Бюджетное государственное образовательное учреждение
Чувашской Республики
среднего профессионального образования
«Чебоксарское училище олимпийского резерва (техникум)»
Министерства по физической культуре, спорту и туризму
Чувашской Республики
СОГЛАСОВАНО
Зам. министра по физической
культуре, спорту и туризму
Чувашской Республики
_____________С.С. Шелтуков
«_____»___________20___ г.
| УТВЕРЖДАЮ
Директор БОУ СПО «ЧУОР»
Минспорта Чувашии
_____________Ю.Г.Плотников
«_____»___________2013 г.
(приказ № ____-о от 12.12 2013 г.)
|
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050141
Физическая культура
г. Чебоксары 2013
Общие положения Итоговая государственная аттестация по специальности 050141 физическая культура проводится в виде итогового междисциплинарного экзамена по специальности в соответствии с п. 4.2.5. ГОС СПО. Междисциплинарный экзамен по специальности проводится с целью выявления соответствия уровня подготовки и качества знаний выпускника Государственному образовательному стандарту СПО в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности физическая культура. Программа государственной аттестации разработана на основе:
Требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки педагога по физической культуре и спорту по специальности 050720 Физическая культура - в соответствии с ГОС СПО от 2002 г;
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (утв. постановлением Госкомвуза РФ от 27.12.95 № 10);
Рекомендаций по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования (письмо Минобразования РФ от 10 июля 1998 г. № 12-52-111 ин/12-23);
Методические рекомендации по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования (письмо Минобразования РФ от 6 мая 2003 г. № 18-51-415 ин/18-28;
Устава БОУ СПО «ЧУОР (техникум)» Минспорта Чувашии;
Положения БОУ СПО «ЧУОР (техникум)» Минспорта Чувашии «Об итоговой государственной аттестации студентов».
Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 050141 физическая культура Общие требования к подготовленности специалиста, проверяемые на экзамене
Выпускник должен:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес;
-иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознает себя и свое место в современном обществе; знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе;
уметь учитывать их при решении профессиональных задач; обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке; обладать широким кругозором;
быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей; быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности; быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами; быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний; обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию);
стремиться к творческой самореализации;
знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;
иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического совершенствования.
Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам,
проверяемые на экзамене.
По общепрофессиональным дисциплинам выпускник должен:
иметь представление:
о роли и месте общепрофессиональных дисциплин в профессиональной деятельности;
педагога по физической культуре и спорту;
об основных закономерностях функционирования организма человека; о наиболее распространенных заболеваниях, являющихся главной причиной ранней инвалидности и смертности детей и подростков; о реабилитационных мероприятиях средствами физической культуры;
о методах врачебно-педагогического контроля;
о роли и месте воспитания, всестороннем гармоничном развитии личности;
о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;
о возрастной периодизации и основных ступенях развития;
о закономерностях психических явлений;
о развитии и формировании личности;
об отечественной и зарубежной истории образования;
о международной и национальной системах физической культуры;
о международном спортивном движении;
знать:
анатомо-физиологические и возрастные особенности функционирования организма человека в покое и в процессе занятий физической культурой и спортом;
разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциональных и индивидуально-психологических особенностей, уровня физической подготовленности, состояния здоровья занимающихся;
гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности;
профилактику травматизма при проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований;
психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной и учебно-тренировочной работы, массовых физкультурно-оздоровительных занятий;
приемы общения с человеком, коллективом занимающихся и межличностного общения в нем;
историю, принципы и методы отечественной и зарубежной систем физического воспитания;
законодательные и нормативные документы по вопросам физической культуры и спорта, организации учебно-воспитательного процесса;
систему управления" физкультурным движением и систему физического воспитания в стране;
