Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.)





Скачать 403.62 Kb.
НазваниеТенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.)
страница1/3
Дата публикации27.01.2015
Размер403.62 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи
Рябкова Гина Валерьевна


ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX – НАЧАЛО XXI В.)


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Казань – 2008

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-

педагогический университет»


Научный руководитель –

доктор педагогических наук, профессор

Фахрутдинова Резида Ахатовна


Официальные оппоненты:

член корреспондент РАО,

доктор философских наук, профессор

Волович Леонид Аркадьевич,
доктор педагогических наук, профессор

Миронов Анатолий Владимирович


Ведущая организация –

ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет»

Защита состоится 19 ноября 2008 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.078.01 при ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» по адресу: 420021, г. Казань, ул. Татарстан, 2.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет».

Автореферат разослан 17 октября 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор Маликов Р.Ш.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ



Актуальность исследования. Стратегия развития российского образования в соответствии с требованиями его модернизации диктует необходимость переосмысления всех компонентов образовательного процесса. Экологическое образование, выступая частью общего образования, призвано решать задачи становления эколого-информационного общества и раскрывать основные аспекты взаимодействия человека, общества и природы.

Основной целью экологического образования школьников является формирование эколого-ориентированной личности, вооруженной необходимыми знаниями, навыками и ценностными установками. Соответственно общеобразовательной школе отводится конструктивная роль практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Формирование экологической ответственности личности школьника необходимо для рационального использования природных ресурсов, полноценного и устойчивого развития глобального мира и локальных сообществ.

В настоящее время в соответствии с Республиканской целевой комплексной программой обеспечения экологической безопасности РТ на 2008–2015 годы разработан проект «Государственной программы экологического образования, воспитания и просвещения в РТ на 2008–2011 годы». Ее основная цель –создание государственной системы непрерывного экологического образования населения, формирование законодательных, нормативно-правовых, научно-методических, организационных и информационных компонентов экологического образования. В рамках Года благотворительности был реализован проект «Экологическая реабилитация» (2007 г.); в рамках Международного года планеты Земля было предусмотрено совершенствование системы экологического воспитания и образования (2008 г.).

Однако, в сложившейся системе реализации экологического образования школьников пока еще наблюдается несоответствие заявленных целей и планируемых результатов с педагогическими способами их достижения.

При проектировании и организации экологического образования школьников важно найти общие ориентиры, определить эффективные модели и технологии его развития в современной российской школе, а также изучить потенциал обновления экологического образования, механизмы и условия его реализации в практике работы общеобразовательной школы.

Решение вопросов экологического образования нашло отражение в ряде научных исследований.

Различные аспекты экологической направленности естественнонаучного образования рассматривались в работах И.Т. Гайсина, А.Я. Герда, Д.Н. Кайгородова, В.М. Корсунской, В.В. Половцова, И.И. Полянского, Б.Е. Райкова, Н.А. Рыкова и др.

Современные методологические и социально-философские проблемы экологического образования отражены в работах С.Н. Глазачева. Н.В. Картамышевой, Л.А. Воловича, Б.Д. Комиссарова, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса.

Изучению вопросов, связанных с проблемами экологического образования учащихся общеобразовательных школ, посвятили свои исследования такие ученые, как И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, В.В. Пасечник, А.В. Миронов, И.Т. Суравегина, Д.И. Трайтак и др.

Совершенствованию и методическому обеспечению экологического образования, а также экологизации учебных предметов уделено внимание в работах Н.М. Верзилина, А.Н. Захлебного, Б.И. Кочурова, Л.В. Моисеевой, Т.З. Мухутдиновой, В.М. Назаренко, И.Н. Пономаревой, А.П. Сидельковского, Н.Ф. Реймерса и др.

Психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры учителя и учащихся раскрыты в работах таких ученых, как С.Н. Глазачев, Л.Ф. Греханкина, Н.С. Дежникова, В.В. Давыдов, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, З.А. Хусаинова и др.

На рубеже веков появился целый ряд научных монографий и диссертационных исследований, затрагивающих проблематику нашего исследования: экологизация через уроки естественнонаучного цикла, особенно биологии, в среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы (М.Д. Андреева, Е.И. Лернер, В.Н. Москалева, Н.В. Кабаян, И.Н. Пономарева, Я.И. Габаев и др.); экологическое образование на уроках географии (Г.Г. Обухова, С.В. Васильева, О.М. Кривошапкиной и др); дошкольное экологическое образование (Н.А. Рыжова, Н.Ф. Виноградова и др.) и др.

Развитием экологического образования в Республике Татарстан в рамках школьного образования занимаются И.Т. Гайсин, З.А. Хусаинов, Г.Х. Хазеев и др.; в области высшего профессионального образования А.Н. Глебов, В.З. Латыпова, А.А. Мухутдинов, Т.З. Мухутдинова, Т.В. Рогова, Ю.П. Переведенцев, Г.П. Потапов, И.М. Садиков и др.; экологическим просвещением Б.Г. Петров, Н.И. Борознов, В.Г. Иванов и др.

Особое значение имеют работы зарубежных педагогов, исследующих проблемы экологического образования и образования для устойчивого развития (G. Becker, G. Jessinger, H. Hungerford, G.de Haan, J. Remsey, T. Volk и др.).

Однако, несмотря на наличие большого количества работ по исследуемой проблеме, а также ее актуальность в научной литературе не нашел должного отражения историко-педагогический аспект развития экологического образования школьников (вторая половина XX – начало XXI в.).

Таким образом, проблему нашего исследования определяют противоречия между:

– объективной необходимостью реализации экологического образования школьников и отсутствием научно-обоснованной оценки истории его становления и развития;

– возросшей потребностью практики в реализации экологического образования и отсутствием целостного подхода к отбору содержания, форм и методов его использования в учебно-воспитательном процессе школы.

На основании выявленных противоречий определена проблема исследования: каковы ведущие тенденции развития экологического образования школьников во второй половине XX – начале XXI в.?

Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX – начало XXI в.)».

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать тенденции развития среднего общего экологического образования в исследуемый период.

Объект исследования: историко-педагогический процесс развития экологического образования школьников.

Предмет исследования: основные тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.).

Исходя из цели исследования, сформулированы следующие задачи:

1) раскрыть и охарактеризовать историко-теоретические предпосылки становления и развития экологического образования;

2) обосновать периодизацию этапов развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.);

3) выявить тенденции развития содержания, форм и методов экологического образования школьников в исследуемый период;

4) представить сравнительно-сопоставительный анализ отечественных и зарубежных тенденций развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.) и определить перспективы его развития.

Теоретическая база исследования построена на определении социальной обусловленности процесса формирования личности; использовании принципов диалектического развития, единства логического и исторического, социальной детерминированности педагогических явлений; учении о социальных функциях обучения и воспитания подрастающего поколения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные работы в области:

  • истории и философии образования (В.В. Анисимов, М.В. Богуславская, Г.В. Корнетов, З.И. Равкин и др.);

  • теории содержания общего образования (В.Г. Горецкий, В.В. Краевский, В.С. Леднев, М.Н. Скаткин);

  • современные концепции гуманизации и гуманитаризации образования (Р.А. Валеева, А.И. Иванов, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Ф.Р. Филиппов, Е.Н. Шиянов и др.);

  • теории взаимодействия личности и среды (В.Г. Бочарова, В.Ш. Масленникова, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов, А.Н. Хузиахметов, Р.А. Фахрутдинова и др.);

  • концепции устойчивого развития общества и природы (Г.Х. Брундтланд, С.Н. Глазачев, А. Гор, Н.М. Мамедов, Д. Медоуз, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др.);

  • теории развития экологического образования (Н.М.Верзилин, И.Т. Гайсин, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Д.Комиссаров, Б.М.Корсунская, А.В. Миронов, И.Н.Пономарева, Н.А.Рыков, И.Т.Суравегина, Н.М.Чернова и др.,);

  • теории единства сознания и деятельности (С.Ф. Анисимов, Э.С. Маркарян), связи личности и общества (Л.П. Буева, Ю.В. Сычева, Г.Н. Филонов, Э.Г. Юдина).

В исследовании применялись теоретические и эмпирические методы: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по развитию экологического образования; сравнительно-сопоставительный и историко-ретроспективный; систематизация и обобщение исторических фактов, архивных материалов; анализ программ, учебников, методических пособий для средней школы по экологии, биологии; обобщение педагогического опыта; моделирование; метод наблюдения, беседы, экспертных оценок и самооценки; монографический метод изучения цельного опыта.

Этапы исследования:

На первом этапе (2004–2005 гг.) осуществлялся теоретический, историко-педагогический анализ научной литературы по проблеме, разрабатывались общие подходы к ее решению, были определены цель, задачи, понятийный аппарат и логика исследования.

На втором этапе (2005–2006 гг.) проводилась систематизация теоретического и эмпирического материала по исследуемой проблеме; были раскрыты и охарактеризованы историко-теоретические предпосылки становления и развития экологического образования; была обоснована периодизация этапов развития экологического образования школьников (вторая половина XX – начало XXI в.); были выявлены тенденции развития содержания, форм и методов экологического образования школьников в исследуемый период.

На третьем этапе (2006–2008 гг.) был представлен сравнительно-сопоставительный анализ отечественных и зарубежных тенденций развития экологического образования школьников в исследуемый период, определены перспективы его развития; осуществлялось оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. На основе системного анализа раскрыты предпосылки, обуславливающие особенности становления экологического образования:

  • политические: отсутствие законодательной и нормативно-правовой базы экологического образования; изменение государственной образовательной политики страны (пересмотр идеи антропоцентризма о преобладании человека над природой и неисчерпаемости природных ресурсов); ослабление государственного контроля и внимания общества к экологическим проблемам;

  • социально-педагогические: адаптация личности к экологическим нормам, законам и правилам поведения, создание условий для формирования свободной, экологически сознательной личности; осознание ответственности личности за сохранение жизни в биосфере;

  • культурно-исторические: сохранение и накопление позитивных экологических традиций, проявление историко-региональных особенностей в жизнедеятельности человека;

  • социально-экономические: необходимость экологических знаний во всех сферах жизнедеятельности, потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов экологического профиля.

2. Обоснована периодизация развития экологического образования школьников (вторая половина XX – начало XXI в.):

  • первый этап (19501967е гг. XX в.) – становление экологического образования школьников как «теории экологического воспитания»;

  • второй этап (19681979-е гг.) – распространение «природоохранного просвещения»;

  • третий этап (19801999-е гг.) – обоснование «экологического образования» как области педагогической теории и практики;

  • четвертый этап (20012008-е гг.) – современный.

3. Выявлены основные тенденции развития экологического образования школьников в России в соответствии с этапами развития экологического образования в указанный период:

  • тенденция включения содержания экологического образования в структуру школьных предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов;

  • тенденция перехода от антропоцентрического содержания экологического образования к экоцентрическому на основе интегрального характера межпредметных связей школьных предметов;

  • тенденция гуманизации и усиления духовного потенциала экологического образования школьников, определяемого нравственным и культурным императивами;

  • тенденция проявления многовариативной модели школьного экологического образования на основе однопредметной, многопредметной и смешанной моделей конструирования учебного процесса;

  • тенденция внедрения в практику общеобразовательных школ новых технологий обучения (информационные, интерактивные, блочно-модульные, развивающие, проблемные и др.), форм экологического образования учащихся (межпредметные уроки, ролевые и сюжетные игры, методы и приемы имитации и игрового моделирования, походы-экспедиции по исследованию и охране природы родного края, конференции и т.д.);

  • тенденция обеспечения непрерывности экологической подготовки школьников на протяжении всего обучения в школе на основе взаимосвязи учебной, внеурочной и внеклассной форм работы по взаимодействию школьников с природной средой;

  • тенденция создания эколого-образовательной среды школы (заложенной в социальном и природном окружении учащихся) как комплекса условий, влияний и возможностей формирования эколого-ориентированной личности школьника.

4. Выявлены основные тенденции зарубежного опыта экологического образования школьников (вторая половина XX – начало XXI в.):

  • тенденция синтеза гуманистических традиций культур различных стран в содержании школьного образования, отвечающие требованиям постиндустриального общества;

  • тенденция создания непрерывного экологического образования как согласованной стратегии выживания человечества в условиях формирующейся мировой цивилизации;

  • тенденция проявления междисциплинарного подхода к содержанию экологического образования школьников в аспекте их взаимоотношений с окружающей средой;

  • тенденция распространения западного педоцентризма по укреплению здоровья школьников посредством организации разумного досуга («обучение на свежем воздухе»);

  • тенденция содержательного смещения акцентов с биоэкологии (классической экологии) в область социальной экологии и энвайроменталистики (средологии): от природы к социальным условиям, культуре (экологической культуре), этике (биоэтике), экономике («естественному капитализму»), политике («зеленым» социально-политическим движениям), праву (экологическому);

  • тенденция формирования нового типа экологического сознания школьников в связи с реализацией задач устойчивого развития общества и использования экологообразовательных адаптивных технологий обучения.

5. Представлен сравнительно-сопоставительный анализ отечественных и зарубежных тенденций экологического образования школьников и определены перспективы его развития на основе модели среднего общего экологического образования, включающей следующие блоки: цель как формирование экологической культуры личности школьника, основу которой составляют следующие компоненты: научные знания, умения и навыки, экологическое мышление, сознание, ответственность и поведение; задачи экологического образования школьников; педагогические условия, способствующие его эффективности; содержание, формы и методы реализации экологического образования школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических подходов становления и развития экологического образования школьников: междисциплинарный подход в системе «человек – общество – природа»; экологическая культура как часть общей культуры личности и ее составляющие (экологические знания, умения и навыки, экологическое мышление, экологическое сознание, экологическая ответственность, экологическое поведение, ценностные ориентации); взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов структуры (когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный); обоснование принципов проектирования и реализации экологического образования и воспитания школьников (всеобщности, целостности, гуманизации, научности, прогностичности, взаимосвязанного раскрытия, интеграции, гибкости, вариативности, проблемности, системности и междисциплинарности, систематичности, непрерывности, единства общего и экологического образования); разработаны содержание (на основе однопредметной, многопредметной и смешанной моделей), формы и методы урочной и внеклассной работы; создание эколого-образовательной среды школы по формированию экологической культуры личности учащегося. Введены в научный оборот первоисточники на языке оригинала по проблемам экологического образования школьников за рубежом: научные подходы (холистический, фасилитационный, учет различий в стилях познания, интерактивное обучение, обучение через сотрудничество, метод приоритета нравственных ценностей); концептуальные положения («образование в области окружающей среды» (Environmental Education), «образование для устойчивого развития» (Education for Sustainability), «природоохранное образование» (Naturschutzpaedagogik), «природная педагогика» (Naturpaedagogik), «экопедагогика» (Oekopaedagogik), «педагогика окружающего мира» (Mitweltpaedagogik) и др.). Рассмотрены теоретические представления зарубежного опыта школьного экологического образования в аспекте использования эколого-образовательных адаптивных технологий.

Практическая значимость работы заключается в том, что представленные материалы развития экологического образования, а также содержащиеся в исследовании выводы создают предпосылки для научно-практического обеспечения, модернизации системы образования в целом, и экологического в частности; результаты исследования и методические рекомендации по повышению эффективности экологического образования могут быть использованы учителями школ и преподавателями высшей школы, специалистами системы повышения квалификации педагогических кадров, методистами в процессе разработки учебных пособий и практических рекомендаций по совершенствованию экологического образования учащихся; для расширения содержания курсов «Теория и методика воспитания», «Теория обучения и педагогические технологии», общей и сравнительной педагогики и частных методик естественнонаучного цикла. Результаты исследования с учетом выявленных тенденций помогут выработать основные направления школьной образовательной политики и стратегии ее дальнейшего совершенствования.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается оптимальным выбором методологических оснований, опорой на фундаментальные исследования и достижения историко-педагогической науки; внутренней непротиворечивостью логики исследования; адекватностью использованных методов исследования его цели и задачам; личным участием автора в разработке программ экологического образования школьников и исследовательских материалов, научной апробацией основных идей и полученных результатов в практике школьного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные идеи и результаты исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях «Университетское образование в мире: современные инновационные подходы к его развитию» в 2006 г. (г. Казань), «Актуальные проблемы науки и образования в посткатастрофный период» в 2007 г. (г. Новозыбков), «Этнодидактика народов России: деятельностно-компетентностный подход к обучению» в 2007 г. (г. Нижнекамск); на всероссийских научно-практических конференциях «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства» в 2007 г. (г. Казань), «Природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан и сопредельных территорий» в 2007 г. (г. Казань), «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» в 2005 г. (г. Казань); на ежегодных научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов в ТГГПУ (2005-2008гг.); на городской педагогической конференции «Роль экологического образования и воспитания детей в формировании навыков здорового образа жизни, борьбе с вредными привычками, профилактике наркомании и СПИДа в г. Казани» (2006 г.); как научный проект «Прогностическая модель общего среднего экологического образования», представленный на республиканском конкурсе «Педагогический Олимп-2007» среди молодых педагогов на соискание премии за особые успехи в педагогической, научно-исследовательской и общественной деятельности; на республиканских, городских семинарах, совещаниях учителей, посвященных проблемам повышения эффективности экологического образования школьников.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Историко-теоретическое обоснование политических, социально-педагогических, культурно-исторических, социально-экономических предпосылок и этапов развития экологического образования (вторая половина XX – начало XXI в.);

  2. Тенденции развития содержания, форм и методов экологического образования школьников в обозначенный период;

  3. Сравнительно-сопоставительный анализ отечественных и зарубежных тенденций развития экологического образования (вторая половина XX – начало XXI в.) и перспективы его развития на основе модели среднего общего экологического образования.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении обоснована актуальность данного исследования; определены цель, задачи, объект, предмет, методология и методы исследования; раскрыта его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Историко-теоретические предпосылки становления и развития экологического образования» (вторая половина XX – начало XXI в.) раскрыты предпосылки развития экологического образования школьников в России; осуществлен ретроспективный анализ этапов его развития в обозначенный период; выявлены тенденции развития экологического образования школьников в зарубежной педагогике.

Во второй главе «Тенденции развития содержания, форм и методов экологического образования школьников в исследуемый период» выявлены ведущие тенденции развития экологического образования школьников в России в исследуемый период. Представлен сравнительно-сопоставительный анализ экологического образования школьников в России и за рубежом и определены перспективы его развития на основе модели среднего общего экологического образования.

В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и выводы проведенного исследования.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.) iconЗагладин Н. В. Всеобщая история. Конец XIX начало XXI в.: учебник...
Тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по курсу «История. 2-я половина ХХ в начало XXI в.» для 12 классов...
Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.) iconЭволюция системы российской науки в области физической культуры и...
Всероссийский турнир по боксу класса «А» среди юниоров 1995- 1996 г р памяти полковника милиции А. Т. Каюмова
Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.) iconПрограмма дисциплины
Религиозный фактор в политической жизни стран юва (вторая половина ХХ – начало ХХI в.)
Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.) iconКурс «Всеобщая история : вторая половина 19- начало 21 в.» 11 класс пояснительная записка
Программа предназначена для преподавания в 11 классе социально-гуманитарного профиля по модели второго концентра школьного исторического...
Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.) iconТерминология русской риторики как учения о речи (вторая половина XVIII первая половина XIX вв.)
Название документа: Внеклассное мероприятие по информатике в 10 классе «Слабое звено»
Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.) iconЕвреи кубанской области (вторая половина xix-начало XX вв.) 07. 00. 02 Отечественная история
Об утверждении состава экспертного совета по организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий областного...
Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.) iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XX начало XXI века 5-ое изд
Зачетный раздел «Россия и мир накануне Второй мировой войны. Вторая мировая война»
Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.) iconПроект по истории «Никогда не забудем»
Вторая мировая война” по умк издательства «Дрофа» учебник А. Ф. Киселёва, В. П. Попова «История России XX – начало XXI века, 9 класс,11...
Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.) iconКак я поступал в вуз
Половина, кого я знаю, да и я сама, начали задумываться, куда они собираются поступать именно с этой датой, а вторая половина начнет...
Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.) iconУрок Вторая половина дня

Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.) iconЛекция как основная форма организации обучения в высшей школе
Зарождение и основные тенденции развития высшего педагогического образования в России (ХVII начало XX вв.)
Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.) icon«Программный комплекс «Знаем ли мы, кто живет рядом с нами?» в системе...
Экология становится одним из важных направлений научной мысли XXI века. Экологические знания это краеугольный камень развития современной...
Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.) iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.) iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.) iconТемы рефератов по курсу культурологии
Славянофильство и западничество: тенденции развития русской культуры и ее саморефлексии в XIX-XXI вв
Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX начало XXI в.) iconКафедра всеобщей и отечественной истории
Основные тенденции развития стран Европы и Америки во второй половине ХХ – начале XXI вв


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск