Формирование кадрового потенциала





Скачать 127.25 Kb.
НазваниеФормирование кадрового потенциала
Дата публикации26.02.2015
Размер127.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Формирование кадрового потенциала

местного самоуправления в контексте ИКТ:

особенности зарубежного опыта

Козюра Игорь Валериевич,

Национальная академия государственного управления

при Президенте Украины,

Институт проблем государственного управления и местного самоуправления,

начальник отдела местного самоуправления и регионального развития,

кандидат исторических наук
Исследованы особенности зарубежного опыта профессионального обучения и кадрового обеспечения местного самоуправления в контексте ИКТ, в частности в Канаде и Украине. Внедрение электронного управления - необходимое условие и приоритетное направление развития образования в отрасли государственного управления.

В деле укрепления и развития местного самоуправления решающее значение приобретает проблема подготовки специалистов местного самоуправления. В современных условиях на первый план выдвигаются вопросы профессионализма местных кадров, их возможности эффективно управлять объектами и финансами местного самоуправления, умение работать с общественными группами. В сущности, им “необходимо овладеть искусством муниципальной политики, современными муниципальными технологиями и методами муниципального менеджмента” [, c. 14].

Актуальность проблемы состоит в необходимости подготовки новой генерации управленческих кадров для системы местного самоуправления, что создается в новых условиях общественно-политического и социально-экономического развития. Вместе с тем в Украине существует определенный пробел в кадровом обеспечении базы муниципальной реформы, низкая эффективность функционирования института службы в органах местного самоуправления, что среди прочего характеризуется ненадлежащим уровнем квалификации значительной части корпуса должностных лиц и служащих местного самоуправления. Хотя функционирует общенациональная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления, всё же бытует мнение о том, что вопросам кадрового обеспечения именно местного самоуправления фактически отводится далеко не первостепенное внимание [2, с. 92].

В современных условиях, при всей важности управления материальными и финансовыми ресурсами, на первое место выходит управление человеческими ресурсами. Много зарубежных исследователей по вопросам управления отмечают о наступлении нового времени – “времени лидеров”, в котором ведущую роль в управлении сыграют настоящие лидеры. В связи с этим возрастает актуальность разработки современных систем отбора и выдвижения кадров, их эффективной подготовки, беспрерывного повышения квалификации.

В большинстве европейских стран, США и Канаде разработаны и применяются квалификационные характеристики государственных служащих и служащих местного самоуправления как “идеальных моделей”, которые охватывают разнообразные категории должностных лиц и работников. Данные модели широко используются при определении содержания обучения управленцев с целью развития в них нужных умений и знаний.

Пример стран Европейского Союза, США и Канады убеждает в необходимости создания отечественной концептуальной эффективной модели работника органов местного самоуправления и выборного должностного лица. Концептуальный взгляд на формирование управленческих кадров в системе местного самоуправления предусматривает наличие единого государственного подхода, концепции работы с кадрами, стратегии подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров местного самоуправления, формирование механизма целевого управления персоналом органов местного самоуправления. В основу такого подхода должны возлагаться требования и стандарты профессиональной компетенции в сфере государственного (публичного) управления.

Если в США и Канаде системы подготовки управленческого персонала с применением публичных стандартов подобны и мало варьируются между штатами и провинциями, то в Европе – очень разные. Несмотря на это, сегодня можно говорить о стандартизации государственного управления как фактор создания единого административного пространства Европы [3].

Важную роль в обучении кадров местного самоуправления должны играть современные информационные и коммуникационные технологии. Их внедрение в образовательную систему Украины и формирование единого информационного пространства – приоритетные направления современной государственной политики. Деятельность Центра дистанционного обучения Национальной академии государственного управления при Президенте Украины – пример действенности внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.

В странах Запада уже давно действуют открытые университеты (США, Канада, Англия, Германия, Франция). Открытое обучение, как правило, имеет разветвленную сеть учебных центров не только в самой стране, а и за ее пределами [4]. Этот опыт следует перенести и на подготовку специалистов местного самоуправления.

Разработчики проекта Концепции профессиональной подготовки и повышения квалификации депутатов советов и работников органов местного самоуправления считают, что “кадровое обеспечение местного самоуправления и муниципального хозяйства может стать системой беспрерывного образования как с точки зрения постоянного повышения образовательного уровня муниципальных служащих, так и преемственности определенных основ местного самоуправления и развития населенных мест” [2, c. 93].

Необходимой составной частью стратегии евроинтеграции Украины является развитие молодежного кадрового управленческого потенциала на государственной службе и службе в органах местного самоуправления [5, c. 159-160].

Примеры формирования управленческой элиты в странах Европейского Союза побуждают к:

  • внедрению в ряде высших учебных заведений Украины новых образовательных специальностей и специализаций, направленных на подготовку должностных лиц органов местного самоуправления, которые отвечали бы функциям и должностям органов местного самоуправления образовательных уровней в области государственного управления;

  • созданию, с целью поиска молодых лидеров, кадрового резерва работников органов местного самоуправления, привлечению местных советов Украины к разработке и внедрению собственных программ обучения молодежи по вопросам местного самоуправления и организации стажировки непосредственно в органах местной власти (опыт такой работы нагромождён в городах Каменец-Подольске, Житомире, Бердянске, Ромнах, Никополе, Днепропетровске, Макеевке, Комсомольске и других).

В соответствии с ратифицированной нашим государством Европейской хартией местного самоуправления [6], образовательная политика должна нацеливаться на укрепление и усовершенствование демократических основ местного самоуправления; особое место в образовательной деятельности муниципального движения может занять просветительская деятельность среди населения, прежде всего школьников и молодёжи, в пользу становления самоуправляющихся территориальных общин.

С этой точки зрения исключительно важным и полезным является зарубежный опыт решения вопроса гражданского образования молодёжи, в частности, в Канаде. Так, в провинции Онтарио в школах преподаётся специальный курс гражданского образования, где приобретаются не столько формальные знания, сколько навыки и умения, готовность в будущем активно участвовать в управлении и жизни города, общества, страны. В провинции Альберта с 1999 г. общими усилиями департаментов муниципальных дел и образования реализуется проект обучения учеников основам местного самоуправления. Подобные программы разработаны и успешно действуют в других провинциях Канады, а также в США [7].

Опыт этих стран убеждает в целесообразности разработки и внедрения в учебные планы общеобразовательных школ и высших учебных заведений І-ІІ уровней аккредитации базового учебного курса основ местного самоуправления (это предложение уже апробировано в учебных заведениях Киева, Комсомольска и Лубён, в том числе и по инициативе автора данной статьи [8]).

Ориентирование депутатов местных советов и укрепление потенциала территориальных общин. Как показывает практика, из всех проблем, которые препятствуют эффективной работе органов местного самоуправления, одна из наиболее острых – неподготовленность депутатов местных советов, в особенности новых, избранных в 2006 г. по новой тогда избирательной системе партийных списков. Речь идет об отсутствии среди значительной части представительного корпуса местного уровня надлежащей теоретической подготовки, понимании депутатских ролей и отсутствии в избранников практических навыков работы в советах и с избирателями, опыта решения проблемных вопросов территориальной общины, наконец, базовых представлений о местном самоуправлении и его задачах.

Решению проблемы, повышению образовательного уровня, эффективности работы новоизбранных депутатов в определенной степени оказывает содействие организация тренингов и обучений, обобщение опыта деятельности депутатов предшествующих созывов, обеспечение в достаточном количестве учебно-справочными материалами, внедрение инновационных подходов и практик.

Успешным примером является реализация в канадских Северо-Западных территориях проекта “Обучение общин и организация информационной сети”, практическим результатом которого стала разработка и испытание учебных ресурсов для новоизбранных депутатов местных советов и мэров, использование дистанционных технологий. Поддерживаемая правительством программа “Школа самоуправления общин” призвана помочь местным органам власти и общественным организациям в их потребностях в обучении, и является частью более широкой стратегии поддержки развития территориальных общин [9].

Положения и результаты рассмотренного проекта могут быть применимы для разработки и реализации программ местного и регионального развития, направленных на поддержку развития территориальных общин, повышение профессионального уровня депутатов местных советов. Рекомендуется, чтобы такие программы и проекты отвечали общим критериям, а именно: были новаторскими; осуществляли положительное влияние на местное развитие; могли быть воспроизведены в других территориальных общинах; отвечали основным направлениям региональной политики; использовали многосторонний подход и соучастие.

Итак, для укрепления потенциала местных советов актуальными и перспективными являются задачи внедрения системного подхода в передаче новоизбранным депутатам опыта решение проблемных вопросов жизнедеятельности общины, создание необходимой научно-методической и информационно-справочной базы депутатской деятельности.

Доступ к информации, знаний, опыта, документов и обмен ими может осуществляться путем формирования сетей, которая будет охватывать всех деятелей создания местной политики, организации обучения, предоставление технической помощи и других видов сотрудничества и помощи. Эффективными средствами достижения цели социального и экономического процветания территориальных общин и обеспечение высокого благосостояния граждан в ХХІ ст. в современных условиях будут ведущая роль и поддержка со стороны правительственных структур, отработка координации и партнерства центральных, местных органов власти, научных учреждений, третьего сектора, всех заинтересованных сторон.

С целью создания условий для беспрерывного обмена оперативной и актуальной информацией целесообразным видится разработка и размещение в Интернете специального веб-портала по аспектам работы и подготовки депутатов местных советов, всего гражданского актива местного самоуправления. Необходимо осуществить мониторинг и отбор созданных в других странах релевантных материалов, разработать и распространить соответствующие пособия, рекомендации, посвященные проблемным вопросом местного самоуправления, стимулированию местной инициативы. Привлечение лучшего зарубежного опыта в этой сфере может стать важным моментом процессов демократизации общества.

В общем, вопрос усовершенствования управленческих кадровых ресурсов нельзя решать с помощью устаревших управленческих технологий. Содержание и формы повышения квалификации управленческих кадров необходимо приблизить к современной практике и сделать их более эффективными в решении конкретных местных проблем. В этом плане заслуживает внимания проект “Мастерская муниципального управления” как инновационная форма повышения квалификации управленческих кадров, а также опыт сотрудничества Харьковского горисполкома и Национального технического университета “Харьковский политехнический институт” и прочие наработки муниципального движения в Украине, воплощённые в том числе в рамках проводимого ежегодно Всеукраинского конкурса проектов и программ развития местного самоуправления.

Относительно развития профессиональной сферы местного самоуправления, формирование корпуса профессионально подготовленных и авторитетных должностных лиц и служащих местного самоуправления является первоочередной задачей.

Национальная академия государственного управления при Президенте Украины (далее – Академия) определяет электронное управление одним из приоритетов развития образования в отрасли государственного управления. И в этом направлении уже сделаны существенные шаги. Внедрено новую учебную специальность “Электронное управление” [“Електронне урядування”] (магистерская подготовка по направлению “Государственное управление”) для подготовки специалистов, которые способны активно продвигать в жизнь передовые технологии. Академия становится мощным научно-аналитическим центром, вокруг которого сосредоточивается опыт и лучшие практики внедрения электронного управления и развития электронной демократии [10; 11]. 28 апреля 2010 г. в Академии в рамках Всемирного дня телекоммуникации и информационного общества состоялся ежегодный “День электронного управления”. В частности, был презентован первый выпуск международного научного профессионального журнала “Электронное управление”. Организаторы предложили новую управленческую технологию в специализированной образовательной программе, пригласив на мероприятие свыше трёхсот учеников из 12 школ г. Киева.

Интересными примерами “е-урядування” в Украине является развитие инфраструктуры электронной цифровой подписи, создания межведомственной и ведомственной системы "Финансы", "Электронная таможня", электронный документооборот; региональные проекты - "Электронное село" в Днепропетровской области, "Электронный регион" в Одесской области, "Прозрачный офис" в Виннице, "Электронный город" в Николаеве.

По мнению экспертов, усложняет и задерживает процесс отсутствие финансирования, единственной системы управления и координации по внедрению электронного управления, которое происходит на разных платформах. И только совместными усилиями можно достичь европейских стандартов в предоставлении качественных услуг населению, бизнес-структурам, органам власти [12].

Таким образом, качественное кадровое обеспечение невозможно без создания благоприятных условий для профессионализации службы в органах местного самоуправления. Проведенное исследование состояния профессионализации этого вида деятельности обнаружило существенные проблемы [12]. Прежде всего, они связаны со сложной профессиональной структурой, которая требует системного подхода к профподготовке и профессионально-должностному развитию управленческих кадров местного самоуправления. Особенного внимания требует усовершенствование системы профессионального обучения специалистов местного самоуправления, в особенности относительно оптимизации соотношения форм обучения и приведение его содержания в соответствие к реальным потребностям профессиональной деятельности в органах местного самоуправления. Концептуальные основы формирования управленческих кадров в системе местного самоуправления предусматривают наличие единого государственного подхода, разработку стратегии подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров местного самоуправления.

Литература

Бабун Р.В. Становление муниципальной науки и подготовка кадров для муниципального управления // Муниципальная служба. – 2001. - № 2. – С. 14.

  1. Концепція фахової підготовки та підвищення кваліфікації депутатів місцевих рад і працівників органів місцевого самоврядування // Шляхи розвитку місцевої демократії в Україні (концептуально-прикладні пошуки та бачення Фонду) // Кур’єр місцевого самоврядування: Спецвипуск. – К.: Фонд сприяння розвитку місцевого самоврядування, 2005. – С. 92-97.

  2. Таланова Ж. Стандартизація державного управління як чинник створення єдиного адміністративного простору Європи // Державне управління в умовах інтеграції України в Європейський Союз: Матеріали наук.-практ. конф. за міжнар. участю / За заг. ред. В.І. Лугового, В.М. Князєва. – К.: Вид-во УАДУ, 2002. - Т. 2. – С. 170-172.

  3. Дробот І. Дистанційне навчання у формуванні моделі професійно-компетентного керівника органів державного управління // Управління сучасним містом. – 2002. - № 7-9 (7). – К., 2002. – С. 145-153.

  4. Плоский К. Розвиток молодіжного управлінського кадрового потенціалу на державній службі як необхідна складова стратегії Європейської інтеграції України // Державне управління в умовах інтеграції України в Європейський Союз... – С. 159-160.

  5. Європейська хартія місцевого самоврядування та розвиток місцевої і регіональної демократії в Україні: Наук.-практ. посіб. / Упор. О.В.Бейко, А.К.Гук, В.М.Князєв; За ред. М.О.Пухтинського, В.В.Толкованова. – К.: Крамар, 2003. – 396 с.

  6. Козюра І.В. Місцеве самоврядування в контексті громадянської освіти: Канада, Україна // Розвиток демократії та демократична освіта в Україні: Матеріали ІІ міжнарод. наук. конф. (Одеса, 24-26 травня 2002 р.) / Укл. Л.Марголіна. – К.: Ай Бі, 2003. – С. 700-706.

  7. Козюра І.В., Лебединська О.Ю. Місцеве самоврядування в Україні (становлення та еволюція): Навч. посіб. – Ужгород: Патент, 2003. – 224 с.

  8. Козюра І. Навчання депутатів місцевих рад (досвід Канади) // Вісник УАДУ. - 2001. – № 3. – С. 230-233.

