Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность 032500 (050103) «География»





НазваниеПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников Специальность 032500 (050103) «География»
страница1/4
Дата публикации04.08.2014
Размер0.71 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

"Московский городской педагогический университет"
Институт естественных наук
Кафедра физической географии и геоэкологии

Кафедра экономической географии и социальной экологии


УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
_____________________Т.С. Иванова
«_____» ____________________2013 г.

ПРОГРАММА

итоговой государственной аттестации выпускников

Специальность 032500 (050103) «География»

Квалификация – учитель географии

Составители:

к. географических наук, профессор В.Т. Дмитриева

к. географических, д. исторических наук, профессор О.В. Шульгина

Москва

2013

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050103 «География» (квалификация – учитель географии) утверждена на заседании Ученого совета Института естественных наук ГБОУ ВПО МГПУ от 21 января 2013 года протокол № 5

Директор Института естественных наук В.Ю. Котов

Ученый секретарь Ученого совета

Института естественных наук Л.В. Назаренко

Заведующие кафедрами:
Физической географии и геоэкологии В.Т. Дмитриева
Экономической географии
и социальной экологии О.В. Шульгина






Пояснительная записка
Программа итоговой государственной аттестации разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050103 «География» (квалификация – учитель географии) и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы "Московский городской педагогический университет", утвержденным приказом от 30.11. 2012 №620 общ. Программа соответствует Положению об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденному 25.03.2003 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 и Методическим рекомендациям УМО по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования.

Государственным образовательным стандартом высшего педагогического образования (ГОС ВПО) по специальности 032500 (050103) География с квалификацией учитель географии, утверждённым Министерством образования РФ 31 января 2005 г. (регистрационный № 699 пед/сп (новый), предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:

1.государственного экзамена;

2. защиты выпускной квалификационной работы.

Итоговые государственные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности преподавателя географии к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, полностью соответствуют основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
Программа итоговой государственной аттестации предназначена для студентов ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, обучающихся по специальности 032500 (050103) География, и включает:

  • цель и задачи итоговой государственной аттестации;

  • требования к организации и проведению итоговой государственной аттестации;

  • содержание итогового государственного экзамена по специальности;

  • требования к знаниям и умения выпускника, критерии оценки;

  • рекомендованный список литературы к итоговому государственному экзамену;

  • требования к организации и проведению итогового государственного экзамена по специальности;

  • цель и задачи выпускной квалификационной работы (ВКР) как составной части итоговой государственной аттестации;

  • примерный перечень тем выпускной квалификационной работы по специальности;

  • требования к ВКР, критерии оценки;

  • требования к организации и проведению защиты ВКР.


Цель и задачи итоговой государственной аттестации
Целью итоговых государственных испытаний является выявление уровня практической и теоретической подготовки выпускника для выполнения профессиональных задач на уровне требований государственного образовательного стандарта и продолжения образования в аспирантуре.

Основными задачами итоговой государственной аттестации являются:

  • определение теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО;

  • определение исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы.

Для достижения цели итоговой государственной аттестации выпускников проводится комплексная оценка уровня подготовки выпускников педагогических вузов, которая строится с учетом изменений в содержании и организации профессиональной подготовки будущих педагогов; охватывает всю группу дисциплин профессиональной подготовки; учитывает возможность продолжения образования выпускником на более высоких ступенях.
Требования к организации и проведению

итоговой государственной аттестации
Итоговая государственная аттестация осуществляется Государственной аттестационной комиссией (ГАК). Председатель Государственной аттестационной комиссии по специальности утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации из числа специалистов, не работающих в университете. Состав Государственных аттестационных комиссий утверждается приказом ректора по представлению директора института на календарный год. Состав ГАК утверждается в количестве 5 человек, включая председателя. Для обеспечения работы государственной комиссии ректором Университета назначается секретарь комиссий, который ведет протоколы заседаний государственных аттестационных и государственных экзаменационных комиссий.

Основные функции ГАК:

  • комплексная оценка уровня подготовки выпускника и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта;

  • решение вопроса о присвоении квалификации по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома;

  • разработка рекомендаций по совершенствованию подготовки выпускников, которые отражаются в отчете председателя ГАК.

К итоговому междисциплинарному государственному экзамену по специальности и защите выпускной квалификационной работы допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план по специальности География.

Итоговая государственная аттестация, как правило, начинается со сдачи государственных экзаменов и завершается защитой выпускных квалификационных работ.

Расписание работы ГАК утверждается проректором по учебной работе с визой директора института по согласованию с председателем ГАК и учебным управлением университета не позднее, чем за месяц до начала работы ГАК, с указанием даты, времени начала работы, аудитории и вывешивается на доске объявлений института.

