Скачать 192.84 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ГОУ ВПО МГГУ) ОТЧЕТ о проведении итоговой государственной аттестации выпускников 2010/2011 учебного года Психолого-педагогического института по специальности «050706-Педагогика и психология» (заочная форма обучения) 1. Государственная аттестация проводилась согласно утвержденному расписанию с 09 по 16 июня 2011 года. Для сдачи экзамена и защиты ВКР студенты были распределены на 2 группы. К итоговой государственной аттестации был допущено всего 20 студентов 4 курса и 2 студента 6 курса заочной формы обучения психолого-педагогического института МГГУ, завершивших обучение по основной образовательной программе «050706-Педагогика и психология», в соответствии с приказом ректора № 51-зо от 16.05.2011г. Состав итоговой государственной аттестационной комиссии 2011 года психолого-педагогического института был утвержден приказом № 638-об от 23.11.2010г. ректора МГГУ А.М. Сергеева. Все члены комиссии отмечают высокий организационный уровень проведения государственного экзамена: наличие справок по выполнению студентами учебного плана данной специальности; четкую работу секретаря комиссии, обеспечение студентов программой междисциплинарного экзамена и необходимыми канцелярскими принадлежностями. Организация и проведение итоговой государственной аттестации студентов заочной формы обучения психолого-педагогического института МГГУ осуществлялась на основе разработанной и утвержденной вузом учебно-методической документации - Положения об итоговой государственной аттестации выпускников МГГУ, утвержденного Ученым советом университета, протокол № 3 от 14.112003г., с дополнениями и изменениями, утвержденными Ученым советом университета от 16.05.2007, 09.02.2011г. протокол № 6; Положение о подготовке, защите и хранении выпускных квалификационных работ в МГГУ, утвержденного Ученым советом университета, протокол № 7 от 09.03.2011г. Итоговая аттестация студентов проводилась в 2-х формах: итоговый междисциплинарный экзамен по педагогике и психологии и защита выпускной квалификационной работы. 2. Комиссия ГАК была представлена следующим профессорско-преподавательским составом: Председатель ГАК: Прялухина Алла Вадимовна — зав. кафедрой психологии и социальной работы Российского государственного социального университета (филиал в г. Мурманске), кандидат психологических наук, доцент. Состав экзаменационной комиссии: Междисциплинарный экзамен по педагогике и психологии: Синкевич Ирина Алексеевна – зав. кафедрой психологии, к.п.н., доцент, председатель предметной комиссии, заместитель председателя ГАК. Архип Инна Александровна – проректор по учебной работе, к.п.н., доцент. Смага Анна Александровна – зав. кафедрой СПДиНО, к.п.н., доцент. Недосека Ольга Николаевна – к.пс.н., доцент. Юшина Нина Васильевна – начальник отдела качеством образования, старший преподаватель кафедры психологии. Защита выпускной квалификационной работы по квалификации «Педагог-психолог»: Синкевич Ирина Алексеевна – зав. кафедрой психологии, к.п.н., доцент, председатель предметной комиссии, заместитель председателя ГАК. Архип Инна Александровна – проректор по учебной работе, к.п.н., доцент. Смага Анна Александровна – зав. кафедрой СПДиНО, к.п.н., доцент. Недосека Ольга Николаевна – к.пс.н., доцент. Юшина Нина Васильевна – начальник отдела качестом образования, старший преподаватель кафедры психологии. Технический секретарь государственной аттестационной комиссии: Орябинская Юлия Валерьевна, специалист по УМР кафедры психологии. 3. Государственный междисциплинарный экзамен по педагогике и психологии студентов 4, 6 курса ППИ (заочная форма обучения) проводился с 09 по 10 июня 2011 года. Междисциплинарный экзамен состоял в проверке знаний студентов по трем разделам основных психолого-педагогических дисциплин: теоретико-методологический комплекс дисциплин; историко-аналитический комплекс дисциплин; практико-ориентированный комплекс дисциплин. На государственный междисциплинарный экзамен было вынесено 75 вопросов, которые были сгруппированы в билеты, по 3 вопроса в каждом. Целью государственного междисциплинарного экзамена выпускников является установление уровня подготовки к выполнению профессиональных задач и осуществлению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с определенными квалификационными требованиями по специальности «050706-Педагогика и психологии»: коррекционно-развивающей, преподавательской, научно-методической, социально-педагогической, воспитательной, культурно-просветительской, управленческой. На кафедре психологии разработана и в 2009 году опубликована «Программа междисциплинарного итогового государственного экзамена», которая составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В программе определены цели и задачи, требования к уровню освоения содержания курсов по педагогике и психологии и критерии оценки знаний студентов. Цель государственного экзамена - установить соответствие уровня подготовки будущих педагогов требованиям ГОС ВПО. Программа междисциплинарного государственного экзамена помогает выпускникам: раскрыть концептуальные основы психолого-педагогических теорий и взглядов ученых; продемонстрировать знания теоретико-методологического комплекса дисциплин необходимых педагогу- психологу; показать практические умения решения задач по видам профессиональной деятельности специалиста педагога-психолога в соответствии с квалификационными требованиями ГОС ВПО. Экзаменационная комиссия отметила общий уровень подготовки студентов к итоговому междисциплинарному государственному экзамену по специальности «050706-Педагогика и психология» как положительный. Программа государственного экзамена по педагогике и психологии включает:
По итогам междисциплинарного государственного экзамена поставлены следующие оценки:
Таким образом, успеваемость составила 100%, качественный показатель успеваемости – 68,2%. Средний балл успеваемости – 4,1. На государственном экзамене студенты, обучающиеся по специальности «050706-Педагогика и психология», показали высокий уровень знаний теоретико-методологического комплекса дисциплин, таких как основы общей психологии, социальная педагогика, основы психологии семьи и семейного консультирования. Студенты понимали специфику предмета профессиональной деятельности; хорошо ориентировались в концептуальных основах психолого-педагогических теориях и взглядов; показали достаточно высокий уровень практических знаний и навыков, необходимых педагогу-психологу в профессиональной деятельности; хорошо владели понятийным аппаратом, использовали профессиональный язык изучаемой науки. Ответы студентов продемонстрировали их умение применять междисциплинарные связи в различных областях теории и практики психологии: знания в области развития психики и сознания, эмоционально – волевой сферы личности, ее индивидуальных особенностей, диагностического исследования личности, взаимовлияния личности и группы, межличностных и социальных взаимодействий, способов и форм их организации. Студенты показали достаточно высокий уровень теоретических и практических знаний, владение основными и универсальными психодиагностическими методиками, умение интегрировать знания при анализе различных конкретных ситуаций, проявили высокое качество ответов, разносторонние знания по психологии. Лучшими ответами с оценкой «отлично» комиссия признала ответы Н.А. Барашковой, Л.В. Долговой, Г.В. Исаевой, Ю.А. Контаревой, Е.В. Маликовой, А.А. Мотиной, А.А. Саналатий, О.С. Спириной, Л.А. Шевелевой, Е.М. Шунтовой и др. Ответы указанных студентов отличались глубиной, знанием различных подходов ученых к рассматриваемой проблеме, полнотой формулировок, обоснованностью; свободным оперированием психологическими терминами и др. Студенты уверенно отвечали на вопросы педагогике и психологии, четко определяли актуальные проблемы, рассматриваемые в данном курсе. Ответы на вопросы отличались осознанностью обобщенностью, глубиной, точностью, логичностью и последовательностью изложения вопроса по педагогике и психологии с опорой на основные и дополнительные литературные источники информации по проблеме; определением своей позиции в раскрытии различных подходов к рассматриваемой проблеме. Ответы студентов на дополнительные вопросы по педагогике и психологии отличались умением использовать материалы смежных наук, оперировать теоретическими концепциями, владением профессиональной терминологией, пониманием. Студенты проявили самостоятельность в суждениях. Особо следует подчеркнуть грамотные ответы на следующие вопросы:
13. Факторы социализации личности ребенка и др. Некоторые ответы оценивались отметкой «хорошо», в указанных случаях студенты отвечали достаточно логично, грамотно, осознанно и обобщенно, раскрывали различные подходы к рассматриваемым проблемам, с опорой на обязательную литературу, но допускали некоторые неточности и незначительные ошибки в трактовке основных психологических понятий, затруднялись связать теоретические знания с педагогической практикой. Это следующие студенты: Л.В. Клейнос, О.Е. Пилипенко, С.В. Сизовой, Р.А. Хаверевой, Н.В. Юрченко и др. В целом, результаты государственного экзамена по педагогике и психологии показали, что студенты достаточно полно освоили базовый теоретический материал, который может являться фундаментом для их профессиональной деятельности. Знания выпускников соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Студенты показали глубокие, прочные и системные знания основных методологических проблем педагогики и психологии - предмет, методы и принципы педагогики и психологии. Ответы студентов свидетельствуют о том, что студентами усвоено содержание основных психолого-педагогических понятий. Выпускники в полной мере показали владение профессиональной терминологией, понимание методологических проблем педагогики и психологии, умение лаконично, обоснованно и логично излагать содержание. Наиболее слабые знания по педагогике и психологии продемонстрировали: О.А. Вильданова, А.Э. Кокорева, Д.В. Мельниченко, Д.И. Тумаш, Е.А. Халтурина, В.В. Химин, В.Е. Чумовицкий. Студенты не показали свободного владения материалом; вопросы по педагогике и психологии освещались схематично, без анализа и обобщения; в изложении материала нарушалась логика и последовательность; допускались отдельные ошибки и неточности в содержании знаний, в том числе терминологии и в форме построения ответа. Вызвали затруднение следующие вопросы:
7. Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения и др. По итогам междисциплинарного государственного экзамена по педагогике и психологии можно сделать следующие выводы:
4. Защита ВКР. Тематика выпускных квалификационных работ утверждена приказом от 29.10.2010г. № 574-об, изменение тем дипломных работ — от 23.05.2011г. № 248-об, 30.05.2011г. № 547-об. Защита ВКР проводилась с 15 по16 июня 2011 года. Анализ состава научных руководителей, консультантов, рецензентов выпускных квалификационных работ студентов, обучающихся по специальности «050706-Педагогика и психология», показал, что все преподаватели различных кафедр МГГУ имеют ученую степень «кандидат наук» и ученое звание «доцента»:
Кафедра психологии разработала методические материалы регламентации дипломных работ студентов, научных руководителей по написанию ВКР, рецензентов ВКР, представленные в учебно-методических пособиях:
Анализ защиты выпускных квалификационных работ показал, что тематика выпускных квалификационных работ характеризуется социально-психологической и психолого-педагогической ориентацией. Содержание дипломных работ характеризуется переходом от традиционных психологических проблем обучения и воспитания, к психологическим аспектам профессиональной деятельности в сфере образования. Все работы имели прикладной характер и характеризовались новизной (по объему, предмету, инструментарию). Были тщательно проработана методологическая база исследования, четко обозначены объект, предмет, цель, проблема, теоретическая модель исследования. Все дипломные работы являлись полноценными научными теоретико-экспериментальными исследованиями, имеющими теоретическую и практическую значимость. В структурном отношении соответствуют поставленным целям и задачам исследования. Содержание тем выпускных квалификационных работ отражено полно, логически правильно. В теоретических главах представлен анализ как зарубежных, так и отечественных ученых. Эмпирические исследования осуществлены на высоком профессиональном уровне. Следует подчеркнуть разнообразие применяемых методических средств – формализованных опросников, проективных тестов, количественный и качественный анализ данных. Полученные данные занесены в таблицы, оформлены графики, диаграммы, гистограммы, применяются математические методы для подтверждения выдвигаемых гипотез. Результаты защиты выпускных квалификационных работ представлены в таблице:
Интерпретируя различные социально-психологические и психолого-педагогической явления, студенты анализировали и оценивали такие проблемы, как: психологические особенности агрессивного поведения детей; развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; воспитание нравственных качеств у старших дошкольников средствами театрального искусства; развитие коммуникативных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста; развитие креативности у младших школьников; особенности профессионального самоопределения старшеклассников и т.д. Некоторые материалы, полученные при изучении реальной обстановки на исследуемых объектах, являются основой для разработки рекомендаций для работников образовательных учреждений: детских садов, школ, прогимназий, гимназий, лицеев и др. При защите своих работ большинство студентов показали владение умениями теоретического, логического и эмпирического способов доказательства. 2 студента 4 курса выполнили исследование по заявке администрации:
Высокий уровень выполнения выпускных квалификационных работ стал возможен благодаря профессиональному руководству высококвалифицированного состава преподавателей, кандидатов наук, доцентов: Двоеглазовой М.Ю., к.пс.н., доцента, Иванова А.Н., к.п.н., доцента, Игнатович И.И., к.п.н., доцента, Коган Г.В., к.п.н., доцента, Синкевич И.А., к.п.н., доцента, Смага А.А., к.п.н., доцента. Комиссия отметила высокий уровень выполнения выпускных квалификационных работ следующих студентов: Н.А.Барашкова, Г.В.Исаева, Л.В. Клейнос, А.Э.Кокорева, Ю.А.Контарева, Е.В.Маликова, А.А.Саналатий, С.В.Сизова, О.Е.Пилипенко, Е.А.Халтурина, Л.А.Шевелева, Е.М.Шунтова, Н.В.Юрченко. В секции «Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии» студенческой научно-практической конференции кафедры психологии, проходившей 18-22 апреля 2011 года, выступили с докладами и представили результаты экспериментального исследования выпускных квалификационных работ следующие студенты: Н.А.Барашкова, А.Э.Кокорева, Е.В.Маликова, С.В.Сизова, Р.А. Хаверева, Е.А.Халтурина, Н.В.Юрченко. Результаты исследований С.В.Сизовой, Н.В.Юрченко были также представлены в докладах на Всероссийских научно-практических конференциях с международным участием «Актуальные проблемы психологии в образовании», проходившей в апреле 2010 и 2011 гг. на базе МГГУ. Подготовленные материалы были представлены к опубликованию в РИО в сборниках научных статей «Ученые записки. Психологические науки» МГГУ. Комиссия рекомендует к опубликованию и внедрению материалы защиты ВКР, представленные следующими студентами:
Все вышеназванные студенты овладели навыками исследовательской работы в области прикладной психологии. Формальные требования выполнены адекватно (оформление, объем диплома, количество цитируемых источников, правильность ссылок, соблюдение структуры научной работы). Дипломные работы с отметкой «хорошо» защитили 5 студентов: Вильданова О.А., Долгова Л.В., Мотина А.А., Спирина О.С., Хаверева Р.А. Выпускные квалификационные работы были грамотно оформлены и представлены с использованием мультимедийных средств. Тумаш Д.И., Чумовицкий В.Е., Химин В.В. и Мельниченко Д.В. защитили дипломные работы на оценку «удовлетворительно». Процедура защиты дипломных работ проведена на хорошем организационно-методическом уровне, в атмосфере требовательности, принципиальности, коллегиальности в обсуждении работ и выставлении оценок при неизменной объективности и доброжелательном отношении к выпускникам. 5. Государственной аттестационной комиссией в ходе государственных аттестационных испытаний были выявлены следующие недостатки:
Устранены недостатки, выявленные в ходе предыдущей аттестации:
Следует отметить, что во время государственной аттестации студентов 4, 6 курсов ППИ МГГУ, обучающихся по специальности «050706-Педагогика и психология» (заочная форма обучения), были соблюдены все формальные требования, предъявляемые к процедуре ее проведения. В целом итоговый экзамен и защита ВКР проходили в доброжелательной и конструктивной атмосфере. Замечаний и претензий в адрес комиссии не поступало. 6. В ходе итоговой государственной аттестации Государственная аттестационная комиссия произвела комплексную оценку уровня подготовки выпускников МГГУ, определив его как положительный и соответствующий требованиям ГОС ВПО Российской Федерации. По итогам государственного экзамена по психологии и педагогике можно сделать следующие выводы: 1. Содержание и процедуры итоговой государственоой аттестации соответствуют нормативным документам. 2. В учебно-воспитательном процессе кафедрой психологии были учтены рекомендации, сформулированные предыдущей аттестационной государственной комиссией - при подготовке студентов научными руководителями и преподавателями кафедры психологии обращалось внимание на:
3. Содержание междисциплинарного экзамена по педагогике и психологии соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «050706 - Педагогика и психология». 4. Программный материал по дисциплинам психолого-педагогического цикла усвоен большинством студентов в полном объеме, знания выпускников являются осознанными, глубокими, прочными и практико-ориентированными. Ответы выпускников соответствуют квалификационным требованиям ГОС ВПО. 5. Актуальность, теоретическая и практическая значимость выпускных квалификационных работ убедительно обосновывается и направлена на решение задач профессиональной деятельности педагога – психолога. 6. Студенты продемонстрировали комплекс знаний и умений, свидетельствующих об их готовности ставить цели и осуществлять профессиональную деятельность в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера. 7. Большинство выпускных квалификационных работ студентов выполнено с учетом регионального компонента. Увеличилось количество выпускных квалификационных работ, выполненных по заявкам образовательных учреждений г. Мурманска, Мурманской области и других регионов России. 8. Все выпускные квалификационные работы грамотно оформлены и на защите представлены с использованием компьютерных презентаций. По результатам итоговой государственной аттестации был подготовлен приказ от 22.06.2011г. № 79-зо о присвоении квалификации педагог-психолог и выдаче диплома государственного образца 2 студентам 6 курса и 20 студентам 4 курса, полностью выполнившим учебный план по специальности «050706-Педагогика и психология» и прошедшим итоговую аттестацию. В целях совершенствования подготовки выпускников МГГУ на основании результатов работы государственная экзаменационная комиссия рекомендует:
24 июня 2011г. Председатель ГАК, кандидат психологических наук, доцент зав. кафедрой психологии и социальной работы Российского государственного социального университета (филиал в г. Мурманске) А.В. Прялухина |
Отчет о проведении государственного экзамена по педагогике и психологии... Мотивация темы и формы проведения занятия: Тема дворцовых переворотов занимает важное место в истории России. Главная цель данного... | Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность... Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050103 «География» (квалификация – учитель географии)... | ||
О проведении государственной (итоговой) аттестации по русскому языку... Положения о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов оу рф; утвержденное приказом мо РФ от 03.... | Информация о результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников... Государственная (итоговая) аттестация проводилась в традиционной форме (по билетам) и форме гиа, руководствуясь Положением о государственной... | ||
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 1Х,... В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений... | Приказ №01- 624 «Об организации и проведении государственной (итоговой)... «Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской... | ||
Анализ государственной итоговой аттестации выпускников 9-11 классов 2011-2012 учебный год На конец 2011-2012учебного года в 9-х классах обучалось 71учащихся. Все учащиеся были допущены к итоговой аттестации | Протокол от 20 г. 20 г. Положение о проведении государственной (итоговой)... Положения о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов оу рф; утвержденное приказом мо РФ от 03.... | ||
Методические рекомендации по организации итоговой государственной... Государственному образовательному стандарту спо в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников... | О сроках завершения 2012-2013 уч года и проведении государственной (итоговой) На основании приказа мууо администрации Брянского района №121-п от 16. 04. 2013г. «О сроках завершения 2012-2013 уч года и проведении... | ||
Программа государственной итоговой аттестации выпускников по специальности Педагогические тестовые материалы являются стандартизированными измерителями, используемыми для организации и оценки внутривузовского... | Программа итогового государственного экзамена по специальности «Реклама»... Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования... | ||
Взаимоотношений «Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования»... | ||
Инструкция №3 для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений,... Положения о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов оу рф; утвержденное приказом мо РФ от 03.... | Программа итоговой государственной аттестации выпускников гбоу спо... Программа итоговой государственной аттестации выпускников по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» разработана на основании... |