Скачать 492.7 Kb.
|
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению 181100 «Государственное и муниципальное управление» Составители: Л. В. Касаева, Н. В. Кавинская, Д. Э. Пилиева, И. В. Скяева, Ж. А. Дзахова, Г. Б. Мециева Владикавказ 2013 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)» НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению 181100 «Государственное и муниципальное управление» Составители: Л. В. Касаева, Н. В. Кавинская, Д. Э. Пилиева, И. В. Скяева, Ж. А. Дзахова, Г. Б. Мециева Допущено редакционно-издательским советом Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета). Протокол № 24 от 02.07.2013 г. Владикавказ 2013 УДК 323.1 ББК 66.5 К 28 Рецензент: Кандидат юридических наук СКГМИ (ГТУ) Галачиева М. М. К 28 Национальные отношения России: Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению 181100 «Государственное и муниципальное управление» / Сост.: Л. В. Касаева, Н. В. Кавинская, Д. Э. Пилиева, И. В. Скяева, Ж. А. Дзахова, Г. Б. Мециева; Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). – Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Изд-во «Терек», 2013. 42 с. УДК 323.1 ББК 66.5 Редактор: Иванченко Н. К. Компьютерная верстка: Кравчук Т. А. Составление. Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), 2013 Касаева Л. В., Кавинская Н. В., Пилиева Д. Э., Скяева И. В., Дзахова Ж. А., Мециева Г. Б., составление, 2013 Подписано в печать 18.10.2013. Формат бумаги 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Печать на ризографе. Усл. п.л. 2,44. Тираж экз. Заказ № ____. Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Изд-во «Терек». Отпечатано в отделе оперативной полиграфии СКГМИ (ГТУ). 362021. Владикавказ, ул. Николаева, 44. Содержание Введение 4 1. Цели и задачи комплекса 5 2. Учебно-тематический план комплекса «Национальные отношения России» 7 3. Программа комплекса «Национальные отношения России» 9 4. Вопросы к экзамену 35 5. Список литературы 36 6. Глоссарий 38 ВВЕДЕНИЕ В современных условиях в развитии исторической науки все четче появляется относительно самостоятельное направление – изучение национальных аспектов в политической истории многонациональных государств. Это и понятно, поскольку национальные отношения были и продолжают оставаться составной частью социально-политической, экономической и духовной жизни общества. Нация – определенная историческая общность людей – не остается пассивной на переломах исторического процесса, какими бы трудными они ни были. Более того, она постоянно испытывает на себе конкретное (положительное или отрицательное – это уже другой вопрос) воздействие политических и государственных структур. Именно поэтому в современных исторических условиях должны формироваться идеи нового интернационализма, утверждающего консолидацию множественных, нередко противоречивых интересов, идеалов и целей различных народов во имя общего блага и выживания перед лицом глобальных опасностей. Здесь особую значимость приобретает исторический опыт интернационального воспитания и сплочения масс, не противоречащий общечеловеческим ценностям, ибо он направлен на защиту, прежде всего угнетаемой части общества. Этот опыт учит всех честных людей без различия их идеологий знать истинную правду о развитии национальных отношений в прошлом, чтобы не делать трагических ошибок в настоящем и будущем. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОМПЛЕКСА Содержание данного комплекса исходит из требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования применительно второго высшего образования. Комплекс «Национальные отношения России» является составной частью теоретических основ специализации «Национальные и федеративные отношения». Цель комплекса – обеспечить подготовку студента в области теории и истории наций и национальных отношений, дать знания, соответствующие современному уровню развития этнополитологической науки и государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Министерства образования и науки РФ по специальности «Национальные и федеративные отношения». Задачи комплекса:
Изучающие данный курс студенты должны:
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОМПЛЕКСА «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ»
Окончание табл.
3. ПРОГРАММА КОМПЛЕКСА «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ» Тема 1. Национальные и федеративные отношения. Предмет изучения, структура и логика учебного курса (лекция) План
Краткое содержание Теория наций и национальных отношений и ее роль в определении этнонационального развития народов в полиэтническом государстве. Нации и национальные отношения в системе общественных отношений – социально-экономических, политических, духовных и внешнеполитических. Национальные отношения и федерализм. Проблемы национальной идентичности. Влияние объективных и субъективных факторов на развитие наций и национальных отношений. Влияние национальных отношений на форму и структуру государства, на территориальное и экстерриториальное самоопределение народов устройство, на роль этнического фактора в формировании властных отношений. Преодоление идеологической и методологической ограниченности в изучении наций и национальных отношений. Необходимость изучения теории и истории наций; национальных отношений с точки зрения их влияния на социально-политические процессы, формирование гражданского общества. Ключевые слова:
Контрольные вопросы и задания
Список литературы
Тема 2. Нация как объект научного анализа и политики (лекция) План
Краткое содержание Сущность понятия «нация». Развитие науки о нации. Концепции «нации» в общественно-политической литературе. Нация и идеологическая сущность. Демократические основы понятий «нация» и «национальные отношения», реализация их в национальной политике. Гражданская и политическая сущность «нации» как государства. Нация и национализм. Природа национализма в демократическом обществе. Формы его проявления. Ключевые слова
Контрольные вопросы и задания
Список литературы
Тема 3. Теоретические концепции о развитии наций и национальных отношений: отечественный и зарубежный аспекты (лекция) План
Краткое содержание Демократическая основа теоретических концепций анализа развития наций и национальных отношений. Теории о развитии национальных меньшинств, их прав на национальную, этническую, культурную, религиозную идентичность, в том числе на личную идентичность. Актуальна позиция, согласно которой такие понятия, как «этничность» и «нация» являются различными по своей природе, но пересекающимися явлениями. Первое имеет преимущественно социально-культурную природу, а нации и национализм – социально-политическую. Проблемы преемственности в национальной политике России, отражение в современных теоретических концепциях. Патриотизм, формы и методы единения народов России в едином государстве. Социально-политическая сущность «советского народа» как новой исторической общности советских людей и «многонационального российского народа» – российской нации. Концепция «плавильного котла» как формы интеграции народов США и психолого-культурологические теории, концепция «мультикультурализма». Возможность использования их в условиях России. Совершенствование национальных отношений в России предполагает адаптацию их к общегражданским задачам развития российского общества. Такой подход может быть реализован в рамках проекта этнополитической интеграции. Из обзора современных политических практик и по результатам научных исследований (В.А. Тишков) вытекает перспективность для современного мира, в том числе и для России, концепции культурной свободы (свободы выбора), которая рассматривает культурное многообразие как многообразие форм человеческой идентификации. Важнейшей задачей политики интеграции должно стать воспитание этнической толерантности россиян. Этнополитическая интеграция предполагает также как создание новых специализированных институтов, организующих и координирующих указанный процесс, так и совершенствование деятельности существующих. Ключевые слова
Контрольные вопросы и задания 1. Демократическая сущность современных теоретических концепций развития наций и национальных отношений, их анализ.
Список литературы
Тема 4. Категории и понятия в теории наций и национальных отношений, применение их в политической практике (лекция-консультация) План
Краткое содержание Понятийно-категориальный аппарат в теории наций и национальных отношений как важнейший инструмент познания, его эволюция. Современные трактовки понятий «нация», «народ», «этнос», «согражданство», «этническая группа», «субэтнос», национальная (этническая) самоидентификация, «национальные отношения», «самоопределение наций», «национализм», «экстремизм», «национальное развитие» и др. Традиционное понимание нации как социально-экономической, культурно-исторической общности и дискуссии о понятии «нации» как о «согражданстве». Издержки механического перенесения на российскую действительность этнополитических стандартов западной науки. Понятийные конструкции Концепции государственной национальной политики Российской Федерации и в законодательства в сфере о национальных отношениях, проблемы адекватного применения их в социальной практике. Концепция государственной национальной политики (1996) о всестороннем учете интересов народов России, о национальном развитии в политической, социально-экономической и духовной сферах. Понятие «национальное развитие» как всестороннее развитие народа (нации) – экономическое, социальное, культурное – является одним из основных принципов международного права (Декларация ООН, 1986); составная часть прав человека и основных свобод. Право на развитие – универсальное право участвовать в экономической, социальной, политической и культурной системе (Декларация ООН, 1993) о новом подходе к понятию «развитие». Понятия в международно-правовых документах, проблемы их реализации в национальной политике Российской Федерации. Анализ терминологических противоречий в научно-исследовательских работах и в текущих политических документах. Ключевые слова
Контрольные вопросы и задания
Список литературы
Тема 5. Сущность понятия «нация». Значение его для анализа межнациональных отношений (дискуссия) План
Краткое содержание Понятие «нация». Этническая сущность нации. Политическая сущность нации. Национальное государство. Дискуссии вокруг проблемы формирования нации. Формационный подход к формированию наций и его критика. Цивилизационный подход к определению нации. Нация как согражданство. Российская нация, ее сущность, как гражданское многонациональное сообщество, объединенное в единое государственное образование – Российскую Федерацию. Ключевые слова
Контрольные вопросы и задания 1. Отечественная и зарубежная интерпретация понятия «нация». 2. Этнос, его природная сущность, ее трансформации в процессе межэтнического взаимодействия. 3. Понятия «народ», многонациональный народ России. 4. Российская нация, ее этническая структура и политическая сущность. Список литературы
|
Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям... Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»... | Методические указания к практическим занятиям Для студентов, обучающихся... Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» экономического факультета... | ||
Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» Русский язык и культура речи: Методические указания к практическим занятиям / Сост. Т. В. Латкина; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград,... | Методические указания к семинарским занятиям Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | ||
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200 «Физика» | Методические указания к семинарским занятиям ... | ||
Методические указания по семинарским занятиям Красноярск 2011 Авторы: Самойлова А. А Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | Методические указания к семестровым и практическим занятиям рпк «Политехник» Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос... | ||
Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной... Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направления 030900. 62 Юриспруденция... | Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам)... Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам) и самостоятельной работе | ||
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «бухгалтерский учет» Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Бухгалтерский учет» / Сост.: Н. А. Адамов, Г. А. Амучиева; гуу. – М.,... | Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинского... Методические указания к лабораторным занятиям по гистологии предназначены для самостоятельной работы студентов I курса медицинского... | ||
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | Курс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к... Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | ||
Методические рекомендации по практическим занятиям для студентов... Направляющие системы электросвязи: методические рекомендации по практическим занятиям для студентов специальностей 210400. 62, 210406.... | Контроль качества пищевых продуктов. Органолептическая оценка, как... Настоящие методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Введению в специальность» предназначены для студентов, обучающихся... |