Скачать 364.06 Kb.
|
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента социальной защиты населения Тверской области за 2010 год Раздел I. Стратегические цели и тактические задачи отрасли
Ведомственная целевая программа «Социальная защита населения на 2010-2012 годы» разрабатывалась на основе опыта реализации ВЦП в 2008-2009 годах. Новые целевые установки в сфере социальной поддержки населения, определенные и в Послании Президента Российской Федерации и в Послании Губернатора Законодательному Собранию Тверской области, в первую очередь, предусматривают повышение качества и доступности социальных услуг, усиление адресности в предоставлении социальной поддержки, внедрение новых технологий в сферу оказания социальных услуг, в деятельность социальных учреждений. Анализ ситуации в сфере социальной защиты населения в Тверской области позволяет выявить ряд проблем, которые в настоящее время негативно влияют на достижение стратегических целей и тактических задач сферы социальной защиты населения. В первую очередь, к ним относятся негативные тенденции в демографической ситуации: Депопуляция (естественная убыль населения, за счет превышения уровня смертности над рождаемостью) носит в Тверской области долговременный и устойчивый характер. При этом сокращение населения обуславливает постоянный рост коэффициента демографической нагрузки (количество нетрудоспособных, приходящихся на 1000 лиц трудоспособного возраста); Старение населения (увеличение доли старших возрастных групп в общей структуре населения) особенно интенсивно проявляется среди сельского населения области. Тверская область входит в группу регионов с самой «старой» возрастной структурой населения. В структуре общей численности населения Тверской области - 25,4% – граждане пенсионного возраста. Кроме того, территориальная специфика области (большая площадь и низкая плотность расселения) определяют перечень задач по работе с сельским населением. В 357 сельских поселениях проживает более 400 тысяч человек, 1/2 проживающих составляют пенсионеры, 1/8 - инвалиды (в том числе дети-инвалиды). В области сформирована система социального обслуживания населения, включающая в себя государственные учреждения социального обслуживания, общая цель которых - удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста в социальных, социально-медицинских, социально-бытовых, культурно-досуговых и иных услугах. Коечная сеть домов-интернатов в 2010 году составляла 4958 койко-мест. Отмечалось снижение очередности при устройстве на постоянное стационарное обслуживание в дома-интернаты общего типа. Продолжает сохраняться очередность в психоневрологические дома-интернаты (284 человека). В 46 комплексных центрах социального обслуживания населения более 170 тысяч человек ежегодно получают социальные услуги в нестационарных условиях, помощь разового характера ежегодно оказывается более чем 70 тысячам граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке. Деятельность учреждений социального обслуживания позволяет в значительной степени снизить рост социальной напряженности среди граждан пожилого возраста. Уделяется большое внимание развитию системы социального обслуживания населения с целью удовлетворения устойчивого спроса на социальные услуги, повышения их доступности и качества. Учреждения оснащаются новым технологическим оборудованием, медицинской техникой, автотранспортом, техническими средствами, облегчающими уход за гражданами пожилого возраста. Вместе с тем вследствие стабильного роста спроса на социальные услуги, предоставляемые в стационарных и нестационарных условиях, существует ряд проблем, требующих решения программными методами. Необходимо реализовать комплекс мероприятий, ориентированных на оптимизацию среды жизнедеятельности граждан пожилого возраста путем дальнейшего укрепления материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения, внедрения новых форм и методов социального обслуживания, повышения качества социальных услуг, активизации культурно-досуговой работы с пожилыми людьми, повышения профессиональной подготовки специалистов, работающих с пожилыми людьми. Требуется совершенствовать деятельность государственных учреждений социального обслуживания с помощью внедрения действенной системы контроля за соответствием качества фактически предоставляемых социальных услуг стандартам качества бюджетных услуг и потребностям граждан пожилого возраста и инвалидов. В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении этого негативного социального явления преждевременно. Поэтому мероприятия программы должны быть направлены на совершенствование деятельности системы учреждений безнадзорности и беспризорности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия. На сегодняшний день на учете в органах социальной защиты населения состоят 77623 малообеспеченных семей, воспитывающих 100716 детей, среднедушевой доход в этих семьях ниже установленной в регионе величины прожиточного минимума. Экономические и социальные трудности семей приводят к возникновению у родителей ощущения бесцельности и безнадежности собственной жизни. Члены семьи не видят выхода для себя и своих детей, переживают кризис как отсутствие перспектив, возможности что-либо изменить, вырваться из порочного круга безработицы, безденежья; переживают потерю надежды подняться с социального дна. По данным территориальных органов социальной защиты населения в Тверской области 4669 асоциальных семей, в которых проживают 8180 детей, в основном это семьи с одним или обоими пьющими родителями. В этой группе 46 % неполных семей. Эти семьи можно охарактеризовать как дезадаптированные: они не справляются со своими основными функциями и деструктивно воздействуют, прежде всего, на ребенка, угрожая его психическому и/или физическому развитию. В Тверской области социальная поддержка семей с детьми осуществляется через систему различных государственных социальных пособий, в числе которых: единовременное пособие при рождении ребёнка (детей); ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет; дополнительные региональные пособия - многодетным семьям (независимо от доходов семьи), семьям, имеющим детей-инвалидов; единовременное пособие при рождении третьего и последующего ребёнка (детей); социальное пособие по нуждаемости; материальная помощь беременным женщинам, проживающим в сельской местности, на расходы по проезду к месту обследования и лечения; бесплатное горячее питание детей из малообеспеченных семей в общеобразовательных школах, материальная помощь для подготовки детей к началу учебного года; оздоровление и отдых детей из семей группы «риска» и другие. В системе социальной защиты населения Тверской области имеются учреждения социального обслуживания населения, оказывающие социальные услуги и помощь различным категориям населения: 46 комплексных центров социального обслуживания населения; 3 центра социальной помощи семье и детям; 31 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; 7 реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями. Несмотря на принимаемые меры по улучшению положения семей с детьми, повышение роли социальных служб, вопросы профилактики семейного и детского неблагополучия, по-прежнему, остаются острыми и требуют кардинальных изменений в подходах, внедрения новых эффективных технологий социальной работы, которые позволят воздействовать на устранение причин проблемы. Переход к адресным видам социальной помощи, введение критериев нуждаемости для предоставления адресной социальной помощи сегодня становится приоритетным направлением в сфере социальной поддержки малоимущим гражданам. Реализация полномочий по обеспечению назначения и выплаты субсидий, ежемесячных денежных выплат и пособий, предоставления льгот требует большой административной и технической работы, которая связана с разработкой нормативно-правовой базы, определением права граждан на меры социальной поддержки, формированием и актуализацией регистра льготников, ведением учета, обеспечением защиты персонифицированной информации, формированием и предоставлением отчетов и статистической информации, проверкой правильности назначения выплаты и контролем. В целом в 2010 году 45 видов различных ежемесячных денежных выплат предоставлены более чем 534 тысячам человек. Из них 38 видов выплат осуществляется за счет областного бюджета. Все выплаты производились в установленные сроки, с 1 апреля 2010 года проведена индексация федеральных и региональных ежемесячных выплат на 10%. Анализируя структуру численности основных льготных категорий граждан, можно отметить, что из их общего количества 161 тысяча человек являются федеральными льготниками, 149 тысяч – региональными. Ежегодно в силу естественных причин в среднем на 16% снижается численность участников и инвалидов ВОВ (до 1,5 тысяч человек). Кол-во инвалидов вследствие общего заболевания уменьшается незначительно на 1 % и составляет 8.9% в структуре населения области, что несколько ниже показателя по РФ ( 10 %). В последние годы отмечается тенденция незначительного снижения общего количества региональных льготников. Ежегодно уменьшается количества тружеников тыла (за последние 3 года снижение произошло на 12% - 3763 человека), репрессированных (за последние 3 года снижение произошло на 10% - 179 человека). Однако общую численность региональных льготников стабилизирует такая категория, как «Ветеран труда Тверской области», которая ежегодно увеличивается за счет снижения требования к стажу и в целом возможности получить звание и меры социальной поддержки на основании большого стажа работы. Сегодня это звание присвоено более 32 тысячам жителей области. (тыс. руб.)
Во исполнение послания Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области, с целью усиления мер социальной поддержки населения на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в 2009 году снижен региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи для многодетных семей от 18 % до 15 %. С учетом усиления с 2008 года мер социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, а именно снижения для пенсионеров, имеющих звание «Ветеран труда», «Ветеран труда в Тверской области», репрессированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с 18 % до 15 %, для остального населения с 22 % до 18 %, принят новый стандарт нормативной площади жилого помещения для одиноко проживающих пенсионеров в размере 54 квадратных метра. Результаты принятия измененных региональных стандартов с 2008 года, работа по ним в 2009 году, являются усилением мер социальной поддержки как одиноко проживающих пенсионеров, так и остальных категорий граждан, имеющих право на получение субсидий. В 2009 году социальная поддержка населения в виде субсидий на оплату ЖКУ приобрела более весомый характер. Средний размер субсидии среднестатистической семье получателей вырос на 192 руб., или на 21,9 %. Наметилась тенденция к увеличению количества получателей субсидий. Количество семей получателей субсидий возросло к 2008 году на 7112 семей, или на 13 %. Доля семей получателей субсидий составляет 11,1 % от всех семей, проживающих на территории Тверской области. Необходимость предоставления мер социальной защиты отдельным категориям граждан, а также гарантии социальной поддержки и социальных услуг всем гражданам закреплены значительным количеством федеральных и региональных нормативно-правовых актов, определяющих полномочия государства по социальной поддержке населения и регулирующих отдельные вопросы социальной поддержки. Эффективное решение этих проблем и обеспечение полномочий субъекта Российской Федерации в сфере реализации государственной политики в переходный период (реформирование государственной системы) возможно при разработке и целенаправленной реализации социальной политики, основой которой является настоящая Программа, разработанная на основании программы социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года. Сложная социальная ситуация в начале 2005 года, вызванная изменениями в федеральном законодательстве, вступлением в силу нового Жилищного Кодекса еще раз показала необходимость предупреждения социальных последствий различных реформ, выявления острых социальных проблем и оперативности их решения. Переход к модели эффективного бюджетирования также требует «обратной связи» с получателями бюджетных услуг с целью анализа эффективности расходования средств и мониторинга качества предоставления услуг. Социальные проблемы не могут быть решены только средствами бюджета и силами государственных органов. Привлечение внимания общественности и неправительственных организаций к решению проблем социально уязвимых слоев населения будет способствовать не только решению конкретных проблем, но и повышению социальной ответственности бизнеса и общественности, формированию благоприятного социального климата в регионе. Проведение региональных акций, привлекающих внимание к проблемам детей, семьи, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и пожилых граждан позволит провести различные социокультурные мероприятия к традиционным праздничным датам (День Победы, День защиты детей, День семьи, День инвалида, День пожилого человека), будет способствовать повышению социальной активности людей с ограниченными возможностями, формированию у них чувства уверенности в государственной и общественной поддержке. На территории Тверской области более 100 общественных объединений осуществляют деятельность в сфере социальной поддержки различных категорий социально уязвимых слоев населения. Участие администрации Тверской области в поддержке различных общественных объединений должно строиться на основе принципов доступности и открытости, чему способствует привлечение к реализации социальных проектов общественных и коммерческих организаций на основе конкурсов социальных проектов. В Тверской области, как и в целом по Российской Федерации, численность инвалидов ежегодно растет. На 01.01.2008 численность инвалидов составила 128 746 чел. (2006 год – 128 042 чел., 2005 год – 112 186 чел., или 7,9 % от всего населения Тверской области, по Российской Федерации – 12 200 тыс. чел., или 7,9 % от всего населения Российской Федерации). При этом удельный вес инвалидов наиболее активного трудоспособного возраста среди взрослого населения на протяжении последних лет наблюдения по Тверской области остается высоким и составил в 2007 году – 66,1 % (2006 год – 62,9 %, 2005 год – 58,0 %). У инвалидов в Тверской области, как и прежде, преобладает установление второй группы инвалидности, причем как среди трудоспособного, так и нетрудоспособного возраста. В Тверской области на протяжении последних лет, несмотря на проведение комплекса мероприятий по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, остается невысоким показатель реабилитации. Среднеобластной показатель частичной реабилитации
|
Доклад о результатах зА 2009 год и основных направлениях деятельности... Брянской области и о разработке сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности администрации Брянской области... | Доклад о результатах и основных направлениях деятельности (дронд)... Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента внешнеэкономической деятельности краснодарского края (2011... | ||
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности главного... ... | Доклад о результатах и основных направлениях деятельности комитета... «Город Калининград» от 15. 04. 2008 года №544 «Об утверждении Положения о подготовке докладов о результатах и основных направлениях... | ||
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Закона РФ от 17 мая 1993г №1749-1»О ветеринарии», в Тверской области разработана и реализуется бюджетная целевая программа «Обеспечение... | О деятельности комитета социальной защиты населения правительства... Приоритетным направлением работы органов социальной защиты населения является исполнение основных публичных нормативных обязательств... | ||
Е. В. Хохловой на заседании коллегии 26. 04. 2012 слайд 1 «Об итогах... Год назад мы говорили о тяжелых последствиях кризиса, ставили задачи повышения эффективности социальных программ. Сегодня хотелось... | Доклад департамента молодежной политики Краснодарского края о результатах... О создании системы управления по целям и результатам деятельности в органах исполнительной власти Краснодарского края, Методическими... | ||
Доклад о результатах за 2012 год и основных направлениях деятельности... Ростовской области, осуществляющим функции по развитию инвестиционной, инновационной деятельности и туризма в Ростовской области,... | Доклад о результатах за 2011 год и основных направлениях деятельности... Ростовской области, осуществляющим функции по развитию инвестиционной, инновационной деятельности и туризма в Ростовской области,... | ||
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Рязанской области за 2013 год, текущий 2014 год и плановый период 2015-2017 годы | Волгоградской области доклад Министерства промышленности и торговли волгоградской области о результатах за 2011 год, оценке 2012 года и основных направлениях... | ||
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности управления... | Доклад о результатах за 2011 год и основных направлениях деятельности... I. Основные результаты деятельности в отчетном финансовом году и основные направления деятельности | ||
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Брянск 2014 Содержание Страница Описание результатов, достигнутых управлением мировой юстиции Брянской области за 2013 год | Доклад о результатах и основных направлениях деятельности управления... Основные результаты деятельности уфмс россии по Ивановской области в отчетном финансовом году |