Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778)





Скачать 359.19 Kb.
НазваниеГуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778)
страница1/3
Дата публикации14.03.2015
Размер359.19 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи


Герасимова Ольга Ивановна

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ
В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ


ЖАНА-ЖАКА РУССО

(1712-1778)

13.00.01 – Общая педагогика,

история педагогики и образования


А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Нижний Новгород – 2007
ДИССЕРТАЦИЯ ВЫПОЛНЕНА В ГОУ ВПО «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

______________________________________________________________________________________________________________


Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор

Арефьев Иван Прохорович

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Дмитриева Елена Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент

Перфильева Евгения Ивановна


Ведущая организация

ГОУ ВПО «Костромской государственный

университет им. Н.А. Некрасова»
Защита состоится «12» ноября 2007г. в 12.00 час. на заседании диссертационного совета К 212.162.03 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 31, ауд. 215.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

Автореферат разослан « 11» октября 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Н.Ф. Комарова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Научное наследие Жана - Жака Руссо (1712-1778) – выдающегося французского просветителя, философа, педагога, общественного деятеля, писателя – является неотъемлемой частью мировой культуры и педагогической картины мира.

Динамизм перемен, охвативших все сферы жизни нашего общества, вызвал значительные изменения в судьбах людей. Для того чтобы внутренне соответствовать современной действительности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменять ее, изменяясь и развиваясь сам. Активное деятельное начало, проявляющее потенциалы, способность каждого человека пользоваться данным ему природой разумом вызывает пристальный интерес гуманитарных научных дисциплин, в первую очередь философии, педагогики, психологии.

Научная обоснованность обращения к философско-педагогическому наследию Ж.-Ж. Руссо связана с потребностью современной теории воспитания разрешить противоречие между сущностью человека как субъекта, «носителя и организатора собственного развития» (Д. Фельдштейн)1 и внешним, объектным, а порой, и насильственным характером традиционного воспитания.

В последнее десятилетие XX в. педагогическая наука активизировала теоретические изыскания в сфере гуманистической педагогики и психологии, разработав ряд авторских концепций воспитания (Е.В. Бондаревская,
О.С. Газман, И.А. Колесникова, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, Л.И. Новикова, Р.В. Овчарова, И.С. Якиманская и др.). Одновременно в части исследований (О.С. Газман, В.В. Сериков) утверждается, что в настоящее время теория и практика воспитания переживают кризис мировоззренческого, технологического и управленческого содержания.2

Научно-практическая актуальность диссертационного исследования состоит, прежде всего, в разработке на основе педагогического наследия
Ж.–Ж. Руссо и его последователей вопросов взаимодействия в системе «воспитатель - воспитанник» («учитель – ученик»), а так же проблем диалога всех участников воспитательного процесса.

Анализ наследия великого педагога–гуманиста актуален как с общекультурной точки зрения, так и с позиций самоценности истории образования и педагогической мысли: в наши дни возрастает значение субъектности, независимости суждений, индивидуально-личностных особенностей педагога.

Историографический анализ показывает, что первая разработка педагогического наследия Ж.–Ж. Руссо была предпринята в конце
XVIII – начале XX в.в. его последователями в Германии - филантропистами
(И.Б. Базедов, Х.Г. Зальцман, И.Г. Кампе, Э.Х. Трапп), которые не только пытались реализовать идею воспитания гармоничного, полезного для общества «достигшего личного счастья человека», но и осуществили переводы сочинений французского просветителя для 16 томного издания под общим названием «Всеобщий пересмотр всего школьного и воспитательного дела обществом педагогов-практиков»1

Анализ европейских научных трудов XIX – XX в.в., посвященных
Ж.–Ж. Руссо, свидетельствуют о неиссякаемом интересе к личности мыслителя и преобладании историко-антропологических и социально-философских оценок его творчества и жизненного пути. Педагогические воззрения остаются, как правило, объектом эмоционального отношения: «При имени Руссо мы наталкиваемся положительно на какое-то чудо в мире педагогики. Такие личности бывают чрезвычайно редки, и природа, вероятно, не произведет уже другого Руссо» 2