основные принципы управления и методы организаторской деятельности;
технологию обучения двигательным действиям и методику развития физических качеств;
специальную терминологию физкультурно-спортивной деятельности;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности;
меры по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
уметь:
определять цели и задачи физического воспитания, спортивной подготовки и физкультурно-оздоровительной работы как факторов гармонического развития личности, укрепления здоровья человека;
планировать уроки, другие формы физкультурно-спортивных занятий с учетом возраста и пола занимающихся, их индивидуальных особенностей, санитарно-гигиенических основ физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, климатических и региональных особенностей;
-использовать в профессиональной деятельности передовые приемы, средства и методы обучения и воспитания;
использовать полученные знания для воспитания патриотизма, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом;
контролировать состояние занимающихся и в зависимости от результатов контроля корректировать физическую нагрузку;
оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий;
По специальным дисциплинам выпускник должен:
иметь представление:
о медико-биологических и психических факторах, определяющих уровень мастерства в избранном виде спорта;
знать:
основы обучения движениям как процесс образования и воспитания;
формы и методы планирования и организации учебно-тренировочной, физкультурно-спортивной деятельности и воспитательной работы в коллективе занимающихся;
технологию обучения двигательным действиям и методику развития физических качеств;
основы общей и дифференциальной биомеханики;
кинематику движений человека, биомеханику двигательных качеств;
историю, теорию и методику избранного вида спорта;
общие закономерности и частные методики обучения и тренировки;
систему отбора, методику подготовки юных спортсменов, прогнозирование спортивных результатов, систему тренировки в различных возрастных группах; основные элементы подготовки спортсмена, периодизацию тренировки, структуру многолетней подготовки, управление и контроль в спортивной подготовке;
технику безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью;
правила и судейство соревнований;
методику планирования учебно-тренировочной работы;
уметь:
планировать и проводить основные формы учебной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с различными контингентами обучающихся;
оценивать эффективность физкультурно-спортивных занятий;
владеть технологией обучения двигательным действиям и методикой развития физических качеств;
определять физическую нагрузку в соответствии с функциональными возможностями организма;
использовать различные средства и методы физической реабилитации и восстановления работоспособности занимающихся;
организовывать, проводить физкультурно-спортивные мероприятия с различным контингентом занимающихся и осуществлять судейство;
определять причины типичных ошибок при выполнении физических упражнений, приемы и средства к их устранению;
критически оценивать и корректировать свою профессиональную деятельность.
Программа государственной (итоговой) аттестации
по специальности 050720 физическая культура
ГОС СПО - 2002 г.
Вид итоговой государственной – итоговый междисциплинарный экзамен по специальности;
К итоговому междисциплинарному экзамену по специальности допускаются студенты, завершившие полный курс обучения по специальности 050720 физическая культура и успешно прошедшие вес предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.
Объем времени на подготовку и проведение – 4 недели;
Сроки проведения экзаменов – с 07.06.12 по 28.06;
Необходимые экзаменационные материалы:
теоретические вопросы по дисциплинам, включенным в Программу государственной (итоговой) аттестации;
тестовые задания;
экзаменационные билеты;
практические задания.
Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности:
4.1.1. Наименование дисциплин, включённых в Программу итоговой государственной аттестации
Теория и методика физической культуры;
Педагогика;
Психология;
Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта;
Основы спортивной тренировки;
Технология физкультурно-спортивной деятельности;
Избранный вид спорта.
4.1.2. Перечень теоретических вопросов по дисциплинам (Приложение №1):
Теория и методика физической культуры и спорта;
Педагогика;
Психология;
Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта;
Основы спортивной тренировки;
Технология физкультурно-спортивной деятельности (гимнастика);
Технология физкультурно-спортивной деятельности (легкая атлетика);
Технология физкультурно-спортивной деятельности (лыжный спорт);
Технология физкультурно-спортивной деятельности (спортивные и подвижные игры»;
Избранный вид спорта (легкая атлетика);
Избранный вид спорта (единоборства).
4.1.2. Перечень тестовых заданий по дисциплинам (Приложения № 2-5):
Тестовые задания по дисциплине «Психология»;
Тестовые задания по дисциплине «Педагогика»;
Тестовые задания по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта»;
Тестовые задания по дисциплине «Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта»
4.1.3. Перечень экзаменационных билетов по дисциплинам (Приложения № 7-8):
«Основы спортивной тренировки»;
Избранный вид спорта (легкая атлетика);
Избранный вид спорта (единоборства).
4.1.4. Перечень практических заданий (Приложение № 6).
Условия подготовки и процедура проведения:
Условия подготовки к экзамену.
Экзаменационный материал для проведения междисциплинарного экзамена формируется в соответствии ГОС и на основе примерных и рабочих программ учебных дисциплин, программ педагогической практики. Экзаменационный материал представляет собой перечень теоретических вопросов по учебным дисциплинам и практических заданий, рассмотренных и рекомендованных методическим объединением преподавателей специальных дисциплин для проведения государственной (итоговой) аттестации студентов.
На основе разработанного и объявленного студентам перечня теоретических вопросов и практических заданий, рекомендуемых для подготовки к экзамену по специальности, за месяц до начала государственной (итоговой) аттестации составляется экзаменационные билеты, тестовые и практические задания.
Экзаменационные билеты, тестовые и практические задания представляют собой ряд заданий, имеющих междисциплинарный практико-ориентированный характер, направленных на выявление сформированности аналитических, диагностических, прогностических и проектированных умений выпускника.
5.2. Список литературы для подготовки к экзамену.
5.2.1.Рекомендуемая литература по дисциплинам «Педагогика» и «Психология».
Основная литература
Масленников В.А. Курс лекций по дисциплине «Педагогика» (в электронном варианте)
Подласый И. П. Педагогика начальной школы: — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 400с.
Сильченко В.А. Курс лекций по истории педагогики (в электронном варианте)
Сластёнин В.А. и др.Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. -576 с.Возрастная и педагогическая психология. Уч. пособие для студентов пед. ин-тов под ред. проф. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 1973.
Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. - М., 1993.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М., 1986.
Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. - Краснодар, 1995.
Данилина Л.Н. Психологические особенности физического воспитания подростков. -М: ГЦОЛИФК, 1976.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М., 1987. 7 .Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.2. Психология образования.-М.,1994.
Марищук В.Л. и др. «Методики психодиагностики в спорте» - М., 1990.
Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат.-М., 1983.
Дополнительная литература
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: «Педагогика», 1989.
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М.; Владос-Пресс, 2003.
Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (Начальные классы)М.: 1978.
Масленников В.А. Педагогический контроль. Великий Новгород, НовГУ, 2000.
Морозова О.П. Педагогический практикум. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -320 с.
Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., Российское педагогическое агентство, 1995.
Пискунов А.И. История педагогики и образования. М.: ТЦ Сера, 2001. 512 стр.
Подласый И.П. Педагогика. М., Просвещение, 1996.
Смирнов С.А. Котова И.Б.,Шиянов И.М. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -512 с
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта.-М., 1986.
Деркач А.А.„Исаев А.А.,Творчество тренера.-М.1982.
Гехт К. Психогигиена.-М.,1979.
Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте.-М.,1987.
5.2.2.Рекомендуемая литература по дисциплинам «Теория и методика физической культуры и спорта» и «Основы спортивной тренировки».
Основная литература
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. — М., 1998.
Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. — М., 1999.
Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. — М., 1997.
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. — М., 1991.
Методика физического воспитания учащихся 10—11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха. — М., 1997.
Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. — М., 1998.
Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б. В. Сермеева. — М., 1973.
Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред. А.А.Гужаловского. — М., 1986.
Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А.Д. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1976.
Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М., 1990.
Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова, Ж. К. Холодова. — М., 1997.
Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. — М., 1994.
Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений физ. культуры. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с.
Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
|