«Согласовано»
Руководителю ШМО
___/Софронова Л.М /
Протокол№ 1 от
«_27__» августа__2013г
| «Согласовано»
Заместитель директора по
УВР МОУ « Теньковская СОШ»
__________/ Назарычева М.А /
«_28__»_августа___2013Г
| «Утверждаю»
Директор МОУ
«Теньковская СОШ»
________/ Акутина Л.И /
«_28__»___августа_____2018Г
Приказ № 89
От 28.08. 2013Г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«Основы Безопасности Жизнедеятельности»
Семёнов Евгений Павлович
МБОУ « Теньковская средняя Общеобразовательная школа»
Теньковского сельского поселения
Камско – Устьинского муниципального района РТ
1 квалификационная категория
10 класс
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
От «28_»_августа_2013 г
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644);
- федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013 – 2014 учебный год;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Учебный план МБОУ «Теньковская средняя общеобразовательная школа» Камско – Устьинского муниципального района Республики Татарстан на 2013 – 2014 учебный год;
- Положения о рабочих программах МБОУ «Теньковская средняя общеобразовательная школа» Камско – Устьинского муниципального района Республики Татарстан.
Цели и задачи курса:
Программа для 10-х классов предназначена для изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
Данная учебная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направлении продолжения своего образования.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
В авторскую программу под общей редакцией В.Н.Латчука внесено дополнение. Согласно приказу № 427 от 19 октября 2009г. Минобрнауки России в курс ОБЖ для 10 класса добавлен раздел (2 учебных часа), информирующий учащихся о правилах дорожного движения.
В учебно-методический комплект входят: - учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений для 10 класса авторов: С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук,В.В.Марков (Москва «Дрофа» 2012г.)
- программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы. Под общей редакцией В.Н. Латчука, Москва «Просвещение» 2011г.
- таблицы по Гражданской обороне.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в течение 34 часов учебного времени. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1.
Общая характеристика учебного процесса:
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
Урок, сочетающий урок с объяснением;
Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
Лекция с элементами беседы;
Работа с документами;
Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;
Раскрывать содержание иллюстраций.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны
знать/понимать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
нормы международного гуманитарного права;
требования, предъявляемые к уровню подготовленности призывников;
основные виды воинской деятельности;
строи отделения и порядок управления ими;
назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;
правила подготовки автомата к стрельбе;
приемы и правила стрельбы из автомата;
основы современного общевойскового боя;
общие обязанности солдата в бою;
основные способы передвижения солдата в бою;
способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
государственные и военные символы Российской Федерации;
боевые традиции Вооруженных Сил России;
классы сходных воинских должностей;
общие требования к безопасности военной службы;
порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;
средства массового поражения и их поражающие факторы;
защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
порядок размещения и условия быта военнослужащих;
уметь:
применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
выполнять строевые приемы на месте и в движении;
производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
пользоваться индивидуальными средствами защиты;
использовать приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Содержание программы учебного курса
Рабочая программа по ОБЖ для 10 класса состоит из 3-х разделов:
Раздел I Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (5часов) предназначен для формирования у учащихся ясного представления о здоровом образе жизни и его составляющих; формирует у учащихся умения использовать свои навыки в повседневной жизни для поддержания собственного здоровья и сохранения здоровья своих близких; служит для ознакомления учащихся с основами медицинских знаний для формирования у них умений оказания первой медицинской помощи в критических жизненных ситуациях.
Раздел II Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (15 часов) предназначен для ознакомления учащихся с видами чрезвычайных ситуаций; служит формированию у учащихся навыков рационального поведения при ЧС; формирует у них умения действовать грамотно, быстро и слаженно в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Раздел III Основы военной службы (23 часа) предназначен для ознакомления учащихся с основами военной службы; с историей создания Вооружённых Сил России. Раздел формирует у учащихся чувство патриотизма, чувство любви к Отчизне и готовности защищать её. Раздел даёт учащимся представление о составляющих военной службы, прививает им некоторые практические навыки, знакомит с повседневной жизнью российского военнослужащего; готовит к будущей службе в ВС России.
6.
Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками/ Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский.(Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
предполагаемые результаты:
В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;
общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий
В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской
деятельности учащихся.
логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура – ЗОЖ; история – ОВС; биология – ЗОЖ, оказание ПМП; география – выживание в природе, химия – опасные в-ва, экологическая безопасность; физика – природные явления, техногенные аварии и катастрофы.
система оценки достижений учащихся;
Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.
инструментарий для оценивания результатов;
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Средства и формы контроля
Для контроля за усвоением учащимися пройденного материала используются такие методы как индивидуальный и фронтальный опрос, семинар, а также контрольные работы.
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Кол-во часов
| Цели и задачи урока
| Основные факты, понятия, проблемы
| Домашнее задание
|
| План.
| Факт
| Введение цели изучения программы Введение1 ч
|
|
|
|
| 1
|
|
|
|
|
|
| Задачи вооруженных сил на современном этапе
| 1
| Определить основные задачи вооруженных сил россии. Современное их состояние.
| Армия .История создания.
| .Лекционный материал
|
|
|
| Раздел 1Основы подготовки к воинской службе.10 ч
|
|
|
| Виды войск ,история создания .Тест.
| 1
| Дать знания о видах войск, их задачах. Проблемах развития.
| Основные термины ,обозначения.
| Лекционный материал
|
|
|
| Воинский учет граждан.
| 1
| Дать знания о порядке проведения учета, соответствующая документация ,Закон о воинской обязанности.
| Защита государства .одна из главнейших задач.
| П-2 лекц.мат-л.
|
|
|
| Призыв граждан на военную службу. Тест.
| 1
| Определить порядок призыва. Сроки призыва, документация.
| .Ответственность ,призывников призывной комиссии, органов власти.
| §.лекция
|
|
|
| Размещение военнослужащих
| 1
| Определить порядок размещения военнослужащих в воинских частях
| .Социальный статус военнослужащих.
| §лекция.
|
|
|
| Жизнь и быт военносл-х.,уставы.
| 1
| Дать понятие о распределении распорядка дня для военносл-х ,тематику занятий
| Боевая готовность-главная задача воор. Сил.
| Лекц мат-л.
|
|
|
| Особенности прохождения службы Тест.
| 1
| Определить особенности несения службы по родам войск, предназначение должностей.
| Прохождение службы в различных климатических условиях, военные профессии.
| §лекц мат-л
|
|
|
| Профессионально-психологический отбор
| 1
| Определить по категориям годности, возможноеместопрохождения службы должность.
| Военные профессии, их отличие от гражданских.
| Стр 218-219
|
|
|
| Воинские звания и должности
| 1
| .Научить отличать по знакам различия воинские звания ,их соответствия должностям, принадлежность к видам войск.
| Понятия погон,шеврон ,эмблема, лычка, форма одежды.
| Стр74-75 лекц.
|
|
|
| Самостоятельная работа раздел1Тест.
| 1
| Повторение тем раздела
| Закрепление тем материала.
| Повторить темы раздела.
|
|
|
|
|
| .Раздел 2. Тактическая подготовка6 ч
|
|
|
|
|
| Задачи тактики применение в бою
| 1
| Объяснить определение тактика, привести примеры использования ее в бою ,привести примеры истории.
| Применение тактических приемов в бою различными полководцами. Маневры.
| Стр 97-98.
|
|
|
| Условия местности для ведения боя
| 1
| Разобрать для успешного ведения боя необычность условий местности для различных видов войск.
| На примерах истории привести примеры
| §Выуч. Вопр .лекц.
|
|
|
| Самостоятельная работа.Тест.
| 1
| Повторить материал
| Закрепление материала.
| Рефераты.У
|
|
|
| Военная топография
| 1
| Отработать приемы ориентации на местности, определение сторон горизонта ,,природные направления, движение по азимуту.
| Название сторон горизонта ,компас, его устройство.
| Стр-183-199,вопросы.
|
|
|
| Символы воинской чести
| 1
| Награды и ордена
| .
| Вопр лекции
|
|
|
| Самостоятельная работа. Тест.
| 1
| Уметь составить план местности используя знаки условных обозначений, карта местности.
| Повторить материалы лекций.
| Повторить схем
|
|
|
|
|
| Раздел 3 .Огневая подготовка 5ч.
|
|
|
|
|
| Стрелковое оружие, автомат Калашникова.
| 1
| .Объяснить принцип работы автоматического оружия ,материальная часть, устройство, механизмы, тактические данные.
| Запомнить детали, названия механизмов.
| Стр-95-99.
|
|
|
| Неполная и полная разборка автомата.
| 1
| Уметь разбирать и собирать автомат согласно очередности, называть детали.
| Практическая отработка действий.
| Стр-99-113
|
|
|
| Практическая работа. Сборка и рзборка автомата.
| 1
| Отвила работка действий на практике на время.
| Выполнение норматива.
| Стр-95-113
|
|
|
| Ганаты и мины, устройство, назначение.
| 1
| Разобрать механизмы и принцип действия данного вида оружия, требования безопасности, правила пользования.
| Выучить названия деталей
| Стр 129-138.Вопр.
|
|
|
| Самостоятельная работа
| 1
| Повторение раздела
| Закрепление знаний
| Повторить.
|
|
|
| Уставы в вооруженных силах.
|
| Разобрать значение уставов в жизнедеятельности военнослужащих, ознакомить с отдельными статьями.
| Строевой ,внутренний, караульной службы, их задачи.
| Выучвопрлекц .
|
|
|
|
|
| .Раздел 4 .Гражданская оборона 4ч
|
|
|
|
|
| Гражданская оборона ,и ее задачи. Средства индивидуальной защиты
| 1
| Разобрать современные проблемы ситуаций связанных с жизнедеятельностью человека.
| Служба МЧС.
| Вопросы лекции.
|
|
|
| Современные средства массового поражения . Общая характеристика.Способы защиты от оружия массового поражения.
| 1
| Дать знания в области современных видов вооружения ,опасность для человечества в рамках мирового масштаба.
| Ядерное.химическое, биологическое, нейтронное оружие.
| Лекционный материал.
|
|
|
| Спасательные и неотложные работы в зонах поражения
| 1
| Определить главные задачи работы службы МЧС в зонах поражения , и стихийных бедствий.
| Службы ,формирования , в учебных заведениях, производстве.
| Составить схему задач.
|
|
|
| Самостоятельная работа . Тест.
| 1
| Закрепление полученных знаний.
| Определить первоочередные задачи.
| Повторить на примерах современных событий.4
|
|
|
|
|
| Раздел5 Здоровье человека, профилактика заболеваний.
|
|
|
|
|
| Здоровый образ жизни и его составляющие.
| 1
| Дать определения видов здоровья, взаимозависимость факторов влияющих на благополучие.
| Духовное ,физическое, социальное здоровье.
| Лекционный материал ,примеры.
|
|
|
| Инфекционные болезни, общая характеристика
| 1
| Дать знания в области болезней ,характерные отличия от других видов болезней.
| Понятия гигиена, профилактика
| Повторить записи в тетради.
|
|
|
| Виды травм, первая мед .помощь
| 1
| Дать знания о видах травм, тяжести их протекания, методах оказания первой помощи, подручные средства.
| Характеристика травм, отличия по степени тяжести. Резанные, колотые,и др.
| Записи в тетради.
|
|
|
| Правила наложения повязок на различные участки тела
| 1
| Практически научить накладывать повязки.
| Виды повязок .
| Практическое наложение повязок.
|
|
|
| Зачетное занятие. Наложение повязок
| 1
| Закрепление знаний по правилам наложения повязок.
| Выявление полученных знаний
| Повторение.
|
|
|
| Автономное существование в природных условиях,школа выживания
| 1
| Разобрать принципы выживания вприроде.
| Поиск путей решения всложившихсяситуациях.
| Записи в тетради.
|
|
|
| Тестирование по курсу
| 1
| Повторение.
| Повторение.
| Повторение.
| |