Учебно-тематический план I





НазваниеУчебно-тематический план I
страница1/10
Дата публикации15.04.2015
Размер1.47 Mb.
ТипУчебно-тематический план
100-bal.ru > Право > Учебно-тематический план
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10







Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

(Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА»)

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе,

к. ю.н., доцент

_________________ О.В. Еременко

«31» августа 2012 г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ

Специальность 030501.65 « Юриспруденция»

Одобрен Учебно-методическим советом

«31» августа 2012 г. протокол № 1
Обсужден кафедрой уголовно-правовых дисциплин

«26» июня 2012 г. протокол № 10

Зав. кафедрой к.ю.н., доцент О.И. Петрашова
Составитель: к.ю.н., доцент Д.О. Ермолаев

Астрахань - 2012
СОДЕРЖАНИЕ
I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ..................................................3

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.......................................................................5

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................11

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ………………………………………………….15

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМАМ КУРСА……………..15

II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ............................................................. 16

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................16

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ …………………………..…………...17

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I……........................................................20

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН II…………………………..…………….22

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН III……………………………………… 24

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ..................................................28

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………42

III. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ.....53

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ………………………………………………………………….53

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………………………………..54

IV. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ............................................55

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ…………………………………………………………64

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ......................................67

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ…………………………………………………………………….68

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ (САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ) ЗАДАНИЙ….…………………………………….70

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ……………………………………………………....………….72

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ……………………………………………….........74

МЕТОДИКА БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ………………………………………………………………….74


I. Учебная программа дисциплины
Введение

Программа учебной дисциплины – это нормативный документ, в котором определено содержание образования, соответствующее требованиям ГОС ВПО специальностей (направлений) подготовки студентов, устанавливается система освоения и реализации студентами учебного материала.

Учебная программа дисциплины «Судебная психиатрия» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования по специальности 03050165– юриспруденция. Она является учебной программой для студентов Саратовской государственной юридической академии и отражает специфику и профиль подготовки дипломированных специалистов независимо от формы обучения; определяет структуру и содержание учебной дисциплины, общий объем знаний, умений и навыков по курсу «Судебная психиатрия», которыми должен обладать выпускник СГЮА.

Учебная программа дисциплины: «Судебная психиатрия» структурно включает в себя:

  • Введение.

  • Содержание дисциплины.

  • Рекомендуемая основная литература.

  • Рекомендуемая дополнительная литература.

  • Электронные презентации по темам курса.

Курс " Судебная психиатрия " - это система знаний о теоретических основах судебной психиатрии, организации, системе и правовом положении судебно-психиатрической экспертизы, правах, обязанностях и ответственности судебного эксперта, правилах назначения всех видов судебно-психиатрических экспертиз, квалифицирующих признаках вменяемости и невменяемости, дееспособности и недееспособности, а также симптомы и синдромы психических заболеваний, принципы организации и правовые основы оказания психиатрической помощи, классификацию психиатрических расстройств, клинику и судебно-психиатрическое значение отдельных форм психических заболеваний.
Основная его цель - ознакомить студентов с основами общей и судебной психиатрии и судебно-психиатрической экспертизы

Задачи изучения: овладение знаниями об основных проявлениях психических расстройств как повода для назначения судебно-психиатрической экспертизы и о возможностях использования последней при расследовании уголовных и рассмотрении гражданских дел.

Для изучения судебной психиатрии студенты должны предварительно усвоить основные положения общей психологии, отдельные разделы уголовного и гражданского права /понятие о невменяемости и недееспособности/, а также уголовного процесса /порядок назначения и производства судебной экспертизы в отношении психически больных/.

По результатам изучения курса «Судебная психиатрия» каждый студент должен знать:

предмет, методы и задачи судебной психиатрии, организацию и проведение судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации, судебно-психиатрические понятия вменяемости и невменяемости, дееспособности и недееспособности, особенности судебно-психиатрической экспертизы свидетелей и потерпевших, психиатрическое освидетельствование осужденных, судебно-психиатрическую экспертизу в гражданском процессе, симптомы и синдромы психических заболеваний, принципы организации и правовые основы оказания психиатрической помощи, классификацию психиатрических расстройств, клинику и судебно-психиатрическое значение отдельных форм психических заболеваний.

По результатам изучения курса «Судебная психиатрия» каждый студент должен уметь:

распознавать наиболее часто встречающиеся в судебно-следственной практике хронические и временные психические расстройства, слабоумие и иные болезненные состояния психики у обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших, истцов, ответчиков. Составить постановление о назначении судебно-психиатрической экспертизы; провести освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения; провести ретроспективный судебно-психиатрический анализ инкриминируемых деяний в уголовном и гражданском процессах.

В программе определяется перечень тем, последовательность их изучения с учетом логической взаимосвязи между собой и содержание всех видов учебных занятий согласно бюджету времени, устанавливаемого учебным планом. Весь изучаемый материал разделен на 15 тем.

  1. Предмет и метод судебной психиатрии. Процессуальные и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ).

  2. СПЭ обвиняемых. Понятие невменяемости.

  3. СПЭ свидетелей, потерпевших. Освидетельствование осужденных. СПЭ в гражданском процессе. Понятие недееспособности. Меры медицинского характера в отношении психически больных.

  4. Понятие психической деятельности, психического расстройства, психической болезни. Начало; течение, исход.

  5. Общая психопатология. Основные виды расстройств восприятий, памяти, интеллекта.

  6. Виды расстройств мышления.

  7. Основные виды расстройств эмоциональной сферы и влечений.

  8. Расстройства двигательно-волевой деятельности.

  9. Виды расстройств сознания. Соматические, неврологические симптомы при психических расстройствах.

  10. Шизофрения. Общая характеристика; основные клинические формы. Судебно-психиатрическая оценка. МДП, судебно-психиатрическая оценка.

  11. Эпилепсия; клинические проявления, судебно-психиатрическая оценка. Психические расстройства при травмах черепа.

  12. Наркомании, токсикомании, алкоголизм. Их судебно-психиатрическая оценка.

  13. Психические расстройства при энцефалитах, нейросифилисе, инволюционных психозах. Их судебно-психиатрическая оценка.

  14. Умственная отсталость. Причины, виды. Клинические проявления олигофрении. Их судебно-психиатрическая оценка.

  15. Психопатии. Реактивные состояния. Их судебно-психиатрическая оценка. Симуляция психических расстройств.

Содержание учебной программы отражает современный уровень науки, ее связь с другими науками, передовой опыт ФГБУ «Государственный научный центр судебной психиатрии им. В.П.Сербского» Минздравсоцразвития РФ, а также многолетний опыт преподавания судебной медицины СГЮА и других ВУЗах страны.

Содержание дисциплины
Тема I. Предмет и метод судебной психиатрии. Процессуальные и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ).

Понятие судебной психиатрии. Предмет, объекты, методы исследования. Процессуальные и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы. Поводы к назначению экспертиз. Виды судебно-психиатрических экспертиз, порядок их назначения. Основные вопросы, подлежащие экспертному разрешению, в том числе при производстве комплексной экспертизы /психолого-психиатрической и др./. Оценка следователей и судом заключения экспертов-психиатров.
Тема 2. СПЭ обвиняемых. Понятие невменяемости.

Поводы для назначения и производства судебно-психиатрической экспертизы обвиняемых /подозреваемых, подсудимых/. Понятие вменяемости как неотъемлемой предпосылки вины. Условия для признания лица вменяемым /уровень психического развития и достижение возраста, предусматривающего уголовную ответственность/.

Понятие невменяемости /ст.21 УК РФ/. Формула невменяемости: медицинский и юридический критерии, их признаки, содержащиеся в тексте уголовного закона. Медицинский критерий как качественный показатель психического расстройства. Признаки медицинского критерия: хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие, иные болезненные состояния.

Юридический критерий как количественный показатель психического расстройства. Признаки юридического критерия: интеллектуальный и волевой. Необходимость обязательного сочетания обоих критериев для признания лица невменяемым. Пределы компетенции экспертов-психиатров при оценке психического состояния обвиняемых.

Понятие «ограниченной вменяемости» /ст.22 УК РФ/. Медицинский и юридический критерий «ограниченной вменяемости».

Оценка психических расстройств, возникших после совершения преступления.

Тема 3. СПЭ свидетелей, потерпевших. Освидетельствование осужденных. СПЭ в гражданском процессе. Понятие недееспособности. Меры медицинского характера в отношении психически больных.

Поводы к назначению судебно-психиатрической экспертизы свидетелей и потерпевших. Основные вопросы, подлежащие экспертному разрешению. Определение способности свидетеля, потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. Недопустимость вывода экспертов-психиатров о достоверности тех иди иных конкретных показаний. Определение понятия беспомощного состояния, обусловленного психическим расстройством. Установление способности свидетеля, потерпевшего в силу его психического состояния осуществлять свои процессуальные права и обязанности. Комплексная судебно-психиатрическая и судебно-медицинская экспертиза для установления степени тяжести причиненного здоровью вреда.

Поводы для психиатрического освидетельствования осужденных. Вопросы, подлежащие разрешению при освидетельствовании осужденного. Пределы компетенции врачебной комиссии. Правовые последствия врачебного заключения в отношении осужденного.

Судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе. Понятие недееспособности /ст.29 ГК РФ/. Медицинский и юридический критерии недееспособности.

Меры медицинского характера в отношении психически больных, совершивших общественно опасное деяние. Круг лиц, подлежащих применению к ним принудительных мер медицинского характера. Цели и виды принудительного лечения. Порядок назначения, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера.

Тема 4. Понятие психической деятельности, психического расстройства.

Понятие психики как функции головного мозга, заключающейся в отражении объективной действительности в субъективных образах, на основе которого регулируется жизнедеятельность организма. Головной мозг как материальный субстрат психической деятельности. Ведущая роль высшей нервной, в том числе психической деятельности в жизнедеятельности всего организма, в уравновешении его с окружающей средой. Рефлекторный, отражательный характер психических процессов и их социальная детерминированность. Понятие о рефлекторной деятельности, рефлекторном аппарате /анализаторах/, о процессах возбуждения и торможения в коре мозга /иррадиация, концентрация, индукция/, о подкорковых центрах эмоциональной и инстинктивной жизни, о функциональной асимметрии полушарий мозга.

Определение понятий психического расстройства /хроническое психическое расстройство, временное расстройство психической деятельности, слабоумие и иные психические расстройства/. Начало, течение, исход психических расстройств.
Тема 5 Общая психопатология. Основные виды расстройств восприятий, памяти, интеллекта.
Этиология психических расстройств /наследственность, инфекции, интоксикации, неинфекционные заболевания, травмы мозга, соматогенные, врожденные и другие факторы/. Понятие симптома, синдрома, клинической картины болезни. Основные виды расстройств восприятий. Иллюзии, истинные галлюцинации, их виды. Психосенсорные расстройства /"галлюцинации общего чувства"/: нарушения восприятии времени, пространства, собственного тела /расстройство "схемы тела"/. Сенестопатии. Висцеральные галлюцинации. Псевдогаллюцинации.

Тема 6. Виды расстройств мышления.
Основные виды расстройств памяти. Гипермнезия. Гипомнезия. Амнезия: ретроградная, антероградная, ретроантероградная. Парамнезии: псевдореминисценции, конфабудяции, криптомнезии.

Нарушения интеллекта. Умственная отсталость и ее проявления. Олигофрения /врожденное или приобретенное в раннем детстве слабоумие/. Степени олигофрении /идиотия, имбецильность, дебильность/. Деменция /слабоумие, приобретенное в зрелом состоянии психики/.

Расстройства мышления: а) нарушения темпа и формы течения мыслительных процессов /ускоренное, замедленное, обстоятельное, резонерствующее, символическое, аутистическое, персеверирующее, паралогическое, разорванное мышление /шизофазия/, бессвязное /инкогерентное/ мышление; б) нарушение содержательной стороны мышления; в) патологические идеи /бредовые, сверхценные, навязчивые/.
Тема 7. Основные виды расстройств эмоциональной сферы и влечений.
Определение эмоций и чувств. Механизмы их возникновения. "Эмоции-ощущения" у животных и человека. Чувства человека как высший продукт развития эмоций, отвечающий социальным потребностям /интеллектуальные, морально-этические, эстетические чувства/. Вегетативные реакции организма на эмоциональные состояния. Нарушения эмоциональной сферы: эксплозивность, маниакальный, депрессивный синдромы, эйфория, дисфория, эмоциональные лабильность, слабодушие, амбивалентность, неадекватность, эмоциональная тупость.

Определение инстинктов /влечений/, их основные виды: пищевой, самосохранения, половой. Расстройства: повышение, понижение, извращения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-тематический план I iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Учебно-тематический план I iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Учебно-тематический план I iconУчебно-тематический план Учебно-тематический план написан на основе...
Воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к ученым, их открытиям, стремление к познанию нового, любовь к предмету математики...
Учебно-тематический план I iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Педагогическим советом лицея Протокол № от Директор моу лицей №7
Учебно-тематический план I iconТематический план по курсу “Психологическое консультирование семьи” (дневная форма обучения)
Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов,...
Учебно-тематический план I iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова» Кайбицкого района рт
Учебно-тематический план I iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 17...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-тематический план I iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 26...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-тематический план I iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Литература» под редакцией доктора педагогических наук М. Г. Ахметзянова. Авторы учебника: М. Г. Ахметзянов, Т. В. Воронцова, в двух...
Учебно-тематический план I iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово
Учебно-тематический план I iconРабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев – 2-е изд. М., Ооо «тид «Русское слово» рс», 2005. Программа представляет собой целостный...
Учебно-тематический план I iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический...
Учебно-тематический план I iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Программа составлена на основе примерной (или авторской) программы по литературе на основе федерального компонента государственного...
Учебно-тематический план I iconВариативный модуль 72 часа Учебно-методические документы: учебный...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Учебно-тематический план I iconУчебно-тематический план на 2011-2012у г. (1 год обучения) стр. 20...
«система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений»
Учебно-тематический план I iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для V класса...
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006 года и представляет собой целостный документ, включающий...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск