Скачать 1.47 Mb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия» (Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА») «УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора по учебной работе, к. ю.н., доцент _________________ О.В. Еременко «31» августа 2012 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ Специальность 030501.65 « Юриспруденция» Одобрен Учебно-методическим советом «31» августа 2012 г. протокол № 1 Обсужден кафедрой уголовно-правовых дисциплин «26» июня 2012 г. протокол № 10 Зав. кафедрой к.ю.н., доцент О.И. Петрашова Составитель: к.ю.н., доцент Д.О. Ермолаев Астрахань - 2012 СОДЕРЖАНИЕ I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ..................................................3 ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.......................................................................5 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................11 ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ………………………………………………….15 МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМАМ КУРСА……………..15 II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ............................................................. 16 ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................16 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ …………………………..…………...17 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I……........................................................20 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН II…………………………..…………….22 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН III……………………………………… 24 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ..................................................28 ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………42 III. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ.....53 ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ………………………………………………………………….53 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………………………………..54 IV. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ............................................55 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ…………………………………………………………64 V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ......................................67 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ…………………………………………………………………….68 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ (САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ) ЗАДАНИЙ….…………………………………….70 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ……………………………………………………....………….72 ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ……………………………………………….........74 МЕТОДИКА БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ………………………………………………………………….74 I. Учебная программа дисциплины Введение Программа учебной дисциплины – это нормативный документ, в котором определено содержание образования, соответствующее требованиям ГОС ВПО специальностей (направлений) подготовки студентов, устанавливается система освоения и реализации студентами учебного материала. Учебная программа дисциплины «Судебная психиатрия» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования по специальности 03050165– юриспруденция. Она является учебной программой для студентов Саратовской государственной юридической академии и отражает специфику и профиль подготовки дипломированных специалистов независимо от формы обучения; определяет структуру и содержание учебной дисциплины, общий объем знаний, умений и навыков по курсу «Судебная психиатрия», которыми должен обладать выпускник СГЮА. Учебная программа дисциплины: «Судебная психиатрия» структурно включает в себя:
Курс " Судебная психиатрия " - это система знаний о теоретических основах судебной психиатрии, организации, системе и правовом положении судебно-психиатрической экспертизы, правах, обязанностях и ответственности судебного эксперта, правилах назначения всех видов судебно-психиатрических экспертиз, квалифицирующих признаках вменяемости и невменяемости, дееспособности и недееспособности, а также симптомы и синдромы психических заболеваний, принципы организации и правовые основы оказания психиатрической помощи, классификацию психиатрических расстройств, клинику и судебно-психиатрическое значение отдельных форм психических заболеваний. Основная его цель - ознакомить студентов с основами общей и судебной психиатрии и судебно-психиатрической экспертизы Задачи изучения: овладение знаниями об основных проявлениях психических расстройств как повода для назначения судебно-психиатрической экспертизы и о возможностях использования последней при расследовании уголовных и рассмотрении гражданских дел. Для изучения судебной психиатрии студенты должны предварительно усвоить основные положения общей психологии, отдельные разделы уголовного и гражданского права /понятие о невменяемости и недееспособности/, а также уголовного процесса /порядок назначения и производства судебной экспертизы в отношении психически больных/. По результатам изучения курса «Судебная психиатрия» каждый студент должен знать: предмет, методы и задачи судебной психиатрии, организацию и проведение судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации, судебно-психиатрические понятия вменяемости и невменяемости, дееспособности и недееспособности, особенности судебно-психиатрической экспертизы свидетелей и потерпевших, психиатрическое освидетельствование осужденных, судебно-психиатрическую экспертизу в гражданском процессе, симптомы и синдромы психических заболеваний, принципы организации и правовые основы оказания психиатрической помощи, классификацию психиатрических расстройств, клинику и судебно-психиатрическое значение отдельных форм психических заболеваний. По результатам изучения курса «Судебная психиатрия» каждый студент должен уметь: распознавать наиболее часто встречающиеся в судебно-следственной практике хронические и временные психические расстройства, слабоумие и иные болезненные состояния психики у обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших, истцов, ответчиков. Составить постановление о назначении судебно-психиатрической экспертизы; провести освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения; провести ретроспективный судебно-психиатрический анализ инкриминируемых деяний в уголовном и гражданском процессах. В программе определяется перечень тем, последовательность их изучения с учетом логической взаимосвязи между собой и содержание всех видов учебных занятий согласно бюджету времени, устанавливаемого учебным планом. Весь изучаемый материал разделен на 15 тем.
Содержание учебной программы отражает современный уровень науки, ее связь с другими науками, передовой опыт ФГБУ «Государственный научный центр судебной психиатрии им. В.П.Сербского» Минздравсоцразвития РФ, а также многолетний опыт преподавания судебной медицины СГЮА и других ВУЗах страны. Содержание дисциплины Тема I. Предмет и метод судебной психиатрии. Процессуальные и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ). Понятие судебной психиатрии. Предмет, объекты, методы исследования. Процессуальные и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы. Поводы к назначению экспертиз. Виды судебно-психиатрических экспертиз, порядок их назначения. Основные вопросы, подлежащие экспертному разрешению, в том числе при производстве комплексной экспертизы /психолого-психиатрической и др./. Оценка следователей и судом заключения экспертов-психиатров. Тема 2. СПЭ обвиняемых. Понятие невменяемости. Поводы для назначения и производства судебно-психиатрической экспертизы обвиняемых /подозреваемых, подсудимых/. Понятие вменяемости как неотъемлемой предпосылки вины. Условия для признания лица вменяемым /уровень психического развития и достижение возраста, предусматривающего уголовную ответственность/. Понятие невменяемости /ст.21 УК РФ/. Формула невменяемости: медицинский и юридический критерии, их признаки, содержащиеся в тексте уголовного закона. Медицинский критерий как качественный показатель психического расстройства. Признаки медицинского критерия: хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие, иные болезненные состояния. Юридический критерий как количественный показатель психического расстройства. Признаки юридического критерия: интеллектуальный и волевой. Необходимость обязательного сочетания обоих критериев для признания лица невменяемым. Пределы компетенции экспертов-психиатров при оценке психического состояния обвиняемых. Понятие «ограниченной вменяемости» /ст.22 УК РФ/. Медицинский и юридический критерий «ограниченной вменяемости». Оценка психических расстройств, возникших после совершения преступления. Тема 3. СПЭ свидетелей, потерпевших. Освидетельствование осужденных. СПЭ в гражданском процессе. Понятие недееспособности. Меры медицинского характера в отношении психически больных. Поводы к назначению судебно-психиатрической экспертизы свидетелей и потерпевших. Основные вопросы, подлежащие экспертному разрешению. Определение способности свидетеля, потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. Недопустимость вывода экспертов-психиатров о достоверности тех иди иных конкретных показаний. Определение понятия беспомощного состояния, обусловленного психическим расстройством. Установление способности свидетеля, потерпевшего в силу его психического состояния осуществлять свои процессуальные права и обязанности. Комплексная судебно-психиатрическая и судебно-медицинская экспертиза для установления степени тяжести причиненного здоровью вреда. Поводы для психиатрического освидетельствования осужденных. Вопросы, подлежащие разрешению при освидетельствовании осужденного. Пределы компетенции врачебной комиссии. Правовые последствия врачебного заключения в отношении осужденного. Судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе. Понятие недееспособности /ст.29 ГК РФ/. Медицинский и юридический критерии недееспособности. Меры медицинского характера в отношении психически больных, совершивших общественно опасное деяние. Круг лиц, подлежащих применению к ним принудительных мер медицинского характера. Цели и виды принудительного лечения. Порядок назначения, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера. Тема 4. Понятие психической деятельности, психического расстройства. Понятие психики как функции головного мозга, заключающейся в отражении объективной действительности в субъективных образах, на основе которого регулируется жизнедеятельность организма. Головной мозг как материальный субстрат психической деятельности. Ведущая роль высшей нервной, в том числе психической деятельности в жизнедеятельности всего организма, в уравновешении его с окружающей средой. Рефлекторный, отражательный характер психических процессов и их социальная детерминированность. Понятие о рефлекторной деятельности, рефлекторном аппарате /анализаторах/, о процессах возбуждения и торможения в коре мозга /иррадиация, концентрация, индукция/, о подкорковых центрах эмоциональной и инстинктивной жизни, о функциональной асимметрии полушарий мозга. Определение понятий психического расстройства /хроническое психическое расстройство, временное расстройство психической деятельности, слабоумие и иные психические расстройства/. Начало, течение, исход психических расстройств. Тема 5 Общая психопатология. Основные виды расстройств восприятий, памяти, интеллекта. Этиология психических расстройств /наследственность, инфекции, интоксикации, неинфекционные заболевания, травмы мозга, соматогенные, врожденные и другие факторы/. Понятие симптома, синдрома, клинической картины болезни. Основные виды расстройств восприятий. Иллюзии, истинные галлюцинации, их виды. Психосенсорные расстройства /"галлюцинации общего чувства"/: нарушения восприятии времени, пространства, собственного тела /расстройство "схемы тела"/. Сенестопатии. Висцеральные галлюцинации. Псевдогаллюцинации. Тема 6. Виды расстройств мышления. Основные виды расстройств памяти. Гипермнезия. Гипомнезия. Амнезия: ретроградная, антероградная, ретроантероградная. Парамнезии: псевдореминисценции, конфабудяции, криптомнезии. Нарушения интеллекта. Умственная отсталость и ее проявления. Олигофрения /врожденное или приобретенное в раннем детстве слабоумие/. Степени олигофрении /идиотия, имбецильность, дебильность/. Деменция /слабоумие, приобретенное в зрелом состоянии психики/. Расстройства мышления: а) нарушения темпа и формы течения мыслительных процессов /ускоренное, замедленное, обстоятельное, резонерствующее, символическое, аутистическое, персеверирующее, паралогическое, разорванное мышление /шизофазия/, бессвязное /инкогерентное/ мышление; б) нарушение содержательной стороны мышления; в) патологические идеи /бредовые, сверхценные, навязчивые/. Тема 7. Основные виды расстройств эмоциональной сферы и влечений. Определение эмоций и чувств. Механизмы их возникновения. "Эмоции-ощущения" у животных и человека. Чувства человека как высший продукт развития эмоций, отвечающий социальным потребностям /интеллектуальные, морально-этические, эстетические чувства/. Вегетативные реакции организма на эмоциональные состояния. Нарушения эмоциональной сферы: эксплозивность, маниакальный, депрессивный синдромы, эйфория, дисфория, эмоциональные лабильность, слабодушие, амбивалентность, неадекватность, эмоциональная тупость. Определение инстинктов /влечений/, их основные виды: пищевой, самосохранения, половой. Расстройства: повышение, понижение, извращения. |
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа... Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа... Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | ||
Учебно-тематический план Учебно-тематический план написан на основе... Воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к ученым, их открытиям, стремление к познанию нового, любовь к предмету математики... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Педагогическим советом лицея Протокол № от Директор моу лицей №7 | ||
Тематический план по курсу “Психологическое консультирование семьи” (дневная форма обучения) Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов,... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова» Кайбицкого района рт | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 17... Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 26... Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... «Литература» под редакцией доктора педагогических наук М. Г. Ахметзянова. Авторы учебника: М. Г. Ахметзянов, Т. В. Воронцова, в двух... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Рабочая программа составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово | ||
Рабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного... Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев – 2-е изд. М., Ооо «тид «Русское слово» рс», 2005. Программа представляет собой целостный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический... | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Программа составлена на основе примерной (или авторской) программы по литературе на основе федерального компонента государственного... | Вариативный модуль 72 часа Учебно-методические документы: учебный... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования | ||
Учебно-тематический план на 2011-2012у г. (1 год обучения) стр. 20... «система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений» | Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса... «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006 года и представляет собой целостный документ, включающий... |