Скачать 1.95 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекспо дисциплине «Геополитика» Факультет журналистики Направление: Журналистика 030600 Кафедра общественных наук Составители доц. Мурашева Е.В. ст. пр. Иванишкина Ю.В. Москва-2013 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав. кафедрой ___________________________ (Лихачев М.О.) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ от 2.09.2013 Программа дисциплины «Геополитика» Для специальности Журналистика 030600
Москва-2013 Введение. Основное содержание программы. Пояснительная записка Данная программа определяет основные цели, задачи, содержание и организацию курса ГЕОПОЛИТИКА. Курс ГЕОПОЛИТИКА является дисциплиной по выбору студента, устанавливаемой вузом. Государственный образовательный стандарт дисциплины ГЕОПОЛИТИКА для специальности «Журналистика не предусмотрен. Фундамент курса составляет системное изучение сущности и содержания понятия геополитика, ее структуры, основных категорий и направлений, проблем и перспектив геополитики. Критерием усвоения курса являются фактические знания об основных идеях, принципах и методах изучения геополитики, современной системе международных отношений, внешней политике государства, основных геополитических концепциях, геополитических изменениях после распада СССР, России в новой системе международных отношений, ее отношениях с Украиной и Беларусью, формировании новой геостратегической политики, геополитических отношениях в Средней Азии и Закавказье, новой геополитической динамике, геополитике стран Балтии, европейской геополитике, современной геополитике стран Восточной Европы, интеграционных процессах в Западной Европе, геополитике и национальной безопасности в Западной Европе, геополитике ведущих стран мира, месте США в системе геополитических отношений, геополитике и общественном развитии Японии, геостратегической политике Китая, геополитике развивающихся стран, проблемах геополитической ситуации в Азии, геополитике и странах Латинской Америки, традициях и геополитике Африки. Предмет геополитики на междисциплинарном уровне связан с такими дисциплинами, как география, история, политология, культурология, экономика, философия и другими. Изучение геополитики осуществляется при помощи системно-синергетического подхода, что способствует формированию комплексного, перспективного мышления, умения анализировать всю совокупность геополитических факторов и применять инструментарий геополитики к современным процессам мирового развития. Владение теоретической и методологической базой дисциплины «Геополитика» позволяет успешно освоить данный курс и расширять свои знания в области геополитики в дальнейшем. Основные цели и задачи курса. Цель: - формирование представления о геополитике как важнейшей практике и научной дисциплине, сущности и содержании геополитики, предмете и задачах курса геополитики, целях, функциях и приоритетах, основных идеях, принципах и методах изучения геополитики, теоретических основах и основных направлениях геополитики – формирование представления о геополитическом подходе к исследованию общества - о современной системе международных отношений, внешней политике государства, национальной безопасности государства - о геополитическом моделировании реальности Задачи: -обеспечить усвоение системы основных методов, понятий и категорий, используемых геополитикой для описания реальности - получение студентами знаний о геополитических факторах, влияющих на изменения в обществе - усвоение основных принципов геостратегии - установление взаимосвязей между геополитикой и экономическими процессами в мире - формирование у студентов понимания актуальных проблем международныхотношений, роли России в мировой политике - выявление особенностей и взаимосвязей глобальной, регионально-континентальной и регионально-локальной геополитики В результате освоения содержания дисциплины студенты должны знать: - основные идеи, принципы и методы изучения геополитики - место геополитики в системе наук о природе и обществе -- основные закономерности геополитики - критерии национальной мощи государства - геополитические аспекты обеспечения национальной безопасности - основные концепции классической и современной геополитики - политическую карту мира - особенности геополитического положения отдельных стран и регионов - специфику геополитической стратегии ведущих государств и регионов мира - основные формы современной геополитической борьбы, сущность глобальных геополитических процессов - особенности современной геополитической ситуации в мире - особенности российской геополитики в прошлом и настоящем - основные направления внешней политики РФ, ее приоритеты, проблемы и успехи - суть геополитических процессов на постсоветском пространстве уметь: - корректно оперировать терминами предметной области знания - различать академическое и практическое направление геополитики -использовать методологию геополитической теории - различать природные, экономические, политические, культурные и демографические факторы геополитики - самостоятельно анализировать и интерпретировать информацию об основных процессах, происходящих в сфере геополитики, осознанно ориентироваться в современного процессах общемирового развития - объяснять причины возникновения геополитических противоречий и очагов напряженности, искать возможные пути их урегулирования - выявлять факторы, препятствующие национальным интересам и национальной безопасности России владеть: - представлениями о специфике предмета геополитики - о месте и роли геополитики в современном мире -о разных подходах к интерпретации геополитики -о геополитических кодах ведущих стран мира -отношении геополитики к смежным дисциплинам, взаимосвязи и взаимозависимости геополитики и других предметов гуманитарно-социального цикла -владеть современными методами поиска, обработки и использования информации о геополитике -владеть представлениями об изменениях и тенденциях развития в сфере геополитики Принципы отбора содержания и организации учебного материала Отбор материала основан на принципе системности, благодаря которому раскрыта вся совокупность проявлений геополитики. Содержание курса, таким образом, направлено на формирование у студентов целостного, научного мировоззрения; показывает роль геополитики как одной из системообразующих сфер общественной жизни. Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. В лекциях излагаются теоретические и методические подходы к осмыслению и решению рассматриваемых вопросов. Самостоятельная работа направлена на знакомство с источниками по изучаемым темам и критический анализ прессы. Семинарские занятия строятся в форме обсуждения материалов, изученных студентами в ходе самостоятельной работы, и выполнения учебных заданий исследовательского характера. Форма итогового контроля – зачет. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
разработка содержания, контрольных и учебных заданий, УМК ОМ.
Название дисциплины: Геополитика Модуль 1. Объем в ЗЕ: 1 кредит Время изучения: курс 3 семестр 5 Взаимосвязь с другими модулями: Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Правоведение, Российская политическая система, Россия в системе международных отношений Групповая принадлежность ОМ: общекультурный Кластерная принадлежность ОМ: нормативный Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): 1.4.1. Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского 2.2.3. Разделяет социальные ценности, способствующие развитию гражданского общества Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы 1 уровень сложности: - тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование. 2 уровень сложности: - реферирование, тезирование, конспектирование, аннотирование; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ. - дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, экспертная оценка, эссе. 3 уровень сложности: - курсовая работа, эссе, проект. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 40/60 % 70/30 % - мировоззренческий кластер 50/50 % - нормативный кластер 30/70 % - инструментальный кластер Технологическая карта образовательного модуля
2. Объем модуля и виды учебной работы (по каждой форме обучения)
3. Содержание модуля/ дисциплины 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по каждой форме обучения)
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
1. Рудольф Челлен — основатель категории «геополитика» 2. «Органическая школа» Фридриха Ратцеля 3. Концепция «морского могущества» А. Мэхэна 4. Концепция «поссибилизма» В. де ла Бланша 5. «Географическая ось истории» Х. Макиндера 6. Немецкая геоидеология (К. Хаусхофер) 7. Модель «римленд» Н. Спайкмена 8. Постсоветские страны после распада СССР (по выбору) 9. Квазигосударства на постсоветском пространстве 10. Роль Германии в процессе европейской интеграции 11. Германия - Россия – Франция 12. Геополитическая ситуация на Балканах 13. Россия в геополитике США 14. Россия и НАТО 15. Американские интересы на постсоветском пространстве 16. Геостратегия США для Евразии 17. Китай в геополитике США 18. Япония в геополитике США 19. Индустриальные страны Юго-Восточной Азии 20. Арабо-израильский конфликт и его геополитические последствия 21. Геополитическая роль Ирана на Ближнем Востоке 22. Место Индии в современной геополитической системе 23. Геополитика террора: анализ проблемы 24. Информационная революция и геополитика 25. Роль цивилизационных факторов в геополитике 26. Влияние панидей на современную геополитику Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины Литература Основная 1. Нартов, Н. А. Геополитика. Учеб. для вузов. М. 2004. Рек. МО. Дополнительная 1. Ашенкампф, Н.Н. Геополитика. Учеб. для вузов. М. 2010. 2. Гаджиев, К.С. Введение в геополитику: Учеб. для вузов. М. 2001. 3. Маринченко А.В. Геополитика. Учеб.пособ. М. 2009. в) информационное обеспечение (Интернет-ресурсы, программные средства, мультимедиа технологии) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: http://geopolitika.ru http://geopolitiks.ru http://www. strana-oz.ru/Отечественные записки/Геополитика http://militara.lib.ru/science/mahan1/index.html http://euR.osia.com.ru/ciocs/sehmitl.html http://www.arctogaia.com/public/osnovygeo/index.ht. http://www.glazev.ru/forum/viewtopic.php?t=530&vie. http://grachev62.narod.ru/haushofer/chapt27.htm http://paharin.com./doc/40 http://cityref.ru/prosmotr/2346-0.htm http://geopolitics.chat.ru/index.html http://taf.ilim.ru/~taf/public/geopol4.html http://www.alexeymitrofanov.ru/books_geopolit00.ht. Материально-техническое обеспечение ОМ/ УД _________компьютер, экран, интерактивная доска, магнитофон_______________________
(Методические рекомендации для преподавателей и студентов) Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа по геополитике является формой учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) и включена в учебный план. Форма отчетности – контрольная работа, реферат, эссе, курсовая работа. Оценка за работу дифференцированная. Преподаватель дает заключение и отражает его в виде рецензии. Самостоятельная работа предназначена для определения степени сформированности интеллектуальных, общеучебных и исследовательских умений студента, глубины его знаний в избранной области. В работе студент демонстрирует способность к рефлексии, критической оценке информации, осмысливает технологию работы с источниками. Студент, выполняющий работу, согласует ее аспекты (тему, название, возможные источники) с преподавателем, конкретизирует цель, задачи и методику исследования. Преподаватель рекомендует научную литературу, контролирует библиографические поиски студента, направляя их в нужное русло. Работа должна иметь четкую и соответствующую поставленным задачам схему. Структура работы должна включать в себя три части: 1 – введение с указанием темы, ее актуальности, целей и задач исследования (рекомендуется наличие анализа источниковой базы); 2 – основное содержание работы, 3 – заключение, в котором излагаются основные выводы автора по изученной теме. Все вопросы должны быть раскрыты в соответствии с содержанием темы. В основной части работы следует рассмотреть предмет, цели, функции, структуру, механизм и направления реализации указанной темы. Рекомендуется привлекать материалы СМИ, мнения экспертов. В заключение следует подвести итоги рассмотрения темы, выделить ключевые проблемы и обосновать свою позицию по их решению. Рекомендуемый объем работы – 20 страниц (шрифт 12, интервал 1,5).
|
Рабочая программа дисциплины Геополитика Направление подготовки 41.... Цель курса «Геополитика» формирование у студентов представления о геополитической картине современного мира, приобретение навыка... | Рабочая программа дисциплины Геополитика Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Памятка по «Геополитике» Дисциплина «Геополитика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла руп, изучается в 1 семестре... | Программа по дисциплине «Геополитика и военная безопасность России» Автор программы: доктор военных наук, профессор Останков Владимир Иванович (Ostankovv07@mail ru) | ||
Урок №4-5 Тема: Характеристика влияния международных отношений на... Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Геополитика основная... Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Геополитика» для специальности... Рассмотрено на заседании кафедры Теории и истории государства и права 24 октября 2008 г. Протокол №2 | Рабочая программа учебной дисциплины геополитика Рецензенты: заведующий кафедрой 507 «экономическая теория» Московского авиационного института (национальный исследовательский университет),... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Политическая география и геополитика» Направление— 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Географическое образование Форма подготовки (очная) | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 гсэ. В 1 Геополитика... Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 030201. 65 «Политология» Специальность: 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика» | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 030201. 65 «Политология» Специальность 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 030201. 65 «Политология» Специальность 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика» | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 030201. 65 «Политология» Специальность 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика» | ||
Учебно-методический комплекс курса по выбору специальность 030201. 65 «Политология» Специальность 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика» | Учебно-методический комплекс курса по выбору специальность 030201. 65 «Политология» Специальность 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика» |