Скачать 231.28 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ __________ _____________ 2011г. ИХТИОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/Селюков А.Г./ «______»___________2011г. Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии « » ______________ 2011 г. № протокола Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем ___12_____стр. Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК отделения биологии « » ______________________ 2011 г. № протокола Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./ «______»_____________2011г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИТКафедра зоологии и ихтиологииСелюков А.Г. ИХТИОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных» Тюменский государственный университет 2011 Селюков А.Г. Ихтиология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 – Биология, очной формы обучения. Магистерская программа: «Зоология позвоночных». Тюмень, 2011, 12 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Ихтиология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии Тюменского государственного университета, д.б.н. Гашев С.Н..© Тюменский государственный университет, 2011. © Селюков А.Г., 2011
Целью дисциплины «Ихтиология» является получение базовых знаний об основных закономерностях анатомо-морфологического строения и функциональных характеристиках, систематике и экологии различных таксонов надкласса Рыбы, о фундаментальных и прикладных аспектах применения данной научной дисциплины. В процессе изучения дисциплины магистранты решают следующие задачи: детальное ознакомление с происхождением и эволюционными преобразованиями в функционировании органов и систем органов рыб; изучение особенностей формирования и развития функциональных систем в онто- и филогенезе рыб; выяснение физиологических механизмов природных адаптаций у рыб разных таксонов, понимание значимости ихтиофауны с позиций охраны видового разнообразия животных; рассмотрение проблемы антропогенного влияния на природные популяции рыб. Учебно-методический комплекс «Ихтиология» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина «Ихтиология» относится к циклу М2. Профессиональный цикл (вариативная часть). Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами М.2 Математического и естественнонаучного цикла: Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору магистра): Теоретические проблемы зоологии и экологии хордовых, М.3 происхождение и эволюция хордовых, сравнительная анатомия и морфология хордовых, экология позвоночных животных, а также М.2 и М.3. общенаучного цикла: дисциплинами по выбору: батрахологией и герпетологией, орнитологией, териологией. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: зоология позвоночных, цитология и гистология, биология развития и размножение, молекулярная биология и биохимия, физиологии человека и животных, общая экология, теории эволюции.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - приобретать новые знания и формировать суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии - ОК 3; - понимать современные проблемы биологии и использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач – ПК 1; - демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции, применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем - ПК 3; - понимать истинную роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, иметь современное представление о микро и макроэволюции - ПК 7; - демонстрировать и применять базовые представления об основах и принципах оптимального природопользования и охраны природы - ПК 9. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Семестр 1. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет …. зачетные единицы, 36 часов.
Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
1. Введение. Приемы и методы ихтиологических исследований Принципы организации и проведения ихтиологических исследований в полевых условиях. Правила сбора и хранения ихтиологического материала, ведение ихтиологического журнала. Способы отбора ихтиологических проб. Методы и приемы первичной обработки материала (общий биоанализ, фиксация органов). 2. Системы рыбообразных и рыб; происхождение рыб разных таксонов Системы рыбообразных и рыб по Мюллеру, Ригэну, Стеншо, Бергу, Ромеру, Никольскому, Расу и Линдбергу, Нельсону. Современные взгляды на происхождение Agnatha и Proselachii. Происхождение Placodermi и Acanthodii. Близость Acanthodii к современным Osteichthyes. Происхождение Chondrichthyes и специализация в группе Holocephali. Эволюционные трансформации среди Sarcopterygii: Dipneustomorpha и Crossopterygiomorpha. Филогенетические отношения среди Palaeonisci и их связь с Polypteri, Chondrostei, Holostei и Teleostei. Филогенетические связи вымерших Holostei с Clupeomorpha. Филогенетические отношения в отряде Salmoniformes. Происхождение Cyprinomorpha и роль этой группы в континентальных водоемах планеты. Филогенетические связи в группах Gadomorpha и Percomorpha. Признаки высокой специализации Scorpaeniformes, Gasterosteiformes, Pleuronectiformes и Lophiiformes. 3. Анатомо-физиологические особенности организации рыб разных систематических групп Сравнительные характеристики строения и функционирования нервной, кровеносной, дыхательной, выделительной, пищеварительной и репродуктивной систем у Chondrichthyes, Dipneustomorpha, Chondrostei, Salmoniformes, Cyprinomorpha и Percomorpha. Причины сходства и различия: уровень организации и экологические особенности. 4. Физиологические механизмы поведения и популяционных отношений у рыб Типы поведенческих реакций рыб: экологическое и эволюционное значение врожденных и приобретенных элементов поведения. Проявление оптомоторной реакции у рыб разных экологических групп. Ориентационные и локомоторные составляющие поведения рыб на течении. Особенности формирования стай и оборонительные реакции молоди; механизмы стайного поведения. Формы группового поведения у рыб при нагуле, миграциях, избегании хищников. Миграции рыб и их классификация. Причины миграций. Физиологические механизмы осуществления миграций. «Миграционный импульс». Ориентация рыб при миграциях. Способы изучения миграций рыб. 5. Механизмы адаптаций рыб к различным природным и антропогенным воздействиям Особенности водно-солевого обмена и его физиологическая регуляция у пресноводных и морских рыб в различных температурных и кислородных условиях; осморегуляция у проходных рыб. Физиологические механизмы регуляции дыхания у рыб в разных экологических условиях. Воздушное дыхание рыб: специализированное и неспециализированное. Изменение морфофункциональных особенностей пищеварения у рыб под влиянием абиотических природных и техногенных факторов. Трофические коэффициенты К1 и К2 у рыб, их изменения с возрастом и под влиянием внешних факторов. Физиологические механизмы устойчивости рыб к низким температурам. Активизация иммунной системы рыб экологическими и техногенными воздействиями. 6. Фаунистические комплексы и зоогеография рыб водоемов планеты Экологические аспекты распределения рыб по водоемам планеты. Изменение продуктивности Мирового океана в истории Земли. Распространение пресноводных рыб различных систематических групп. Широтное распространение морских хрящевых и костных рыб. Биполярное и амфибореальное распространение рыб. Ихтиофауна тропических вод: континентальных и морских. Ихтиофауна бореальных и нотальных областей Мирового океана. Ихтиофауна арктической и антарктической областей. Глубоководная ихтиофауна Мирового океана. Происхождение фаунистических комплексов океанических рыб.
1. Введение. Приемы и методы ихтиологических исследований (1 час) Составление таблиц, первичная регистрация параметров рыб и способы биоанализа в ходе проведения полевых исследований. 2. Системы рыбообразных и рыб; происхождение рыб разных таксонов (4 часа) Составление блок-схем классификации рыб, определение рыб разных таксонов, выявление ключевых признаков. Необходимый инструментарий: определители, учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете. 3. Анатомо-физиологические особенности организации рыб разных систематических групп (4 часа) Работа с фиксированным материалом, схемами, муляжами; вскрытие рыб разных таксонов. Необходимый инструментарий: учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете. 4. Физиологические механизмы поведения и популяционных отношений у рыб (2 часа) Составление блок-схем поведенческих реакций рыб при одиночном и групповом поведении. Необходимый инструментарий: учебные пособия и монографии по курсу, ЭВМ с текстовыми и графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете. 5. Механизмы адаптаций рыб к различным природным и антропогенным воздействиям (2 часа) Составление блок-схем энергетического обмена у рыб. Характеристика регуляции функциональных адаптаций рыб различных систематических групп к существованию в экстремальных условиях. Необходимый инструментарий: учебные пособия по курсу, ЭВМ с текстовыми, графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете. 6. Фаунистические комплексы и зоогеография рыб водоемов планеты (2 часа) Составление блок-схем распределения рыб по континентальным и морским водоемам планеты. Необходимый инструментарий: учебные пособия по курсу, монографии, ЭВМ с текстовыми, графическими редакторами MS Office, поиск в Интернете.
1.Введение Темы для обсуждения: 1. Правила сбора и хранения ихтиологического материала. 2. Методы и приемы первичной обработки материала. 2. Системы рыбообразных и рыб; происхождение рыб разных таксонов Контрольная работа Вариант № 1. 1. Системы рыбообразных и рыб по Стеншо и Бергу. 2. Происхождение Placodermi и Acanthodii.. Вариант № 2. 1. Системы рыбообразных и рыб по Никольскому. 2. Эволюционные трансформации среди Sarcopterygii: Dipneustomorpha и Crossopterygiomorpha. Вариант № 3. 1. Системы рыбообразных и рыб по Расу и Линдбергу. 2. Филогенетические отношения среди Palaeonisci и их связь с Chondrostei, Holostei и Teleostei. Рефераты: 1. Современные взгляды на происхождение Agnatha и Proselachii. 2. Близость Acanthodii к современным Osteichthyes. 3. Происхождение Chondrichthyes и специализация в группе Holocephali. 4. Филогенетические связи вымерших Holostei с Clupeomorpha. 5. Филогенетические отношения в отряде Salmoniformes. 6. Происхождение Cyprinomorpha и роль этой группы в континентальных водоемах планеты. 7. Филогенетические связи в группах Gadomorpha и Percomorpha. 3. Анатомо-физиологические особенности организации рыб разных систематических групп Темы подготовки докладов с мультимедийной презентацией: 1. Сравнительные характеристики строения и функционирования нервной системы у Chondrichthyes, Chondrostei и Teleostei. 2. Сравнительные характеристики строения и функционирования кровеносной системы у Chondrichthyes, Chondrostei и Teleostei. 3. Сравнительные характеристики строения и функционирования дыхательной системы у Chondrichthyes, Chondrostei и Teleostei. 4. Сравнительные характеристики строения и функционирования пищеварительной системы у Chondrichthyes, Chondrostei и Teleostei. 5. Сравнительные характеристики строения и функционирования осморегуляторной системы у Chondrichthyes, Chondrostei и Teleostei. 4. Физиологические механизмы поведения и популяционных отношений у рыб Рефераты:
5. Механизмы адаптаций рыб к различным природным и антропогенным воздействиям Темы рефератов: 1. Физиологическая регуляция водно-солевого обмена у пресноводных и морских рыб в различных температурных и кислородных условиях. 2. Физиологические механизмы регуляции дыхания у рыб в разных экологических условиях. 3. Изменение морфофункциональных особенностей пищеварения у рыб под влиянием абиотических природных и техногенных факторов. 4. Изменения коэффициентов К1 и К2 у рыб под влиянием внешних факторов. 5. Физиологические механизмы устойчивости рыб к низким температурам. 6. Активизация иммунной системы рыб экологическими и техногенными воздействиями. 6. Фаунистические комплексы и зоогеография рыб водоемов планеты Доклады в форме презентаций по следующим темам: 1. Динамика продуктивности Мирового океана в истории Земли как условие флуктуаций распределения морских рыб. 2. Распространение пресноводных рыб различных систематических групп. 3. Поширотное распространение морских хрящевых рыб. 4. Поширотное распространение морских костных рыб. 5. Ихтиофауна морских и континентальных вод тропической области 6. Ихтиофауна бореальных и нотальных областей Мирового океана. 7. Ихтиофауна арктической и антарктической областей. 8. Глубоководная ихтиофауна Мирового океана. 9. Происхождение фаунистических комплексов океанических рыб. 8. Контрольные вопросы к зачету:
19. Глубоководная ихтиофауна Мирового океана. 20. Происхождение фаунистических комплексов океанических рыб.
Проводятся коллективные обсуждения, заслушиваются доклады с рефератами в форме мультимедийных презентаций.
10.1. Основная литература:
1. Журнал «Вопросы ихтиологии» М.: Академиздат «Наука». 2. Журнал «Экология» М.: Академиздат «Наука».
http://www.ichthyo.ru/ http://www.ixtio.ru/ http://www.aquaria2.ru/ http://club-fish.ru/ http://www.copy-right.su/ichtyologiya84/html
Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами из серий «Мировой океан», «Рыбы». Занятия по дисциплине «Ихтиология» проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и ихтиологии, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для проведения занятий имеется мультимедийная аудитория. В качестве учебного центра используются инфраструктура Лаборатории реконструкции биосистем и автоматизированный Рыбоводный модуль. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федченко Е. А. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Биология очной формы обучения профилей Ботаника, Зоология, Физиология, Биоэкология | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики «25» 04 2011 г. № протокола 12 | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры неорганической и физической химии от «19» мая 2011 г. № протокола 12 | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 от «29» августа 2013 г | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 от «29» августа 2013 г | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для магистров направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (25. 03. 2011 протокол №12) Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики 17 октября 2012 г., протокол № Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики «17»октября 2012 г., протокол № Соответствует требованиям к содержанию, структуре... |