Скачать 453.69 Kb.
|
На правах рукописи ЗОЛОТАРЕВ Денис Александрович ДИЗАЙН ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ В ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЕ Специальность 17.00.06 – «Техническая эстетика и дизайн» АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Екатеринбург-2012 Работа выполнена на кафедре «Дизайн и художественное проектирование изделий» ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса» Научный руководитель - доктор технических наук, профессор Белько Татьяна Васильенва Официальные оппоненты - доктор искусствоведения, профессор Лаврентьев Александр Николаевич - кандидат искусствоведения, доцент Игошина Татьяна Сергеевна Ведущая организация - Самарский государственный архитектурно-строительный университет Защита состоится 21 марта 2012 года, ауд. 211, в 15.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.279.01 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата тскусствоведения при Уральской государственной архитектурно-художественной академии по адресу: 620075, г.Екатеринбург, ул.Карла Либкнехта, 23. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Автореферат разослан «__» февраля 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат архитектуры, доцент Дивакова М.Н. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Проблема визуализации информации, ее сохранения и передачи стала актуальной еще до изобретения письменности. Можно проследить, как в процессе эволюции средств коммуникации менялся характер информационных носителей и технологий – от наскальных рисунков и предметного письма к современной фонетической письменности и бумаге. В контексте исторического развития, информационные носители, а также способы передачи и особенности восприятия данных, претерпевали наибольшие изменения в моменты радикальной смены технологий, что часто сопровождалось также трансформациями техник письма. Так, например, переход к глиняным табличкам спровоцировал развитие клинописи. В качестве основных точек бифуркации (рассматривая исторический период после развития фонетического письма) можно отметить переход от свитка к кодексу (осуществленный благодаря изобретению бумаги), а также изобретение и распространение технологий печати. Следует отметить и постепенное расслоение самой информации, изначально неделимой, на текстовую и графическую составляющую. Текст и сегодня является основным инструментом передачи и сохранения данных в неизменном виде. Относительно законченный вид, в общих чертах оставшийся неизменным и по сей день, текстово-графическая информация приобрела именно в печатных книгах, использовавших конструкцию кодекса. В них же были отработаны основные принципы и способы взаимодействия текста и изображений. В свою очередь, организация пространства и типографика кодекса послужили прототипом для большей части печатных изданий, до середины 19 в. проектировавшихся по книжным канонам. Дальнейшая эволюция печатных изданий была спровоцирована скорее экономическими, чем технологическими факторами – так, экономически более выгодная модель выпуска изданий сериями легла в основу концепции периодических изданий, что также отвечало возросшим потребностям общества в получении наиболее актуальной информации. В настоящее время подобным переломным моментом, по степени значимости сравнимым с изобретением книгопечатания, стало развитие компьютерных технологий и глобальных сетей, в результате чего общий объем информации сейчас удваивается каждые полтора-два года. Происходит стремительная виртуализация информационной среды, то есть – переход всех средств коммуникации и информационных носителей в цифровой формат. Практически любая текстовая или графическая информация изначально производится, передается и сохраняется в электронном виде, что обеспечивает огромную степень мобильности и свободы оперирования данными, но, в то же время, ставит проблему информационной экологии (разумного и взвешенного подхода к производству информации). Рассматривая современные печатные издания, можно заметить, что они постепенно теряют свою аудиторию, переходящую в пространство Глобальной сети (согласно исследованию, проведенному компанией МсKinsey, за 2009 год объем рекламы в бумажных журналах уменьшился на 40%). Также за последние 20 лет Интернет более чем вдвое уменьшил доли традиционных носителей в медиапотреблении. Информация, во все больших объемах мигрируя в виртуальную среду, образует новый вид изданий, с одной стороны, являющихся полноправными преемниками печатных медиа, и, с другой – строящихся и функционирующих по специфическим принципам, диктуемым виртуальным пространством. Управление этими принципами, освоение новой среды является сейчас первостепенной задачей подавляющего большинства издательских домов, каждый из которых в том или ином виде экспериментирует с электронными изданиями. Следует отдельно отметить такое свойство виртуальной среды, как интерактивность (заключающуюся в реализации диалога между реципиентом и информационным объектом). В некоторых случаях (например, в контексте сетевых ресурсов или компьютерных приложений) виртуальная среда перманентно находится в интерактивном состоянии, что позволяет говорить уже об интерактивной среде. Тем не менее, ее возможности мало используются в современных электронных изданиях, большинство из которых стараются даже в нематериальном виде имитировать свою физическую форму, что оборачивается скорее диссонансом, чем комфортом восприятия. Наиболее серьезные изменения происходят на уровне периодических изданий. Они представляют наибольший интерес как объекты дизайна, в равной степени сочетающие в себе изобразительную и текстовую информацию, и обладающие определенной структурной гибкостью в противовес книгам, где, так или иначе, сохраняется линейность сюжета. Исходя из этого, особенно важным на данный момент представляется анализ возможностей перевода печатных изданий в цифровой вид в условиях виртуализации информационной среды, а также разработка дизайн-методов проектирования изданий (в частности – периодических) в контексте интерактивной среды, с учетом как ее особенностей, так и всего проектного потенциала, накопленного за более чем 500-летнюю историю печати и издательского дела, что и определяет актуальность исследования. Источники исследования. Одной из главных опор в исследовании являются источники освещающие вопросы информационного дизайна, интерактивного дизайна и издательского дела в интерактивной среде (В. Брет, Э. Шонфельд, C. Кашин, С. Дадич, Э. Тафти, Д. Маэда, Э. Маркотт, Д. Шифман, Р. Харрелл, С. Каплин, С. Мак-Клауд и др.). Также необходимым базисом исследования явились труды по теории дизайна (С.И. Серов, А. Форти, В. Ф. Сидоренко, Белько Т.В. и др.). Непосредственные вопросы исследования, связанные с историей развития технологий коммуникаций, типографикой, книжным и журнальным дизайном, были изучены по трудам Ю.Я. Герчука, Е.Ю. Герчук, Г. Гусмана, Д. Феличи, Р. Брингхерста, О.И. Рожновой, С.И. Смирнова, Ю. Гордона и др. Гуманитарная составляющая диссертации потребовала обращения к трудам известных историков и культурологов (Й. Хейзинга, У. Эко и др.). Вопросы взаимодействия виртуального и реального рассмотрены в русле виртуалистики (И.А. Розенсон, Н. А. Носов, Н. Винер и др.), а также через теорию медиа (М. Маклюэн). Ряд источников по теории человеческого восприятия (Р. Арнхейм, Д. Гибсон, И. Рок и др.) обусловил частные методологические аспекты темы. Степень научной разработанности проблемы. Сфера исследования, определяемая развитием цифровых информационных технологий, в настоящее время малоизучена, что объясняется в первую очередь временным фактором. Тем не менее, сама по себе задача освоения новой среды неоднократно возникала в процессе эволюции информационных технологий. Так, частные аспекты темы, касающиеся принципиальной смены информационного носителя (или технологии передачи информации), рассмотрены в трудах таких исследователей, как Ю.Я. Герчук, Г. Ноордзей. Сама по себе проблематика визуализации информации в текстовом и графическом виде рассмотрена достаточно широко – в частности, А.Н. Лаврентьевым, Э. Тафти, В.Г. Кричевским и т.д. Среди наиболее ранних исследователей следует отметить В. Плейфейра, разработавшего все современные виды графиков и диаграмм как средства трансформации текстово-числовых данных в графические формы. Особенности визуализации информации и взаимодействие с данными в виртуальной среде рассматривались уже с середины 80-х годов в ряде научных работ (в основном, зарубежных исследователей), например - Structure and Interpretation of Computer Programs (1984), Fundamentals of Interactivity (1993), Reading Text from Computer Screens (2000) и др., на основе которых были сформированы общие представления об особенностях виртуальной среды и компьютерных экранах как устройствах для отображения информации. В настоящее время изучение потенциала виртуального пространства и современных технологий, в частности как среды для существования печатных изданий вызывает повышенный интерес со стороны не только ученых, но и дизайнеров-практиков. Так Скотт Дадич, арт-директор передового журнала о дизайне и технологиях Wired, стал одним из первых дизайнеров, всерьез занявшихся проблематикой электронных изданий. Также следует отметить ряд статей и эссе Виктора Брета – бывшего дизайнера интерфейсов компании Apple, активно разрабатывающего идеи «естественных интерфейсов». Предмет исследования: проектный потенциал дизайна печатных изданий в интерактивной среде. Объект исследования: печатные издания в интерактивной среде как феномен проектной деятельности. Цель исследования: выявление перспектив развития дизайна печатных изданий в интерактивной среде, разработка концептуальных основ проектного подхода при работе с электронными изданиями. Основные задачи исследования: 1) Анализ современных печатных изданий как инструмента медиа в контексте истории развития информационных технологий. 2) Исследование особенностей восприятия и работы с информацией в интерактивной среде. 3) Анализ потенциала современных цифровых технологий как преемника печатных медиа. 4) Классификация способов и технологий реализации изданий в интерактивной среде. 5) Определение факторов, препятствующих развитию электронных изданий в современной информационной среде. 6) Формулирование основных технических требований к среде разработки электронных изданий. 7) Разработка практических рекомендаций и общих принципов дизайна современных электронных изданий. Диссертационное исследование опирается на имеющиеся представления о процессе проектирования печатных изданий, современной информационной среде и цифровых технологиях, и определяет возможности и способы реализации печатных изданий в интерактивной среде. Границы диссертационного исследования. Определяются пересечением таких областей дизайна, как информационный дизайн, дизайн печатной продукции и интерактивный дизайн. Также данное исследование включает в себя исторический анализ развития печатных медиа, охватывающий такие периоды, как развитие письменности от пиктографического до фонематического письма, эволюцию книги от рукописной до печатной формы, возникновение и развитие периодических изданий, и развитие печатных изданий и типографики в 20 веке вследствие технологического прогресса. Методы исследования: Ретроспективный анализ технологий передачи текстово-графической информации на основе обобщения различных литературных источников – монографий и публикаций, журналов по графическому дизайну и электронных ресурсов, посвященных графическому дизайну, издательскому делу и технологиям; - сравнительный анализ особенностей представления текста в печатной и виртуальной системах; - структурно-функциональный анализ существующих на данный момент электронных изданий и средств их производства; - системный анализ проектного потенциала электронных изданий. Основным базовым материалом для работы являются труды в области теории и методологии дизайна, истории письма, шрифта и типографики, издательского дела и современных цифровых технологий, образцы существующих изданий, как печатных, так и электронных. Научная новизна исследования:
Положения, выносимые на защиту:
Практическая и научная ценность исследования состоит в нахождении принципов проектирования современных электронных изданий, наиболее полно отвечающих потребностям потребителей и использующих возможности интерактивной среды. Результаты могут быть применены на практике при решении ряда проектных задач: разработке информационных ресурсов, проектировании электронных изданий, работе с инфографикой и дизайном интерфейсов. Исследование представляет интерес для дизайнеров, занимающихся проектированием изданий в классическом печатном виде и в интерактивной среде, а также разработкой информационных ресурсов и интерфейсов, и может быть использовано в качестве пособия для обучающихся по специальности "Дизайн" специализации "Графический дизайн" и аспирантов, занимающихся исследованиями в области искусствознания или издательской деятельности. Соответствие паспорту научной специализации. В соответствии с формулой специальности 17.00.06 – «Техническая эстетика и дизайн», охватывающей вопросы оптимизации творческих процессов проектирования, взаимосвязи художественных и технологических факторов, средств, приемов и способов проектирования изделий, связи традиций и современности, в исследовании определен потенциал разработки печатных изданий в интерактивной среде. Указанная область исследования соответствует областям исследования специальности, закрепленным в п. 7 «Методы и средства теоретического и экспериментального исследования процессов проектирования изделий дизайна» и в п. 14 «Принципы художественного оформления изделий и рекламы с учетом современных технологий». Апробация и внедрение результатов. Материалы исследования использовались: 1. В статьях сборников научных трудов, в частности: «Культурное взаимодействие современных периодических изданий России и Запада и кризис периодики» (Международная научно-практическая конференция «Россия – Запад – Восток»: политическое, экономическое и культурное взаимодействие: история и современность», г. Тольятти), «Потенциал использования информационных технологий в сфере визуальных коммуникаций» (VII Международная научно-техническая конференция «Инновации и перспективы сервиса», г. Уфа), «Типографика в системе промышленного дизайна» (Пятая международная научно-практическая конференция «Наука – промышленности и сервису», г. Тольятти), «Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде» и «Интерактивные технологии в дизайне как инструмент качественного изменения информации», (журнал «Известия Самарского научного центра РАН», г. Самара), «Особенности дизайн-структуры современных периодических изданий» (VI Международная научно-практическая Интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований», г. Днепропетровск), «Роль информационных технологий как модуляторов реальности. Акутальные направления развития интерфейсов» (Международная заочная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки», г. Тамбов). 2. В разработке учебно-методических комплексов в процессе преподавания дисциплин «Шрифт» и «Типографика» специализации "Графический дизайн" в Поволжском государственном университете сервиса. 3. При создании ряда дизайн-проектов печатных и электронных изданий, выполненных автором для различных компаний и издательств. Среди них – ИД «Афиша», дизайн-студия Cosmos5, креативное бюро MOST Creative Club (г. Москва), телекоммуникационная компания «АИСТ» и др. Ряд работ получили награды на международных и всероссийских конкурсах и фестивалях, в частности: первое место в категории «Многостраничники» на российском конкурсе дизайна «Грандизайно» (проект – журнал о графическом дизайне для студентов), вхождение в TOP-100 лучших работ российского дизайна по версии портала kak.ru (в 2009 и 2010 гг.). Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка используемой литературы и приложений. Объем работы составляет 205 стр. Список литературы содержит 120 наименований. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дизайн содержимого платежных терминалов, разработка логотипов, фирменный стиль, создание бренд-буков, флэш-баннеров, Web-дизайн и... | Пояснительная записка Современный уровень социокультурного развития... Подготовка соответствующих новой образовательной среде специалистов предполагает введение предметов напрямую касающихся современной... | ||
Программа дисциплины «Графический дизайн в среде» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | Программа дисциплины «Графический дизайн в среде» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ||
Реферат: История отечественной и зарубежной журналистики тема: «История... Тема: «История возникновения и деятельности популярных отечественных печатных изданий сми» | Курсовая работа Преимущества и недостатки печатных изданий и их электронных версий в Интернете стр | ||
Русской православной церкви I. Основные стандарты оформления и редакционной подготовки печатных изданий | Русской православной церкви I. Основные стандарты оформления и редакционной подготовки печатных изданий | ||
Отчет о самообследовании Директора гбоу цо №1240 Представление опыта работы педагогов и сотрудников школы на страницах печатных изданий | 050100 «Педагогическое образование» профиль «Дополнительное образование... «Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде», а также курсов по выбору «Основы дпи», специальной дисциплины... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Список периодических печатных изданий, которыми пользуются сотрудники и учащиеся школы | «Морфология сказки и мифа» «Дизайн» по профилям «Графический дизайн», «Дизайн среды», «Промышленный дизайн» (бакалавриат) | ||
14 февраля 2011 года обзор сми по материалам печатных и электронных... Ооо “подиатр” – официальный дистрибьютор Медицинской Системы ФормТотикстм (Новая Зеландия) | Программа дисциплины "История дизайна" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"... | ||
Программа дисциплины "История дизайна" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"... | Программа дисциплины "История дизайна" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"... |