0808РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт математики, естественных наук и информационных технологий
«УТВЕРЖДАЮ»:
Проректор по учебной работе
___________ Волосникова Л.М.
__________ _____________ 2011г.
ГЕОДЕЗИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 250700.62 «Ландшафтная архитектура»
очной формы обучения, профиль cадово-парковое и ландшафтное строительство
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Авторы работы _____________ Новохатин В.В.
«______»___________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры картографии и геоинформационных систем от
«______»___________2011г. протокол № __
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем 23 стр. Зав. кафедрой ______________Новохатин В.В.
«______»___________ 2011г. Рассмотрено на заседании УМК института математики, естественных наук и информационных технологий от
«______»___________2011г. протокол № _____
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК __________ Столярова О.А.
«______»_____________2011г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Зав. методическим отделом УМУ________ Федорова С.А.
«______»_____________2011 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт математики, естественных наук и информационных технологий
Кафедра ботаники и биотехнологии растений
Новохатин В.В. ГЕОДЕЗИЯ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 250700.62 «Ландшафтная архитектура»
очной формы обучения, профиль «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Тюменский государственный университет
2011
Новохатин В.В. Геодезия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления250700.62 «Ландшафтная архитектура» очной формы обучения, профиль «Садово-парковое и ландшафтное строительство». Тюмень, 2011г., 23 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Геодезия [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой картографии и геоинформационных систем. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой картографии и геоинформационных систем, д.т.н. Новохатин В.В.
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Новохатин В.В., 2011.
1. Пояснительная записка
1.1 Цель и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины «Геодезия», как одного из основных курсов в системе подготовки по направлению бакалавриата «Ландшафтная архитектура», состоит в том, чтобы дать общие и специальные знания о геодезических изысканиях, методах создания карт, их содержании и, возможностях применения для решения прикладных задач, способах топографической съёмки местности, выработать методические и практические навыки полевых геодезических измерений и камеральной обработки пространственной информации.
Задачи дисциплины:
дать представление о Земле как небесном теле, имеющем определённые размеры и форму, иметь знания о геодезических измерениях;
научить студентов пользоваться геодезическими приборами, топографическими картами и решать по ним наиболее распространённые задачи;
познакомить с технологией производства полевых геодезических измерений и обработкой их результатов;
создать базу для более глубокого изучения и использования на старших курсах аэрокосмических материалов, применяемых в прикладных исследованиях;
подготовить студентов к летней учебной практике по геодезии.
1.2 Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Геодезия» в учебном плане направления бакалавриата «Ландшафтная архитектура» входит в блок «Естественнонаучный цикл» базовой части ООП. Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Геодезия» с другими частями ООП определяется совокупностью общепрофессиональных компетенций, получаемых студентами в результате её освоения.
Изучение геодезии имеет исключительно важное и многоаспектное значение. Геодезические съёмки, составленные по ним топографические и ландшафтные карты являются базовым информационным фондом страны и мира, применяются для составления картографической основы любого тематического исследования, используются как средство для решения прикладных задач.
Предмет изучения геодезии - геодезические съёмки, методы их выполнения и использования – тесно взаимосвязаны с базовыми землеведческими и землеустроительными дисциплинами. Поэтому для усвоения данной дисциплины необходимо владеть базовыми компетенциями, основанными на знании общих основ информатики, математики, физики.
Освоение дисциплины «Геодезия» необходимо в качестве предшествующей для всех дисциплин, оперирующих пространственно распределённой информацией в области садово-паркового и ландшафтного строительства, а также для прохождения учебной практики после 1 курса.
1.3 Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1):
в результате освоения дисциплины бакалавр должен понимать геодезическую изученность России и планеты в целом, значение геодезических съёмок при составлении топографических карт как картографической основы для последующего тематического картографирования, развития единого цифрового фонда топографических карт.
умение в полевых условиях при проведении ландшафтного анализа выполнять с использованием геодезических приборов измерения, описание границ и привязку на местности объектов ландшафтной архитектуры (ПК-13):
в результате освоения дисциплины бакалавр должен владеть навыками работы с геодезическими приборами на летней практике по геодезии для организации и проведения различных видов съёмки местности, камеральной обработки материалов геодезических измерений, работы с аэрофотоснимками и стереопарами аэрофотоснимков, составления топографических планов, работы с приёмниками спутникового позиционирования, автономного позиционирования и навигации.
- готовность проводить предпроектные изыскания на объектах ландшафтной архитектуры.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
современные теоретические основы и принципы развития геодезических работ в России и за рубежом;
виды топографических и аэрокосмической съёмок;
методы геодезических измерений и определения координат точек местности;
основные методы создания и обновления топографических карт;
Уметь:
обращаться с геодезическими приборами для использования их на летней топографической практике;
выполнять камеральную обработку результатов геодезических изысканий;
«читать» топографическую карту и план, включая определение координат и восстановление пространственной информации по условным знакам.
Владеть:
навыками первичной обработки материалов топографо-геодезических съёмок;
навыками измерений по геодезическим приборам;
навыками определения координат точек местности и навигации с помощью приёмников спутникового позиционирования.
2. Структура и трудоёмкость дисциплины
Дисциплина преподаётся в 4 семестре. Форма аттестации – экзамен. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётных единицы 144 часа.
3. Тематический план
Таблица 1
N
п/п
| Раздел
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоёмкость
(в часах)
| Из них в интерактивных формах, час.
| Итого количество баллов
|
|
|
|
| Л
| Лаб.
| СР
| ОТ
|
|
|
| Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Введение.
| 1
| 1
| 2
| 2
| 4
| 8
| 2
| 0 - 2
| 2.
| Масштабы карт и планов. Системы координат. Методы определения плановых координат.
| 1
| 2-3
| 4
| 4
| 8
| 16
| 4
| 0 - 6
| 3.
| Топографические карты и планы. Решение задач по картам и планам.
| 1
| 4-5
| 4
| 4
| 8
| 16
| 4
| 0 - 7
| 4.
| Глазомерная съёмка. Буссольная съёмка.
| 1
| 6-7
| 4
| 4
| 4
| 12
| 2
| 0 - 5
|
| Всего
|
| 7
| 12
| 12
| 20
| 44
| 10
| 0 - 20
|
| Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Нивелирование
| 1
| 8-9
| 4
| 4
| 12
| 20
| 4
| 0 - 10
| 6.
| Тахеометрическая съёмка местности.
| 1
| 10-12
| 6
| 6
| 12
| 24
| 6
| 0 - 20
|
| Всего
|
| 5
| 10
| 10
| 24
| 44
| 10
| 0 - 30
|
| Модуль 3
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Теодолитная съёмка. Дистанционные методы топографических съёмок
| 1
| 13-14
| 4
| 4
| 12
| 20
| 4
| 0 - 15
| 8.
| Основы спутникового позиционирования
| 1
| 15-16
| 4
| 4
| 10
| 18
| 4
| 0 - 25
| 9.
| Государственная геодезическ. сеть
| 1
| 17
| 2
| 2
| 6
| 10
| 2
| 0 - 10
|
| Всего
|
| 5
| 10
| 10
| 28
| 48
| 10
| 0 - 50
|
| Итого
| 1
| 17
| 34
| 34
| 76
| 144
| 32
| 0 -100
|
| Из них в интерактивной форме
|
|
| 8
| 18
| 6
|
| 32
|
|
Таблица 2
Виды и формы отдельных оценочных средств в период
текущего контроля
№ темы
| Устный опрос
| Письменные работы
| Технические формы контроля
| Информационные системы и технологии
| Итого количество баллов
| номенклатура
| собеседование
| коллоквиум
| Лабораторная работа
| контрольная работа
| тест
| Реферат
| программы компьютерного тестирования
| комплексные ситуационные задания
| электронные практикум
| Модуль 1
| 1. Введение.
| -
| 0-2
| -
| -
| -
| -
| 0-1
| -
| -
| -
| 0 - 3
| 2.Масштабы карт и планов. Системы координат. Методы определения плановых координат.
|
-
| 0-1
| -
| 0-2
| -
| -
| -
| -
| -
| 0-1
| 0 - 4
| 3.Топографические карты и планы. Решение задач по картам.
| 0-1
| 0-1
| -
| 0-2
| -
| -
| 0-2
| -
| 0-1
| -
| 0 - 7
| 4.Методы определения плановых координат
| -
| 0-1
| 0-1
| 0-2
| 0-1
| -
| -
| -
| 0-1
| -
| 0 - 5
| Всего
| 0-1
| 0-5
| 0-1
| 0-6
| 0-1
| -
| 0-3
| -
| 0-2
| 0-1
| 0 - 20
| Модуль 2
| 5.Нивелирование
| 0-1
| 0-2
| -
| 0-2
| 0-1
| 0-1
| 0-1
| 0-1
| 0-1
| -
| 0 - 10
| 6.Тахеометрическая съёмка местности.
| 0-2
| 0-4
| -
| 0-3
| 0-2
| 0-2
| 0-2
| 0-2
| 0-2
| 0-1
| 0 - 20
| Всего
| 0-3
| 0-6
| -
| 0-5
| 0-3
| 0-3
| 0-3
| 0-3
| 0-3
| 0-1
| 0 - 30
| Модуль 3
| 7.Теодолитная съёмка. Дистанционные методы топографических съёмок
| -
| 0-2
| 0-2
| 0-2
| 0-1
| 0-1
| 0-2
| 0-1
| 0-2
| 0-2
| 0 - 15
| 8. Основы спутников. позиционирования
| 0-2
| 0-4
| 0-2
| 0-4
| 0-2
| 0-2
| 0-2
| 0-2
| 0-2
| 0-3
| 0 - 25
| 9.Государственная геодезическая сеть
| 0-1
| 0-2
| 0-1
| -
| 0-1
| 0-1
| 0-2
| 0-1
| 0-1
| -
| 0 - 10
| Всего
| 0-3
| 0-8
| 0-5
| 0-6
| 0-4
| 0-4
| 0-6
| 0-4
| 0-5
| 0-5
| 0 - 50
| Итого
| 0-7
| 0-19
| 0-6
| 0-17
| 0-8
| 0-7
| 0-12
| 0-7
| 0-10
| 0-7
| 0 -100
|
Таблица 3
Планирование самостоятельной работы студентов
№
| Модули и темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объемчасов
| Кол-во баллов
| обязательные
| дополнительные
| Модуль 1
|
|
|
|
|
| 1.
| Введение.
| реферат
| подготовка сообщений к докладу
| 1
| 4
| 0-1
| 2.
| Масштабы карт и планов. Системы координат. Методы определения плановых координат.
| расчётно-графическая
| решение задач
| 2-3
| 8
| 0-2
| 3.
| Топографические карты и планы. Решение
задач по картам и планам.
| реферат
| подготовка сообщений к докладу
| 4-5
| 8
| 0-2
| 4.
| Глазомерная съёмка. Буссольная съёмка.
| расчётно-графическая
| решение
примеров
| 6-7
| 4
| 0-2
| Всего по модулю 1:
| 24
| 0-7
| Модуль 2
|
|
|
|
|
| 5.
| Нивелирование
| расчётно-графическая
| составление схем
| 8-9
| 12
| 0-2
| 6.
| Тахеометрическая съёмка местности.
| расчётно-графическая
| Составление схем -съёмок
| 10-12
| 12
| 0-3
| Всего по модулю 2:
| 24
| 0-5
| Модуль 3
|
|
|
|
|
| 7.
| Теодолитная съёмка. Дистанционные методы топографических съёмок
| реферат
| исследовательская работа
| 13-14
| 12
| 0-2
| 8.
| Основы спутникового позиционирования
| реферат
| подготовка сообщений к докладу
| 15-16
| 10
| 0-2
| 9.
| Государственная геодезическая сеть
| реферат
| подготовка сообщений
| 17
| 6
| 0-2
| Всего по модулю 3:
| 28
| 0-6
| ИТОГО:
| 76
| 0-18
|
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с
обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Таблица
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплины
| Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1.
| Технологии в геоэкологических исследованиях
| -
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| -
| 2.
| Аэрокосмические методы в лесном хозяйстве и ландшафтном строительстве
| -
| +
| +
| -
| -
| -
| +
| +
| +
| 3.
| Гидротехнические мелиорации
| -
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| -
| 4.
| Лесомелиорация ландшафтов
| -
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| -
| 5.
| Технологии в лесном хозяйстве и ландшафтном строительстве
| -
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| -
|
|