Итоговые государственные экзамены и защита выпускных квалификационных работ проводятся на открытых заседаниях государственных комиссий. Решения государственных аттестационных и государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя или его заместителя. Результаты аттестационных испытаний определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день их проведения после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных и аттестационных комиссий.

Продолжительность заседания ГАК не превышает 6 часов в день.
Содержание итогового государственного экзамена
Итоговый государственный экзамен охватывает все географические дисциплины с подразделением их на физико-географический и экономико-географический циклы, а также теорию и методику обучения географии. В соответствии с этим в экзаменационном билете предполагается три основных вопроса. Однако в программу (Приложение 1) включены не все разделы соответствующих курсов, а только узловые их проблемы. Предпочтение отдается вопросам теоретического, типологического характера, но для их раскрытия широко привлекается региональный материал по материкам, крупным регионам и субрегионам, странам, районам.

Отбор тем для включения в сводную программу обусловлен тем, что на государственном экзамене студент должен иметь возможность продемонстрировать своими ответами понимание общих концепций и методологических вопросов географии и ее основных разделов, определенные знания фактического материала из географии и смежных наук, способов его накопления и фиксации, а также уметь применять свои знания в процессе преподавания соответствующих дисциплин в школе и для решения практических задач.

Понимание теоретических и прикладных основ методики обучения географии в школе выпускник должен показать в тесной связи со знанием географии и психолого-педагогических основ процесса обучения. Поэтому на экзамене студентов ориентируют на использование исследовательских материалов по непрерывной педагогической практике, привлечение опыта работы учителей географии и использование разнообразной методической литературы. Поэтому раскрытие ряда вопросов по методике обучения (работа с картой, учебником, проверка знаний и умений и пр.) предполагает использование студентами пособий: карт, учебников, картин, программ по географии для средней школы. Программа государственного экзамена включает лишь основные вопросы теории и методики обучения географии. Часть их имеет общий характер, другие относятся к частным методикам. При этом наибольшее место отведено раскрытию общих вопросов методики преподавания.

На государственном экзамене студент должен показать прежде всего понимание основных законов и закономерностей науки, ее практического значения и перспектив развития. В то же время он должен продемонстрировать свое умение ориентироваться в фактическом материале, знание важнейших источников его пополнения и обновления, показать знакомство с трудами и деятельностью крупнейших ученых, с фундаментальными научными исследованиями и периодическими изданиями.

Государственный экзамен сдается по билетам установленного образца. Каждый билет содержит в себе три вопроса, из которых один вопрос - из физической географии, второй – из экономической и социальной географии, третий – из теории и методики обучения географии. Формулировка вопросов в билетах ориентировочно может быть подобна той, которая предложена в перечне вопросов к ГЭК (Приложение 2).
Требования к знаниям и умениям выпускника, критерии оценки
Учитель географии должен:

  • понимать роль учебных заведений в обществе;

  • понимать концептуальные основы физической и экономической географии, их место в общей системе знаний и ценностей и в школьном учебном плане;

  • учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;

  • обладать знаниями физической и экономической географии, достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, со­ответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям общества.


Учитель должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;

  • законы Российской Федерации, решения Правительства Российской федерации и органов управления образованием по вопросам образования;

  • Конвенцию о правах ребенка;

  • сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы;

  • воспитательные системы прошлого и настоящего; общие вопросы организации педагогических исследовании, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;

  • пути совершенствования мастерства учителя и способы самоусовершенствования;

  • содержание общих и специальных географических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических и научно-методических задач;

  • научные основы физической и экономической географии, их историю и методологию;

  • основные проблемы современной географической науки;

  • теорию обучения географическим учебным дисциплинам;

  • требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по географии, устанавливаемые государственным образовательным стандартом;

  • содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;

  • вопросы частных методик курсов по физической и экономической географии;

  • различные подходы к изучению основных тем физической и экономической географии, новые технологии обучения;

  • методы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления учащихся;

  • структуру и архитектуру персональных компьютеров, основные операционные системы, компьютерные инструментальные средства, методы компьютерной обработки информации.

  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов по географии и подсобных помещений;

  • средства обучения географии и их дидактические возможности;

  • основные направления и перспективы развития географического образования и географической науки в целом;

  • основы права, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.


Учитель должен уметь:

  • проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;

  • планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;

  • обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи географии с другими дисциплинами;

  • разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;

  • ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь па знания и опыт учащихся;

  • отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;

  • анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;

  • организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать се результаты;

  • применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;

  • использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства персональных компьютеров для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;

  • создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;

  • развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.


Учитель должен иметь представление о:

  • связях школьных разделов географии с соответствующими вузовскими дисциплинами и с современными научными исследованиями в области физической и экономической географии;

  • методических аспектах географии в целом, отдельных тем и понятий;

  • методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным те­мам;

  • принципах построения обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности.

Учитель географии, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 032500 (050103)

География подготовлен для продолжения образования в магистратуре и аспирантуре.
Критерии оценки знаний студента

Оценка «отлично» может быть выставлена только тем студентам, которые обнаружили уверенные знания теоретического материала, умеют раскрыть закономерности развития процессов, явлений, проявили самостоятельность мышления, практические навыки, излагали свои мысли хорошим литературным языком, легко пользоваться картографическим материалом.

Для получения оценки «хорошо» студент должен обнаружить глубокие знания учебной литературы, умение грамотно излагать материал, уметь ориентироваться в использовании картографического материала.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент показал знание материала в объеме учебника и знаком с основными понятиями и закономерностями.

Оценку «неудовлетворительно» получает студент, который не смог раскрыть сути вопросов или отказался отвечать на вопросы экзаменационного билета.

Иногда студент, неплохо ответив на первый вопрос билета, на второй ответить не может. В этом случае для получения удовлетворительной оценки ему задают несколько дополнительных вопросов. Если он не смог ответить на дополнительные вопросы, ему выставляется неудовлетворительная оценка.
Рекомендованный список литературы

к итоговому государственному экзамену


  1. Власова Т.В., Аршинова М.А., Ковалева Т.А. Физическая география материков и океанов. М.: Academia, 2005.

  2. Залогин Б.С., Кузьминская К.С. Мировой океан. М.: Academia, 2001.

  3. Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. М: Просвещение, 2004.

  4. Притула Т.Ю., Еремина В.А., Спрялин А.Н. Физическая география материков и океанов. М.: Владос, 2004.

  5. Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России М.: Владос, ч.1-2, 2001.

  6. Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование. М.: Дрофа, 2003г.

  7. Белобров В.П., Замотаев И.В., Овечкин С.В. География почв с основами почвоведения. М.: Академия, 2004.

  8. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная гоеграфия мира (общий обзор). М.: 2000.

  9. Физическая география материков и океанов. Под общей редакцией А.М. Рябчикова. М.: Высшая школа, 1988.

  10. Физическая география частей света. Под общей редакцией А.М. Рябчикова. М.: Высшая школа. 1963.

  11. Раковская Э.М., М.И. Давыдова. Физическая география России: Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2001. Ч. 1. 287 с.; Ч. 2. 301 с.

  12. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России: Учебник. М.: Гардарики, 2000

  13. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М: Дрофа, 2000

  14. Общественная география России (экономическая, социальная и политическая география России): Учебное пособие для вузов/ Под ред. В.П. Дронова и В.Г. Глушковой. М.: Классикс Стиль, 2003

  15. Ратанова М.П.Экономическая и социальная геогр. стран ближн. зарубеж.: Пос. для вуз. М:Дрофа,2004

  16. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В. Вольского. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998, 2001.

  17. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Т. Хрущева. М.: Дрофа, 2001

  18. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны / Под ред. С.Б.Лаврова, Н.В. Каледина. М.: Гардарики, 2002.

  19. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе. М.: Просвещение, 1997.

  20. Душина И.В. Методика преподавания географии. М.: Московский лицей,1996.


Требования к организации и проведению итогового государственного экзамена по специальности
Итоговый государственный экзамен по географии проводится в устной форме в конце 10-го семестра. Сроки проведения, форма итогового государственного экзамена, программа итоговой государственной аттестации доводятся до сведения студентов не позднее, чем за полгода до начала итоговой государственной аттестации. Процедурные моменты государственного экзамена планируются в соответствии с учебным планом.

Экзамену предшествует подготовительный период в течение двух недель, который включает чтение обзорных лекций, проведение консультаций и подготовку к экзамену.

Аудитория оборудуется тематическими настенными и другими картами, атласами.

Государственный экзамен проводится в течение одного учебного дня для одной академической группы студентов. Для подготовки к устному ответу по вопросам билета предоставляется не менее одного часа. Для ответа на вопросы билета студенту отводится не менее 15 минут.

На экзамене проверяется не память студента, а то, что он усвоил; устойчивость его знаний, способность самостоятельно и квалифицированно анализировать географический материал, свободно оперировать эколого-географическими понятиями и умение пользоваться картами.

Свой ответ студент должен сопровождать показом характеризуемых объектов на карте, также соблюдая при этом общеизвестные правила.

На государственном экзамене студенту, начавшему отвечать, дается возможность изложить подготовленный ответ в полном объеме, кроме случаев, когда он уходит от существа вопроса. Если ответ на первый вопрос явно свидетельствует об отличных знаниях студента, члены комиссии могут остановить его и попросить перейти к ответу на следующий вопрос.

Если студент испытывает трудности в понимании сути вопроса, «уходит в сторону», допускает ошибочные высказывания, неправильно употребляет понятия и т.п., его останавливают и затем в беседе выясняют, имеются ли у него знания, необходимые для получения положительной оценки.

На государственном экзамене члены ГАК создают спокойную, творческую, доброжелательную обстановку, которая позволит студентам продемонстрировать свои знания.

После заслушивания ответов всех студентов, ГАК на закрытом совещании определяет оценки. По окончании оформления всей необходимой документации, студенты приглашаются в аудиторию и председатель ГАК с достаточной аргументацией объявляет выставленные оценки. Результаты экзамена заносятся в зачетные книжки и ведомость. Кроме того, результаты экзамена фиксируются в книге протоколов заседания ГАК.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы

как составной части итоговой государственной аттестации
Выпускная квалификационная (дипломная) работа (ВКР) завершает подготовку специалиста по специальности 0325000 (050103) «География» (квалификация – учитель географии) и показывает готовность выпускника решать теоретические и практические задачи в сфере своей профессиональной деятельности.

Выпускная работа является самостоятельной творческой работой будущего специалиста, характеризующейся высоким, теоретическим, методологическим и методическим уровнем исследования в решении конкретных задач географической науки и методики их применения в школе. Она признана дать концентрированную и достаточно полную характеристику знаниям студентов и их умениям ориентироваться в своей профессиональной деятельности.

В выпускной квалификационной работе перед студентом не стоит задача открыть концептуальные, принципиально новые научные положения в области географической науки, теории и методики преподавания географии. В процессе изложения темы он должен показать способность сознательно использовать, обобщать и критически анализировать современные научные проблемы, уметь научно обрабатывать фактический материал и делать правильные выводы. На основе изученного материала дипломник должен представить собственные диаграммы, графики или предложить авторские схемы, выполнить авторскую прогнозную карту, картосхему зонирования (районирования) изучаемой территории, явления, процесса; уметь применить теоретические и практические знания в выработке рекомендаций для использования материала в общеобразовательном учреждении. В этом и заключаются элементы научного творчества, самостоятельности при написании дипломных работ.

Дипломная работа готовится с целью публичной защиты и получения соответствующей специальности. В связи с этим главная задача её автора состоит в том, чтобы продемонстрировать уровень своей научной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск и изучить конкретную научную проблему.

Целями выпускной квалификационной работы являются:

  • углубление и систематизация теоретических и практических знаний по специальности;

  • умение использовать знания при решении конкретных практических задач;

  • приобретение и демонстрация навыков самостоятельной работы;

  • овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала.

Задачами выпускной квалификационной работы являются:

  • обоснование актуальности и значимости темы исследований;

  • анализ состояния объекта исследования за определенный период, выявление степени изученности, динамики изменения, тенденции развития на перспективу и проблем, требующих своего решения или совершенствования;

  • использование современной методики анализа и решения практических задач или вопросов, поставленных в работе;

  • проведение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы по выбранной теме;

  • обобщение полученных в результате проведенных исследований материалов и формулирование выводов;

  • обоснование практической значимости рекомендуемых предложений;

  • психолого-педагогическое осмысление полученных результатов исследования, изучение возможностей реализации в учебном процессе в образовательном учреждении и подготовки методических рекомендаций их использования (разработок).


Требования к выпускной квалификационной работе, критерии оценок
Объем, структура, тематика ВКР определяются кафедрами физической географии и геоэкологии и кафедрой экономической географии и социальной экологии и утверждаются на Совете ИЕН.

К ВКР студента-выпускника предъявляются общие требования:

  • работа должна носить научно-исследовательский характер;

  • тема работы должна быть актуальной и отражать исследуемую проблему в контексте значимости современных физико-географических, экономико-географических, социальных и политических проблем;

  • цели и задачи работы должны быть тесно связаны с решением поставленной проблемы исследования;

  • ВКР должна отражать умения студента самостоятельно собирать, систематизировать материалы, анализировать тенденции развития процесса;

  • предложения и рекомендации дипломника должны опираться на современные положения и теории географической науки, новейшие статистические данные, новые и традиционные педагогические технологии;

  • ВКР должна иметь четкую структуру, завершенность, иметь выводы по каждому разделу и по работе в целом;

  • картографический и другой иллюстративный материал должны быть выполнены аккуратно, с использованием современных компьютерных технологий.

  • выпускная квалификационная работа представляет собой исследование одной из актуальных проблем географической науки или теории и методики обучения географии и должна быть ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.

Написание выпускной квалификационной работы осуществляется на основе изучения специальной отечественной и зарубежной литературы, данных опытно-экспериментальной и исследовательской работы образовательных учреждений, данных Internet-источников. Одна глава или несколько разделов работы должны быть выполнены по итогам исследовательской работы студента. Эта часть выпускной работы является самой значимой. Особенно интересные результаты имеют те выпускные работы, темы которых студенты разрабатывали все годы обучения.

Перечисленные выше учебно-методические задачи обуславливают соответствующие требования к дипломной работе: практическая значимость работы, использование современной передовой методологии, комплексный подход к решению темы, наличие творческих элементов.

Квалификационную работу студент пишет под руководством преподавателя кафедры. Для оказания научной научно-методической помощи при написании специальных разделов кафедра может назначить консультанта.

За качество работы, правильность расчетов, карт и картосхем, обоснованность рекомендаций, а также своевременное выполнение работы ответственность несет студент, как автор выпускной работы.

В выпускной квалификационной работе могут изучаться как проблемные теоретические, так и вопросы прикладного характера. При их решении выпускник должен:

  • показать профессиональную компетентность в процессе решения научно-исследовательских и учебно-исследовательских задач в области географической науки и образования;

  • уметь применять теоретические знания для решения конкретных исследовательских задач в области образования;

  • владеть и умело использовать современные методы для решения практических вопросов или задач, поставленных в работе;

  • грамотно выполнять различные расчеты и логично излагать свои мысли;

  • осуществлять отбор фактов, событий, цифровых данных и других сведений;

  • анализировать отобранные факты, события, цифровые данные и другие сведения;

  • делать обоснованные выводы, формулировать научные результаты работы и практические рекомендации;

  • уметь выполнять и оформлять исследовательскую работу;

  • уметь пользоваться электронно-вычислительной техникой при выполнении соответствующих разделов выпускной работы;

  • свободно ориентироваться в специальной, общей географической и психолого-педагогической литературе;

  • уметь грамотно, стройно, логически обоснованно излагать свои мысли, исследования, обобщать результаты;

  • уметь обосновать целесообразность и эффективность предлагаемых решений;

  • уметь вести научную дискуссию и защиту своих собственных идей и позиций.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность 032500 (050103) «География» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников для специальности...
Составитель: Золотов А. И., кандидат географических наук, доцент кафедры географии
Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность 032500 (050103) «География» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников гбоу спо...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» разработана на основании...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность 032500 (050103) «География» iconУчебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации...
Управление персоналом и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Российского государственного торгово-экономического...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность 032500 (050103) «География» iconМифы корпоративной культуры
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность 032500 (050103) «География» iconИнформация о результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников...
Государственная (итоговая) аттестация проводилась в традиционной форме (по билетам) и форме гиа, руководствуясь Положением о государственной...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность 032500 (050103) «География» iconТема: Берлин столица Германии
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность 032500 (050103) «География» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность 032500 (050103) «География» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственной аттестации выпускников вузов по специальности 050103. 65 «География», рекомендованными Учебно-методическим объединением...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность 032500 (050103) «География» iconАннотация дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного мнения»
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность 032500 (050103) «География» iconОрганизация и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников
Основные документы, определяющие организацию и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса
Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность 032500 (050103) «География» iconПрограмма итоговой государственной аттестации по специальности 030501 «юриспруденция»
Общая характеристика итоговой государственной аттестации выпускников и видыаттестационных испытаний 3
Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность 032500 (050103) «География» iconУтверждено
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразования России от 25....
Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность 032500 (050103) «География» iconПриказ от 26. 11. 2012г. №80-у «Об утверждении тем письменных экзаменационных...
В соответствии с Положением «Об итоговой государственной аттестации выпускников гбоу нпо пу №116» и планом работы на 2012-2013 учебный...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность 032500 (050103) «География» iconПриказ №01- 624 «Об организации и проведении государственной (итоговой)...
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность 032500 (050103) «География» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников гбоу спо...
Российской Федерации, утверждённым приказом мо РФ от 03. 12. 1999 №1075 (с последующими изменениями и дополнениями), Положением о...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность 032500 (050103) «География» iconПриказ №55- а, 20 марта 2006 г. Положение о государственной (итоговой)...
Организация и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск