поэтому не стоит отвлекаться самому и мешать соседям. Не принято опаздывать на лекцию, так как все внимание аудитории будет направлено на студента, который ищет свободное место.
Рекомендуется готовиться к лекции заранее – накануне прочитав материал по теме в рекомендованном преподавателем учебнике. Тем самым достигается более высокий уровень восприятия учебной информации.
Обязательным условием работы на лекции является ведение конспекта. Студенты часто недооценивают этот вид учебной работы, поскольку склонны воспринимать лекции только как форму передачи преподавателем наиболее важной информации в сжатом и систематизированном формате. Однако работа над лекционным конспектом имеет очень важные собственные задачи. При составлении конспекта формируется навык активного восприятия информации – слушая лектора, студент одновременно усваивает информацию, выделяет в ней основное содержание и фиксирует письменно. Тем самым, требуется сочетать моторику письменной работы со слуховым и зрительным восприятием, а также одновременным анализом и осмыслением материала. Это, как минимум, обеспечивает гораздо более полное запоминание материала (известно, что «на слух» человек запоминает лишь 5% информации, а используя слуховую, зрительную и моторную память в комплексе – до 30%). Но главное заключается в другом. Сам характер работы по составлению лекционного конспекта уникальным образом активизирует когнитивные способности человека, то есть формирует его собственную модель восприятия, понимания и освоения информации, его «интеллектуальный стиль». Поэтому, несмотря на распространение и удобство цифровой техники, рекомендуется составлять именно рукописные лекционные конспекты.
Использование же диктофона и иных записывающих устройств на лекции не является полезным – лекция превращается всего лишь в аналог аудиокниги. Студенту не только придется тратить дополнительное время на расшифровку записи. Применяя диктофон в ходе лекции он по сути обкрадывает себя – теряет возможность для интенсивного развития своих интеллектуальных способностей, превращается в пассивного и, к тому же, в «отложенного» слушателя. Если необходимость сделать аудиозапись на лекции все-таки существует (например, для того, чтобы предоставить этот материал студентам, отсутствующим на лекции по уважительным причинам), то аудиозапись производится только с предварительного согласия лектора. Этого требуют элементарные правила вежливости, а также правила, установленные на факультете.
Еще более распространенная ошибка – это использование чужых конспектов. Ведь конспект – это не только сжатое отображение прозвучавшей информации. Это отображение чужого восприятия этой информации, которое в отрыве от зрительной, слуховой, моторной памяти своего «автора» может совершенно исказить содержание лекции (не говоря уже о специфике чужого почерка и системы сокращений).
Опыт написания конспекта лекции приходит не сразу, этому следует учиться. Для ведения конспекта следует использовать большую тетрадь или папку со съемными блоками. Для каждого курса лекций должна быть отдельная тетрадь. Не следует в одной тетради записывать лекции и материалы к семинарским и практическим занятиям.
Необходимо соблюдать правила оформления конспекта. В верхней части страницы записывается тема лекции, дата, при необходимости фамилия лектора. Писать лучше только на одной стороне листа, оставляя другую для пояснений, либо оставлять достаточно широкие поля. Кроме слов лектора очень полезно записывать собственные мысли, вопросы относительно услышанного, которые могут возникать во время занятия.
Необходимо учиться писать конспект, не дословно повторяя прозвучавший материал, а осмысливать услышанное, формулировать эту информацию более коротко и сжато. Если же пытаться воспроизводить речь лектора «слово в слово», легко можно сбиться, «потерять мысль». Конспект лекции – это запись смысла, а не текста. Не стоит бояться пропустить принципиально важную информацию – лекторы, как правило, выделяют такие фрагменты материала, по сути диктуют «под запись». В остальном же лекцию следует воспринимать как диалог, беседу, требующую активного участия обеих сторон. При необходимости можно задать лектору уточняющие вопросы, но делать это корректно, поднимая руку в тот момент, когда заканчивает смысловой блок лекции. Если в ходе лекции возникли вопросы, требующие подробного ответа со стороны преподавателя, то их можно задать в конце лекции в специально отведенное для этого лектором время. Можно уточнить неясный вопрос на семинаре.
Содержание и форма конспекта должны соответствовать логической структуре лекции. При написании конспекта можно использовать некоторые широко известные технические приемы:
конспект должен зримо показать логическую структуру лекции – каждая новая мысль обязательно выделяется абзацем, а каждый новый смысловой блок – подзаголовком;
в тексте необходимо постараться зримо выделить основное содержание – с помощью маркеров и подчеркивания;
можно воспользоваться точками, тире, цифрами для отражения логической связи отдельных положений (I, II, 1), 2), а), б), * ,-) и т.д.;
следует оставлять достаточное расстояние между строк для внесения уточнений и исправлений при доработке материала лекции; а также оставлять широкие поля для записи вопросов, уточнений, указания источников, ссылок;
очень важно выработать собственную систему сокращений и символических обозначений, а также использовать ее универсально – в ходе лекционных занятий по всем дисциплинам.
Наиболее полный эффект достигает последующей доработкой конспекта. Можно сверить свой конспект с конспектом товарища, восполнить пробелы, неясности, с помощью маркера отметить наиболее важные мысли, положения, определения.
|