Скачать 2.75 Mb.
|
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РИМСКОЕ ПРАВО Уровень основной образовательной программы Бакалавриат Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция Формы обучения Очная, очно-заочная, заочная Срок освоения ООП Нормативный Кафедра Теории и истории государства и права Заведующий кафедрой (Буреев А. А.) МОСКВА, 2013 При разработке учебно-методического комплекса в основу положены: - ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденный Министерством образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 544 - Учебные планы по направлениям подготовки (бакалавриат) Юриспруденция, - Учебные планы по направлениям подготовки (бакалавриат) Юриспруденция, одобренные Ученым советом НОЧУ ВПО «МНЮИ» от «17» мая 2012 г. Протокол № 8 Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию Учебно-методическим советом Протокол №1 от 24 января 2013 года. Заведующий кафедрой А.А. Буреев Разработчики: А.Х.Шамгунов, Ректор МНЮИ, кандидат исторических наук, доцент А.А.Буреев , кандидат исторических наук, профессор Чернышова В.Ю., преподаватель Настоящий учебно-методический комплекс является собственностью МНЮИ и не может быть использован другими вузами и иными структурами без разрешения МНЮИ. Рецензент: Программа составлена с использованием справочно-правовой системы «Консультант плюс». © МНЮИ Оглавление Раздел 3. Оценка уровня освоения компетенций. Текущий и промежуточный контроль знаний по дисциплине. Фонды оценочных средств 19 Раздел 7. Планы семинарских и практических занятий 51 7.3. Семинарские и практические занятия для студентов заочной формы обучения 76 Раздел 8. Организация самостоятельной работы студентов (CРC) 88 88 Раздел 10. Источники 140 Раздел 11. Глоссарий (словарь) 141 Раздел 1. Общие положения 1.1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины Целью изучения данной дисциплины является реализация требований к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций ПК-14, ПК – 15 на основе формирования у студентов системных теоретических знаний, умений и практических навыков в области Римского права. Требования к результатам освоения учебной дисциплины изложены в разделе 1.3 настоящего УМК. Цель дисциплины - обогатить студентов фундаментальными знаниями в области римского права. Римское право занимает особое место в истории цивилизации. Его значение определяется огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом. Римляне создали универсальную систему права, имеющую основой частную собственность, уникальную по степени своей внутренней гармонии и завершенности. Римское частное право классического периода - исторический памятник высочайшей ценности. Невозможна подготовка квалифицированных юристов без глубокого изучения римского гражданского права, давно ставшего языком общения юристов разных стран, позволяющим воспринимать и профессионально оценивать конкретные законодательные решения различных правовых систем. Римское право, отличающееся четкостью определений, хорошей юридической техникой, помогает современному юристу в приобретении навыков четко отграничивать и формулировать юридические категории. В настоящее время существенно возрастает влияние римского права на гражданское право Российской Федерации и отечественную цивилистику в целом, в связи с реформированием гражданского законодательства. Необходимо изучить рекомендованную литературу и источники. Задачи курса:
Исходя из цели изучения данной дисциплины подлежат освоению следующие дидактические единицы: роль римского права в истории права;
1.3. Место учебной дисциплины в структуре ООП Учебная дисциплина «Римское право» относится к базовой (профильной) части профессионального цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы. Настоящий УМК составлен для подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат). 1.3.1. Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами Для изучения учебной дисциплины «Римское право» необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами «Теория государства и права» и «История государства и права зарубежных стран». Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами, приведены в таблице №1. Таблица №1 . Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами
1.3.2. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: - История политических и правовых учений; - Гражданское право; - Гражданско – процессуальное право; - Наследственное право. 1.3.3.Объем и виды учебной работы по дисциплине
Примечание: «*» в числителе указывается общая трудоемкость занятий, в знаменателе – в том числе трудоемкость интерактивных занятий. 1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины В результате изучения дисциплины студенты должны освоить: 1.4.1 Требования к освоению компонентов компетенции ПК-14
1.4.2. Требования к освоению компонентов компетенции ПК-17
1.4.3 Требования (знания, умения, навыки) к освоению дисциплины Исходя из цели курса в результате изучения дисциплины студенты должны: Знать:
иметь представление:
Уметь:
Владеть
Изучение дисциплины требует наличия у студентов знаний римского права, приобретения навыков четко отграничивать и формулировать юридические категории. Работа над курсом требует обязательного изучения важнейших правовых памятников Древнего Рима, Законов XII таблиц, институций Гая, кодификаций Юстиниана и др. В результате освоения дисциплины «Римское право» студент должен обладать следующими профессиональными (ПК) компетенциями
Раздел 2. Формирование компетенций 2.1. Состав образовательных технологий по дисциплине В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов. По данной учебной дисциплине предусмотрены следующие образовательные технологии: 1. лекции; 2. активные / интерактивные формы (на всех практических занятиях); 3. практические занятия; 4. самостоятельная работа; 5. подготовка к экзамену; Методические рекомендации для преподавателей и студентов по реализации образовательных технологий изложены в разделе 3.2 и 9 настоящего УМК. 2.2. Формирования компонентов компетенций Образовательные технологии по освоению компетенций и схема формирования знаний, умений и навыков приведены в таблице №2. Таблица № 2. Образовательные технологии по освоению компетенций
Примечания к таблице 3: 1. Знаком «+» обозначен виды учебной работы по освоению соответствующего компонента компетенции. В ячейках текст обозначает форму обучения и номера лекций, практических занятий и тем СРС. 2. Содержание подготовки курсовой работы, подготовки к экзамену приведены в соответствующих разделах настоящего УМК и являются едиными для всех форм обучения.
Состав, содержание и сроки реализации активных и интерактивных образовательных технологий по формам обучения приведены в таблице №3 Таблица № 3 Содержание и схема реализации активных и интерактивных технологий обучения
2.3.3. Методика реализации активных и интерактивных образовательных технологий Активное обучение студентов по данной дисциплине обеспечивается диалоговым взаимодействием преподавателя и студентов с целью формирования практических навыков в сфере Римского права. Задачами активного и интерактивного обучения по дисциплине являются: - закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины; - овладение методикой и практическими навыками анализа документов в сфере римского права; -систематизация практических навыков составления и толкования нормативно – правовых актов; - обобщение всего комплекса знаний по дисциплине; - приобретение навыков публичных выступлений. Реализация активных технологий по дисциплине осуществляется на аудиторных семинарских и практических занятиях для всех форм обучения. Осуществление занятий в интерактивной форме возможно с применением следующих образовательных технологий: Адаптивное обучение – способ организации учебного процесса с учётом индивидуального уровня подготовки обучаемого до начала обучения и/или в процессе обучения. Активное обучение – способ организации учебного процесса, при котором невозможно пассивное участие: каждый студент либо имеет определенное ролевое задание, о выполнении которого он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой задачи. Активное обучение основано на методах, стимулирующих познавательную деятельность студентов: драматизация, инверсия, метод групповой дискуссии, метод морфологического анализа, метод эвристических вопросов, метод мозгового штурма, театрализация в обучении и др. Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Диалоговые игры применяются в качестве средства активного обучения в экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения. Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают своё мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике. Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы. Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Метод проектов – комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого либо продукта или явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения (самостоятельная работа студентов, работа в рамках научного кружка. Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (вопросы к зачёту и практические задания, используемые в ходе текущего контроля). Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности и межличностного профессионального поведения в общении (практические занятия по темам). Наряду с лекциями, как традиционным методом обучения, исходя из запланированного времени и с учётом имеющегося материально-технического обеспечения, в учебный процесс предполагается внедрять указанные инновационно-педагогические технологии. В рамках преподавания этого курса имеет значение обоснование выбора приёмов, с помощью которых материал отдельных тем будет усваиваться наиболее эффективно, а также планирование их внедрения при проведении каждого занятия. Тематические тренинги построены на задачах, ситуациях, вопросах, обсуждениях проблем. Методика проведения тренинга предусматривает наличие общей программы тренинга, подготовленной преподавателем, рабочего сценария тренинга, набора заданий и задач для отработки, набора раздаточных материалов. Вводная часть тренинга составляет не более 10 минут от всего времени занятия и предназначена для определения и разъяснения преподавателем конкретных условий модели тренинга. Цель и содержание практических занятий в активной форме изложены в планах проведения практических занятий (раздел №7 настоящего УМК). План тренинга включает:
Наименование и содержание активных и интерактивных технологий по формам обучения, а также цель и сроки их проведения изложены в таблице №3 настоящего раздела УМК Все практические занятия предусматривают вводные установки преподавателя по теме (или нескольким темам) занятия в течение до 10 минут с целью определения и разъяснения основных задач практического занятия, однозначности интерпретации содержания казусов и методологических основ римского права применительно к теме практического занятия. |
Учебно-методический комплекс римское право направление 030900 юриспруденция Настоящая программа определяет объем и содержание учебного курса “Римское гражданское право”. Программа разработана в соответствии... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Римское право» Поэтому римское право было воспринято государствами Европы, а затем и другими странами и по сей день лежит в основе многих институтов... | ||
Учебно-методический комплекс по курсу: «римское право» Рабочая программа дисциплины «Римское проаво» предназначена для студентов I курса дневной, заочной и вечерней форм обучения, по специальности:... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «римское право» ... | ||
Римское гражданское право Римское гражданское право: учебно-методические материалы. – г. Могилев: Изд-во мгу им. А. А. Кулешова, 2001 г | «Римское право» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине римское право специальность... Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 23 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Римское частное право: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт сост. В. Н. Дряхлов. – Киров:... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «европейское право» О. В. Кислицина. Европейское право: Учебно-методический комплекс для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» очной/заочной формы... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Римское право» для студентов направления Для достижения данной цели необходимо показать роль римского права в становлении современной системы права ряда европейских государств,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право» Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право» : учебно-методическое пособие / составитель А. М. Жуков. – Тольятти... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная» Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» составлен на основании «Положения об учебно-методическом... | Учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной... Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского... | ||
Программа дисциплины Римское право Приступая к изучению дисциплины «Римское право», студенты должны обладать знаниями по основным гуманитарным дисциплинам: обществознанию,... | Курсовая работа дисциплина: «Римское право» Тема: «Вербальные (устные)... Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных аспектов договорных отношений простых товаровладельцев.... |