В монографиях и статьях Дж. Морлея (1881), Г.Геффдинга (1898),
Г. Грэхэма (1904), Г.Гобеля (1980) и др. реализуется социокультурный подход к оценке научного наследия и личности Ж.–Ж. Руссо и подчеркивается, что Руссо – философ объединял в себе Руссо – педагога 3

В России начала XX в. в работах по преимуществу энциклопедического содержания (М.И. Розанов, Н.Н. Бахтин, Э.П. Кревина, Н.К. Крупская) философско-педагогическое творчество Ж.–Ж. Руссо рассматривается в логике формационного подхода и с позиции политических сил: демократических, либеральных, революционных. Эта устойчивая традиция сохранилась в оценках воззрений Ж.–Ж. Руссо в истории педагогики советского периода.

Деятели советского периода отечественной педагогики
(Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева и др.) отмечают демократическую и просветительскую направленность педагогической программы, но критикуют Ж.–Ж. Руссо за «парную педагогику»
(термин А.С. Макаренко) и индивидуалистские тенденции в воспитании.

Возросший интерес к личности и творчеству Ж.–Ж. Руссо на рубеже
XX и XXI столетий вызван обретением отечественным образованием гуманистических смыслов и ценностей. Современные отечественные педагоги выделяют значение отдельных составляющих педагогической системы теоретика свободного воспитания в частности, вопросы семейного, духовно-нравственного, умственного воспитания. Из диссертационных исследований следует назвать работы А.А. Златопольской «Ж.–Ж. Руссо и революционно-демократическая мысль России XIX века» (1990) и С.В. Занина «Проблема единства творчества Руссо в западноевропейской историографии второй половины XIX века – первой половины XX века» (1994), в которых реализованы системный и междисциплинарный подходы к заявленным проблемам.

Резюмируя, можно обозначить следующие основные направления изучения жизни и педагогической мысли Жана Жака Руссо, сложившиеся к началу
XXI столетия:

  • научно-биографическое (В.Ф.Асмус, М.Бейтс, И.Е.Верцман, Дж. Стюард, С.П. Толстов и др.);

  • социально-философское (Ф.Бродаль, В.Виндельбанд, В.Дильтей, Э.Кассирер, И. Кант, Р.Ролан, С.Алексеева, Ю.М. Лотман и др.);

  • историко-педагогическое (И.Е.Верцман, Г.Н.Джибладзе, В.В.Лазарев, Ф.П. Хагер и др.).

Можно выделить ряд других важнейших аспектов руссоистики (литературоведческий, культурологический и т.д.), однако и их анализ дает основания утверждать, что пока еще не получила необходимого изучения гуманистическая педагогика Ж.–Ж. Руссо как целесообразная воспитательная система.

В этом направлении специальных исследований практически не проводилось, а между тем преломления педагогических воззрений Ж.–Ж. Руссо через призму гуманизации целей, средств, содержания и результатов воспитательного воздействия на ребенка, позволит внести некоторый вклад в формирование целостного научного взгляда на педагогическое творчество мыслителя, что и определило выбор темы диссертационного исследования «Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии Жана Жака Руссо (1712-1778)».

Итак, несмотря на последовательный и разносторонний интерес к научному наследию Ж.–Ж. Руссо и наличие значительного количества исследований, можно назвать ряд актуальных историко-педагогических и педагогических проблем, требующих нового осмысления. Основные из них:

  • проблема научного понимания гуманизма и его просветительской версии в философии, педагогике, истории; соотнесенность этих пониманий и подходы к гуманизации образования в конкретный исторический период;

  • интеллектуальная история Просвещения как педагогическая проблема, роль научного творчества Ж.–Ж. Руссо в ее становлении. Просвещение как естественное продолжение гуманизма, как самостоятельное мышление, а не замена одних догматических идей другими;

  • проблема общих линий развития педагогической мысли эпохи Просвещения; созвучность педагогических проблем эпохи Просвещения современной российской педагогической реальности;

  • романтизм педагогической программы Ж.–Ж. Руссо, природа романтического отношения мыслителя к воспитанию человека, средства превращения воспитания в активный, оптимистический процесс.

Таким образом, на основе выше сказанного, проблема исследования выглядит следующим образом: имеется системная потребность в новом прочтении педагогических трудов Ж.–Ж. Руссо, с целью выявить концептуальные основы, теоретические позиции и научно-практический вклад Ж.–Ж. Руссо в развитие гуманистической теории воспитания.

Цель диссертационного исследования: воссоздание и анализ гуманистической концепции воспитания, созданной Ж.–Ж. Руссо, и определение ее влияния на западноевропейскую и отечественную педагогическую мысль.

Объектом исследования выступает философско-педагогическое наследие Ж.–Ж. Руссо – ученого, гуманиста, философа, педагога, писателя - в контексте развития мировой и отечественной педагогической мысли
XIX – XX в.в.

Предмет исследования содержание и основные направления гуманистической концепции воспитания в научно-педагогическом наследии Ж.–Ж. Руссо.

Сформулированные выше проблема, цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:

  • исследовать основные направления научного наследия педагога-гуманиста в области образования и воспитания, социальной педагогики и педагогики детства;

  • изучить и реконструировать научную биографию Ж.–Ж. Руссо; представить с позиций персоналистско-ценностного подхода характеристику основных этапов его научного творчества и общественно-педагогической деятельности;

  • проанализировать научные тексты и романы-трактаты Ж.- Ж. Руссо в контексте становления и развития гуманистической педагогики и психологии;

  • выявить концептуальные основы и ведущие категории гуманистической теории воспитания, созданной Ж.–Ж. Руссо; определить характер влияния его педагогических воззрений на решение современных проблем воспитания.

Исследование базируется на комплексе источников, включающих по первой главе – избранные педагогические труды Ж.–Ж. Руссо в русском переводе; отечественные и французские историко-педагогические исследования его наследия XIX-XX в.в.; педагогическую публицистику, учебные пособия и конкретно-методическую литературу по истории педагогики дореволюционного, советского и современного периодов; учебные материалы, отражающие международный опыт преподавания и изучения педагогики
Ж.–Ж. Руссо; историографические труды, посвященные эпохе и деятелям европейского Просвещения; во второй главе трактаты и образовательные романы: «Эмиль, или о воспитании» (1762), «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), материалы архивов Российской Государственной библиотеки (НИОР РГБ); диссертационные монографические исследования научного наследия педагога.

Методологическую основу исследования составили современные концепции изучения историко-педагогических явлений и фактов (научно биографическая, персоналистско-ценностная, цивилизационная, социокультурная); философские и педагогические идеи гуманизации образования; идеи современного науковедения, позволяющие с современных позиций осмыслить научное наследие Ж.–Ж. Руссо как целостную систему. На наш взгляд, для исследования гуманитарного научного наследия Руссо-философа, писателя, педагога наиболее перспективным является социокультурный подход, демонстрирующий личность в разнообразных социальных связях.

Теоретической основой исследования являются:

  • философские концепции в сфере культуры и образования
    (В.И. Вернадский, С.И. Гессен, Б.М. Бим-Бад, В.И. Гинецинский,
    Б.С. Гершунский, В.М. Розин, Ю.М. Лотман);

  • труды в области методологии истории педагогики (М.В. Богуславский, Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, Г.Б. Корнетов, Е.Г. Оссовский,
    А.И. Пискунов, Б.К. Тебиев, З.И. Равкин);

  • труды ведущих исследователей истории культуры и социологии
    (М. Вебер, Ю. Кряхо, М. Мид, П. Милюков П.А. Сорокин, А. Тойнби);

  • идеология системного подхода в исследовании различных, в том числе и педагогических, явлений (В.В. Беспалько, А.А. Богданов,
    В.И. Гинецинский, Н.Э. Гусинский, Н.В. Кузьмина, В.Н. Садовский,
    А.И. Субетто, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин);

  • идеи личностно-ориентированного подхода к образованию личности и формированию профессионально значимых качеств педагога
    (Е.В. Бондаревская, М.А. Викулина, В.В. Сериков, Л.В. Филлипова);

  • положения интегральной и полипарадигмальной концепции познания человека (Б.Г. Ананьев, Е.Н. Дмитриева, В.В. Орлов, Ф.В. Повшедная,
    Л.В. Филлипова);

  • гуманистическая идеология в качестве основания исторического познания педагогических явлений и фактов (М.М. Бахтин, В.П. Зинченко, Е.В. Бондаревская, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, В. Франкл).

Концепция исследования, определяющая его основные направления, структуру и методы, включает: современное представление о конструктивно-созидательной функции историко-педагогического знания; персоналистско-ценностный подход, способствующий введению в научный оборот исторических фактов и дополнительных материалов к персоналии Ж.–Ж. Руссо и новому пониманию известных фактов биографии просветителя. Указанный подход позволяет через судьбу выдающейся личности увидеть тенденции исторического развития образовательных идей. Исследование носит междисциплинарный характер, отражающий взаимосвязь педагогики с философией, историей, социологией и предполагает реконструкцию гуманистического потенциала, содержащегося в научном наследии
Ж.–Ж. Руссо, с позиций современной историко-педагогической науки.

Методы исследования: теоретический анализ историко-педагогической литературы; изучение и сравнительно-сопоставительный анализ научной, просветительской и литературной деятельности Ж.–Ж. Руссо в социо-культурном контексте эпохи Просвещения; изучение и сопоставление философской, исторической, педагогической литературы, периодики, архивных документов. В диссертации применялись также общенаучные методы анализа, синтеза, аналогии, актуализации, систематизации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем осуществлен анализ философско-педагогических воззрений Жана Жака Руссо на проблему гуманизации воспитания; выделены и охарактеризованы основные направления, программа и содержание гуманистического воспитания в научном наследии мыслителя; показан вклад Ж.–Ж. Руссо в становление и развитие гуманистических представлений о человеке, о его развитии как личности; показана педагогическая целесообразность (гармония целей, средств и представлений о результате) гуманистической концепции воспитания в научно-педагогическом наследии автора.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) iconПедагогическая психология: становление и место в системе научного
Песталоцци). Наибольший вклад в этот период в развитие педагогической психологии внесли Ян Амос Коменский (1592-1670), Жан Жак Руссо...
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Он попал в Тибет, бежав из концентрационного британского лагеря, и его воспоминания послужили основой для скандально известного фильма...
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) iconПрограмма кружка «Друзья здорового образа жизни»
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция)
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) iconЕдиноборства и их спортивная традиция: философско-метанаучный анализ
Введение. Актуальность и основные задачи философско-метанаучного исследования единоборств
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) iconРамиль Рамзиевич Гарифуллин Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) iconДоклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция...
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) iconРеферат по философии на тему: Жан Жак Руссо великий просветитель
В отличие от идеологов буржуазии 17 и 18 веков, которые видели в капитализме одни лишь положительные стороны, Руссо доказывал, что...
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) iconПрограмма воспитания «Поколение 21 века новое движение»
Программа воспитания для 5-7 классов составлена на основе федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения...
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) iconСообщение на педагогическом совете по теме «Психологическое сопровождение...
Принципы гендерного воспитания дошкольников считать одними из основных принципов развивающего обучения и воспитания дошкольников,...
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) iconРеферат по предмету ''Зарубежная литература'' Студентки второго курса вечернего отделения
Андре Моруа, Руссо относится к числу тех писателей, о которых можно сказать: “…без них вся французская литература пошла бы в другом...
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) iconКонцепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики
Однако идейным ядром учебно-воспитательного процесса служит журналистская идентификация, подобно тому, как медицина служит системообразующей...
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) iconКраеведческая викторина
В царствование Петра Первого на территории современного Липецка находились Верхний (1703 г.) и Нижний (1712 г.) заводы
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) iconА. Е. Годин Развитие идей Московской философско-математической школы
Развитие идей Московской философско- математической школы. Издание второе, расширенное. – М.: Красный свет, 2006. – 379 с
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) iconРождение диалога (книга о педагогическом общении)
О педагогическом общении. Как начать диалог. Ретроспектива
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) iconМетодология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе
Диссертационная работа выполнена на кафедре физического воспитания и спорта гоувпо «Воронежский государственный архитектурно-строительный...
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск