Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 316.24 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации26.10.2013
Размер316.24 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ивэсэп


ФИЛИАЛ НОУ ВПО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ

И ПРАВА” В Г. КИРОВЕ

РИМСКОЕ

ЧАСТНОЕ ПРАВО
Учебно-методический комплекс

по специальности: 030501 – «Юриспруденция»

Киров

2007

ББК 67.3

Р 51
Римское частное право: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. В.Н. Дряхлов. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2007. – 26 с.

Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к изданию на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин, протокол № 7 от 19.04.2007 г.


Автор-составитель: кандидат исторических наук, доцент

В.Н. Дряхлов


Ответственный редактор: директор филиала НОУ ВПО

«СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, доктор педагогических наук, профессор И.М. Машаров

© филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП»
в г. Кирове, 2007

© Дряхлов В.Н., 2007

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность преподавания основ римского частного права для студентов-юристов обусловлена необходимостью изучения древнеримского юридического правового наследия, успешно применявшегося для регулирования всей совокупности хозяйственных отношений, основанных на праве частной собственности.

Последнее обстоятельство особенно важно в условиях становления и развития рыночной экономики в современной России, действия новой редакции Гражданского кодекса РФ, допускающей существование разных форм собственности в нашей стране.

Цель курса – повышение общетеоретической подготовки студентов, уровня их правосознания, необходимого для последующей работы по юридическим специальностям.
Содержание конкретных задач при изучении курса римского частного права заключаются в следующем:

  • познавательная задача связана с расширением историко-правового кругозора студента юридической специальности на основе объяснения существа правовых явлений на основе изучения римского правового наследия;

  • теоретическая задача состоит в том, чтобы выработать у студента навыки правильного анализа и аргументации юридически значимых сторон общественной жизни;

  • культурно-историческая задача обусловлена необходимостью познакомить студентов с достижениями древнеримской юридической науки, её вкладом в развитие всемирной юриспруденции;

  • воспитательная задача заключается в формировании у студентов потребности к повышению собственной профессиональной и общей гуманитарной культуры личности, воспитанию профессионального отношения к юридическим категориям и формулам.


В результате изучения курса римского частного права студенты должны:

1) иметь представление о:

  • происхождении и исторической эволюции системы римского частного права;

  • периодизации истории римского частного права, возникновении и развитии его основных систем (цивильное право, преторское право, право народов);

  • возникновении и функционировании системы правосудия в Риме;

  • содержании важнейших правовых памятников римской юридической мысли;

2) знать:

  • базовые правовые понятия, характеризующие основные положения римского права о субъектах частного права;

  • формы и содержание вещных прав, содержание обязательственных правоотношений;

  • особенности семейного права, ведущие нормы наследственного права, возникшие в праве Рима и используемые в современном гражданском праве;

  • содержание основных процессуальных механизмов, применявшихся в римском частном праве для регулирования и защиты частных правоотношений;

  • специфические латинские юридические термины;


3) уметь:

  • объяснять сущность и направления развития важнейших институтов римского права, содержание главных процессуальных механизмов для защиты интересов частного лица;

  • правильно соотносить понятия римского частного права с содержанием тех или иных его частей;

  • объяснить историческое значение норм и выводов римского права для развития современной юриспруденции;

  • анализировать и решать простейшие правовые ситуации по истории и теории римского частного права.


Виды занятий и методики обучения

Аудиторные занятия проходят в форме лекций. Общий объем лекционного курса составляет 10 часов. Чтение лекционного курса сопровождается работой компьютерного мультимедийного проектора.

Во время чтения лекций применяются элементы дискуссии, беседа в форме «вопрос – ответ», обсуждение графических схем и правовых казусов из истории римского права.

Самостоятельная работа осуществляется студентами при подготовке и написании контрольных работ, изучении при этом учебной литературы.
Формы контроля

Оперативный контроль осуществляется преподавателем во время чтения лекционного курса в виде выборочного устного опроса по изложенным ранее вопросам (уточнение объема понимания, запоминание терминов и т.п.), обсуждения проблемных вопросов.

Рубежный контроль происходит в форме компьютерного тестирования студентов с целью определения качества усвоения учебного материала по окончании чтения лекционного курса или накануне проведения зачета.

Для проведения итогового контроля предусмотрен зачет.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Предмет «Римское частное право». При изучении материалов этой темы особо важное значение имеет усвоение понятия «частное право», объяснение его значимости для жизни Древнего Рима. Это достигается через объяснение исторических условий возникновения цивильного права.

Изучение вопроса о значении римского права следует начать с анализа процесса рецепции римского права в средневековье и в новое время (в Западной Европе), его содержания и особенностей.
Тема 2. Система и источники римского частного права. В основе изучения материалов второй темы ключевое значение имеет усвоение студентами содержания источников частного права, их соотнесение с теми или иными историческими периодами в его развитии, формирование у студентов умения объяснить содержание разных по времени кодификаций римского права, не путая их между собой.

В рассказе о кодификациях римского права главное внимание уделяется кодификации Юстиниана (причины, структура, историческое значение).
Тема 3. Осуществление и защита прав. Изучение вопросов третьей темы связано с рассказом о формах защиты прав, зарождении гражданского процесса, а также с объяснением различий между их формами. Особо значение имеет усвоение студентами системы римских исков на основе объяснения их классификации; данный аспект может быть закреплен путем решения нескольких простейших задач на применение исков.

Для понимания сути преторской формы гражданского процесса важно глубокое усвоение значения преторской формулы и содержания её отдельных частей, что возможно при помощи анализа простейшей правовой ситуации и написания формулы в рамках лекции.
Тема 4. Лица. Студентам следует усвоить содержание всех элементов правоспособности, её проявления в политических и частноправовых отношениях. На основе этого теоретического знания происходит рассмотрение содержания право- и дееспособности среди различных категорий населения; это составляет основу содержания материалов четвертой темы.

Вопрос о возникновении и умалении право- и дееспособности важен в связи с тем, что он вновь будет повторяться в ряде последующих тем; поэтому после изложения общих положений следует продемонстрировать разницу в правоспособности между свободнорожденными гражданами и вольноотпущенниками; между римскими и латинскими гражданами.

В вопросе о юридических лицах главное внимание уделяется характеристике существовавших в Риме юридических лиц, оценке объема их право- и дееспособности.
Тема 5. Семейные правоотношения. Основу понимания материалов пятой темы составляет объяснение содержания агнатского и когнатского родства. Для лучшего закрепления этих понятий следует использовать схему родства в римской фамилии. Изучив общее определение брака, студенты должны уметь формулировать различия между двумя формами римского брака – с пребыванием под властью мужа и без неё, на основе личных и имущественных отношений супругов. Стандартная ошибка студентов в этом вопросе заключается в том, что они обычно путают брак без власти мужа с сожительством (конкубинатом).

Для лучшего понимания правового положения детей необходим разбор содержания отцовской власти: возникновение, содержание и условия прекращения. Особую трудность у студентов вызывает определение различий между институтами опеки и попечительства, формулирование различия между усыновлением детей и их узаконением.
Тема 6. Владение. Изучение института владения необходимо начать с разъяснения его объективного и субъективного оснований, затем следует перейти к характеристике видов владельческих ситуаций (законное, натуральное незаконное добросовестное и недобросовестное владения).

Разъяснение студентам специфики разных владельческих состояний связано с вопросом о возникновении права владения, способах его прекращения. Помимо этого, следует уделить внимание вопросу о возникновении защиты владения в преторском праве, интердикте как главном способе такой защиты, его разновидностях.
Тема 7. Право собственности и другие вещные права. Изучение темы начинается с определения права собственности владения и характеристики исторических форм собственности – квиритской, провинциальной, перегринской: способов их возникновения, субъектов прав собственности. Отдельно рассматриваются особенности правового статуса.

В вопросе о способах приобретения права собственности ключевым моментом является разграничение между первоначальными и производными способами; при этом следует провести отличия между возникновением права владения и права собственности.

Говоря о бонитарном обладании вещами, следует определить его отличие от права собственности и особенности процессуальной защиты.

В вопросе о сервитутах необходимо объяснить, чем сервитуты отличаются от иных видов ограничения права собственности, разъяснить сущность их деления на вещные и личные сервитуты. После объяснения общих положений происходит изучение отдельных видов сервитутов.
Тема 8. Обязательства. Начало изучения данной темы связано с анализом понятия обязательства в работах римских юристов. Важное значение для усвоения положений данной темы имеет изучение классификации обязательств (особенно определение различий между контрактами и пактами), критериев классификации контрактов на отдельные виды (реальные, вербальные, литтеральные, консенсуальные). После этого можно обратиться к изучению отдельных видов контрактов, характеристике условий их возникновения, ответственности сторон, условий прекращения.

Форма квазиконтрактов изучается путем сравнения их с контрактами для определения отличий. При характеристике безымянных контрактов обратите особое внимание на значение момента, с которого они вступают в законную силу.

Изучение обязательств из деликтов и квази-деликтов начинается с изучения понятий деликта, классификации деликтов на деликты квиритского и преторского права, сущности изменений, введенных законом Аквилия. На примере квази-деликтов необходимо показать студентам различие между ними и деликтами.
Тема 9. Наследственное право. Изучение данной темы во многом зависит от усвоения темы о древнеримском семейном строе, необходимой для лучшего понимания ряда проблем наследственного права (связь между видами родства и степенями наследования по закону).

При изучении наследования по завещанию необходимо рассказать об исторических формах устных завещаний в Риме, их недостатках, обратить внимание на требования закона к составлению письменного завещания, на условиях утраты завещанием юридической силы.

Студенты должны усвоить особенность легата как сингулярного правопреемства, уметь отличить легаты от фидеикомиссов, объяснить понятие фальцидиевой четверти.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


Наименование темы

Количество часов

Лекции

Практич. занятия

Самост. работа

Всего

Предмет «Римское частное право»

1

-

10

11

Система и источники римского частного права

2

-

10

12

Осуществление и защита прав

1

-

10

11

Лица

1

-

10

11

Семейные отношения

1

-

10

11

Владение

1

-

10

11

Право собственности и другие вещные права

1

-

10

11

Обязательственное право

1

-

10

11

Наследственное право

1

-

10

11

Всего

10

-

90

100



Требования ГОС

к обязательному минимуму содержания

учебной дисциплины «Римское право»

по специальности: 030501 – «Юриспруденция»
Роль римского права в истории права; источники римского права; обычное право и закон; деятельность юристов; иски; правовое положение римских граждан и других субъектов римского права; римская семья; вещные права; содержание права частной собственности; сервитуты; эмфитевсис и суперфиций; обязательственное право; виды договоров; исполнение обязательства и ответственность за неисполнение; право наследования; наследование по завещанию и по закону; легаты и фидеикомиссы; рецепция римского права.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Настоящая программа составлена с учетом основных положений программы «Римское право» (авт.-сост. Т.М. Калайчева, Н.Б. Срединская. – СПб.: ИВЭСЭП, 2004).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск