Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами





НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
страница1/12
Дата публикации17.01.2015
Размер1.24 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

1. Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;

  • приказ МОиН Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год»;

  • письмо Министерство образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области.

Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи :

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.

Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.

Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы.

Учитывая региональные особенности нашего района 10 % от учебного времени отводится для изучения южно-уральских ремесел и промыслов, для изучения национальных традиций, праздников, технологий изготовления элементов национального костюма, элементов декоративно-прикладного искусства. Познавательные сведения и практическая работа НРК проводятся параллельно с изучаемой темой, совпадающей с темой урока.

В соответствии с ОБУП на изучение курса «Технология» в 5-9 классах выделяется 70 часов ежегодно (по 2 часа в неделю.), на изучение тем НРК отводится 7 часов в каждом классе.

Базовыми для рабочей программы для 5-9 классов являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Агротехника сельскохозяйственного производства».

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Обоснование выбора УМК для реализации Рабочей программы:

Для реализации Рабочей программы взята Программа общеобразовательных учреждений, которая фиксирует содержание образования определенного уровня и направленности. Примерная программа является ориентиром для составления рабочей программы и выбора учебников. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом предлагается собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей и авторов учебников, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Учебно-методическое обеспечение включает дидактические и методические, пособия, а также инструментарий для отслеживания результатов обучения учащихся. Содержание УМК соответствует образовательной системе.

Учебно-дидактический и методический комплекс, рекомендованный для применения обучения детей по данной программе, используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к обучению, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по каждому предмету. Учебно-методические пособия содержат материал, расширяющий границы учебника, и дополнительные сведения, необходимые для учащихся и учителя в их совместной деятельности. В качестве таких пособий используют методические пособия для учителя к учебникам, дидактические материалы, книги для учащихся, учителя, электронные издания образовательного назначения.

Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно - тематическим планом.

При организации учебного процесса пользуются различными видами планирования, которое составляется по конкретному учебнику, в определенном классе в соответствии с программой и учебным планом образовательного учреждения.

Планируется система уроков по темам, которая основана на многостороннем анализе учебного материала темы. Образовательные цели изучения темы определяются в программе. Их назначение состоит в предвидении результатов обучения в форме теоретических фактов и умений, а также тех действий, которые ведут к их достижению в процессе воспитания, обучения и развития учащихся. При установлении логической организации учебного материала надо выявить возможный способ построения темы: на содержательной основе, на дедуктивной основе, с использованием элементов дедуктивного подхода.

Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности классов для обязательного изучения технологии на этапе основного общего образования отводится 70 часов из расчёта 2 ч в неделю в 5, 7 классах.

Ориентируясь на действующие в настоящее время учебники, составлено тематическое планирование, в котором содержится разбивка содержания программы на отдельные темы, определяющая количество уроков, выделяемых как на изучение глав, параграфов и пунктов учебника, так и для проведения контрольных работ.

Тематическое планирование составлено к УМК:

• Симоненко В. Д. Хотунцев Ю. Л. .и др. «Технология»,6 класс, М.:Просвещение,2011;

1.В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

2.Учебники обеспечивают предпрофильное обучение.

3. Итоговая аттестация показывает хорошую подготовку учащихся.

4. Все учащиеся обеспечены учебниками.

Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально - регионального компонента.

В планирование включено изучение регионального материала, отражающего национально-этнические, природно-климатические, культурно-исторические особенности Челябинской области.

Содержание регионального компонента осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов, предусмотренных инвариантной частью учебного плана. Количество часов, отводимое на реализацию НРК, соответствует требованиям. Содержание НРК, заявленное в теме, может быть реализовано в течение всего урока или на одном из его этапов.

Обе формы равнозначны. При реализации НРК учитель использует пособия, рекомендованные МОиН Челябинской области и другие издания, включающие краеведческий материал. Реализация национально-регионального компонента содержания образования

В соответствии с программой, которая требует планирования уроков с НРК в размере 12,5% НРК интегрируется в следующие темы уроков:

п/п

урока

Тема:

НРК

1.

Урок 5


Молоко и его свойства
Блюда из круп и бобовых и макаронных изделий

Комбинаты по переработке молока в Челябинской области

Предприятия в Челябинске по производству макаронных изделий, изделий из круп и бобовых

2.

Урок 9

Рыба и морепродукты

Виды рыб в водоемах Уральского региона

3.

Урок 11

Блины, оладьи, блинчики

Национальные традиции и обычаи праздника Масленица

4.

Урок 17

Лоскутное шитье

Распространение лоскутного шитья на Южном Урале

5.

Урок 27

Волокна животного происхождения

Получение пряжи в домашних условиях

6.

Урок 33.

Конструирование юбки

Юбка в русском народном костюме

7.

Урок 39.

Технология изготовления юбки

Одежда русской деревни

8.

Урок 59.

Электротехнические работы

Электростанции в Челябинской области



. Межпредметные связи, преемственность.

Главной педагогической функцией межпредметных связей по программе «Технология. Обслуживающий труд» является — усвоение учащимися основ политехнических знаний и умений по элементам техники, технологий, материаловедения, информационных технологий в их интеграции с декоративно-прикладным искусством, формирование у учащихся системы знаний о современном производстве, сфере услуг и экологической культуры. Это достигается с помощью совокупности знаний из различных дисциплин, обеспечивающей понимание жизненных явлений, места и роли человека в познании и преобразовании мира. Актуальность осуществления межпредметных связей обусловлена также современным уровнем развития образования, где новыми импульсами стимулированы процессы интеграции. Они ориентированы на создание и совершенствование интегрированных курсов, раскрывающих мир в целом.

Основными направлениями осуществления межпредметных связей для совершенствования учебного процесса являются:

- усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала

- теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приемах обучения

-комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации.

На уроках постоянно привлекаются сведения из смежных предметов. Различные понятия истории на уроках технологии, задачи практического и экологического содержания - необходимое условие реализации мировоззренческого потенциала курса.Межпредметные связи применяются в практических занятиях межпредметного содержания, комплексных экскурсиях, межпредметных конференциях и т. д. Здесь не обойтись без сотрудничества учителей разных предметов, усилиями которых создаются и совершенствуются необходимые средства реализации межпредметных связей в учебном процессе: вопросы, задания, задачи, наглядные пособия, тексты, учебные проблемы межпредметного содержания и др.

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.


Межпредметные связи


№ п/п

Разделы, темы

Разделы темы из учебных предметов

1.

Кулинария

Биология (содержание питательных веществ в молоке, рыбе, крупах и бобовых, муке)

ОБЖ (санитарно гигиенические требования, правила безопасности при работе на кухне)

География (Водоемы Челябинской области)

Химия (таблица Менделеева)

Черчение (способы нарезки овощей и их размеры)

История (Праздник Масленица)

Математика (расчет количества продуктов)

Информатика (оформление проектов, просмотр дисков)

2.
2.1.
2.2.

2.3

2.4.

2.5.

2.6.

Создание изделий их текстильных и поделочных материалов




Лоскутное шитье

ОБЖ (правила безопасности при ручных и машинных работах)

ИЗО (подготовка рисунка и понятие о цветовом круге, основах композиции)

Информатика (подбор цветов и орнамента на компьютере, оформление проекта)

Черчение (изготовление шаблона)

Элементы материаловедения

Биология (получение натуральных волокон животного происхождения)

Физика (свойства волокон)

Элементы машиноведения

ОБЖ (правила техники безопасности при работе на швейной машине, пользовании утюгом)

ИЗО (зарисовка машинных швов)

Конструирование и моделирование швейных изделий (юбки)

Математика (вычерчивание отрезка заданной длины; определение длины отрезка с помощью линейки; прямые линии и их обозначения; взаимное расположение двух прямых на плоскости; расчеты по формулам, расчет количества ткани))

Черчение (масштаб, построение чертежа)

История (история юбки)

ИЗО (зарисовка моделей юбок)

Геометрия (основные конструкции юбок)

Технология изготовления швейных изделий (юбка)

ОБЖ (техника безопасности при ручных, машинных работах, пользовании утюгом

Математика (припуски на швы

Физика (усадка ткани)

3.

Технология ведения дома

Химия (чистка одежды хим. средствами)


4.

Электротехнические работы

Физика (постоянный, переменный ток, электрические схемы

Условные графические обозначения на электрических схемах)

5.

Творческие проекты

Информатика (оформление проектов, составление презентации)

ОБЖ (соблюдение правил безопасности)

Литература, история (при оформлении пояснительной записке)

Черчение (построение чертежей)

Математика (расчеты по формулам)

ИЗО (технологическая часть проекта, составление эскизов)

Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования.

В ходе освоения содержания образования по технологии учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • Самостоятельные работы с источниками информации обобщая и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

  • Проведение доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различение доказательных и недоказательных утверждений, аргументированных и Эмоционально убедительных суждений;

  • Самостоятельной и коллективной деятельности, включение своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Для этого используются:

    1. Проблемное обучение.

    2. технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов.

    3. Разноуровневое обучение.

    4. ИКТ.

    5. Коллективная система обучения.

    6. Технология модульного и блочно-модульного обучения.

    7. Развитие исследовательских навыков.

    8. Проектные методы обучения.

    9. Лекционно-семинарская система.

Особенности организации учебного процесса.

Формы организации учебного процесса представляют собой внешнее выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего выделяют урок, практикумы, индивидуальные занятия и консультации, конференции, домашнюю работу учащихся, семинарские занятии, экстернат, модульная, дистанционная. Целесообразность применения той или иной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы. Каждая из форм обучения входит в общую систему образовательного процесса как составная часть, неся в себе определенную дидактическую нагрузку, имея свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и области наилучшего применения.

Формы: урок.

Типы уроков:

- урок изучение нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков;

-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

-комбинированный урок;

-урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

-урок-беседа

-лабораторно-практическое занятие

-урок - экскурсия

-урок-игра

-выполнение учебного проекта.

Методы обучения:

Методы организаиии и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1.Словесные, наглядные, практические.

2.Индуктивные, дедуктивные.

3.Репродуктивные, проблемно-поисковые.

4.Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и.мотивации учебно-познавательной деятельности:

-Стимулирование и мотивация интереса к учению.

-Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

-Устного контроля и самоконтроля.

-Письменного контроля и самоконтроля.

-Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.

Охрана здоровья учащихся.

На занятиях по образовательной области «Технология» необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья учащихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности учащихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов.Должна быть обеспечена личная и пожарная безопасность при работе учащихся с тепловыми приборами и кухонными печами, утюгами и т.д. Все термические процессы и пользование нагревательными приборами школьникам разрешается осуществлять только под наблюдение учителя. Серьезное внимание должно быть уделено соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены. Особенно это относится к выполнению ими технологических процессов по обработке пищевых продуктов и приготовлению блюд.Учащихся необходимо обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал.Важно обращать внимание учащихся на экологические аспекты их трудовой деятельности. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка должна производиться на основе конкретной предметной деятельности.С позиции формирования у учащихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости процесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств необходимо развивать у учащихся культуру труда и делового общения.





Название темы


Количество часов

всего

теория

практика

1.

Кулинария

16 часов

5,5часа

10,5часа

Вводное занятие. Физиология питания

2

1

1

Технология приготовления пищи

10

3

5

Сервировка стола к ужину

2

1

1

Заготовка продуктов

2

0,5

1,5

2.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

40часов

12часов

28часов

Рукоделие. Художественные ремесла Лоскутное шитье

10

2

8

Элементы материаловедения

2

1

1

Элементы машиноведения

4

1,5

2,5

Конструирование и моделирование швейных изделий

6

3

3

Технология изготовления поясных швейных изделий (юбка)

18

4,5

13,5

3.

Технология ведения дома

Уход за одеждой и обувью

2часа

0,5 часа


1,5 часа

4.

Электротехнические работы

Электромонтажные работы

2 часа

0,5 час

1,5 час

5.

Творческие проектные работы

10 часов




10

Итого:

70часов

21

49
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconПояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconРабочая программа по русскому языку для 5-9 класса Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconПриказ №133
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconПодпись учителя
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconПояснительная записка рабочая программа по литературе разработана...
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconУтверждено Согласовано Рассмотрено
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconБаранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. М. 10-е изд
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconБаранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. М. 10-е изд
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconАттестационно-педагогические измерительные материалы
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconПояснительная записка рабочая программа по физической культуре разработана...
Рабочая программа по физической культуре разработана для 1 класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими...
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconИ. П. Цыбулько гиа-2013, вариант 23 Часть 2
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconА. Жвалевский, Е. Пастернак Время всегда хорошее
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconВиды заданий: тесты, вопросы, задачи
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconТема: "Сказка Розовой звезды" Цель
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconHttp :// schools keldysh ru / info 2000/ index htm
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск