Концепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление





Скачать 408.07 Kb.
НазваниеКонцепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление
страница1/4
Дата публикации04.01.2015
Размер408.07 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Право > Задача
  1   2   3   4


КОНЦЕПЦИЯ

Программы развития конкуренции

в Российской Федерации

Оглавление

стр.

I. Цели и задачи конкурентной политики

3

II. Общая характеристика состояния конкурентной среды

3

Воздействие государства на состояние конкурентной среды

Инфраструктурные ограничения

Информационные барьеры

Концентрация производства

5

7

9

10

III. Общие меры по развитию конкуренции

Задача 1. Сокращение необоснованного вмешательства государства в конкурентную среду

Задача 2. Совершенствование антимонопольного регулирования

Задача 3. Обеспечение развития инфраструктуры

Задача 4. Развитие информационного обеспечения рыночных процессов


11

11
13

16

17

IV. Меры активной поддержки развития конкуренции в отдельных отраслях

Развитие конкуренции на сырьевых рынках

Развитие конкуренции в области авиатопливообеспечения

Развитие конкуренции на рынке сжиженных углеводородных газов

Развитие конкуренции на рынке минеральных удобрений

Развитие конкуренции на рынке цемента

Развитие конкуренции на рынке коксующегося угля

Развитие конкуренции в агропродовольственной сфере

Развитие конкуренции в сфере розничной торговли

Развитие конкуренции в электроэнергетике

Развитие конкуренции в сфере железнодорожного транспорта

Развитие конкуренции в области связи

19
19

20

21

22

22

23

24

25

27

28

30


V. Индикаторы результативности конкурентной политики

31



I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ

Целью Программы развития конкуренции в Российской Федерации (далее – Программа) является стимулирование повышения конкурентоспособности и инновационности национальной экономики. Программа включает перечень конкретных мер и календарный план их реализации.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года предусматривает формирование стимулов для роста инвестиций и инноваций. Возникновение таких стимулов возможно только в случае наличия в России высококонкурентной среды.

Основными задачами конкурентной политики являются:

Первое. Сокращение необоснованного влияния органов власти на конкуренцию, в том числе за счет снижения административных и внешнеторговых барьеров;

Второе. Совершенствование антимонопольного регулирования в целях повышения эффективности защиты конкуренции и пресечения антиконкурентных действий органов власти;

Третье. Стимулирование развития инфраструктуры (транспортной, информационной, энергетической, финансовой) и обеспечение ее доступности для участников рынка, в том числе за счет совершенствования системы регулирования естественных монополий и государственного финансирования инфраструктурных проектов;

Четвертое. Развитие информационного обеспечения рыночных процессов, в том числе повышение прозрачности ценообразования и контрактации, расширение перечня информации о рынках, упрощение поиска контрагентов;

Пятое. Активная поддержка развития конкуренции на различных рынках за счет комплексного использования мер таможенно-тарифного регулирования, налогового и неналогового стимулирования.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

Реализация государственной конкурентной политики сталкивается с объективными сложностями, обусловленными краткостью периода формирования конкурентной среды в Российской Федерации, несовершенством институтов исполнительной и судебной власти, быстрым развитием экономических процессов и незавершенностью формирования общепринятых правил ведения бизнеса.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует система мониторинга состояния конкурентной среды, показатели и критерии ее оценки. Ощущается серьезный дефицит глубоких научных исследований состояния конкурентной среды. Немногочисленные исследования1, проведенные в последнее десятилетие, основываются на качественных показателях, полученных в результате опросов предпринимателей. Такие исследования не позволяют получить количественные оценки уровня конкуренции, однако они дают возможность качественного анализа состояния дел, также необходимого для разработки Программы развития конкуренции.

Свидетельством невысокой интенсивности конкуренции являются низкие показатели мобильности российских компаний – как входа на рынок, так и выхода с рынка. Эти показатели в Российской Федерации существенно ниже, чем в большинстве стран с развитой и развивающейся экономикой.

Кроме того, вследствие высоких административных барьеров, необоснованных преференций со стороны государства, высоких транспортных издержек в большей части отраслей и рынков, а также несовершенства антимонопольного регулирования, имеют место искажения конкурентной среды. На сегодняшний день около 20% участников российских рынков не ощущают конкуренции как важного фактора принятия бизнес-решений, и при этом лишь около 37% ощущают острую конкуренцию как со стороны отечественных, так и со стороны зарубежных конкурентов2.

Малое развитие конкуренции на рынках Российской Федерации далеко не всегда является реализацией угроз, связанных со структурой рынка и институциональной средой деятельности компаний. В том числе, ответственность лежит и на проводимой конкурентной политике. До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием, направленным, прежде всего, на устранение правонарушений, а не развитие конкуренции. Более того, чрезмерное ужесточение антимонопольного регулирования наоборот может оказать отрицательное воздействие на состояние конкурентной среды, снижая стимулы для предпринимательской деятельности и ограничивая эффективные для экономического развития деловые практики.

Перечисленные выше опросы предприятий и аналитические исследования показывают, что препятствиями развития конкуренции являются:

- негативное воздействие государства на состояние конкурентной среды: чрезмерное количество и необоснованность административных барьеров, излишнее государственное регулирование, избыточное присутствие государства в экономике, систематическое нарушение органами государственной власти антимонопольного законодательства;

- несоответствие уровня, темпов развития и размещения транспортной и энергетической инфраструктуры потребностям бизнеса;

- недостаток информационного обеспечения рыночных процессов: отсутствие механизмов прозрачного ценообразования и общепризнанных индикаторов цены на рынках однородных товаров.
Воздействие государства на состояние конкурентной среды

Недостаточная защита прав собственности снижает стимулы входа на рынки новых участников, искажает стимулы предпринимателей в сторону краткосрочных целей, и не способствует привлечению долгосрочных инвестиций в новые активы, которые должны служить главной движущей силой конкуренции.

В процессе проведения административной реформы снято либо снижено значительное количество административных барьеров, в том числе существенно сокращен (в 10 раз) перечень лицензируемых видов деятельности, часть из них планируется заменить обязательным страхованием, упрощен порядок регистрации организаций и предпринимателей, сокращен перечень товаров подлежащих обязательной сертификации, для отдельных видов деятельности разработан уведомительный порядок начала их осуществления.

Однако на данный момент работа по снижению административных барьеров не завершена – значительное количество обязательных процедур и требований подлежат отмене, сокращению и изменению. Кроме того, подлежат разработке механизмы, препятствующие появлению новых административных барьеров.

Опросы предпринимателей показывают, что административные барьеры являются существенным, а для некоторых новых и малых предприятий, а также предприятий в сферах деятельности с относительно небольшой нормой рентабельности, запретительно высокими.

Так, согласно Рейтингу издержек ведения бизнеса, проводимого Всемирным банком, Россия устойчиво занимает последние места (в 2008г. 180-е из 181 возможных, в 2007 г. – 172-е из 178 возможных)3 по такому показателю, как «получение разрешения на строительство», которым оценивается количество времени, процедур и размер затрат для разрешительных действий на примере строительства типового склада (704 дня, 54 подписи). При этом, положительные изменения в этой сфере могут быть достигнуты быстро: так, позиция Республики Беларусь в этом рейтинге изменилась со 115 места в 2007 г. до 85 места в 2008 г.

В отношениях органов исполнительной власти, с одной стороны, и бизнеса, с другой, остаются нерегламентированные области, создающие риск коррупции. Во многих сферах сохраняются ограничения входа новых участников на рынки в виде необоснованных разрешений, избыточного количества лицензий или мер таможенно-тарифного регулирования. Не полностью разграничены функции по контролю (функции по проведению испытаний, измерений, экспертиз) и надзору (проведение проверок, наложение взысканий, выдача разрешений, приостановление деятельности).

Значимой проблемой является нелегальное вмешательство органов власти и их должностных лиц в экономические отношения. На региональном и муниципальном уровнях используется практика неформальных преференций, создания искусственных барьеров, дискриминационный подход к оказанию услуг, организация давления посредством использования административного ресурса и пр. Это подтверждается данными ФАС России, которые свидетельствуют о пренебрежении органов власти к антимонопольному законодательству. Так, за последние 2,5 года доля нарушений антимонопольного законодательства органами власти остается чрезвычайно и устойчиво высокой. Почти половина всех дел о нарушении антимонопольного законодательства по статистике приходится на долю неконкурентных действий органов власти: 46,2% в 2007 году. При этом количество таких дел по сравнению с предыдущим годом возросло на 17%, а доля повторных нарушений органами власти составила 22% (2007 г.) в общем количестве выявленных нарушений. При этом очевидно, что значительная часть правонарушений, совершаемых органами власти, остается латентной и не фиксируется статистикой ФАС России.
Инфраструктурные ограничения

Ограничения для развития конкуренции и успешной предпринимательской деятельности сохраняются со стороны неудовлетворительного состояния инфраструктуры предпринимательства – причем не только физической (состояние автомобильных дорог), но и финансовой (уровень развития банковских услуг).

    1. Относительно высокие темпы экономического роста, наблюдавшиеся в последнее время, привели к увеличению нагрузки на транспортную инфраструктуру: грузооборот рос вслед за ростом производства и к 2007 г. приблизился к уровню конца 80-х гг. В последние 20 лет развитию транспортной инфраструктуры не уделялось должного внимания. Так, протяженность автомобильных дорог на 1 тыс. чел. увеличилась с 1997 г. менее чем на 10%, что в большей степени объясняется сокращением количества населения, а не строительством новых дорог. Доля дорог с твердым покрытием за этот период даже уменьшилась. Увеличение автомобильного парка происходит в основном в результате роста количества легковых автомобилей. Подвижной состав железных дорог стареет и обновляется также как и авиационная промышленность, темпами несоизмеримо более медленными, чем это необходимо для ослабления программы «старения». Крупномасштабная программа обновления подвижного состава железнодорожных путей принята только в 2007 г.

    2. Тем не менее, можно констатировать, что степень износа транспортной инфраструктуры чрезвычайно высока и без принятия радикальных мер по ее модернизации инфраструктурные проблемы в сфере транспорта будут служить тормозом экономического развития и, как следствие, могут стать серьезным барьером для развития конкуренции.

    3. Проблемы с подключением к энергетической инфраструктуре стали во многих регионах очевидными препятствиями экономического развития. Длительные процедуры, а, главное, запретительно высокие цены на подключение к электрическим, газовым сетям, системам тепло и водоснабжения стали реальным препятствием для ведения бизнеса, а следовательно и развития конкуренции. Достаточно отметить, что стоимость подключения к электросетям в крупных городах значительно превышает стоимость подключения к сетям в любой из развитых стран.

Нестабильность базовой инфраструктуры может стать серьезным фактором ослабления конкурентоспособности российских предприятий. Центральной причиной этого является незавершенность реформ в сфере электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, а также отсутствие экономических агентов, обладающих необходимыми стимулами и возможностями для того, чтобы поддерживать инфраструктурные сети в рабочем состоянии.

Важным фактором ограничения развития бизнеса в ближайшем будущем может стать исчерпание резервов производственных мощностей: в последнее время их загрузка превышает 80%, при значительной доли морального и физического устаревания оборудования, не используемого в процессе производства.

В этой связи важной задачей конкурентной политики является сокращение инфраструктурных ограничений, прежде всего, в энергетике и транспорте.
Информационные барьеры

Непрозрачность отношений между участниками на многих рынках создает проблему информационного барьера входа на рынок. Это связано с недостаточным количеством участников, наличием неформальных, нередко коррупционных отношений между контрагентами, неразвитость профессиональной аналитики. Непрозрачность взаимоотношений и «правил игры» означает отсутствие понятного механизма ценообразования, достоверной и оперативной ценовой информации, наличие которых является критическим фактором для принятия решения о входе на рынок новых участников.

Проблема поиска поставщиков и потребителей, отмечаемая многими крупными предприятиями, вызвана отсутствием развитой информационной инфраструктуры, позволяющей производителям изучать потенциальные рынки сбыта, находить и устанавливать контакт с новыми контрагентами, а также низкой культурой ведения бизнеса и длительным опытом экономики неплатежей, что заставляет избегать новых, хотя и, возможно, перспективных партнеров.

Реакцией крупного и среднего бизнеса на явный дефицит доверия и отсутствие развитой конкурентной среды стало формирование вертикально-интегрированных компаний. В ряде отраслей они сами стали фактором, ограничивающим развитие конкуренции, заняв значимые доли на соответствующих рынках и будучи мало прозрачными, с точки зрения контрагентов.

Мощности по переработке сырья, а также дистрибьюторские компании принадлежат вертикально-интегрированным компаниям. Такие компании используют ограничивающие конкуренцию практики, в том числе разделение рынка по территориальному принципу, ограничение допуска независимых участников рынка к продажам крупным оптом, закрытые тендеры и др. Хозяйственные отношения внутри таких компаний характеризуются информационной закрытостью, которая приводит к дефициту ценовой информации и способствует развитию коррупционных отношений с контрагентами. Такое явление распространено в сырьевых отраслях, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, а также в сфере производства минеральных удобрений, металлургии, химии и нефтехимии. Устойчивость вертикально-интегрированных холдингов усиливается историей их формирования, многие из которых были созданы как производственные объединения во времена плановой экономики.
Концентрация производства

Специализация Российской Федерации в мировом хозяйстве характеризуется преобладанием сырьевых отраслей или отраслей с низкой степенью переработки. Эти отрасли во всём мире отличаются высокой концентрацией производства и ограниченными возможностями входа на рынок новых участников. Целевые рынки для компаний в таких отраслях, как нефтяная отрасль, черная и цветная металлургия – ключевых для российской экономики, - выходят далеко за национальные границы. Это означает, с одной стороны, что даже крупнейшие российские компании неизбежно сталкиваются с конкуренцией в мировом масштабе, но, с другой стороны, в особенности при наличии внешнеторговых барьеров, конкуренция внутри России может оказаться весьма ограниченной.

В некоторых отраслях угрозой конкуренции являются структурные диспропорции, как унаследованные от советской системы размещения ресурсов, так и созданные в ходе экономического развития последних лет. В структуре отраслей сохраняется преобладание крупных и сверхкрупных предприятий, при незначительной доле малого и среднего бизнеса. В течение последних десяти лет концентрация производства в ряде отраслей резко повысилась благодаря слияниям, а в системе торговли – благодаря конкуренции между крупными сетевыми торговыми организациями.

При этом степень негативного влияния относительно высокой концентрации производства в российской экономике, как правило, преувеличивается. Сам факт высокой концентрации на рынке не означает заниженного уровня конкуренции. Согласно опросам предприятий малого бизнеса4 только 22% представителей малых предприятий считают «монополизацию рынка крупными компаниями» угрозой для малого бизнеса. Крупный бизнес может служить фактором развития малого и среднего бизнеса в процессе расширения практики субконтрактации и аутсорсинга.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление iconПрограмма развития конкуренции в Российской Федерации оглавление
Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий с одной...
Концепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление iconРаспоряжение
Федерации от 19. 05. 2009 n 691-р "Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации и плана мероприятий по ее...
Концепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление iconО программе развития конкуренции в республике бурятия на 2010 2012 годы
В целях развития конкуренции, создания конкурентной среды в отдельных видах экономической деятельности и реализации распоряжения...
Концепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление iconЧувашской Республике Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации Слайд 2
«О принятых мерах и задачах внедрения в Чувашской Республике Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации»
Концепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление iconПаспорт программы. Наименование программы: «инновационные процессы...
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года
Концепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление iconПояснительная записка Нормативно-правовой и методологической основой...
Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос...
Концепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление iconПрограмма развития универсальных учебных действий
Основной образовательной программы основного общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный...
Концепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление iconСправка об итогах мониторинга реализации государственной национальной...
Стратегическим нормативным актом в сфере межнациональных отношений на федеральном уровне является Концепция государственной национальной...
Концепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление iconРоссийской федерации
Целями освоения дисциплины (модуля) является изучение исторически различных теорий конкуренции, а также ее развитие в современной...
Концепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление iconКонцепция создания международного финансового центра в Российской Федерации Содержание
Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации (далее – Концепция) содержит детальный план мероприятий,...
Концепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление iconРабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (распоряжение правительства Российской Федерации от...
Концепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление iconКонцепция развития единой информационно-образовательной среды АлтГУ
«Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. №2148-р...
Концепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление iconМетодические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного...
Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации 5
Концепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление iconДоклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция...
Концепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление iconПрограмма формирования универсальных учебных действий
Основной образовательной программы основного общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный...
Концепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление iconДоклад А. Б. Володина, заместителя начальника Управления инвестиций...
Орской Доктриной Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск