Скачать 211.63 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор Юридического института__________________/ И.В. Шишко/ « » 2009 г. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ОПД.Ф.4.2 Педагогика: Социальная педагогика Укрупненная группа 040000 Социальные науки Направление 040100.62 Социальная работа Институт Юридический Кафедра Теории и методики социальной работы Красноярск 2009 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 «Социальные науки» направления 040100.62 «Социальная работа» Программу составила доцент кафедры теории и методики социальной работы Нихочина А.А. ____________ ( подпись) Заведующий кафедрой Жижко Е.В. ________________ (подпись) «15» декабря 2008 г. Учебная программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики социальной работы «15» декабря 2008 г. протокол № 3/08-09 Заведующий кафедрой Жижко Е.В. ________________ (подпись) Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ Юридического института «22» января 2009 г. протокол № 4 Председатель НМСИ Басалаева С.П. _____________ (подпись) Дополнения и изменения в учебной программе на 200 __/200__ учебный год. В учебную программу вносятся следующие изменения: _____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______ «____» _____________ 200__г. протокол № ________ Заведующий кафедрой _________________________ (фамилия, и.о., подпись) Внесенные изменения утверждаю: Директор ______________________________ института (фамилия, и. о., подпись) 1. Программа курсаЦели: изучение содержания и методики педагогической деятельности в системе социальной работы, ознакомление с основами социальной педагогики. Задачи: -формирование теоретических представлений о социальной педагогике как отрасли гуманитарного знания, ее объекте и предмете, основных категориях; -формирование целостного представления о факторах и закономерностях социализации личности на разных возрастных этапах жизни человека; -раскрытие специфики социально-педагогической деятельности; -овладение основными методами и формами социально-педагогической деятельности с различными категориями людей в системе социальной работы. Место в профессиональной подготовке. Учебный курс является одним из базовых в структуре подготовки специалиста социальной работы. Он направлен на обеспечение педагогической подготовки специалиста социальной работы (см. таблицу). В процессе изучения курса необходимо усвоить: -место, роль и виды педагогической деятельности в системе социальной работы; -основные категории социальной педагогики; -педагогические требования к личности и деятельности социального работника; -основные принципы педагогической деятельности в системе социальной работы; -содержание, направления, формы и методы педагогической работы в различных типах учреждений социальной работы. Тематический план занятий для бакалавров 040100.62 – социальная работа
Раздел 1. Социальное направление в педагогике. Педагогические основы социальной работы Тема 1. Социальное направление в педагогике и его истоки Место, роль, виды и типы педагогической деятельности в системе социальной работы; педагогические требования к личности и деятельности социального работника. Истоки возникновения социального направления в педагогике. Формирование института социальной педагогики. Этапы становления института социальной педагогики. Сущность социальной педагогики как специфического знания. Место и роль социальной педагогики в системе социальной работы. Структура социальной педагогики: социальная педагогика личности и социальная педагогика среды. Назначение, объект и предмет социальной педагогики. Основные задачи и функции социальной педагогики. Социальная педагогика как теория и как вид практической деятельности. Взаимосвязь теории и практики социальной педагогики. Тема 2. Основные принципы социальной педагогики и реализация их требований в социальной работе Понятие принципов в социальной педагогике. Закономерный, объективный характер принципов социальной педагогики. Принципы, обусловленные социальностью личности: природосообразность, гуманизм, индивидуальная обусловленность (индивидуального подхода); социальным фактором формирования и развития личности: социальная обусловленность, культуросообразность, средовая обусловленность; взаимосвязью личности, среды и воспитания – принципы общей педагогики. Взаимосвязь принципов социальной педагогики, их влияние на цели, задачи, содержание и способы реализации. Основные рекомендации принципов социальной педагогики и их учет в процессе практической деятельности социального работника. Тема 3. Педагогические проблемы социализации человека на разных этапах его жизни Социализация – как развитие социального в человеке. Социализация как процесс и как результат. Основные этапы, стадии социализации. Специфика дотрудовой социализации человека. Трудовая социализация человека, ее роль в развитии личности. Послетрудовая социализация, ее особенности. Педагогический аспект социализации человека. Характеристика основных педагогических проблем социализации человека на различных этапах его возрастного развития. Тема 4. Структура и содержание социально-педагогической технологии Понятия «технология», «педагогическая технология». Социально-педагогическая технология: сущность и содержание. Основные требования, предъявляемые к технологиям деятельности социального работника. Виды социально-педагогических технологий: исследовательские (познавательные); прикладные (практические); образовательные и их общая характеристика. Инновационные социально-педагогические технологии. Возможности изучения и практического внедрения инновационных технологий. Характерные подходы к определению структуры социально-педагогической технологии. Основные структурные компоненты типовой социально-педагогической технологии. Назначение и общая характеристика этапов социально-педагогической технологии. Характеристика этапов: диагностико-прогностического, выбора технологии непосредственной подготовки, реализационного и аналитического (результативного) этапов социально-педагогической технологии. Условия оптимальной реализации социально-педагогической технологии. Раздел 2. Социально-педагогическая деятельность в сфере социального обслуживания Тема 5. Социально-педагогическая деятельность с семьей Семья как социокультурная среда развития и воспитания личности. Воспитательные функции семьи. Авторитарный, демократический и либеральный подходы к воспитанию ребенка в семье. Влияние характера и стиля взаимоотношений в семье на воспитание ребенка. Социально-педагогические проблемы семьи. Особенности социально-педагогической деятельности социального работника с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей. Формы социально-педагогической помощи семье. Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей. Содержание и методика педагогической работы в центрах помощи семье и детям, учреждениях социальной и трудовой реабилитации по месту жительства, с различными группами населения. Тема 6. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей Опека и попечительство. Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве. Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка. Система государственного попечения детей-сирот: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-интернат. Социально-педагогическая деятельность социального работника в учреждениях попечения детей. Тема 7. Социально-педагогическая деятельность с детьми с особыми нуждами Дети с особыми нуждами как объект социально-педагогической работы. Социально-педагогические программы реабилитации ребенка с особыми нуждами. Особенности образовательной среды специальных учебных учреждений для детей с особыми нуждами. Содержание социально-педагогической деятельности социального работника с разными категориями детей с особыми нуждами в различных образовательных учреждениях. Тема 8. Социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми Социально-педагогические проблемы в деятельности социального работника с пожилыми людьми. Помощь пожилым людям в адаптации к новой для них жизненной ситуации в связи с выходом на пенсию. Профилактика социальной изоляции и одиночества пожилых людей. Социально-педагогическая помощь в сложных жизненных ситуациях пожилых людей. Педагогика общения с пожилыми людьми. Использование педагогического потенциала пожилых людей. Раздел 3. Социально-педагогическая деятельность в других сферах Тема 9. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения Девиантное и делинквентное поведение человека. Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения детей и подростков. Социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения детей и подростков: задачи, содержание, методы и формы работы. Основные подходы к деятельности социального работника с людьми девиантного поведения: информационный, медико-биологический, социально-психологический и социально-педагогический. Социально-педагогическая реабилитационная деятельность социального работниками с лицами девиантного поведения: задачи, содержание, методы и формы работы. Тема 10. Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в учреждениях армии, правоохранительных органов. Отдел по делам несовершеннолетних при РОВД (Отдел), его социально-педагогическое назначение. Взаимодействие Отдела с социальной службой при решении проблем защиты прав ребенка, проведении профилактической работы с семьями «группы риска», организации работы по месту жительства. Деятельность социального работника во взаимодействии с Отделом по защите прав ребенка: посещение и беседы с родителями, приглашение их в Отдел, направление на комиссию по делам несовершеннолетних, возбуждение ходатайства о лишении родительских прав тех, чья жизнь и деятельность представляет угрозу социальному здоровью их детей, вовлечение в общественную работу с детьми и подростками, продолжение работы с родителями, лишенными родительских прав, по привлечению их к посещению ребенка, изменению образа жизни и возможности восстановления их родительских прав. Тема 11. Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в учреждениях образования. Социально-педагогическая служба школы, ее назначение. Основные задачи социального работника школы. Содержание и методика педагогической работы в специальных дошкольных и школьных учреждениях. Типовые технологии деятельности социального работника образовательного учреждения: изучение социально-педагогических проблем учеников, семей «группы риска» и их диагностика; социально-педагогическая работа с детьми и подростками отклоняющегося поведения; взаимодействие с семьями при решении социальных проблем детей; защита прав ребенка; обеспечение взаимодействия школы, семьи и специальных учреждений при решении социальных проблем ребенка; помощь классным руководителям и классным воспитателям при решении социальных проблем ребенка и его семьи. Тема 12. Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в учреждениях социального обслуживания, здравоохранения. Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в учреждениях социального обслуживания, здравоохранения. Социальный работник учреждения здравоохранения и его назначение. Деятельность социального работника в родильном доме по обеспечению защиты прав новорожденного. Взаимодействие социального работника и медицинских работников детской поликлиники по профилактике отклоняющегося развития ребенка на этапе подготовки его к школе и в процессе обучения. Деятельность социального работника в стационарном детском лечебном учреждении. Особенности деятельность социального работника в медицинском учреждении для взрослых. Социально-педагогические аспекты деятельности социального работника в медицинских учреждениях тяжелой (хронической) патологии, в хосписах. Тема 13. Образовательно - воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях Понятие «пенитенциарная (исправительная) педагогика»: сущность и содержание. Основные принципы и задачи пенитенциарной педагогики. Основные составляющие системы исправительных учреждений, их характеристика. Специфика образовательных и воспитательных проблем работы в пенитенциарных учреждениях. Направления и виды воспитательной работы с осужденными. Характеристика основных методов и форм перевоспитательной работы в условиях пенитенциарных учреждениях. 3.3 Практические занятия
Самостоятельная работа Самостоятельная работа студентов включает в себя: - самостоятельное изучение теоретического материала и подготовку к семинарским занятиям, повторение и осмысление изученного материала, изучение новейшей научной литературы и нормативных актов при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям; - подготовку к промежуточному и итоговому тестовому контролю; - выполнение контрольной работы (реферата объемом не менее 20 страниц) на предложенную тему; Требование к оформлению реферата 1. Объем реферата – 15-20 печатных страниц формата А4, без учета страниц приложения. 2. Работа открывается титульным листом, на котором помещают подзаголовочные данные, сведения об авторе, заголовки и подзаголовки. Титульный лист не нумеруется, но учитывается в общей нумерации. 3. Оглавление/Содержание – это вторая страница письменной работы студента. Она также не нумеруется, но учитывается в общей нумерации. Здесь последовательно приводят все заголовки разделов текста и указывают страницы, на которых эти разделы начинаются. В оглавлении все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и форме, что и в тексте работы. Заголовки глав и параграфов печатаются строчными буквами; после каждого заголовка (введение, название главы, параграф, список литературы, приложения) указывается страница, с которой начинается изложение содержания этого текста в реферате без слова «стр»/«страница». Главы нумеруются арабскими цифрами, так же, как и параграфы. 4. Страницы работы должны быть пронумерованы, включая приложения; их последовательность должна соответствовать плану работы. Нумерация начинается со с. 3. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом нижнем углу страницы. 5. Каждый новый раздел работы (содержание, введение, главы, заключение, литература, приложения) необходимо начинать с новой страницы. После названия темы, подраздела, главы, параграфа точка не ставится. В тексте заголовки печатаются прописными, параграфы – строчными буквами. Размер абзацного отступа («красная строка») должен быть равен пяти знакам (или 1,25 см). 6. Все цифровые данные и прямые цитаты должны быть подтверждены ссылками на страницу источника. Это требование распространяется и на оформление таблиц, диаграмм, карт, графиков, рисунков. При авторском выполнении делается ссылка на источник цифровых данных (составлено по …). 7. Количество источников литературы для реферата примерно соответствует количеству страниц текста в работе. 8. Принимается только машинописный вариант текста. Текст печатают шрифтом 14-го размера, с интервалом 1,5. Отступ от левого края листа 3 см; от правого и верхнего – 2 см; нижнего – 2,5 см. Текст работы печатается на одной стороне листа стандартной белой бумаги формата А 4 (размер – 210 х 297). Задания на самостоятельную работу можно получить у методиста кафедры теории и методики социальной работы. Методические материалы, необходимые для самостоятельной работы находятся в методическом кабинете по проблемам теории и практики социальной работы и в библиотеке на студенческом абонементе. Сдача рефератов производится методисту кафедры теории и методики социальной работы не позднее, чем за две недели до начала зачетной сессии. Контрольно-измерительные материалы Контрольно-измерительные материалы в форме тестов созданы на базе лекционного материала и текстов профессионально-этических кодексов, изучаемых на семинарских занятиях. Обучение по курсу сопровождается тестовым самоконтролем и контролем на границах модулей и заканчивается итоговым тестированием. Используются как обучающие тестовые задания (применяемые для активизации усвоения учебного материала), так и контролирующие (применяемые для диагностики уровня и структуры подготовленности студентов). Большая часть предлагаемых тестов являются гомогенными (проверяющими знания по определенной теме или модулю, выявляющими наличие или отсутствие минимально допустимой компетентности студентов), часть тестов являются гетерогенными (применяемыми для итоговой комплексной оценки знаний по курсу). Контрольно-измерительные материалы в тестовой форме представлены: заданиями с выбором одного правильного ответа, заданиями с выбором нескольких правильных ответов, заданиями открытой формы (студент сам вписывает ответ), заданиями на установление соответствие, заданиями на установление правильной последовательности. Семестровый экзамен по курсу предусматривает оценку знаний студентов в области социально-педагогических основ социальной работы и умения творчески применять их на практике. В итоге изучения курса знания и навыки студента должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений государственного образовательного стандарта. Рекомендуемая литература Основная:
Дополнительная:
|
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается... Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | Вопросык зачету по курсу «Социальная педагогика и педагогика межнационального... Экзамен по дисциплине «Социальная педагогика» является итоговой формой контроля знаний студентов | ||
Программа дисциплины опд. В. 01 Театральная педагогика г. Томск 2010... Курс «Театральная педагогика» является дисциплиной по выбору и является важным звеном в подготовке студентов педагогического факультета... | Рабочая программа дисциплины Педагогика Направление подготовки 030100... Дисциплина «Педагогика» адресована студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению «Философия», и входит в состав базовой части... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение... «050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | ||
Методические рекомендации дисциплины сд. Ф. 9 «Методика преподавания математики» Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика | Московский университет в судьбе русских писателей и журналистов Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Экзаменационные вопросы по дисциплине: «социальная педагогика» Для специальности Экзамен по дисциплине «Социальная педагогика» является итоговой формой контроля знаний студентов | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика... Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика | ||
Методика обучения естествознанию Место дисциплины в структуре ооп: Принципы построения курса Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика | Учебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050700. 62 «Педагогика» Протокол согласования рабочей программы дисциплины «сравнительная педагогика» с другими дисциплинами направления «Педагогика» по... | ||
Основная образовательная программа: 050700. 62 Педагогика с профилем Социальная педагогика | Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... |