Скачать 0.62 Mb.
|
ДОКЛАД о результатах за 2011 год и основных направлениях деятельности департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области на 2012-2015 годы Ростов-на-Дону 2012 год РАЗДЕЛ I. Основные результаты деятельности в отчетном финансовом году и основные направления деятельности Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области на 2012-2015 годы (далее – доклад) подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249, постановлением Правительства Ростовской области от 20.01.2012 № 55 «О совершенствовании порядка подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности областных органов исполнительной власти».Настоящий доклад учитывает постановление Правительства Ростовской от 09.12.2011 № 217 «Об утверждении положения о департаменте инвестиций и предпринимательства Ростовской области», в соответствии с которым департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области (далее – Департамент) является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим функции по развитию инвестиционной, инновационной деятельности и туризма в Ростовской области, участию в осуществлении государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, осуществлению инвестиционной политики в Ростовской области. Департамент находится в ведении министерства экономического развития Ростовской области. В структуре Департамента по основным направлениям его деятельности образовано 8 отделов и 4 сектора. Кроме того, Департамент осуществляет функции учредителя некоммерческой организации «Гарантийный фонд Ростовской области», координацию деятельности некоммерческого партнерства «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства», содействие развитию информационно-аналитического центра (Ростовского регионального Евро Инфо Корреспондентского Центра), Ростовского регионального бизнес-инкубатора, а также осуществляет координацию, регулирование и контроль деятельности подведомственного департаменту областного государственного унитарного предприятия Ростовской области «Ростовский региональный центр инновационного развития», координацию деятельности Агентства инвестиций и развития Ростовской области. С целью реализации возложенных на Департамент функций, в данном разделе доклада сформулированы стратегические цели на плановый период до 2015 года (Приложение 1) и также тактические задачи, решение которых позволит достичь поставленных целей, с учетом принятых и разрабатываемых программ и мероприятий, а именно: Стратегическая цель 1: Развитие малого и среднего предпринимательства Конституцией РФ за каждым гражданином Российской Федерации закреплено право на ведение свободного предпринимательства, а Федеральный и Областной законы о развитии малого и среднего предпринимательства гарантируют оказание всесторонней поддержки субъектов данного сектора экономики. Одним из основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ, является содействие развитию малого и среднего бизнеса. В очередном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию говорится о необходимости создания условий для притока инвестиций и справедливой конкуренции, которая будет способствовать активизации инвестиционной, предпринимательской и инновационной деятельности малых и средних предприятий. Повышение конкурентоспособности региональной экономики за счет улучшения делового и инвестиционного климата области, институциональных преобразований, совершенствования механизмов управления являются необходимым условием реализации Стратегии социально-экономического развития Ростовской области 2020 года. Развитие малого предпринимательства также является стратегической целью Программы социально-экономического развития Ростовской области на 2008-2012 годы, утвержденной Областным законом от 14.01.2008 № 852-ЗС. В соответствии с Федеральными законами от 06.10.1999 № 184-ФЗ, от 06.10.2003 № 131-ФЗ все уровни власти наделены полномочиями по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса. Деятельность Департамента в рамках достижения данной цели направлена на создание инвестиционного и правового климата, снижение уровня прямого вмешательства государства в малый сектор экономики, формирование стабильных нормативно - правовых условий для функционирования малого и среднего предпринимательства, повышения уровня занятости и доходов населения. Количественно измеримые показатели достижения стратегической цели «Развитие малого и среднего предпринимательства» базируются на Указе Президента Российской Федерации от 28.07.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»: 1. Доля продукции, произведенной малыми и средними предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта. В 2010 году доля продукции, произведенной малыми и средними предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта составила 15,7 процентов. В 2011 году – 17,0 процентов, превысив плановое на 1,9 процентных пункта (15,1 процентов), что связано с преодолением последствий финансового кризиса и восстановительным ростом отдельных производственных показателей. После получения окончательных результатов экономической переписи во втором полугодии 2012 года, значение показателя по итогам 2011 года будет уточнено. С учетом достигнутых в 2011 году значений, к 2015 году прогнозируется планомерный рост данного показателя до 17,4 процентов. Количественное значение целевого показателя основано на анализе тенденций развития малого и среднего предпринимательства и учитывает возможность перехода предприятий из категории малых и средних в категорию крупных предприятий. 2. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций. В 2010 году значение данного показателя составило 27,7 процентов, в 2011 году – 28,4 процентов, превысив планируемое на 0,6 процентных пункта, что обусловлено тенденцией некоторого восстановления численности работающих и возобновление приостановленной деятельности ряда малых предприятий, вызванное последствиями финансового кризиса. После получения окончательных результатов экономической переписи во втором полугодии 2012 года, значение показателя по итогам 2011 года будет уточнено. С учетом достигнутых в 2011 году значений, к 2015 году, по оценке, значение данного показателя составит 28,8 процентов. Количественное значение целевого показателя основано на анализе тенденций развития малого и среднего предпринимательства и учитывает возможность перехода предприятий из категории малых и средних в категорию крупных предприятий. Достижение этого показателя будет обеспечено за счет мер государственной поддержки, принимаемых на областном и муниципальном уровнях, а именно - различных видов финансовой формы поддержки, реализации проекта по бесплатному консультированию предпринимателей и микрофинансовой деятельности. Задачи, решение которых обеспечивает достижение стратегической цели «Развитие малого и среднего предпринимательства»: Тактическая задача 1.1: Создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности В рамках решения данной задачи оказывается системная и комплексная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) посредством реализации Областной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы (далее – Программа), которая утверждена постановлением Администрации Ростовской области от 26.12.2008 года № 604. Организована работа по методической поддержке и мониторингу муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (с 2009 года муниципальные программы приняты во всех 55 территориях). Департаментом организована работа по пропаганде и популяризации предпринимательской деятельности, формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства. С целью обеспечения комплексного подхода к удовлетворению потребностей малого и среднего бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки, в области сформирована инфраструктура поддержки предпринимательства, в которую входят: 12 фондов поддержки малого предпринимательства и фондов местного развития; 22 муниципальных агентства поддержки и развития малого и среднего предпринимательства; 18 информационно-консалтинговых центра по обслуживанию предприятий малого агробизнеса, крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств; 7 бизнес-инкубаторов; 2 технопарка; 3 инновационно-технологических центра. Также в области осуществляют деятельность региональные организации инфраструктуры: Гарантийный фонд Ростовской области, Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства, Ростовский бизнес-инкубатор, Ростовский региональный Евро Инфо Корреспондентский Центр. С целью обеспечения СМСП бесплатными консультационными услугами с 2009 года реализуется бесплатный проект по консультированию, который реализуется во всех 55 муниципальных образованиях области. В течение 2011 года оказано свыше 70 тыс. бесплатных консультаций 18,6 тыс. предпринимателям и гражданам, желающим организовать собственное дело. Количественно измеримыми показателями, отражающими уровень решения указанной задачи, являются: Показатель 1.1.1: число малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения. По итогам 2011 года число малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения составило 13 единиц (за аналогичный период 2010 года – 9 единиц), что соответствует заявленному плану. Положительная динамика показателя обусловлена действенностью реализуемой политики в области поддержки СМСП. По оценке, к концу прогнозного периода показатель достигнет 17 единиц. Количественное значение целевого показателя основано на анализе тенденций развития малого и среднего предпринимательства и учитывает возможность перехода предприятий из категории малых и средних в категорию крупных предприятий. Показатель 1.1.2: доля городских округов и муниципальных районов области, в которых приняты муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в общем количестве городских округов и муниципальных районов области. В настоящий момент во всех 55 муниципальных образованиях области приняты и реализуются муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 - 2014 годы. К концу планового периода прогнозируется стопроцентное выполнение значения данного показателя. Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы На реализацию мероприятий Программы в 2011 году направлено 99 574,8 млн. рублей, в том числе 715,6 млн. рублей – из бюджетных источников, 98 859,2 млн. рублей – за счет внебюджетных источников. В рамках Программы расширены формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме традиционных направлений (субсидирование процентных ставок по кредитам (займам), лизинговых платежей, начинающих предпринимателей, участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях, затрат, связанных с сертификацией по международным стандартам), появились новые (субсидирование затрат на подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц, страховых взносов, на реализацию программ энергосбережения, затрат, связанных с технологическим присоединением к системам коммунальной инфраструктуры и предприятий естественных монополий). Количественно измеримыми показателями являются: Показатель А1: темп роста объемов инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий (год к году). Инвестиционная деятельность предприятий в целом имеет положительную динамику. В 2011 году инвестиционная деятельность малых и средних предприятий увеличилась на 5,9 процентов к 2010 году, превысив также прогнозируемый темп роста на 2011 год на 0,9 процентных пункта. По оценке, к концу прогнозного периода показатель достигнет 113 процентов. Показатель А2: темп роста среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях (год к году). Размер официально начисленной среднемесячной заработной платы на предприятиях малого и среднего бизнеса по итогам 2011 года вырос на 10,7 процентов по отношению к 2010 году. Вместе с тем, по отношению к плановому значению на 2011 год произошло снижение на 2,3 процентных пункта. Данная ситуация является результатом повышения с начала 2011 года тарифов страховых взносов, заменивших единый социальный налог. Для подавляющей части предпринимательского сообщества повышение налоговой нагрузки произошло более, чем в 2 раза. С учетом сложившейся динамики, к концу планового периода показатель, по оценке, достигнет 115,0 процентов. Тактическая задача 1.2. Обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства Оптимизация прямого вмешательства государства в экономические отношения хозяйствующих субъектов повышает комфортность среды для ведения бизнеса, снижает затраты предпринимателей на преодоление административных барьеров и, в конечном итоге, способствует развитию производства на предприятиях, увеличению оборота и инвестиций малых и средних предприятий. Оказание финансовой поддержки предпринимателям, в том числе через софинансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, способствует модернизации предприятий, создает дополнительные условия для привлечения инвестиций в основной капитал. Развитие малого и среднего предпринимательства и переход его на качественно новый уровень участия в формировании валового регионального продукта Ростовской области требуют существенного расширения возможностей для СМСП в вопросах обеспечения финансовыми ресурсами. С этой целью в области создан Гарантийный фонд, который позволяет получить кредит заемщикам, не имеющим полного залогового обеспечения. Для обеспечения доступа к финансовым ресурсам начинающих предпринимателей в области Департаментом осуществляются мероприятия, направленные на развитие системы микрофинансирования. Кроме того, в рамках образовательной поддержки проводится повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов СМСП, в том числе в формате дистанционного обучения. В 2009 году разработана региональная образовательная программа по основам предпринимательства, с 2010 года данная программа внедрена в пилотных общеобразовательных школах и учреждениях начального и среднего профессионального образования. Количественно измеримыми показателями, отражающими уровень решения указанной задачи, являются: Показатель 1.2.1: темп роста оборота малых и средних предприятий. По итогам 2011 года темп роста оборота малых и средних предприятий составил 127,5 процентов, что на 13,6 процентных пункта выше планируемого и на 17,7 процентных пункта выше значения 2010 года. Анализируя оборот предприятий, стоит отметить, что предприятия выходят на докризисный уровень работы, что обусловлено повышением доходов населения, восстановлением потребительского спроса и снижением инфляции. За 2011 год в обороте средних предприятий объемы отгрузки товаров собственного производства и выполнения работ и услуг собственными силами составили 34,1 процента, а объемы продаж товаров несобственного производства – 65,9 процента, в обороте малых предприятий, соответственно, 41,9 % и 58,1%. К концу планового периода темп роста оборота, по оценке, несколько замедлится и достигнет 117,9 процентов. Значение целевого показателя основано на анализе тенденций развития малого и среднего предпринимательства и учитывает возможность перехода предприятий из категории малых и средних в категорию крупных предприятий. Показатель 1.2.2: темп роста среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях. По итогам 2011 года темп роста среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях составил 98,9 процентов, что на 3,8 процентных пункта выше значений 2010 года, но меньше планируемого в 2011 году на 2,9 процентных пункта. Анализ процессов, протекающих в малом бизнесе в 2011 году, характеризуется восстановительным ростом количества предприятий, при одновременном сокращении численности работников. Продолжаются структурные подвижки в бизнесе. Кроме того, сказывается повышение с начала 2011 года тарифов страховых взносов, заменивших единый социальный налог. Вместе с тем, с учетом тенденции восстановительного роста по некоторым производственным показателям, прогнозируется необходимость увеличения численности работников. К концу прогнозируемого периода темп роста среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях планируется на уровне 102,7 процентов. Стратегическая цель 2: Развитие туризма в Ростовской области для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах В современном мире туризм признан одной из высоко доходных и интенсивно развивающихся отраслей, играющей важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития многих стран. В России существенный толчок развитию туризма дали важнейшие политические решения, принятые руководством в целях формирования конкурентоспособной национальной туристской индустрии. Полномочия государственного регулирования туристской деятельности в целях обеспечения конституционных прав российских граждан определены следующими федеральными законами:
Одной из форм госрегулирования в сфере туризма является разработка и реализация федеральных, отраслевых и региональных целевых программ. В 2011 году впервые была разработана и утверждена постановлением Правительства РФ № 644 от 02.08.2011 федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». В настоящее время реализуется Областная долгосрочная целевая программа развития туризма в Ростовской области на 2011-2016 годы, утвержденная Постановлением Администрации Ростовской области от 16.09.2010 № 187 (далее – Программа развития туризма). В Ростовской области развитие туристской индустрии входит в перечень стратегически значимых задач, способствующих ее становлению как одного из туристско-привлекательных российских регионов. Для реализации поставленной задачи применяется программно-целевой подход на региональном и муниципальном уровнях. Деятельность Департамента направлена на содействие формированию конкурентоспособного регионального туристского продукта, развитию туристской инфраструктуры, расширению форм поддержки субъектов туристской индустрии. В целях обеспечения эффективного среднесрочного планирования его деятельности, ориентированного на результат, применяются следующие показатели:
Количественно измеримый показатель достижения стратегической цели – «Увеличение числа прибывающих в Ростовскую область иностранных и российских туристов», является дополнительным1 и рассчитывается в соответствии с приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 № 692 на основании данных регулярных статистических наблюдений коллективных средств размещения всех типов и результатов региональных обследований, проводимых в рамках Программы. По предварительным итогам 2011 года количество туристов, посетивших Ростовскую область, по сравнению с 2010 годом увеличилось на 10,7 процента и составило 910,6 тыс. человек. Эти цифры включают и дорасчет по неорганизованным туристам на территории Нижнего и Верхнего Дона, Приазовья в соответствии с данными комплексного регионального обследования в рамках программы. В 2011 году численность неорганизованных туристов по сравнению с 2010 годом увеличилась на 28 процентов и составила 215,1 тыс. человек, что подтверждает перспективность формирования туристского предложения в части организации бюджетного семейного отдыха в акватории Дона и Таганрогского залива Азовского моря, а также развития придорожной туристской инфраструктуры для автотуристов, путешествующих транзитом через Ростовскую область в южном направлении. Потенциал развития автотуристского кластера на территории Ростовской области достаточно высок и будет возрастать с учетом стратегических усилий государства по созданию новых мощных туристских кластеров на юге России и на Северном Кавказе. Экономически и концептуально обоснованное туристское предложение Ростовской области оценено на федеральном уровне. В федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» включен инвестпроект по строительству автотуристского кластера «Всплеск» на территории Аксайского района области. Финансирование планируется осуществлять на условиях государственно-частного партнерства за счет средств бюджетов всех уровней и средств инвестора ООО «ФПС Петроэнергокомплекс-Юг» в общей сумме 1 954,0 млн. рублей. По завершении строительства в 2016 году регион сможет дополнительно принимать до 1 млн. туристов в год. Официальные статистические сведения о численности турпотока за отчетный 2011 год будут представлены Ростовстатом в июне 2012 года и сопоставлены для определения динамики этого показателя в целях определения эффективности предпринимаемых мер по развитию туризма. Увеличение числа прибывающих в Ростовскую область иностранных и российских туристов к концу планового периода (до 2016 года) прогнозируется на уровне 8 процентов, что учтено при прогнозировании значения этого показателя до 2016 года. Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели «Развитие туризма в Ростовской области для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан»: |
Доклад о результатах за 2012 год и основных направлениях деятельности... Ростовской области, осуществляющим функции по развитию инвестиционной, инновационной деятельности и туризма в Ростовской области,... | Доклад о результатах за 2011 год и основных направлениях деятельности... I. Основные результаты деятельности в отчетном финансовом году и основные направления деятельности | ||
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности управления... I. Основные результаты деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области в отчётном финансовом году | Доклад о результатах зА 2009 год и основных направлениях деятельности... Брянской области и о разработке сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности администрации Брянской области... | ||
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности главного... ... | Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Рязанской области за 2013 год, текущий 2014 год и плановый период 2015-2017 годы | ||
Доклад о результатах и основных направления деятельности управления... Доклад о результатах и основных направления деятельности управления ветеринарии Ростовской области на 2012–2015 годы подготовлен... | Доклад о результатах и основных направлениях деятельности (дронд)... Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента внешнеэкономической деятельности краснодарского края (2011... | ||
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности уфмс россии... Охватывают все основные направления деятельности Службы | Волгоградской области доклад Министерства промышленности и торговли волгоградской области о результатах за 2011 год, оценке 2012 года и основных направлениях... | ||
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности уфмс россии... I. основные результаты деятельности уфмс россии по томской области в 2012 году | Доклад о результатах и основных направлениях деятельности уфмс россии... Основные результаты деятельности уфмс россии по Саратовской области в 2012 году | ||
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности управления... I. Основные результаты деятельности уфмс россии по г. Москве за 2012 год. 5 | Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента... | ||
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности уфмс россии... Основные результаты деятельности территориального органа фмс россии в отчетном финансовом году стр. 8-51 | Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной... Рассмотрен и одобрен на заседании общественного совета при Ространснадзоре 11. 03. 2015 Протокол №1 |