Скачать 403.62 Kb.
|
На правах рукописи Рябкова Гина Валерьевна ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX – НАЧАЛО XXI В.)13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2008 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно- педагогический университет»
Защита состоится 19 ноября 2008 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.078.01 при ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» по адресу: 420021, г. Казань, ул. Татарстан, 2. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет». Автореферат разослан 17 октября 2008 г. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор Маликов Р.Ш. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯАктуальность исследования. Стратегия развития российского образования в соответствии с требованиями его модернизации диктует необходимость переосмысления всех компонентов образовательного процесса. Экологическое образование, выступая частью общего образования, призвано решать задачи становления эколого-информационного общества и раскрывать основные аспекты взаимодействия человека, общества и природы. Основной целью экологического образования школьников является формирование эколого-ориентированной личности, вооруженной необходимыми знаниями, навыками и ценностными установками. Соответственно общеобразовательной школе отводится конструктивная роль практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Формирование экологической ответственности личности школьника необходимо для рационального использования природных ресурсов, полноценного и устойчивого развития глобального мира и локальных сообществ. В настоящее время в соответствии с Республиканской целевой комплексной программой обеспечения экологической безопасности РТ на 2008–2015 годы разработан проект «Государственной программы экологического образования, воспитания и просвещения в РТ на 2008–2011 годы». Ее основная цель –создание государственной системы непрерывного экологического образования населения, формирование законодательных, нормативно-правовых, научно-методических, организационных и информационных компонентов экологического образования. В рамках Года благотворительности был реализован проект «Экологическая реабилитация» (2007 г.); в рамках Международного года планеты Земля было предусмотрено совершенствование системы экологического воспитания и образования (2008 г.). Однако, в сложившейся системе реализации экологического образования школьников пока еще наблюдается несоответствие заявленных целей и планируемых результатов с педагогическими способами их достижения. При проектировании и организации экологического образования школьников важно найти общие ориентиры, определить эффективные модели и технологии его развития в современной российской школе, а также изучить потенциал обновления экологического образования, механизмы и условия его реализации в практике работы общеобразовательной школы. Решение вопросов экологического образования нашло отражение в ряде научных исследований. Различные аспекты экологической направленности естественнонаучного образования рассматривались в работах И.Т. Гайсина, А.Я. Герда, Д.Н. Кайгородова, В.М. Корсунской, В.В. Половцова, И.И. Полянского, Б.Е. Райкова, Н.А. Рыкова и др. Современные методологические и социально-философские проблемы экологического образования отражены в работах С.Н. Глазачева. Н.В. Картамышевой, Л.А. Воловича, Б.Д. Комиссарова, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса. Изучению вопросов, связанных с проблемами экологического образования учащихся общеобразовательных школ, посвятили свои исследования такие ученые, как И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, В.В. Пасечник, А.В. Миронов, И.Т. Суравегина, Д.И. Трайтак и др. Совершенствованию и методическому обеспечению экологического образования, а также экологизации учебных предметов уделено внимание в работах Н.М. Верзилина, А.Н. Захлебного, Б.И. Кочурова, Л.В. Моисеевой, Т.З. Мухутдиновой, В.М. Назаренко, И.Н. Пономаревой, А.П. Сидельковского, Н.Ф. Реймерса и др. Психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры учителя и учащихся раскрыты в работах таких ученых, как С.Н. Глазачев, Л.Ф. Греханкина, Н.С. Дежникова, В.В. Давыдов, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, З.А. Хусаинова и др. На рубеже веков появился целый ряд научных монографий и диссертационных исследований, затрагивающих проблематику нашего исследования: экологизация через уроки естественнонаучного цикла, особенно биологии, в среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы (М.Д. Андреева, Е.И. Лернер, В.Н. Москалева, Н.В. Кабаян, И.Н. Пономарева, Я.И. Габаев и др.); экологическое образование на уроках географии (Г.Г. Обухова, С.В. Васильева, О.М. Кривошапкиной и др); дошкольное экологическое образование (Н.А. Рыжова, Н.Ф. Виноградова и др.) и др. Развитием экологического образования в Республике Татарстан в рамках школьного образования занимаются И.Т. Гайсин, З.А. Хусаинов, Г.Х. Хазеев и др.; в области высшего профессионального образования А.Н. Глебов, В.З. Латыпова, А.А. Мухутдинов, Т.З. Мухутдинова, Т.В. Рогова, Ю.П. Переведенцев, Г.П. Потапов, И.М. Садиков и др.; экологическим просвещением Б.Г. Петров, Н.И. Борознов, В.Г. Иванов и др. Особое значение имеют работы зарубежных педагогов, исследующих проблемы экологического образования и образования для устойчивого развития (G. Becker, G. Jessinger, H. Hungerford, G.de Haan, J. Remsey, T. Volk и др.). Однако, несмотря на наличие большого количества работ по исследуемой проблеме, а также ее актуальность в научной литературе не нашел должного отражения историко-педагогический аспект развития экологического образования школьников (вторая половина XX – начало XXI в.). Таким образом, проблему нашего исследования определяют противоречия между: – объективной необходимостью реализации экологического образования школьников и отсутствием научно-обоснованной оценки истории его становления и развития; – возросшей потребностью практики в реализации экологического образования и отсутствием целостного подхода к отбору содержания, форм и методов его использования в учебно-воспитательном процессе школы. На основании выявленных противоречий определена проблема исследования: каковы ведущие тенденции развития экологического образования школьников во второй половине XX – начале XXI в.? Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX – начало XXI в.)». Цель исследования: выявить и теоретически обосновать тенденции развития среднего общего экологического образования в исследуемый период. Объект исследования: историко-педагогический процесс развития экологического образования школьников. Предмет исследования: основные тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX – начало XXI в.). Исходя из цели исследования, сформулированы следующие задачи: 1) раскрыть и охарактеризовать историко-теоретические предпосылки становления и развития экологического образования; 2) обосновать периодизацию этапов развития экологического образования школьников (вторая половина XX – начало XXI в.); 3) выявить тенденции развития содержания, форм и методов экологического образования школьников в исследуемый период; 4) представить сравнительно-сопоставительный анализ отечественных и зарубежных тенденций развития экологического образования школьников (вторая половина XX – начало XXI в.) и определить перспективы его развития. Теоретическая база исследования построена на определении социальной обусловленности процесса формирования личности; использовании принципов диалектического развития, единства логического и исторического, социальной детерминированности педагогических явлений; учении о социальных функциях обучения и воспитания подрастающего поколения. Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные работы в области:
В исследовании применялись теоретические и эмпирические методы: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по развитию экологического образования; сравнительно-сопоставительный и историко-ретроспективный; систематизация и обобщение исторических фактов, архивных материалов; анализ программ, учебников, методических пособий для средней школы по экологии, биологии; обобщение педагогического опыта; моделирование; метод наблюдения, беседы, экспертных оценок и самооценки; монографический метод изучения цельного опыта. Этапы исследования: На первом этапе (2004–2005 гг.) осуществлялся теоретический, историко-педагогический анализ научной литературы по проблеме, разрабатывались общие подходы к ее решению, были определены цель, задачи, понятийный аппарат и логика исследования. На втором этапе (2005–2006 гг.) проводилась систематизация теоретического и эмпирического материала по исследуемой проблеме; были раскрыты и охарактеризованы историко-теоретические предпосылки становления и развития экологического образования; была обоснована периодизация этапов развития экологического образования школьников (вторая половина XX – начало XXI в.); были выявлены тенденции развития содержания, форм и методов экологического образования школьников в исследуемый период. На третьем этапе (2006–2008 гг.) был представлен сравнительно-сопоставительный анализ отечественных и зарубежных тенденций развития экологического образования школьников в исследуемый период, определены перспективы его развития; осуществлялось оформление диссертационного исследования. Научная новизна исследования состоит в том, что: 1. На основе системного анализа раскрыты предпосылки, обуславливающие особенности становления экологического образования:
2. Обоснована периодизация развития экологического образования школьников (вторая половина XX – начало XXI в.):
3. Выявлены основные тенденции развития экологического образования школьников в России в соответствии с этапами развития экологического образования в указанный период:
4. Выявлены основные тенденции зарубежного опыта экологического образования школьников (вторая половина XX – начало XXI в.):
5. Представлен сравнительно-сопоставительный анализ отечественных и зарубежных тенденций экологического образования школьников и определены перспективы его развития на основе модели среднего общего экологического образования, включающей следующие блоки: цель как формирование экологической культуры личности школьника, основу которой составляют следующие компоненты: научные знания, умения и навыки, экологическое мышление, сознание, ответственность и поведение; задачи экологического образования школьников; педагогические условия, способствующие его эффективности; содержание, формы и методы реализации экологического образования школьников. Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических подходов становления и развития экологического образования школьников: междисциплинарный подход в системе «человек – общество – природа»; экологическая культура как часть общей культуры личности и ее составляющие (экологические знания, умения и навыки, экологическое мышление, экологическое сознание, экологическая ответственность, экологическое поведение, ценностные ориентации); взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов структуры (когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный); обоснование принципов проектирования и реализации экологического образования и воспитания школьников (всеобщности, целостности, гуманизации, научности, прогностичности, взаимосвязанного раскрытия, интеграции, гибкости, вариативности, проблемности, системности и междисциплинарности, систематичности, непрерывности, единства общего и экологического образования); разработаны содержание (на основе однопредметной, многопредметной и смешанной моделей), формы и методы урочной и внеклассной работы; создание эколого-образовательной среды школы по формированию экологической культуры личности учащегося. Введены в научный оборот первоисточники на языке оригинала по проблемам экологического образования школьников за рубежом: научные подходы (холистический, фасилитационный, учет различий в стилях познания, интерактивное обучение, обучение через сотрудничество, метод приоритета нравственных ценностей); концептуальные положения («образование в области окружающей среды» (Environmental Education), «образование для устойчивого развития» (Education for Sustainability), «природоохранное образование» (Naturschutzpaedagogik), «природная педагогика» (Naturpaedagogik), «экопедагогика» (Oekopaedagogik), «педагогика окружающего мира» (Mitweltpaedagogik) и др.). Рассмотрены теоретические представления зарубежного опыта школьного экологического образования в аспекте использования эколого-образовательных адаптивных технологий. Практическая значимость работы заключается в том, что представленные материалы развития экологического образования, а также содержащиеся в исследовании выводы создают предпосылки для научно-практического обеспечения, модернизации системы образования в целом, и экологического в частности; результаты исследования и методические рекомендации по повышению эффективности экологического образования могут быть использованы учителями школ и преподавателями высшей школы, специалистами системы повышения квалификации педагогических кадров, методистами в процессе разработки учебных пособий и практических рекомендаций по совершенствованию экологического образования учащихся; для расширения содержания курсов «Теория и методика воспитания», «Теория обучения и педагогические технологии», общей и сравнительной педагогики и частных методик естественнонаучного цикла. Результаты исследования с учетом выявленных тенденций помогут выработать основные направления школьной образовательной политики и стратегии ее дальнейшего совершенствования. Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается оптимальным выбором методологических оснований, опорой на фундаментальные исследования и достижения историко-педагогической науки; внутренней непротиворечивостью логики исследования; адекватностью использованных методов исследования его цели и задачам; личным участием автора в разработке программ экологического образования школьников и исследовательских материалов, научной апробацией основных идей и полученных результатов в практике школьного образования. Апробация и внедрение результатов исследования: основные идеи и результаты исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях «Университетское образование в мире: современные инновационные подходы к его развитию» в 2006 г. (г. Казань), «Актуальные проблемы науки и образования в посткатастрофный период» в 2007 г. (г. Новозыбков), «Этнодидактика народов России: деятельностно-компетентностный подход к обучению» в 2007 г. (г. Нижнекамск); на всероссийских научно-практических конференциях «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства» в 2007 г. (г. Казань), «Природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан и сопредельных территорий» в 2007 г. (г. Казань), «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» в 2005 г. (г. Казань); на ежегодных научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов в ТГГПУ (2005-2008гг.); на городской педагогической конференции «Роль экологического образования и воспитания детей в формировании навыков здорового образа жизни, борьбе с вредными привычками, профилактике наркомании и СПИДа в г. Казани» (2006 г.); как научный проект «Прогностическая модель общего среднего экологического образования», представленный на республиканском конкурсе «Педагогический Олимп-2007» среди молодых педагогов на соискание премии за особые успехи в педагогической, научно-исследовательской и общественной деятельности; на республиканских, городских семинарах, совещаниях учителей, посвященных проблемам повышения эффективности экологического образования школьников. На защиту выносятся следующие положения:
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Во введении обоснована актуальность данного исследования; определены цель, задачи, объект, предмет, методология и методы исследования; раскрыта его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. В первой главе «Историко-теоретические предпосылки становления и развития экологического образования» (вторая половина XX – начало XXI в.) раскрыты предпосылки развития экологического образования школьников в России; осуществлен ретроспективный анализ этапов его развития в обозначенный период; выявлены тенденции развития экологического образования школьников в зарубежной педагогике. Во второй главе «Тенденции развития содержания, форм и методов экологического образования школьников в исследуемый период» выявлены ведущие тенденции развития экологического образования школьников в России в исследуемый период. Представлен сравнительно-сопоставительный анализ экологического образования школьников в России и за рубежом и определены перспективы его развития на основе модели среднего общего экологического образования. В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и выводы проведенного исследования. |
Загладин Н. В. Всеобщая история. Конец XIX начало XXI в.: учебник... Тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по курсу «История. 2-я половина ХХ в начало XXI в.» для 12 классов... | Эволюция системы российской науки в области физической культуры и... Всероссийский турнир по боксу класса «А» среди юниоров 1995- 1996 г р памяти полковника милиции А. Т. Каюмова | ||
Программа дисциплины Религиозный фактор в политической жизни стран юва (вторая половина ХХ – начало ХХI в.) | Курс «Всеобщая история : вторая половина 19- начало 21 в.» 11 класс пояснительная записка Программа предназначена для преподавания в 11 классе социально-гуманитарного профиля по модели второго концентра школьного исторического... | ||
Терминология русской риторики как учения о речи (вторая половина XVIII первая половина XIX вв.) Название документа: Внеклассное мероприятие по информатике в 10 классе «Слабое звено» | Евреи кубанской области (вторая половина xix-начало XX вв.) 07. 00. 02 Отечественная история Об утверждении состава экспертного совета по организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий областного... | ||
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XX начало XXI века 5-ое изд Зачетный раздел «Россия и мир накануне Второй мировой войны. Вторая мировая война» | Проект по истории «Никогда не забудем» Вторая мировая война” по умк издательства «Дрофа» учебник А. Ф. Киселёва, В. П. Попова «История России XX – начало XXI века, 9 класс,11... | ||
Как я поступал в вуз Половина, кого я знаю, да и я сама, начали задумываться, куда они собираются поступать именно с этой датой, а вторая половина начнет... | Урок Вторая половина дня | ||
Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе Зарождение и основные тенденции развития высшего педагогического образования в России (ХVII начало XX вв.) | «Программный комплекс «Знаем ли мы, кто живет рядом с нами?» в системе... Экология становится одним из важных направлений научной мысли XXI века. Экологические знания это краеугольный камень развития современной... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература» Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература» Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... | ||
Темы рефератов по курсу культурологии Славянофильство и западничество: тенденции развития русской культуры и ее саморефлексии в XIX-XXI вв | Кафедра всеобщей и отечественной истории Основные тенденции развития стран Европы и Америки во второй половине ХХ – начале XXI вв |