  9. Кращі практики впровадження електронного урядування: зарубіжний досвід: Метод. матеріали до навч. дисципліни: “Теоретико-методологічні, організаційні та інституційні основи електронного урядування” / авт.. кол. : К. Синицький, Я. Олійник, М. Міхальова та ін..; за заг. ред.. С.А. Чукут, О.В.Загвойської. – К.: НАДУ, 2010. – 144 с.

  10. Стан та перспективи впровадження електронного урядування в центральних і місцевих органах виконавчої влади України: інформаційно-аналітичні матеріали до “Дня електронного урядування - 2010”. – К.: НАДУ, 2010. – 75с.

  11. Електронне урядування – необхідна умова реформування державного управління [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.academy.gov.ua/news/news_2010/news_2010_04_28.html.

  12. Кальниш Ю., Штика Л., Козюра І. Актуальні проблеми професіоналізації посадових осіб органів місцевого самоврядування в Україні // Вісник державної служби України. – 2005. – № 4. – C. 55-60.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование кадрового потенциала iconРабочая программа дисциплины (модуля) Основы кадровой политики и...
Цель дисциплины формирование у студентов системы знаний о роли и месте кадровой политики в организации. Овладение методами измерения...
Формирование кадрового потенциала icon4. качество кадрового обеспечения и система работы с кадрами проведённый...
Оу позволяет констатировать, что в школе трудится стабильный, профессионально подготовленный, творческий педагогический коллектив,...
Формирование кадрового потенциала iconГосударственная служба по надзору и контролю в сфере образования...
Объявляет конкурс на формирование кадрового резерва государственной гражданской службы
Формирование кадрового потенциала iconЗадачи: Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе внедрения фгос
Проектирование образовательного пространства мбдоу в условиях перехода на фгос до
Формирование кадрового потенциала iconПлан реализации подпрограммы «Развитие кадрового потенциала учреждения» № n/n
Определение ведущих ценностей-целей группы (профессионального сообщества). Определение целей проектной деятельности
Формирование кадрового потенциала iconРазработка стратегии и системы оценки кадрового потенциала инновационного предприятия
Работа выполнена на кафедре экономической теории и предпринимательства в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального...
Формирование кадрового потенциала iconДиссертация на тему : «Научно-практические рекомендации по обеспечению...
Целью диссертации является разработка методических и научно-практических рекомендаций по исследуемому вопросу
Формирование кадрового потенциала iconОсновные направления деятельности на 2011-2012 учебный год
Укрепление позиций филиала в рамках образовательного пространства региона, сохранение и приумножение интеллектуального потенциала...
Формирование кадрового потенциала iconСовершенствование управления подготовкой кадрового потенциала для...
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 3 июня 2011 г. N 246-пп "О создании Департамента науки, промышленной политики...
Формирование кадрового потенциала iconРеферат «Модель комплексного сопровождения медицинской техники»
Объявленная политика модернизации в Российской Федерации коснулась самых различных направлений государственного устройства: материально-технической...
Формирование кадрового потенциала iconРеализация развития кадрового потенциала гимназии в 2010-2011 учебном...
Учебник: Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе А. А. «География России» 9 класс, М: Дрофа, 2010г
Формирование кадрового потенциала iconЗакон Тверской области от 10 января 2003 г. N 03-зо
Настоящий закон устанавливает систему экономических, социальных и правовых гарантий государственной поддержки мероприятий по укреплению...
Формирование кадрового потенциала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В целях поддержки и распространения эффективного опыта лучших педагогических работников в реализации фгос начального общего образования...
Формирование кадрового потенциала iconВ коллективной монографии "Капиталистическое управление: уроки 80-х"...
России может сделать механизм управления более гибким и восприимчивым к любому нововведению, эти нововведения в большей степени способствуют...
Формирование кадрового потенциала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциала, развитие...
Формирование кадрового потенциала iconУчебно-методический комплекс по дисциплине комплексный экономический...
Анализ результатов социального развития организации. Анализ использования материальных ресурсов и состояния их запасов. Оценка эффективности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск