Программа итоговой государственной аттестации выпускников для специальности 050103. 65 «География»





Скачать 277.4 Kb.
НазваниеПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников для специальности 050103. 65 «География»
страница1/2
Дата публикации04.08.2014
Размер277.4 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Естественно-географический факультет
Кафедра географии

УТВЕРЖДАЮ

И.о. проректора по учебной работе
_______________ И.В.Столярова

«_____» ________________ 2012 г.

ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

для специальности 050103.65 «География»

(заочная форма обучения)


Составитель: Золотов А.И., кандидат географических наук, доцент кафедры географии


Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно-географического факультета (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).

Ульяновск, 2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Итоговая государственная аттестация проводится в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности по специальности 032500.00 География, утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 31 января 2005 г. (номер государственной регистрации № 700 пед/сп), а также Положением об итоговой государственной аттестации выпускников в ГОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»).

Итоговая государственная аттестация выпускника включает защиту выпускной квалификационной работы по основной специальности и государственные экзамен по данной специальности.

Итоговая государственная аттестация предназначена для определения практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4. стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.


  1. Комплексный государственный экзамен

    1. Требования к уровню подготовки выпускника



Комплексный государственный экзамен проводится с целью проверки уровня и качества общепрофессиональной и специальной подготовки выпускников по специальности и установления соответствия (или несоответствия) требованиям к уровню подготовки выпускника, предусмотренным государственным образо­вательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО), в соответствии с которыми специалист должен знать:

- конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;

- основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

- государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя географии являются:

в области учебно-воспитательной деятельности:

осуществление процесса обучения географии и в соответствии с образовательной программой;

планирование и проведение учебных занятий по географии и с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения географии и, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организация контроля за результатами обучения и воспитания;

организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

ведение школьной и классной документации;

выполнение функций классного руководителя;

участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.
Перечень дисциплин, по которым проводится государственный экзамен по специальности 032500.00 География устанавливается Советом факультета, и включает следующие дисциплины «Физическая география», «Экономическая и социальная география», «Теория и методика обучения географии».

К сдаче государственного экзамена допускаются студенты, не имеющие академической задолженности.

Студенты должны быть обеспечены программами экзаменов, им создаются необходимые для подготовки условия, для желающих должны проводиться консультации.

Программа итогового экзамена является элементом фонда контрольных заданий университета для оценки качества подготовки специалистов, позволяющего оценить уровень знаний, навыков и умений, их соответствие положениям ГОС ВПО и квалификационным требованиям. По каждой дисциплине, выносимой на итоговый государственный междисциплинарный экзамен, представлен перечень вопросов, отражающих основные требования ГОС к знаниям, умениям и навыкам выпускника. Каждый билет содержит три теоретических вопроса. В каждом билете обязательно присутствует вопросы по дисциплинам «Физическая география», «Экономическая и социальная география», «Теория и методика обучения географии».
1.2. Порядок проведения экзамена

Особенности проведения итогового государственного экзамена, его длительность, время подготовки к ответу определяются характером и количеством комплексных заданий, содержащихся в экзаменационном билете, избранной формой ответа (устная, письменная, презентация проекта и др.).

Проведению экзамена предшествует цикл консультаций по дисциплинам (разделам дисциплин, темам), входящим в его программу. Тип и характер комплексных заданий доводятся до сведения студентов заранее, не позднее чем за полгода до проведения государственного экзамена.

Во время проведения экзамена выпускникам разрешается пользоваться справочной, методической литературой, атласами и картами, техническими и аудиовизуальными средствами, необходимыми для качественного выполнения задания.
1.3. Критерии оценивания

Критерии оценки, выставляемой по итогам сдачи государственного экзамена:

  1. Оценка выставляется за ответ по каждому контрольному и дополнительному вопросу.

  2. Итоговая оценка по билету подводится как средняя арифметическая по каждому ответу на вопросы

  3. По каждому вопросу может быть выставлена оценка, в соответствии с полнотой ответа.

  4. Критерии оценки ответа:

«5» - студент демонстрирует глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, владеет понятийным аппаратом; умеет связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения; грамотно, логично излагает ответ в быстром или умеренном темпе;

«4» - студент вполне освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале осознанно применяет знания для решения практических задач грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности;

«3» - студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения;

«2» - студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.

Порядок подготовки и сдачи экзамена:

  1. подготовка к ответу студента - 1 академический час (45 минут);

  2. ответ на вопросы по билету перед комиссией;

  3. ответ на дополнительные вопросы членов комиссии.



1.4. Содержание экзамена по дисциплинам

Физическая география

  1. Сущность и свойства географических карт, их практическое и научное значение. Классификация карт. Тематическое картографирование.

  2. Картографический метод исследования. Сущность. Значение и применение.

  3. Процессы, происходящие в атмосфере: распределение радиации, температуры, влажности, давления. Понятие о погоде. Общая циркуляция атмосферы и климаты Земли.

  4. Мировой океан, его особенности, виды движения воды в океане, циркуляция вод. Водные объекты суши: подземные воды, реки, озера, ледники, болота.

  5. Понятие о геоморфогенезе. Эндогенные и экзогенные процессы: флювиальные, гляциальные, мерзлотные, карстовые, эоловые, прибрежно-морские. Единство эндогенных и экзогенных факторов рельефообразования.

  6. Дифференциация географической оболочки на природные комплексы и ее причины. Закономерности географической оболочки. Понятие о ландшафтах. Физико-географическое районирование. Антропогенные природные комплексы и их классификация.

  7. История развития и современное состояние физической географии, содержание физико-географических теоретических и прикладных исследований на современном этапе.

  8. Генетическая классификация горных пород. Классификация минералов.

  9. Концепции мобилизма и фиксизма. Основные структурные элементы океанов и континентов. Труды отечественных ученых по общей и региональной геотектонике (В. Белоусов, В.Е. Хаин, Е.Е. Милановский).

  10. На тектонической карте мира показать геотектонические структуры, образованные в палеозое (каледониды, герциниды), восстановить геологическую историю палеозоя.

  11. На тектонической карте мира показать геотектонические структуры, образованные в мезозое, восстановить геологическую историю мезозоя.

  12. На тектонической карте мира показать геотектонические структуры, образованные в кайнозое, дать их характеристику и геологическую историю кайнозоя.

  13. Почва как геосистема, как зеркало ландшафта.

  14. Принципы мелиорации почв в повышении их плодородия.

  15. Раскрыть понятия: природопользование, охрана природы, экология. Основные принципы и методы экологизации образования.

  16. Роль школьного географического краеведения в учебно-воспитательном процессе. Виды и организационные формы краеведческой работы в школе (учебная, внеклассная, внешкольная). Планирование, отбор и содержание материала темы «Ульяновская область». Учебные и учебно-методические пособия по географии области.

  17. Отличительные особенности природы Евразии от других материков.

  18. Сравнительная характеристика Тихого и Атлантического океанов.

  19. Черты сходства и различия Северных и Южных материков.

  20. Сходство и различия саванн Африки и Австралии в субэкваториальном поясе.

  21. Анализ средиземноморского и муссонного климата в субтропическом поясе (с примерами).

  22. Тундра Европы и Северной Америки. Сходство и различие.

  23. Широтная зональность, ее причины и особенности проявления в разных регионах России.

  24. Влияние рельефа на формирование природных условий (на примере одной из горных стран).

  25. Долготная дифференциация природы, ее причины и особенности проявления на территории России.

  26. Соотношение тепла и влаги как географическая закономерность и его следствие.

  27. Сравнительная характеристика Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнины.

  28. Природные ресурсы Сибири и проблемы их рационального использования.

  29. Влияние климата на особенности природы Средней, Северо-Восточной Сибири и Дальнего Востока.

  30. Специфика природы физико-географических стран Средней Азии и Казахстана. Составление кратких характеристик.


Рекомендуемая литература:

Основная

  1. Любушкина С.Г. Общее землеведение: [Учеб. пособие для студентов вузов по специальности "География"] / С.Г. Любушкина, К.В. Пашканг, А.В. Чернов; Под ред. А.В. Чернова. - М.: Просвещение, 2004. - 287с.

  2. Раковская, Э.М. Физическая география России: в 2 ч. [Текст]: учеб. для вузов. М.: Владос, 2003. (Библиотека УлГПУ).

  3. Власова Т.В. Физическая география материков и океанов : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 032500 "География" / Т. В. Власова ; М.А. Аршинова, Т.А. Ковалева. - М. : Академия, 2005. - 637 с. (Библиотека УлГПУ)

Дополнительная

  1. Южанинов В.С. Картография с основами топографии. М.: высшая школа, 2005. 301с.

  2. Короновский Н.В. Общая геология: учеб. для вузов, обуч. по геолог. спец. / Н. В. Короновский ; МГУ им. М. В. Ломоносова, Геогр. фак. - М. : КДУ, 2006. - 525 с. (Библиотека УлГПУ)

  3. Белобров В.П., Замотаев И.В., Овечкин С.В. География почв с основами почвоведения. [учеб. пособие для вузов по спец. "География"] М.: ACADEMIA, 2004. – 352 с.


Экономическая и социальная география

  1. Политическая и экономическая интеграция в странах Зарубежной Европы. Роль и место современной Федеративной Республики Германия в Европе.

  2. Латинская Америка. История формирования и современное состояние политической карты. Особенности населения и хозяйства.

  3. Африка. Формирование и современное состояние политической карты. Субрегионы Африки, их краткая экономико-географическая характеристика.

  4. Политическая карта Зарубежной Азии: формирование и современное состояние. Общая характеристика субрегионов: Восточной, Юго-Восточной, Южной, Центральной и Юго-Западной.

  5. Сравнительная характеристика географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства Австралии и Канады.

  6. Влияние историко-географических особенностей на формирование современной экономики США. Специализация экономических районов США. Роль США в международном географическом разделении труда.

  7. Китайская Народная Республика. Экономико-географические различия и проблемы развития экономических районов. Открытые порты и свободные экономические зоны КНР.

  8. Япония. Экономические и географические особенности развития. Японское «экономическое чудо».

  9. Глобализация современных процессов. Мировая экономическая интеграция. Международные союзы на политической карте мира.

  10. Типология стран современного мира. Форма правления и политико-административное деление государств мира.

  11. Мировые природные ресурсы и проблемы ресурсообеспеченности. Рациональное и нерациональное использование. Классификация природных ресурсов и их география. Антропогенное загрязнение окружающей среды.

  12. Промышленность мира, - ведущая отрасль материального производства. Значение, состав и география основных отраслей промышленности.

  13. Мировое сельское хозяйство, его типы и региональные различия. Сельское хозяйство развивающихся стран, «зеленая революция». Сельское хозяйство и окружающая среда.

  14. Численность, воспроизводство населения, его закономерности. Два типа воспроизводства мирового населения. «Демографическая революция». Демографическая политика: методы, пути, результаты в странах разных типов.

  15. Размещение населения Земного шара и миграция. Географические формы расселения. Урбанизация, как глобальный процесс современности. Различия понятия «город» в разных странах. Классификация городов. Тенденции развития городов – от «точечных» до агломераций и мегалополисов. Особенности географии городов Земного шара. Историко-географическая типология и функции сельских поселений.

  16. Расовый и этнический состав населения Земного шара. Классификация народов.

  17. Топливно-энергетический комплекс России. Значение и состав комплекса. Условия и факторы развития. География топливно-энергетических баз и отдельных отраслей. Проблемы и перспективы развития комплекса.

  18. Металлургический комплекс России. Значение и состав комплекса. Условия и факторы развития. География металлургических баз и отдельных отраслей. Проблемы и перспективы развития комплекса.

  19. Машиностроительный комплекс России. Состав, факторы, размещение и география ведущих отраслей машиностроения.

  20. Химический комплекс России. Значение и размещение ведущих отраслей, факторы развития лесных, химических баз. Проблемы и перспективы развития промышленности.

  21. Агропромышленный комплекс России: состав, значение и проблемы развития АПК. Сельское хозяйство – ведущее звено комплекса.

  22. К истории вопроса экономического районирования России. Труды ведущих экономико-географов по районированию России.

  23. Сравнительная характеристика двух экономических районов (по выбору студента) Центральной России: особенности территориальной структуры и организации хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы развития.

  24. Европейский Север: современная комплексная географическая характеристика. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития.

  25. Сравнительная и географическая характеристика Поволжского и Уральского экономических районов: объясните специализацию хозяйства районов. Социально-экономические и экологические проблемы развития.

  26. Сравнительная характеристика двух экономических районов (по выбору студента) Восточного макрорегиона. Объясните причины их специализации.

  27. Украина: современная комплексная географическая характеристика. Проблемы развития социально-экономических связей с Россией.

  28. Сравнительная географическая характеристика двух республик Закавказья (по выбору студента) . Объясните специализацию хозяйства каждого государства. Проблемы развития социально-экономических связей с Россией.

  29. Казахстан: современная комплексная географическая характеристика. Экологические проблемы. Место Казахстана в международном географическом разделении труда.

  30. Государства Средней Азии: сравнительная географическая характеристика. Объясните особенности территориальной структуры и организации хозяйства.



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа итоговой государственной аттестации выпускников для специальности 050103. 65 «География» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников Специальность...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050103 «География» (квалификация – учитель географии)...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для специальности 050103. 65 «География» iconПрограмма итогового государственного экзамена по специальности «Реклама»...
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для специальности 050103. 65 «География» iconПрограмма итогового государственного экзамена по теории и практике...
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для специальности 050103. 65 «География» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников гбоу спо...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» разработана на основании...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для специальности 050103. 65 «География» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственной аттестации выпускников вузов по специальности 050103. 65 «География», рекомендованными Учебно-методическим объединением...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для специальности 050103. 65 «География» iconМифы корпоративной культуры
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для специальности 050103. 65 «География» iconТема: Берлин столица Германии
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для специальности 050103. 65 «География» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
России 10. 03. 2000 г. (регистрационный №134 мед/СП) и типовых ситуационных задач для итоговой государственной аттестации выпускников...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для специальности 050103. 65 «География» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для специальности 050103. 65 «География» iconПрограмма итоговой государственной аттестации по специальности 030501 «юриспруденция»
Общая характеристика итоговой государственной аттестации выпускников и видыаттестационных испытаний 3
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для специальности 050103. 65 «География» iconАннотация дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного мнения»
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для специальности 050103. 65 «География» iconТехнологическая карта дисциплины Кафедра теории и методики сервисной...
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для специальности 050103. 65 «География» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
Вопросы для государственной аттестации по психологии и педагогике с методикой обучения иностранному языку
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для специальности 050103. 65 «География» iconПриказ №01- 624 «Об организации и проведении государственной (итоговой)...
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для специальности 050103. 65 «География» iconПрограмма государственной итоговой аттестации выпускников по специальности
Педагогические тестовые материалы являются стандартизированными измерителями, используемыми для организации и оценки внутривузовского...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для специальности 050103. 65 «География» iconПрограмма итоговой государственной аттестации по направлению: 070100....
Положением «Об итоговой государственной аттестации выпускников пгпу», Положением «О выпускной квалификационной работе пгпу», учебным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск