Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция»





НазваниеМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция»
страница1/3
Дата публикации20.04.2015
Размер0.49 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”


Автор – Панкратова Майя Евгеньевна, доцент кафедры гражданского и корпоративного права Мурманского государственного технического университета





Кафедра гражданского и

корпоративного права



Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры гражданского и корпоративного права от 25.09.2013, протокол № 1.




Сравнительное правоведение


Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения

Направление подготовки

030900.62 «Юриспруденция»




Электронное издание подготовлено в авторской редакции





Мурманский государственный технический университет

183010, Мурманск, ул. Спортивная, д.13 тел.(8152)25-40-72.

Уч.-изд. Л 1. Заказ № 813




Мурманск

2013




Рецензент: Рашева Н. Ю., доцент кафедры гражданского и корпоративного права.


Мурманский государственный технический университет, 2013

М. Е. Панкратова, 2013




ОГЛАВЛЕНИЕ




1. Введение

3

2. Тематический план

6

3. Рекомендуемые источники

11

4. Содержание и методические указания к изучению тем дисциплины

12

5. Методические указания к выполнению контрольных работ

23

6. Темы контрольных работ

24

7. Контрольные вопросы к зачету

26



  1. Введение


Выполнение студентами самостоятельной работы является одной из составных частей учебного процесса. Самостоятельная работа по курсу «Сравнительное правоведение» прививает студентам навыки работы над международно-правовыми и внутригосударственными нормами, вырабатывает умение найти и собрать в них необходимый материал и лаконично изложить его в рамках логически стройной схемы, а также способствует углубленному изучению дисциплины и является одной из форм проверки знаний. Поскольку во время самостоятельной работы студенты, изучающие сравнительное правоведение, должны осмыслить теоретические положения, «усомниться» в них и «поспорить» с ними, «перекинуть мостик» в реализации международной жизни.

Работа над лекционным материалом включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом.

Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления – речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника – документа, статьи, книги и т.п.).

Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслить над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. При необходимости он может отметить и свое отношение к этой точке зрения. Слушая же лекцию, студент большую часть комплекса указанных выше работ должен откладывать на другое время, стремясь использовать каждую минуту на запись лекции, а не на ее осмысление – для этого уже не остается времени. Поэтому при конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице использовать поля для последующих записей в дополнение к конспекту.

Записав лекцию или составив ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к зачету. Нужно проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции, – прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установит логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя.

При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации.

 Грамотная работа с книгой, особенно если речь идет о научной литературе, предполагает соблюдение ряда правил, овладению которыми необходимо настойчиво учиться. Организуя самостоятельную работу студентов с книгой, преподаватель обязан настроить их на серьезный, кропотливый труд.

Прежде всего, при такой работе невозможен формальный, поверхностный подход. Не механическое заучивание, не простое накопление цитат, выдержек, а сознательное усвоение прочитанного, осмысление его, стремление дойти до сути – вот главное правило. Другое правило – соблюдение при работе над книгой определенной последовательности. Вначале следует ознакомиться с оглавлением, содержанием предисловия или введения. Это дает общую ориентировку, представление о структуре и вопросах, которые рассматриваются в книге. Следующий этап – чтение. Первый раз целесообразно прочитать книгу с начала до конца, чтобы получить о ней цельное представление. При повторном чтении происходит постепенное глубокое осмысление каждой главы, критического материала и позитивного изложения, выделение основных идей, системы аргументов, наиболее ярких примеров и т. д.

Непременным правилом чтения должно быть выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий. Немало студентов с этой целью заводят специальные тетради или блокноты. Важная роль в связи с этим принадлежит библиографической подготовке студентов. Она включает в себя умение активно, быстро пользоваться научным аппаратом книги, справочными изданиями, каталогами, умение вести поиск необходимой информации, обрабатывать и систематизировать ее. Полезно познакомиться с правилами библиографической работы в библиотеках учебного заведения.

Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости и вновь обратиться к ним. Конспект ускоряет повторение материала, экономит время при повторном, после определенного перерыва, обращении к уже знакомой работе.

Конспектирование – один из самых сложных этапов самостоятельной работы. Каких-либо единых, пригодных для каждого студента методов и приемов конспектирования, видимо, не существует. Однако это не исключает соблюдения некоторых, наиболее оправдавших себя общих правил, с которыми преподаватель и обязан познакомить студентов:

1. Главное в конспекте не его объем, а содержание. В нем должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы. Умение излагать мысли автора сжато, кратко и собственными словами приходит с опытом и знаниями. Но их накоплению помогает соблюдение одного важного правила – не торопиться записывать при первом же чтении, вносить в конспект лишь то, что стало ясным.

2. Форма ведения конспекта может быть самой разнообразной, она может изменяться, совершенствоваться. Но начинаться конспект всегда должен с указания полного наименования работы, фамилии автора, года и места издания; цитаты берутся в кавычки с обязательной ссылкой на страницу книги.

3. Конспект не должен быть «слепым», безликим, состоящим из сплошного текста. Особо важные места, яркие примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамочку, оттененном, пометками на полях специальными знаками, чтобы как можно быстрее найти нужное положение. Дополнительные материалы из других источников можно давать на полях, где записываются свои суждения, мысли, появившиеся уже позже составления конспекта.

При работе над темами, которые вынесены на самостоятельное изучение, студент должен самостоятельно выделить наиболее важные, узловые проблемы, как это в других темах делалось преподавателем. Здесь не следует с целью экономии времени подходить к работе поверхностно, ибо в таком случае повышается опасность «утонуть» в обилии материала, упустить центральные проблемы. Результатом самостоятельной работы должно стать собственное самостоятельное представление студента об изученных вопросах.

Цель изучения дисциплины – является сформировать представление у студентов о правовых семьях и системах права, существующих в мире, об основополагающих правовых институтах, регулирующих экономические отношения, существующие в системах романо-германского права, англо-американского общего права, мусульманского права, индусского права, обычного права и др.

Задачи дисциплины:

  • систематизация представления об актуальных идеях, сформировавшихся в рамках основных методологических подходов к изучению предмета сравнительного правоведения;

  • знание основных категории юридической науки и практики с учетом традиций их обсуждения и использования в различных правовых семьях;

  • ориентирование в научных источниках дисциплины;

  • изучение основных правовых систем современности, базисных теоретических положений сравнительного правоведения;

  • понимание смысла и знание содержания изучаемых правовых идей, положений и практик в их конкретно-историческом аспекте и в связи с последующим развитием;

  • вырабатывание способностей юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

  • привитие навыков ориентации в системе нормативных правовых актов, самостоятельной работы с учебными пособиями, научной литературой и материалами судебной практики;

  • формирование основных общекультурных и профессиональных компетенций, направленных на овладение культурой мышления, способностью логически мыслить, анализировать, обобщать и оценивать государственно-правовые и экономико-правовые события и процессы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: понятие и предмет изучения сравнительного правоведения; понятие и отличительные особенности правовых семей; методику сравнительного анализа; практику применения общих правил сравнительно-правового анализа; основные направления и формы процесса сближения правопорядков; основные правовые системы стран мира; их основные правопорядки, характерные особенности и понятия, подчеркивающие специфику; основные нормативные правовые документы; социальную значимость совей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания;

уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, правильно применять и использовать нормативные правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры.

владеть: юридической терминологией, навыками разработки нормативно-правовых актов в соответствии с профилем совей профессиональной деятельности; навыками управления самостоятельной работой обучающихся.

Требования к уровню освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2).

Перечень дисциплин и их разделов, усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины:

Знания истории государства и права зарубежных стран, история отечественного государства и права, теория права и государства.

  1. Тематический план






п\п

Содержание разделов (модулей), тем дисциплины

Количество часов, выделяемых на виды учебной подготовки

Компетенции

раздела (модуля)

Лекции

ПР

ЛР

СР




1

2

3

4

5

6

8

1.

Модуль 1. Сравнительное правоведение как наука. Теоретические основы и методология. Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина.

Введение в сравнительное правоведение. Актуальность сравнительно-правового метода в современный период. Понятие сравнительного правоведения, его сущность и содержание. Предмет и цель сравнительного правоведения. Сравнительное право и сравнительно-правовой метод. Соотношение сравнительного правоведения с другими направлениями правовой мысли и различными сферами гуманитарного знания. Задачи, функции и цели сравнительного правоведения. Функциональность сравнительного правоведения. Значение сравнительного правоведения для формирования национальной правовой идеологии. Воздействие сравнительно-правового знания на развитие современной юридической науки, образования, на правотворчество (процесс реформирования законодательства). Соотношение дисциплин сравнительное правоведение и международное частное право, сравнительное правоведение и международное публичное право; сравнительное правоведение и истории права и этнологии права; сравнительное правоведение и социология права.

2

2

-

5,5

ОК-7, ПК-2.


2.

История, теория, методология сравнительного правоведения.

Природа сравнительного правоведения. Этапы его развития. Структура сравнительного правоведения как научной дисциплины.

Дебют и развитие сравнительного правоведения в научных школах Германии (историко-философское направление), Франции (компаративистская школа), России, Великобритании и США. Формирование и развитие идей СП.

Современное состояние сравнительно-правовых исследований: их основные уровни и виды. Теория сравнительного правоведения, спор о предмете сравнительного правоведения. Объект исследования и уровни сравнения. Сравнительное правоведение на макро - и микроуровнях. Методология сравнительного правоведения (нормативный и функциональный методы). Общие правила сравнительно-правового анализа. Методика сравнительного анализа.

-

2

-

5,5

ОК-7, ПК-2.


3.

Сравнительное правоведение и международное право.

Соотношение национального (внутригосударственного) и международного права. Основные теории. Механизм сближения национальных правовых систем на основе международных договоров. Взаимодействие сравнительного правоведения, международного частного права и международного публичного права.

-

2

-

5,5

ОК-7, ПК-2.


4.

Модуль 2. Учение о правовых семьях

Классификация основных правовых систем современности.

Понятие типологии и классификации правовых систем современности. Понятие правовой системы в сравнительном правоведении: «национальная правовая система» и «семья правовых систем». Классификация правовых систем. Критерии формирования источников, структуры, основных понятий и институтов права правовых семей.

-

-

-

5,5

ОК-7, ПК-2.


5.

Общее и особенное в проблематике учения о правовых семьях.

Различные подходы к правопониманию. Традиционные системы права и евро-центристское восприятие правовой проблематики. Теоретические проблемы учения о правовых семьях, признанные общими для западной традиции. Понятие «публичное» и «частное» право. Романо-германская правовая семья. «Общее право» и «право справедливости» в английском праве. Особенности американского права. Особенности скандинавского права

-

-

-

5,5

ОК-7, ПК-2.


6.

Методология западного права, источники права.

Оценка иерархии основных источников права в различных правовых семьях и системах западного права. Нормативные и ненормативные источники. Судебный прецедент в англо-американском праве. Основные доктрины и концепции англо-американского и континентального европейского права. Система судебного мышления. Система толкования норм права.

-

-

-

5,5

ОК-7, ПК-2.


7.

Романо-германская правовая семья и примыкающие к ней правовые системы (латиноамериканская, японская, скандинавская.

История формирования романо-германской правовой семьи. «Папская революция». Возрождение идеи права в XII-XIII вв. Престиж римского права. «Общее» право континентальной Европы. Школа естественного права (XVII-XVIII вв.), итоги ее деятельно­сти: модели конституции, административной практики, уголовного права. Судьба обычаев и их эволюция. Кодификация, становление юридического позитивизма. Источники права. Общая характеристика современного состояния романо-германской правовой семьи в сопоставлении с семьей общего права. Тенденции развития. Толкование права – континентальные традиции. Стиль законов. Судебная организация и процесс.

Романская правовая семья: основные правопорядки, входящие в романскую правовую семью, характерные особенности данной правовой семьи. Распространение немецкой правовой семьи. Гегемонские устремления Франции. Распространение идей Гражданского кодекса Франции (ФГК). Французское право.

Германская правовая семья: основные правопорядки, входящие в германскую правовую семью, характерные особенности данной правовой семьи.

-

-

-

5,5

ОК-7, ПК-2.


8.

Семья общего права. Английское право и право США

История права в Британии и ее периодизация. Общее право и право «справедливости» - проявление особой англо-американской линии в западной правовой традиции. Особенности правопонимания британских юристов. Особенности американской правовой системы. Доктрины «верховенства парламента» и «господства права». Реформы британской судебной системы. Современные структура и источники права.

Английское право. Английское право: общая характеристика, основные правопорядки, подчеркивающие специфику английского права, источники права Англии. Этапы развития английского права. Правовые источники, судоустройство, юридическое образование. Основные понятия английского права, подчеркивающие его специфику: Consideration (встречное удовлетворение), Mailbox Rule (правило «почтового ящика»), Parol Evidence Rule (правило устных свидетельств), Privity of Contract (доктрина договорной связи), Specific Performance (реальное исполнение, исполнение в натуре), Доктрина Ultra Vires (принцип специальной правоспособности корпораций), Equity (право справедливости).

Право США: общая характеристика, основные правопорядки, подчеркивающие специфику права США, источники права США. История развития. Правовые источники и федеральная структура. Процесс и институты. Основные понятия американского права, подчеркивающие его специфику: право справедливости, строгая ответственность, Punitive damages (штрафные убытки), Class action - групповой (коллективный) иск.

-

-

-

5,5

ОК-7, ПК-2.


9.

Религиозные правовые семьи.

Мусульманское право: история формирования, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. Иудейское право: история, источники, место иудейского права в современном Израиле.

-

-

-

5,5

ОК-7, ПК-2.


10.

Восточное право и африканское право.

Особенности восточного правопонимания. История формирования китайского права: конфуцианство и легизм. Сфера действия права. Источники права, правоприменение. История формирования японского права. Понятие гири. Вестернизация японского права. Современное состояние японского права: традиции и новеллы. Особенности права стран Африки.

-

-

-

5,5

ОК-7, ПК-2.


11.

Российская правовая система и ее соотношение с иными правовыми системами пост социалистического пространства, а также с западными и прочими правовыми системами.

Русская правовая традиция и современное состояние правовой системы России. Проблема самопознания. Сущность и история российской правовой традиции. Раскол церквей на западную и восточную христианские церкви как важный пункт для отношения российской традиции. Периодизация развития российской правовой системы. Основные доктрины российской правовой системы. Соотношение российской правовой системы с правовыми системами пост социалистического пространства.

-

-

-

5

ОК-7, ПК-2.





Итого:

2

6




60

-







Итого 72 часа



  1. Рекомендуемые источники

Основная литература:

  1. Курс сравнительного правоведения [Текст] : учебное пособие / Ю. А. Тихомиров – М. : Норма : Инфра–М, 2010.

  2. Конституционное право зарубежных стран [Текст] : учебник для вузов / М. В. Баглай – М. : Норма : Инфра–М, 2010.

  3. Правовые системы современного мира. [Текст] : учебное пособие / М. Н. Марченко – М. : Зерцало –М, 2011.

  4. Введение в американское право [Текст] : учебное пособие / Л. Фридман – М. : Прогресс-Универс –М, 2011.

  5. Введение в немецкое право [Текст] : учебное пособие / А. Жалинский – М. : Спартак –М, 2011.

Дополнительная литература:

  1. Латифитский, В. И. Сравнительное правоведение в образах права. Том первый [Текст] / В. И. Латифитский. – М. : Статут, - 2010. – 429 с. / idodec@mstu.edu.ru

  2. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть [Текст] : учебник для юридических вузов. / М. Н. Марченко. – М. : издательство «Зерцало», 2001. – 560 с. / idodec@mstu.edu.ru

  3. Саидов, А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) [Текст] : учебник / под ред. В.А. Туманова. – М. : Юристъ, 2003. – 448 с. / idodec@mstu.edu.ru


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
Автор – Панкратова Майя Евгеньевна, доцент кафедры гражданского и корпоративного права Мурманского государственного технического...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
Автор – Панкратова Майя Евгеньевна, доцент кафедры гражданского и корпоративного права Мурманского государственного технического...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические указания для студентов заочной формы обучения По направлению...
Физическая культура: Методические указания для студентов заочной формы обучения: Программа / Авт сост. Остен В. А. – г. Калининград:...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconНемецкий язык методические указания и контрольные задания для студентов...
Немецкий язык : методические указания и контрольные задания для студентов 2 курса железнодорожных специальностей заочной формы обучения...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения
Методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения на базе основного общего образования (9 классов ) по дисциплине...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические рекомендации и задания для выполнения контрольной работы...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические указания и практические задания для студентов заочной...
Немецкий язык в сфере юриспруденции / Авт. – сост. Мхитарьянц Э. Г. – Калининград: мфюу, 2012 г. 27 с
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс 1 1 1 14. Методические указания и индивидуальные...
Е. Л. Хильчук. Трудовые споры: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Содержит указание на цель и место...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной...
Адвокатура: Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения / Авт сост. Иванов А. И. – г. Калининград:...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов факультета...
Настоящие методические указания составлены в соответ­ствии с программой по ветеринарной токсикологии для выс­ших сельскохозяйственных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск