Учебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации»





НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации»
страница1/4
Дата публикации05.04.2015
Размер0.6 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал


Кафедра экономики и финансов

Молоканов Виктор Михайлович

Стратегическое планирование

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

061100 – «Менеджмент организации»



Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № 1 от «30» августа 2011 г.
Зав. кафедрой экономики и финансов

д.э.н., профессор Т.Б. Иванова

_________________________________




Волгоград 2011


Содержание


Наименование раздела

стр.

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Стратегическое планирование»

3

1.1.

Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине

3

1.2..

Цели и задачи учебной дисциплины

3

1.3.

Требования к уровню освоения дисциплины

4

1.4.

Тематический план учебной дисциплины

5

1.5.

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

6

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

26

2.1.

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.

26

2.2.

Пожелания к изучению отдельных тем курса

26

2.3.

Рекомендации по работе с литературой

26

2.4.

Разъяснения по работе с тестовой системой курса

27

2.5.

Советы по подготовке к экзамену (зачету)

27

Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций

29

Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)

32

Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ

46



РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Стратегическое планирование»

Организация стратегического планирования на предприятии, этапы стратегического планирования: анализ, целеполагание, стратегический выбор, стратегия предприятия, стратегическое управление; научные школы стратегического планирования, модели стратегического выбора, жизненный цикл товара и предприятия, анализ внешней и внутренней среды, модели стратегического анализа.
1.2 Цели и задачи учебной дисциплины

В условиях возрастания нестабильности на внешних и внутренних рынках теоретические концепции стратегического планирования является важнейшим инструментарием достижения роста предприятия, минимизирующего его экономические риски.

Целью учебной дисциплины «Стратегическое планирование» является изучение методов, приемов и процедур стратегического планирования, позволяющих решать практические задачи по управлению предприятием.

Основными задачами данного учебного курса являются:

  • раскрыть понятие стратегического планирования;

  • определить место и роль стратегического планирования в системе стратегического менеджмента;

  • рассмотреть этапы стратегического планирования;

  • выявление особенностей процессов стратегического планирования в корпорации и подразделениях;

  • проанализировать различные подходы к стратегическому планированию различных научных школ менеджмента.

Изучение дисциплины «Стратегическое планирование» предусматривает включение следующих вопросов:

  • роль стратегического планирования в системе стратегического менеджмента

  • особенности методологии стратегического анализа

  • организация целеполагания как процедура стратегического планирования

  • процесс стратегического выбора.



1.3 Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения предмета «Стратегическое планирование» студент должен знать:

– теоретические основы организации стратегического планирования на предприятии;

– принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

– анализировать внешнюю и внутреннюю среду предприятия для фиксации наиболее значимых для развития предприятия факторов;

– систематизировать и обобщать информацию, полученную в результате стратегического анализа;

– использовать основные методы стратегического планирования в практической деятельности;

– разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;
Студент должен приобрести следующие навыки:

  • способность выявлять основные тенденции экономического развития предприятия;

  • экономического прогнозирования и планирования;

  • решать конкретные вопросы, связанные со стабилизацией финансов, повышением устойчивости бюджетной системы, дальнейшим совершенствованием межбюджетных отношений, укреплением денежного обращения в стране;

1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Стратегическое планирование» (110 ч.)

на 2011 – 2012 уч. год.

для студентов М-500


Наименование тем

Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)

Лекции

Практические занятия

Самостоят. работа

Всего часов по теме

Очная форма обучения

Тема 1 Понятие стратегии развития предприятия

2

1

4

7

Тема 2 Стратегическое планирование на предприятии

2

1

4

7

Тема 3 Анализ общей окружающей среды

4

2

6

12

Тема 4 Анализ специфической окружающей среды

(наименование раздела)

4

2

6

12

Тема 5 Анализ ресурсного потенциала предприятия



4

1

6

11

Тема 6 Методы стратегического анализа

4

2

6

12

Тема 7 Целеполагание как этап стратегического планирования

4

2

6

12

Тема 8 Модели стратегического выбора

4

2

6

12

Тема 9 Стратегический выбор в зависимости от жизненного цикла продукта

4

1

6

11

Тема 10 Стратегический выбор в зависимости от жизненного цикла предприятия

4

2

6

12

Итого по курсу:

36

16

56

108


1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Лекция 1. Понятие стратегии развития предприятия

История становления и развития стратегического планирования как экономической науки. Функции управления предприятием. Этапы формирование науки стратегическое планирование. Понятие стратегии развития предприятия. Понятие стратегии А. Чандлера, К. Эндрюса, И. Ансоффа, Г. Минцберга.
Основные понятия: стратегия, долгосрочное и стратегическое планирование, долгосрочные цели предприятия, стратегический менеджмент
Лекция 2. Стратегическое планирование на предприятии

Реализация подходов стратегического планирования в моделях Гарвардской школы бизнеса, И. Ансоффа, Г. Стейнера, контур стратегического планирования. Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия. Школы стратегического менеджмента. Этапы формирования стратегического плана.
Основные понятия: стратегическое планирование, базовая стратегия, корпоративное планирование, итеративное планирование, интуитивное планирование, хаотическое планирование, конструктивистские и дескриптивные школы стратегического менеджмента, стратегический план.
Лекция 3. Анализ общей окружающей среды

Содержание и принципы проведения стратегического анализа. Обоснование необходимости стратегического анализа. Понятие внешней деловой окружающей среды. Организация анализа общей (дальней) окружающей среды. Выявление силы воздействия политических, экономических, технологических и социокультурных факторов на деловую среду предприятия.
Основные понятия: стратегический анализ, аудит, диагностика, динамизм и сложность деловой окружающей среды, PEST-анализ.
Лекция 4. Анализ специфической окружающей среды

Анализ рыночного окружения предприятия. Исследование цикла отраслевого развития. Проведение конкурентного анализа специфической окружающей среды как процедуры, состоящей из последовательных этапов структурного анализа конкурентного окружения, анализа стратегических групп и анализа структуры рынка. Пять сил конкуренции М. Портера и их влияние на конкурентные позиции фирмы.
Основные понятия: производственный прогноз, структурные сдвиги, отрасли поставщиков, отрасли потребителей, анализ стратегических групп, анализ позиций на рынке.
Лекция 5. Анализ ресурсного потенциала предприятия

Принципы создания конкурентных преимуществ предприятия по М. Портеру. Оценка ресурсов и эффективности предприятия. Финансовый анализ деятельности предприятия, сравнительный анализ, организация процедуры оценки ресурсного потенциала предприятия. Анализ имущественного комплекса предприятия.
Основные понятия: финансовый анализ, производительность ресурсов, финансовые результаты, затраты, операционный и финансовый леверидж, финансовые коэффициенты, финансовая отчетность.
Лекция 6. Методы стратегического анализа

Практика стратегического анализа выработала несколько подходов к его организации. В стратегическом анализе применяют следующий инструментарий: матрица Бостонской консалтинговой группы, матрица Мак-Кинзи, матрица Shell/DPM, матрица жизненного цикла отрасли ADL/LC, модель Мак-Кинзи 7S, модель PIMS и SWOT-анализ.
Основные понятия: матрица БКГ, матрица Мак-Кинзи, модель Мак-Кинзи 7-S, модель PIMS, SWOT-анализ.
Лекция 7. Целеполагание как этап стратегического планирования

Понятие целей развития предприятия. Целеполагание как процесс состоящий из двух этапов: определение миссии организации и ценностей высшего руководства, определение целей развития первичных хозяйственных звеньев. Влияние организационной культуры на целеполагание.
Основные понятия: цель, миссия организации, стейкхолдер, организационная культура, коммуникации организации, ценности высшего руковдства.
Лекция 8. Модели стратегического выбора

Оптимальное функционирование предприятия достигается путем выбора определенной стратегии, оптимизирующей возможности организации и ее сильные позиции. Осуществить такой выбор эффективной стратегии позволяют модели стратегического выбора: матрица возможностей И. Ансоффа, матрица «рынок-продукт» Г. Стейнера, матрица типовых конкурентных стратегий М. Портера, конкурентные стратегии Ф. Котлера.
Основные понятия: матрица возможностей И. Ансоффа, матрица «рынок-продукт» Г. Стейнера, стратегии фокусирования, стратегия дифференциации, стратегия низких издержек.
Лекция 9. Стратегический выбор в зависимости от жизненного цикла продукта

Равновесие между краткосрочной и долгосрочной прибылью достигается за счет балансирование жизненных циклов изделий, находящихся в разных фазах жизненного цикла. Жизненный цикл продукта оказывает большое влияние на выбор корпоративной стратегии.
Основные понятия: жизненный цикл продукта, фазы жизненного цикла продукта, краткосрочные и долгосрочные цели, сила бизнеса.
Лекция 10. Стратегический выбор в зависимости от жизненного цикла предприятия

Фазы жизненного цикла предприятия определяют конкретные черты стратегического планирования в организации. Взаимосвязь экономических, отраслевых циклов, цикла развития предприятия и жизненного цикла товаров. Стратегии роста, стабилизации и выживания.
Основные понятия: жизненный цикл предприятия, стратегии роста по И. Ансоффу, стратегия стабилизации, стратегия выживания.
Семинарское занятие №1.
Тема: Понятие стратегии развития предприятия

Рассматриваемые вопросы:

  1. Стратегическое планирование

  2. Стратегия организации

  3. Стратегическое управление

  4. Стратегия развития предприятия

  5. История становления стратегического планирования как науки



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по специальности: 080507 (061100) менеджмент...
Логистика: Учебно-методический комплекс / Авт сост к э н. Ю. В. Кузьмина. – Спб.: Ивэсэп, 2006
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по специальности 061100: «Менеджмент организации» Санкт-Петербург
...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебная программа курса по специальности 061100 Менеджмент организации...
Учебная программа по дисциплине «Инновационный менеджмент» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Петрова И. А. Обеспечение жизнедеятельности и экологии Тюменского региона. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по специальности: 061100 менеджмент организации Санкт-Петербург
Хозяйственное право: Учебно-методический комплекс / Авторы-составители: Бессолицин Д. А., Новиков В. В. Спб: Спб ивэсэп, 2011
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по специальностям: 080102 (060600) «Мировая...
Государственное регулирование экономики в регионе: Учебно-методический комплекс /Авт сост. И. Л. Маценович
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
«Менеджмент организации» 080507. 65 (Финансовый менеджмент) заочной формы обучения
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс для специальности 080507 Менеджмент...
Учебно-методический комплекс «Управленческие решения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Маркетинг»
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Маркетинг» для студентов очной формы обучения специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» iconПрограмма для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса озо, обучающихся по специальности "Менеджмент организации"
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
«Менеджмент организации» / Составитель Е. М. Редькина; фгоу впо «тгакист», Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций,...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» iconПрограмма для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса озо, обучающихся по специальности 080507. 65 "Менеджмент организации"
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080507,...
Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Международный учет и аудит»
Мажажихов А. А. Международный учет и аудит: Учебно-методический комплекс. Для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальностям...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по специальности: 080507- менеджмент...
Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / Авт сост. Т. М. Дерендяева – кфспб.: Ивэсэп, 2010
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Мельник В. В. Синергетика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск