«Геополитика»





Название«Геополитика»
страница1/17
Дата публикации20.02.2015
Размер1.95 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Общественных наук

Ярыгин Д.В.

Лихачев М.О.

____________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 2.09.2013
Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Геополитика»


Факультет журналистики

Направление: Журналистика 030600

Кафедра общественных наук
Составители доц. Мурашева Е.В.

ст. пр. Иванишкина Ю.В.

Москва-2013

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"


Утверждаю зав. кафедрой

___________________________

(Лихачев М.О.)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

от 2.09.2013


Программа дисциплины
«Геополитика»

Для специальности Журналистика 030600








Москва-2013

Введение. Основное содержание программы.

Пояснительная записка
Данная программа определяет основные цели, задачи, содержание и организацию курса ГЕОПОЛИТИКА. Курс ГЕОПОЛИТИКА является дисциплиной по выбору студента, устанавливаемой вузом. Государственный образовательный стандарт дисциплины ГЕОПОЛИТИКА для специальности «Журналистика не предусмотрен. Фундамент курса составляет системное изучение сущности и содержания понятия геополитика, ее структуры, основных категорий и направлений, проблем и перспектив геополитики. Критерием усвоения курса являются фактические знания об основных идеях, принципах и методах изучения геополитики, современной системе международных отношений, внешней политике государства, основных геополитических концепциях, геополитических изменениях после распада СССР, России в новой системе международных отношений, ее отношениях с Украиной и Беларусью, формировании новой геостратегической политики, геополитических отношениях в Средней Азии и Закавказье, новой геополитической динамике, геополитике стран Балтии, европейской геополитике, современной геополитике стран Восточной Европы, интеграционных процессах в Западной Европе, геополитике и национальной безопасности в Западной Европе, геополитике ведущих стран мира, месте США в системе геополитических отношений, геополитике и общественном развитии Японии, геостратегической политике Китая, геополитике развивающихся стран, проблемах геополитической ситуации в Азии, геополитике и странах Латинской Америки, традициях и геополитике Африки. Предмет геополитики  на междисциплинарном уровне связан с такими дисциплинами, как география, история, политология, культурология, экономика, философия и другими. Изучение геополитики осуществляется при помощи системно-синергетического подхода, что способствует формированию комплексного, перспективного мышления, умения анализировать всю совокупность геополитических факторов и применять инструментарий геополитики к современным процессам мирового развития. Владение теоретической и методологической базой дисциплины «Геополитика» позволяет успешно освоить данный курс и расширять свои знания в области геополитики в дальнейшем.

Основные цели и задачи курса.

Цель:
- формирование представления о геополитике как важнейшей практике и научной дисциплине, сущности и содержании геополитики, предмете и задачах курса геополитики, целях, функциях и приоритетах, основных идеях, принципах и методах изучения геополитики, теоретических основах и основных направлениях геополитики

– формирование представления о геополитическом подходе к исследованию общества

- о современной системе международных отношений, внешней политике государства, национальной безопасности государства

- о геополитическом моделировании реальности
Задачи:

-обеспечить усвоение системы основных методов, понятий и категорий, используемых геополитикой для описания реальности

 - получение студентами знаний о геополитических факторах, влияющих на изменения в обществе

- усвоение основных принципов геостратегии

- установление взаимосвязей между геополитикой и экономическими процессами в мире

- формирование у студентов понимания актуальных  проблем международныхотношений, роли России в мировой политике

- выявление особенностей и взаимосвязей глобальной, регионально-континентальной и регионально-локальной геополитики
   В результате освоения содержания дисциплины студенты должны

знать:

- основные идеи, принципы и методы изучения геополитики

- место геополитики в системе наук о природе и обществе

-- основные закономерности геополитики

- критерии национальной мощи государства

- геополитические аспекты обеспечения национальной безопасности

- основные концепции классической и современной геополитики

- политическую карту мира

- особенности геополитического положения отдельных стран и регионов
- специфику геополитической стратегии ведущих государств и регионов мира

- основные формы современной геополитической борьбы, сущность глобальных геополитических процессов

- особенности современной геополитической ситуации в мире
- особенности российской геополитики в прошлом и настоящем

- основные направления внешней политики РФ, ее приоритеты, проблемы и успехи

- суть геополитических процессов на постсоветском пространстве
уметь:

- корректно оперировать терминами предметной области знания

- различать академическое и практическое направление геополитики

-использовать методологию геополитической теории

- различать природные, экономические, политические, культурные и демографические факторы геополитики

- самостоятельно анализировать и интерпретировать информацию об основных процессах, происходящих в сфере геополитики, осознанно ориентироваться в современного процессах общемирового развития   

- объяснять причины возникновения геополитических противоречий и очагов напряженности, искать возможные пути их урегулирования

- выявлять факторы, препятствующие национальным интересам и национальной безопасности России

 

владеть:

- представлениями о специфике предмета геополитики

- о месте и роли геополитики в современном мире

-о разных подходах к интерпретации геополитики

геополитических кодах ведущих стран мира

-отношении геополитики к смежным дисциплинам, взаимосвязи и взаимозависимости геополитики и других предметов гуманитарно-социального цикла

-владеть современными методами поиска, обработки и использования информации о геополитике

-владеть представлениями об изменениях и тенденциях развития в сфере геополитики

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Отбор материала основан на принципе системности, благодаря которому раскрыта вся совокупность проявлений геополитики. Содержание курса, таким образом, направлено на формирование у студентов целостного, научного мировоззрения; показывает роль геополитики как одной из системообразующих сфер общественной жизни.

Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. В лекциях излагаются теоретические и методические подходы к осмыслению и решению рассматриваемых вопросов. Самостоятельная работа направлена на знакомство с  источниками по изучаемым темам и критический анализ прессы. Семинарские занятия строятся в форме обсуждения  материалов, изученных студентами в ходе самостоятельной работы, и выполнения  учебных заданий исследовательского характера.

Форма итогового контроля – зачет.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

  1. Виды работ:

разработка содержания, контрольных и учебных заданий, УМК ОМ.


  1. Входные данные:

Название дисциплины: Геополитика

Модуль 1.
Объем в ЗЕ: 1 кредит
Время изучения: курс 3 семестр 5
Взаимосвязь с другими модулями:

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Правоведение, Российская политическая система, Россия в системе международных отношений
Групповая принадлежность ОМ: общекультурный

Кластерная принадлежность ОМ:

нормативный
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

1.4.1. Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского

2.2.3. Разделяет социальные ценности, способствующие развитию гражданского общества
Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения
Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы

1 уровень сложности:

- тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование.

2 уровень сложности:

- реферирование, тезирование, конспектирование, аннотирование; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ.

- дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, экспертная оценка, эссе.

3 уровень сложности:

- курсовая работа, эссе, проект.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 40/60 %

70/30 % - мировоззренческий кластер

50/50 % - нормативный кластер

30/70 % - инструментальный кластер

Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль




1.4.1. Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского.


Тема 1.

Предмет и задачи геополитики


Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

Контрольная работа, тест, задания для самостоятельной работы




1.4.1. Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского.

Тема 2.

Становление классической геополитики

Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

Контрольная работа, тест, задания для самостоятельной работы







1.4.1. Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского.


Тема 3.

Российская геополитика

Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

Контрольная работа, тест, задания для самостоятельной работы




1.4.1. Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского.

Тема 4.

Современное геополитическое положение России

Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

Контрольная работа, тест, задания для самостоятельной работы




1.4.1. Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского.

Тема 5.

Россия и СНГ


Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

Контрольная работа, тест, задания для самостоятельной работы




1.4.1. Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского.

Тема 6.

Ключевые регионы СНГ


Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

Контрольная работа, тест, задания для самостоятельной работы




1.4.1. Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского.

Тема 7.

Европейская геополитика

Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

Контрольная работа, тест, задания для самостоятельной работы




1.4.1. Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского.

Тема 8.

Геополитика США


Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

Контрольная работа, тест, задания для самостоятельной работы




1.4.1. Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского.

Тема 9.

Геополитика Азиатско-Тихоокеанского региона


Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

Контрольная работа, тест, задания для самостоятельной работы




1.4.1. Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского.

Тема 10.

Геополитика развивающихся стран: Ближний Восток, Латинская Америка, Африка


Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

Контрольная работа, тест, задания для самостоятельной работы





2. Объем модуля и виды учебной работы

(по каждой форме обучения)

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа







Лекции

18

8




Практические/семинарские

-

-




Лабораторные

-

-




Консультации

-

-




Курсовые/рефераты

-

-




Контрольные работы (раб. тетрадь)

-

10




Итоговый контроль

Зачет



+

-




Общий объем часов по дисциплине

18

18






3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по каждой форме обучения)


№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Контрольная работа

Семинары

Самостоятельная работа

1.

Тема 1.

Предмет и задачи геополитики


Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

2.

Тема 2.

Становление классической геополитики

Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

3.

Тема 3.

Российская геополитика

Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

4.

Тема 4.

Современное геополитическое положение России

Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

5.

Тема 5.

Россия и СНГ


Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

6.

Тема 6.

Ключевые регионы СНГ


Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

7.

Тема 7.

Европейская геополитика

Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

8.

Тема 8.

Геополитика США


Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

9.

Тема 9.

Геополитика Азиатско-Тихоокеанского региона


Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь

10.

Тема 10.

Геополитика развивающихся стран: Ближний Восток, Латинская Америка,Африка


Конспект

Устный доклад, реферат, курсовая работа

Круглый стол, эссе, ролевая игра

Рабочая тетрадь



3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Тема 1.

Предмет и задачи геополитики


Сущность и содержание понятия «геополитика». Объект и предмет  геополитики. Отличие геополитики от политической географии. Природные экономические, политические, культурные и демографические факторы геополитики. Основные идеи, принципы и методы изучения геополитики. Геополитика как идеология. Геополитические коды. Культурно-психологический подход к геополитике. Основные геополитические категории. Современная система международных отношений. Внешняя политика государства. Критерии национальной мощи. Геополитическое моделирование.

  1. Объект и предмет геополитики

  2. Факторы геополитического влияния

  3. Геополитика как идеология

  4. Основные категории геополитики

5. Критерии национальной мощи

1. Сущность и содержание понятия геополитика

2. Основные идеи, принципы и методы изучения геополитики

3. Критерии национальной мощи


2.

Тема 2.

Становление классической геополитики

История развития геополитических идей (донаучный период). Геополитические представления античности (Платон, Полибий, Цицерон, Аристотель). Геополитика эпохи Возрождения и Нового времени. (Ш. Монтескье, Г. Гегель, К. Риттер). Классический период развития геополитики. Р. Челлен - основатель геополитики как науки и его модель «континентальной геопо­литики». По­литическая география Ф. Ратцеля. К. Хаусхофер: теория «континентального блока» и «мировой оси». Классические англо-американские геополитические концепции. «Доктрина Монро». Теория морской силы А. Т. Мэхена. «Географическая ось истории» X. Маккиндера. Концепция римленда Н. Спайкмена. Мондиализм и парадигма однополярного мира.



  1. Геополитические представления Античности

  2. Геополитика эпохи Возрождения и Нового времени.

  3. Классический период развития геополитики.

  4. Классические англо-американские геополитические концепции.

  5. «Мондиализм и парадигма однополярного мира.




1. Развитие геополитических идей (донаучный период).

2. Классическая европейская геополитика

3. Классическая англо-американская геополитика



3.

Тема 3.

Российская геополитика

Мессианская идея как основа российской геополитики. Концепция «Москва – третий Рим».  Основные задачи русской школы геополитики. Географический детерминизм. (Л.И. Мечников, В.П. Семенов-Тян-Шанский, В.О.Ключевский).  Геостратегический проект для России (Д. Милютин). Гео­политические основы евразийства. Учение Л.Н. Гумилева о евразийской пассионарности.

Проблема формирования новой геополитической традиции в постсоветской России. Геополитика неоевразийцев - А. Дугин. Неозападники в российской геополитике.


  1. Концепция «Москва – третий Рим» в российской геополитике

  2. Основные задачи российской школы геополитики

  3. Географический детерминизм

  4. Евразийство

  5. Неоевразийцы и неозападники в российской геополитике

1. Мессианская идея в российской геополитике

2.  Географический

детерминизм в российской геополитике

3. Евразийство и его современ­ное значение


4.

Тема 4.

Современное геополитическое положение России

Плюсы и минусы современного геополитического положения России. Геополитическая характеристика России: территория, природно-климатические особенности, природные ресурсы, демографические показатели (количество населения, соотношение молодого и старого, мужского и женского населения, уровень рождаемости и здоровья, плотность населения, его национальный состав, экономический и военный, образовательный и научный потенциал страны). Россия в новой системе международных отношений. Внешняя политика России.


  1. Современное геополитическое положение России

  2. Россия в новой системе международных отношений




1. Причины распада СССР

2.Сильные и слабые стороны геополитического положения современной России

3. Новая геополитическая динамика

4. Россия в новой системе международных отношений


5.

Тема 5.

Россия и СНГ


Геополитические изменения после распада СССР. Алма-Атинская декларация о создании СНГ. Договор о коллективной безопасности. Принципы функционирования и правовая база СНГ.

СНГ – приоритетное направление внешней политики РФ. Российские геополитические интересы, цели и инструменты влияния


1. Геополитические изменения на постсоветском пространстве

2. Принципы функционирования и правовая база СНГ.

3. Цели и инстументы влияния России на постсоветском пространстве

1. Основные направления сотрудничества стран СНГ

2. Российские геополитические интересы и инструменты влияния в «ближнем зарубежье».

3. Проблемы интеграции в рамках СНГ


6.

Тема 6.

Ключевые регионы СНГ


Геополитика на территории бывшего СССР. Новая геополитическая ситуация на рубежах России. Украина и Беларусь; формирование новой геостратегической политики. Новые геополитические отношения в Средней Азии. Цивилизационные и демографические факторы. Интересы Запада и России в Средней Азии. Геополитическое положение Закавказья. Стратегическое значение Закавказья. Закавказье как зона повышенной конфликтности. Возможные геополитические сценарии развития Закавказья.

Геополитика стран Балтии в новой ситуации.

1. Новая геополитическая ситуация на границах России

2. Украина и Беларусь

3. Средняя Азия

4. Закавказье

5. Страны Балтии

1. Украина

2. Беларусь

3. Геополитические отношения в Средней Азии

4. Геополитическое положение Закавказья

5. Геополитика стран Балтии


7.

Тема 7.

Европейская геополитика

Современная европейская геополитика. Геополи­тическая школа «новых правых» (А. де Бенуа, Ж. Тириар). Ев­ропейский мондиализм (Ж. Аттали). Интеграционные процессы в Западной Европе. История становления ЕС. Геополитика и национальная безопасность в Западной Европе. ООН, ОБСЕ, НАТО как инструменты сотрудничества и безопасности. Концепция гражданской силы. Проблемы расширения рамок ЕС. Современная геополитика стран Восточной Европы.


1. История становления ЕС.

2. Интеграционные процессы в Европе.

3. Концепция гражданской силы.

4. Проблемы расширения рамок ЕС.

5. Геополитика стран Восточной Европы.

1.  История становления ЕС

2.  Проблемы европейской интеграции

3.  Россия и ЕС

4. Россия и Восточная Европа


8.

Тема 8.

Геополитика США


Геополитика ведущих стран мира: место США в системе геополитических отношений. Сущность геополитики США. Стратегия США как мировой державы. Мондиализм как идеология глобализации. 3. Бжезинский, Ф. Фукуяма, Г. Киссинджер. Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона и ее влияние на американскую геополитику. (В. Фицджеральд, Д. Мейнинг, Л. Кристоф).

Противоречия российско-американских отношений. Перспективы отношений между Россией и Америкой в XXI веке.

1.Место США в системе геополитических отношений.

2.Стратегия США как мировой державы.

3. Бжезинский, Ф. Фукуяма, Г. Киссинджер. Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона

4. Перспективы отношений между Россией и Америкой в XXI веке.


1. Атлантизм и мондиализм

4. Концепция «столкновения цивилизаций»

5. Россия — США: партнерство или соперничество?


9.

Тема 9.

Геополитика Азиатско-Тихоокеанского региона


Вызов Азиатско-Тихоокеанского региона в XXI веке. Место Японии в современном мире. Геополитика и общественное развитие Японии.

Геостратегия Японии в XXI веке. Геостратегическая политика Китая. Преобразования в стране. Факторы экономического роста. Китай как геополитический центр силы. Основные геополитические сценарии раз­вития АТР.


  1. Азиатско-Тихоокеанский регион в XXI веке.

  2. Геополитика Японии.

  3. Китай как геополитический центр силы.

  4. Геополитические сценарии раз­вития АТР.




1. Геополитика Японии

2. Геополитика Китая

3. Значение Азиатско-тихоокеанского региона в современной геополитике


10.

Тема 10.

Геополитика развивающихся стран: Ближний Восток, Латинская Америка,Африка


Проблемы геополитической ситуации в Азии. Геополитика мусульманских государств. Влияние исламского фактора. Геополитическая ситуация на Ближнем Востоке. Значимость региона (экономический, военно-стратегический, территориальный, демографический и др. факторы). Геополитика и страны Латинской Америки. Латинская Америка в мировой геополитике. Традиции и геополитика Африки. Факторы отсталости. Место Африки в мировой геополитике. Россия и Африка: традиции, проблемы и перспективы сотрудничества.


  1. Геополитика мусульманских государств. Влияние исламского фактора.

  2. Геополитическая ситуация на Ближнем Востоке.

  3. Латинская Америка в мировой геополитике.

  4. Африка в мировой геополитике.


1. Геополитическое значение Ближнего Востока

2.Латинская Америка в мировой геополитике

3. Африка в мировой геополитике




  1. шаблон модуля

  2. Тематика рефератов


1. Рудольф Челлен — основатель категории «геополитика»

2. «Органическая школа» Фридриха Ратцеля

3. Концепция «морского могущества» А. Мэхэна

4.  Концепция «поссибилизма» В. де ла Бланша

5. «Географическая ось истории» Х. Макиндера

6.  Немецкая геоидеология (К. Хаусхофер)

7.  Модель «римленд» Н. Спайкмена
8. Постсоветские страны после распада СССР (по выбору)

9. Квазигосударства на постсоветском пространстве
10. Роль Германии в процессе европейской интеграции

11. Германия - Россия – Франция

12. Геополитическая ситуация на Балканах

13. Россия в геополитике США

14. Россия и НАТО

15. Американские интересы на постсоветском пространстве

16. Геостратегия США для Евразии

17. Китай в геополитике США

18. Япония в геополитике США

19. Индустриальные страны Юго-Восточной Азии

20. Арабо-израильский конфликт и его геополитические последствия

21. Геополитическая роль Ирана на Ближнем Востоке

22. Место Индии в современной геополитической системе

23. Геополитика террора: анализ проблемы

24. Информационная революция и гео­политика

25. Роль цивилизационных факторов в геополитике

26. Влияние панидей на современную геополитику
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины
Литература


Основная
1. Нартов, Н. А. Геополитика. Учеб. для вузов. М. 2004. Рек. МО.
Дополнительная
1. Ашенкампф, Н.Н.  Геополитика. Учеб. для вузов. М. 2010.

2. Гаджиев, К.С. Введение в геополитику: Учеб. для вузов. М. 2001.

3. Маринченко А.В. Геополитика. Учеб.пособ. М. 2009.
в) информационное обеспечение (Интернет-ресурсы, программные средства, мультимедиа технологии)
Программное обеспечение и  Интернет-ресурсы:    

http://geopolitika.ru

http://geopolitiks.ru

http://www. strana-oz.ru/Отечественные записки/Геополитика

http://militara.lib.ru/science/mahan1/index.html

http://euR.osia.com.ru/ciocs/sehmitl.html

http://www.arctogaia.com/public/osnovygeo/index.ht.

http://www.glazev.ru/forum/viewtopic.php?t=530&vie.

http://grachev62.narod.ru/haushofer/chapt27.htm

http://paharin.com./doc/40

http://cityref.ru/prosmotr/2346-0.htm

http://geopolitics.chat.ru/index.html

http://taf.ilim.ru/~taf/public/geopol4.html

http://www.alexeymitrofanov.ru/books_geopolit00.ht.
Материально-техническое обеспечение ОМ/ УД

_________компьютер, экран, интерактивная доска, магнитофон_______________________



  1. Методическое обеспечение модуля

(Методические рекомендации для преподавателей и студентов)
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа по геополитике является формой учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) и включена в учебный план. Форма отчетности – контрольная работа, реферат, эссе, курсовая работа. Оценка за работу дифференцированная. Преподаватель дает заключение и отражает его в виде рецензии. Самостоятельная работа предназначена для определения степени сформированности интеллектуальных, общеучебных и исследовательских умений студента, глубины его знаний в избранной области. В работе студент демонстрирует способность к рефлексии, критической оценке информации, осмысливает технологию работы с источниками.

Студент, выполняющий работу, согласует ее аспекты (тему, название, возможные источники) с преподавателем, конкретизирует цель, задачи и методику исследования. Преподаватель рекомендует научную литературу, контролирует библиографические поиски студента, направляя их в нужное русло.

Работа должна иметь четкую и соответствующую поставленным задачам схему. Структура работы должна включать в себя три части: 1 – введение с указанием темы, ее актуальности, целей и задач исследования (рекомендуется наличие анализа источниковой базы); 2 – основное содержание работы, 3 – заключение, в котором излагаются основные выводы автора по изученной теме. Все вопросы должны быть раскрыты в соответствии с содержанием темы.

В основной части работы следует рассмотреть предмет, цели, функции, структуру, механизм и направления реализации указанной темы. Рекомендуется привлекать материалы СМИ, мнения экспертов.

В заключение следует подвести итоги рассмотрения темы, выделить ключевые проблемы и обосновать свою позицию по их решению. Рекомендуемый объем работы 20 страниц (шрифт 12, интервал 1,5).








  1. Методические рекомендации по осуществлению текущего, самостоятельного и итогового контроля для студентов очного отделения



  2. В целях контроля за самостоятельным освоением студентами курса геополитики предусмотрено выполнение аудиторных контрольных работ.

  3. Студенты заранее предупреждаются об аудиторной контрольной работе. Текущий контроль осуществляется с целью своевременного выявления недостатков в подготовке студентов и принятия необходимых мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины, организации познавательной и практической деятельности студентов. Основой для оценивания текущей успеваемости студентов являются итоги (результаты) контроля.







  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Геополитика» iconРабочая программа дисциплины Геополитика Направление подготовки 41....
Цель курса «Геополитика» формирование у студентов представления о геополитической картине современного мира, приобретение навыка...
«Геополитика» iconРабочая программа дисциплины Геополитика
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Геополитика» iconПамятка по «Геополитике»
Дисциплина «Геополитика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла руп, изучается в 1 семестре...
«Геополитика» iconПрограмма по дисциплине «Геополитика и военная безопасность России»
Автор программы: доктор военных наук, профессор Останков Владимир Иванович (Ostankovv07@mail ru)
«Геополитика» iconУрок №4-5 Тема: Характеристика влияния международных отношений на...
Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования
«Геополитика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Геополитика основная...
Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин
«Геополитика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Геополитика» для специальности...
Рассмотрено на заседании кафедры Теории и истории государства и права 24 октября 2008 г. Протокол №2
«Геополитика» iconРабочая программа учебной дисциплины геополитика
Рецензенты: заведующий кафедрой 507 «экономическая теория» Московского авиационного института (национальный исследовательский университет),...
«Геополитика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Политическая география и геополитика»
Направление— 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Географическое образование Форма подготовки (очная)
«Геополитика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 гсэ. В 1 Геополитика...
Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин
«Геополитика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 030201. 65 «Политология»
Специальность: 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика»
«Геополитика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 030201. 65 «Политология»
Специальность 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика»
«Геополитика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 030201. 65 «Политология»
Специальность 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика»
«Геополитика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 030201. 65 «Политология»
Специальность 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика»
«Геополитика» iconУчебно-методический комплекс курса по выбору специальность 030201. 65 «Политология»
Специальность 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика»
«Геополитика» iconУчебно-методический комплекс курса по выбору специальность 030201. 65 «Политология»
Специальность 030201. 65 «Политология», специализация «Мировая политика, международные отношения и геополитика»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск