«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи»





Название«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи»
страница1/5
Дата публикации05.01.2015
Размер0.51 Mb.
ТипМетодические разработки
100-bal.ru > Право > Методические разработки
  1   2   3   4   5
Методические рекомендации для студентов. Лечебное дело.

План практического занятия: Расход времени

Проверка исходного уровня знаний по тематическому материалу - 20 мин

Самостоятельная работа студентов с больными или их электронным атласом, описание воспалительного процесса на коже, выделение морфологических элементов кожной сыпи ( при отсутствии больных ) под контролем преподавателя - 60 мин

Разбор больных с преподавателем ( разделение студентов по 3-4 человека и работа у постели больного под контролем преподавателя ) - 60 мин

Решение ситуационных клинических задач ( индивидуально с каждым студентом ) или разбор реферата - 25 мин

Контроль конечного уровня знаний ( тестовый ) - 20 мин

Инструкция о содержании и методики подготовки и проведения следующего занятия

- 10 мин

Занятие № 1

Методические разработки на тему: «Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи»

Цель занятия: иметь современные представления о строении кожи, о кожном заболевании, как самостоятельном нозологическом процессе, так и поражении кожи при ряде патологических процессов во внутренних органах.

Актуальность темы: Знание строения, физиологии, функции кожи, первичных и вторичных морфологических элементов сыпи способствуют правильной постановке диагноза, выявлению причин заболевания и назначению адекватной терапии.

Задачи:

  1. Знать особенности строения кожи ее функции в норме и патологии

  2. Знать гистопатологию, физиологию, анатомию кожи

  3. Знать строение придатков кожи

  4. Знать первичные и вторичные морфологические элементы.

  5. Знать примеры заболеваний, проявляющиеся теми или иными морфологическими элементами

  6. Знать дифференцировку морфологических элементов друг от друга

Студент должен уметь:

  1. Определить вид морфологического элемента на коже и слизистых Дать описание кожного статуса

  2. Дифференцировать элементы друг от друга

  3. Дать характеристику вторичным морфологическим элементам

  4. Овладеть навыками витропрессии

Основные принципы контроля знаний:

  1. Предлагаются фотоснимки больного. Студент должен различить морфологические элементы.

  2. Ситуационные задачи

  3. Тестовые задания по дисциплине ( типовые тестовые задания по Итоговой Государственной аттестации выпускников ВУЗа, часть 1, 2006г)

  4. Наглядные пособия: микропрепараты, таблицы, набор инструментов ( стекла, лупа, зонды, электронный атлас, фотографии, папки с тематическим материалом по данной теме )

  5. Самостоятельная работа студента на тему: «Иммунология кожи»

Литература:

    1. Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни. М., 2000, с. 361- 373, с. 389 – 396.

    2. Томас П. Хэбиф. Кожные болезни. Диагностика и лечение. М., 2006, с. 114 – 138.

    3. Кубанова А.А. Рациональная фармакотерапия заболеваний кожи и инфекций, передаваемых половым путем. М .,2005.

    4. Журнал Лечащий врач №7 2007 ст - Наиболее часто встречающиеся дерматиты у детей. Д.Ш. Мачарадзе cтр 42-46.

Занятие № 2

Методические разработки на тему: «Методика обследования больного дерматологического профиля. Псориаз. Красный плоский лишай. Розовый лишай. Принципы общей и наружной терапии дерматозов».

Актуальность темы:

Псориаз — это распространенное хроническое воспалительное папулосквамозное заболевание кожи мультифакторной этиологии, с функциональными и коммуникативными аномалиями Т-лимфоцитов.

Псориазом страдает около 1-2 % населения Земли. Наиболее высокая заболеваемость отмечается в Западной Европе и Скандинавии. Менее распространена болезнь среди черных и китайцев и редко встречается среди коренных жителей Америки.

Красный плоский лишай - это относительно распространенное заболеваний, встречающееся примерно у 1 % больных, посещающих дерматолога. Болеют в основном взрослые среднего возраста, одинаково часто мужчины и женщины. Это идиопатическое заболевание. Рассматриваются следующие гипотезы: вирусная инфекция, аутоиммунная реакция, психогенная реакция. В пользу этих гипотез свидетельствуют связь возникновения КПЛ с наличием вирусного гепатита, неврологических заболеваний, тяжелой психической травмы. Идентичные лихеноидные высыпания отмечались при медикаментозных реакциях после трансплантации костного мозга как проявление болезни "трансплантат против хозяина".
Большинство случаев КПЛ встречается у здоровых во всех отношениях людей, и причину установить не удается.

Розовый лишай — это острое доброкачественное заболевание, встречающееся как у пожилых так и у молодых людей. В 75 % случаев дерматоз начинается с одиночного четко очерченного пятна диаметром 2-4 см овальной формы с характерным шелушащимся воротничком (материнское пятно). Через несколько дней или недель появляются подобные высыпания (обычно меньших размеров) на туловище, проксимальных отделах конечностей. Лицо, ладони и подошвы, как правило, интактны. Поражения на туловище имеют тенденцию располагаться параллельно линиям кожи, напоминая "рождественскую елку". Заболевание обычно разрешается через несколько недель и месяцев, однако может существовать длительно. Дерматоз в большинстве случаев протекает бессимптомно, за исключением легких продромов. Этиология розового лишая неизвестна, однако сведения о сезонности, эпидемических вспышках и развитии пожизненного иммунитета указывают на инфекционную (вирусную) природу заболевания.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: уметь проводить обследование больного дерматологического профиля, распознать у больных проявления псориаза, красного плоского лишая, розового лишая.

Задачи:

  1. Знать методы обследования больного дерматологического профиля ( витропрессия, осмотр в лучах лампы Вуда, использование лупы и т.д. )

  2. Знать этиологию и патогенез псориаза, КПЛ, розового лишая.

  3. Знать клинику псориаза, КПЛ, розового лишая.

  4. Знать стадии и клинические формы псориаза, КПЛ, розового лишая.

  5. Уметь определять феномен Кебнера.

  6. Уметь определять индекс PASI

  7. Уметь проводить дифференциальную диагностику с высыпаниями при вторичном сифилисе (папулезным сифилидом, сифилитической розеолой, лейкодермой), парапсориазом, нейродермитом, микозами, экземой.

  8. Знать клинические проявления осложненных форм псориаза их дифференциальную диагностику.

  9. Знать принципы патогенетической и симптоматической терапии псориаза, КПЛ, розового лишая.

  10. Знать основные критерии проведения диспансерных мероприятий по данным заболеваниям.

  11. Оценить прогноз заболевания.

Студент должен уметь:

    1. Целенаправленно собрать анамнез заболевания

    2. Оценить общее состояние больного

    3. Определить возможные причины данного заболевания

    4. Определить вид морфологического элемента на коже и слизистых при таких заболеваниях как: псориаз, КПЛ, розовый лишай.

    5. Дать описание кожного статуса

    6. Дифференцировать элементы друг от друга при разных нозологических формах

    7. Наметить основные направления в терапии

    8. Определить прогноз заболевания

Основные принципы контроля знаний:

  1. Предлагаются фотоснимки больного. Студент должен различить морфологические элементы.

  2. Ситуационные задачи

  3. Тестовые задания по дисциплине ( типовые тестовые задания по Итоговой Государственной аттестации выпускников ВУЗа, часть 1, 2006г)

  4. Наглядные пособия: микропрепараты, таблицы, набор инструментов ( стекла, лупа, зонды, электронный атлас, фотографии, папки с тематическим материалом по данной теме )

  5. Работа у постели больного (группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа получает для разбора больного с псориазом, КПЛ или розовым лишаем. Под контролем преподавателя студенты самостоятельно проводят разбор больных, описывают дерматологический статус, оформляют амбулаторную карту, составляют план лечения больного )

  6. Самостоятельная работа студента на тему: «Осложненные формы псориаза. Принципы терапии», «Дифференциальная диагностика красного полоского лишая с преимущественной локализацией на волосистой части головы»

Литература

  1. Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни. М., 2000, с. 361- 373, с. 389 – 396.

  2. Томас П. Хэбиф. Кожные болезни. Диагностика и лечение. М., 2006, с. 114 – 138.

  3. Бащинский С. Е. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. Часть 7. М., 2003, с. 2280 – 2299.

  4. Инджикян С. М. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. М., 2007, с 1293 – 1293, с., 1306 – 1307.

  5. Кубанова А.А. Рациональная фармакотерапия заболеваний кожи и инфкций, передаваемых половым путем. М .,2005.

Занятие № 3

Методические указания к изучению темы: «ПИОДЕРМИТЫ», «ЧЕСОТКА», «ПЕДИКУЛЕЗ».

Актуальность темы: Пиодермии (pyon – гной + derma – кожа) – гнойничковые болезни кожи – группа острых и хронических, поверхностных и глубоких воспалительных процессов кожи, вызываемых гноеродными кокками (стрепто-, стафилококками), реже – протеем, энтерококками, синегнойной, кишечной палочками и другими микроорганизмами.
   Пиодермии – наиболее распространенные заболевания кожи как у взрослых, так и у детей, начиная с периода новорожденности. С данной группой заболеваний часто встречаются врачи всех специальностей (хирурги, терапевты, педиатры, гинекологи и др.).  Чесотка — это вызываемая клещом контагиозная инвазия, которая поражает человека и других млекопитающих (собаки, кошки, лошади, коровы, свиньи и т. д.). Sarcoptes scabiei, вариант hominis,возбудитель чесотки у человека, его единственного хозяина.Педикулез – ( pediculosisот лат. Вшивость) – распространенное, эктопаразитарное заболевание, проявляющееся зудящими поражениями кожи в месте укусов вшеи, часто сопровождающееся вторичнои инфекциеи, экзематизациеи и другими осложнениями. Вши паразитируют исключительно на млекопитающих и приспособлены к питанию на строго облигатных хозяевах.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: уметь распознать у больных проявления пиодермии, чесотки, педикулеза.

Задачи:

  1. Знать этиологию и патогенез пиодермии, чесотки, педикулеза

  2. Знать клинику пиодермии, чесотки, педикулеза

  3. Знать стадии, клинические формы и феномены пиодермии, чесотки, педикулеза

  4. Проводить дифференциальную диагностику с сифилисом, микозом, др. инфекциями

  5. Знать осложненные формы чесотки

  6. Знать методы обследования больных при пиодермии, чесотки, педикулезе.

  7. Уметь определять принципы патогенетической и симптоматической терапии пиодермии, педикулеза, чесотки

  8. Знать особенности проведения диспансерных мероприятий

  9. Уметь прогнозировать течение заболеваний

Студент должен уметь:

  1. Целенаправленно собрать анамнез заболевания

  2. Оценить общее состояние больного

  3. Определить возможные причины данного заболевания

  4. Определить вид морфологического элемента на коже при таких заболеваниях как: пиодермия, чесотка, педикулез.

  5. Дать описание кожного статуса при данных заболеваниях

  6. Провести дифференциальную диагностику с такими заболеваниями, как вторичныи сифилис, поверхностные формы некоторых микозов, почесуха, атопическии дерматит

  7. Взять патологический материал для выявления чесоточного клеща

  8. Наметить основные направления в патогенетическои и симптоматическои терапии

  9. Определить прогноз заболевания

  10. Наметить проведение диспансерных мероприятии

Основные принципы контроля знаний:

  1. Работа у постели больного (группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа получает для разбора больного с пиодермией, педикулезом или чесоткой. Под контролем преподавателя студенты самостоятельно проводят разбор больных, описывают дерматологический статус, оформляют амбулаторную карту, составляют план лечения больного )

  2. Предлагаются фотоснимки больного. Студент должен различить морфологические элементы.

  3. Ситуационные задачи

  4. Тестовые задания по дисциплине ( типовые тестовые задания по Итоговой Государственной аттестации выпускников ВУЗа, часть 1, 2006г)

  5. Наглядные пособия: микропрепараты, таблицы, набор инструментов ( стекла, лупа, зонды, электронный атлас, фотографии, папки с тематическим материалом по данной теме )

  6. Самостоятельная работа на тему: «Особенности течения чесотки при иммунодефицитах», «Атипичные формы пиодермий»

Литература

  1. Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни. М., 2000, с. 361- 373, с. 389 – 396.

  2. Томас П. Хэбиф. Кожные болезни. Диагностика и лечение. М., 2006, с. 114 – 138.

  3. Бащинский С. Е. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. Часть 7. М., 2003, с. 2280 – 2299.

  4. Инджикян С. М. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. М., 2007, с 1293 – 1293, с., 1306 – 1307.

  5. Кубанова А.А. Рациональная фармакотерапия заболеваний кожи и инфкций, передаваемых половым путем. М .,2005.

Занятие № 4

Краткие методические указания на тему: «Грибковые заболевания: кератомикозы, эпидермофития, рубромикоз, кандидоз, отрубевидный лишай, эритразма».
Актуальность темы :За последние десятилетия микозы, т.е. обусловленные микроскопическими грибами болезни, стали важнейшей клинической проблемой. Широкое распространение новых медицинских технологий ( интенсивной цитостатической и иммуносупрессивной терапии, трансплантации органов и тканей, инвазивных диагностических и лечебных процедур и пр. ), пандемия ВИЧ-инфекции, а также успехи в лечении бактериальных и вирусных инфекций привели к увеличению популяции иммуноскомпрометированных пациентов с высоким риском развития поверхностных и инвазивных ( глубоких ) грибковых инфекций.

Среди грибковых заболеваний выделяют такие как:

Отрубевидный ( Разноцветный ) лишай , вызванный грибами рода Malassezia. Кроме отрубевидного лишая, данные грибы могут вызывать специфический фолликулит, а у больных с факторами риска ( например, при длительном парентеральном питании с применением липидов) – инвазивный микоз. Отрубевидный лишай – распространенное заболевание. Его выявляют у 1-5% взрослых жителей стран с умеренным климатом. У жителей регионов с влажным и жарким климатом частота отрубевидного лишая достигает 30-40%. Специфический фолликулит чаще развивается при инсоляции или иммуносупрессии.

Кандидоз – известно более 150 видов грибов рода Candida. Наиболее часто встречающиеся: C.albicans С.tropicalis C.parapsilosis C. glabrata C. Krusei C. lusitaniae C.guilliermondii C.rugoza и др.

Возбудители кандидоза распространены повсеместно. Некоторые являются обитателями организма человека .Они выявляются при посевах со слизистых оболочек полости рта и ЖКТ у 30-50% здоровых людей и со слизистых оболочек гениталий у 20-30% здоровых женщин.Поэтому важно уметь различать кандидоз и колонизацию слизистых оболочек и кожи.

Эритразма ( псевдомикоз ) – заболевание вызываемое возбудителем Corynebacterium minutissimum. Поражает только кожу, имеет рад клинических особенностей.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи» iconКонспект урока. Биология 8 класс. Тема урока : Гигиена кожи. Уход за кожей. Болезни кожи
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи» iconПлан урока (40 мин.)
Обучающая: сформировать понятие о строении и функциях покровного органа – кожи, установить взаимосвязь строения и функции кожи, познакомить...
«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи» iconРак кожи злокачественная опухоль, развивающаяся из эпителиальной ткани кожи
Скрининг рака кожи массовое обследование населения с целью обнаружения опухоли и предопухолевых состояний до развития клинических...
«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи» iconНаружные покровы тела человека. Строение и функции кожи
Найдите в пункте «Строение и функции кожи» п. 39, стр. 200, что такое волосы и ногти, в каком слое кожи они находятся?
«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные – знать строение кожи, три функции кожи, правила ухода за кожей, способы действий при повреждениях кожи; уметь пользоваться...
«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи» iconЗдоровьесберегающие
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи» iconA primer of Psychophysiology
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи» iconТема Питание
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи» iconН. Гурец, О. Суринец
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи» iconИсправление ярких областей кожи
Выполнив этот урок, вы овладеете еще одним способом коррекции переэкспонированных областей кожи
«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи» iconБ. В. Моруков, М. С. Белаковский, Г. И. Самарин
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи» iconДень Учителя 1- й ведущий
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи» iconИммунитет и сок нони
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи» iconCок Tahitian Noni®
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи» iconТема: Кожа, её строение и функции. Уход за кожей. Болезни кожи. Роль...
Программные задачи: Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить...
«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи» iconМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск