Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения





Скачать 147.99 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения
Дата публикации03.07.2015
Размер147.99 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры




Федченко Е.А.

ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАЕМОСТИ ИСТОРИИ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68 Биология (магистры) очной формы обучения


Тюменский государственный университет

2011

Федченко Е.А. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология (магистры) очной формы обучения. Тюмень, 2011, 7 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии растений и ландшафтной архитектуры. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой ботаники,

биотехнологии и ландшафтной

архитектуры д.с.-х.н., профессор

Н.А. Боме,



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Федченко Е.А., 2011.


  1. Пояснительная записка

    1. Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания курса – расширить кругозор студентов и дать представление о тенденциях развития науки о растительном мире в различные исторические эпохи, показать роль различных разделов ботаники в развитии современной цивилизации.

Основная задача – дать основу знаний об историографии ботанической науки и сделать объективный анализ значения трудов отечественных ботаников в развитии мировой науки.


    1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Проблемы познаваемости истории растительного мира» относится к дисциплинам по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) подготовки студентов направления Биология (магистр), читается на 1 курсе в 1 семестре., Для успешного освоения дисциплины студент должен обладать знаниями истории Древнего мира, истории Средневековья, истории эпохи Возрождения и истории России, а также знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин ООП бакалавриата по направлению Биология – «История развития ботаники» и основ общей химии и физики, умениями составлять презентации, владеть навыками работы с персональным компьютером и в сети Internet, полученными в полной образовательной школе и в результате освоения предыдущих дисциплин.

Знания, умения и навыки, полученные при изучении этой дисциплины, будут использованы при освоении дисциплин «Философские проблемы естествознания», «Современные проблемы биологии», «История и методология биологии», а также при подготовке дипломных работ.

    1. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП магистратуры выпускник должен обладать следующими компетенциями:

  • Способен к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня (ОК-3).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: исторический обзор взглядов на развитие ботаники как одного из фундаментальных разделов биологии, основных ученых и их вклад в развитие науки о растительности;

  • Уметь: применять полученные знания для освоения общепрофессиональных дисциплин и решения профессиональных задач, анализировать научную и учебную литературу.

  • Владеть навыками составления докладов, работы в сети интернет и презентации материала, а также необходимыми для освоения теоретических основ и методов биологии и экологии.



  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 1. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.



  2. Тематический план.

    Таблица 1.

    Тематический план



    Тема

    недели семестра

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Из них в интерактивной форме, в час.

    Формы контроля

    практические занятия

    самостоятель-ная работа

    1

Особенности познания растительного мира в доисторический и исторический периоды, во времена античности и Средневековье.

    1-2

4

6

4

    Конспект, реферат, обсуждение доклада.

    2

История познания растительного мира от эпохи возрождения до 60 годов XIX века

    3-4

4

6

4

    Реферат,

    обсуждение доклада

    3

История познания ботаники в период от 60-х годов XIX в. до 20-х годов XX в.

    5-6

4

6

4

    Реферат,

    обсуждение доклада

    4

Проблемы познаваемости истории растительного мира в период от 1920 до 1940 г.

    7

2

4

2

    Реферат,

    обсуждение доклада.



    Итого:



    14

22

14





    Из них в интерактивной форме:



    14



    14




Таблица 2.

    Планирование самостоятельной работы студентов



Темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Особенности познания растительного мира в доисторический и исторический периоды, в эпоху античности и Средневековье.

Чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка реферата

    Подготовка конспекта, доклада, презентации

    1-2

10

2

История познания растительного мира от эпохи возрождения до 60 годов XIX века

Чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка реферата

    Подготовка доклада, презентации

    3-4

10

3

История познания ботаники в период от 60-х годов XIX в. до 20-х годов XX в.

Чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка реферата

    Подготовка доклада, презентации

    5-6

10

4

Проблемы познаваемости истории растительного мира в период от 1920 до 1940 г.

Чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка реферата

    Подготовка доклада, презентации

    7

6




ИТОГО:

36


  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

    № п/п

    Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

    Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

    1

    2

    3

    4

    1.

    Философские проблемы естествознания

    +

    +

    +

    +

    2.

    Современные проблемы биологии







    +

    +

    3.

    История и методология биологии

    +

    +

    +

    +



  2. Содержание дисциплины.

Тема 1. Особенности познания растительного мира в доисторический и исторический периоды, в эпоху античности и Средневековье.

    Доисторический и исторический периоды развития ботанических знаний. Первичная форма познания человеком растений. Переход от сбора растений к примитивным формам их культуры. Древнейшие культурные растения и способы их введения в культуру. Познание растений, связанное с использованием их для врачевания. Первые культурные очаги (Передняя Азия, Китай, Египет, Индия). Древние цивилизации Америки. Труды ученых античности и Средневековья.


Тема 2. История познания растительного мира от эпохи возрождения до 60 годов XIX века.

    Развитие основных отраслей ботанической науки: систематика растений, флористика, география растений, альгология, лихенология, микология, физиология и биохимия растений. Особенности познания растительного мира от эпохи возрождения до 60 годов XIX века. Бурное развитие флористических исследований, связанное с эпохой великих географических открытий.



Тема 3. История познания ботаники в период от 60-х годов XIX в. до 20-х годов XX в.

    Развитие основных отраслей ботанической науки: систематика растений, флористика, география растений, геоботаника, экология, анатомия и цитология растений, микроскопическая техника, физиология и биохимия растений. Эволюционные идеи в построении схемы развития растительного мира. Совершенствование правил описания видов. Представления о виде у растений с точки зрения эволюции и генетики. правил флористических исследований. Исторический подход к изучению флор В.Л. Комарова. Выделение геоботаники (фитоценологии) в самостоятельную науку из экологической географии в конце XIX века. Положения о клеточных структурах Р. Вирхова. Критический обзор взглядов на труды Р. Вирхова

    Тема 4. Проблемы познаваемости истории растительного мира в период от 1920 до 1940 г.

Развитие основных отраслей ботанической науки: систематика растений, флористика, география растений, геоботаника, экология, анатомия и цитология растений, микроскопическая техника, физиология и биохимия растений. Внутривидовая систематика и происхождение покрытосеменных растений как основные вопросы систематики растений 20-30 гг. XX века. Задачи фитоценологии, сформулированные Ж. Браун-Бланке. Введение понятий формации и ассоциации. Фитоценотические и экологические исследования в России и зарубежом. Изучение эволюции анатомических структур как главное направление исследований анатомии растений.


  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

При подготовке к занятиям студенты прорабатывают основную и дополнительную литературу, готовят конспекты по темам «Особенности познания растительного мира в доисторический и исторический периоды, в эпоху античности и Средневековье», «История познания растительного мира от эпохи возрождения до 60 годов XIX века», «История познания ботаники в период от 60-х годов XIX в. до 20-х годов XX в.», «Проблемы познаваемости истории растительного мира в период от 1920 до 1940 г.». По всем темам планируется обсуждение изученного материала.

Также студенты, используя основную и дополнительную литературу, готовят реферат по выбранной теме объемом 10-15 страниц, оформляя его в соответствии с общепринятыми правилами. Затем на основе реферата делают доклад на 5-7 минут, в котором в сжатой форме представляют изученный теоретический материал. Доклад сопровождается демонстрацией презентации. Темы рефератов приведены ниже.

Темы рефератов

  1. Значение трудов античных философов в развитии науки о растениях.

  2. Особенности развития ботанических знаний в эпоху Средневековья.

  3. Ботанические сады России и зарубежных стран.

  4. Ботаника в эпоху Возрождения.

  5. Биография К. Линнея.

  6. Биография Л. Пастера.

  7. Открытие бактериофагов Д.И. Ивановским.

  8. Биография А.Л. Тахтаджяна.

  9. Биография А. Энглера.

  10. Биография Г. Менделя.

  11. История развития микроскопической техники.

Отдельное внимание уделяется интерактивным формам занятий. В интерактивной форме (работа в малых группах) проводятся все практические занятия.

Для текущего контроля знаний студентов предложены вопросы к зачету.

Контрольные вопросы к зачету

  1. У истоков ботанических знаний.

  2. Ботаника в античном мире.

  3. Ботаника Средневековья.

  4. Ботаника в эпоху Возрождения

  5. Развитие систематики растений, флористики и географии растений от эпохи возрождения до 60 годов XIX века.

  6. Развитие эмбриологии, морфологии и анатомии высших растений от эпохи возрождения до 60 годов XIX века.

  7. Развитие альгологии, лихенологии, микологии, физиологии и биохимии растений от эпохи возрождения до 60 годов XIX века.

  8. Биологические проблемы в прикладной ботанике. Вклад ботаников в развитие учения об эволюции.

  9. Развитие систематики растений, флористики, географии растений, геоботаники и экологии от 60-х годов XIX в. до 20-х годов XX в.

  10. Развитие палеоботаники, морфологии высших растений, эмбриологии высших растений от 60-х годов XIX в. до 20-х годов XX в.

  11. Развитие анатомии и цитологии растений, а также микроскопической техники от 60-х годов XIX в. до 20-х годов XX в.

  12. Развитие исследований низших растений: водорослей, грибов и лишайников от 60-х годов XIX в. до 20-х годов XX в.

  13. Развитие физиологии и биохимии растений от 60-х годов XIX в. до 20-х годов XX в.

  14. Развитие микробиологии от 60-х годов XIX в. до 20-х годов XX в.

  15. Развитие систематики растений, флористики, фитоценологии, экологии и палеоботаники в период от 1920 до 1940 г.

  16. Развитие морфологии и эмбриологии высших растений в период от 1920 до 1940 г.

  17. Развитие анатомии и цитологии растений в период от 1920 до 1940 г.

  18. Развитие исследований низших растений: водоросли, грибы, лишайники, в период от 1920 до 1940 г.

  19. Развитие физиологии и биохимии растений в период от 1920 до 1940 г.

  20. Развитие микробиологии в период от 1920 до 1940 г.




  1. Образовательные технологии.

При обсуждении нового материала и закрепления уже известной информации по всем темам планируется использование метода эвристических вопросов, мозговой штурм, дискуссии.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

8.1.Основная литература:

  1. Бабский Е.Б. История биологии: с древнейших времен до начала XX века / Е.Б. Бабский, Л.Я. Бляхер, П.П. Гайденко [и др.] – М.: Наука, 1972. – 536 с

  2. Бавтуто Т.А. Ботаника (морфология и анатомия растений) / Т.А. Бавтуто, В.М. Еремин – Минск: Высшая школа, 1997. 35-44с.

  3. Базилевская Н.А. Выдающиеся отечественные ботаники / Н.А. Базилевская – М.: Учпедгиз, 1957. – 413 с.

  4. Базилевская Н.А. Краткая история ботаники / Н.А. Базилевская – М.: Наука, 1968. – 310 с.

8.2. Дополнительная литература:

  1. Васильев С.В. Ботаника (морфология и анатомия растений) / С.В. Васильев – М.: Просвещение, 1988. – С. 11-19.

  2. Вермель Е.М. История учения о клетке / Е.М. Ермель – М.: Наука, 1970. – 259 с.

  3. Корсунская В. Три великих жизни / В. Корсунская – Л.: Детгиз, 1968. – 703 с.

  4. Миркин Б.М. Современная наука о растительности: Учебник / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, А.И. Соломещ – М.: Логос, 2001. – 264 с.

  5. Серебряков И.Г. Морфология вегетативных органов высших растений / И.Г. Серебряков – М.: Наука, 1952. 10-23 с.

8.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

  1. http://herba.msu.ru/russian/index.html - Ботанический сервер Московского государственного университета

  2. http://biohim.net/istoriya-razvitiya-botaniki - Химико-биологическая территория сети

  3. http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0125:article – Фонд знаний М.В. Ломоносова

  4. http://php.mmc.nsu.ru/?db=portal_m&int=VIEW&el=737&templ=VIEW&pid= - Портал музеев СО РАН (История развития ботаники в Сибири)

  5. http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=14783&pg=18 – Российский общеобразовательный портал

  6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/55618 - Книга по истории развития ботаники

  7. http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека

  8. http://www.jcbi.ru/eco1/index.shtml - Объединенный центр вычислительной биологии и биоинформатики, база данных «Флора сосудистых растений Центральной России»

  9. http://www.ecosystema.ru/ - Экологический центр «Экосистема»




  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

При изучении курса «Проблемы познаваемости истории растительного мира» используется мультимедийное оборудование.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Биология очной формы обучения профилей Ботаника, Зоология, Физиология, Биоэкология
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология
Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики «25» 04 2011 г. № протокола 12
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры неорганической и физической химии от «19» мая 2011 г. № протокола 12
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 от «29» августа 2013 г
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных. Протокол №1 от «29» августа 2013 г
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для магистров направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (25. 03. 2011 протокол №12) Соответствует требованиям к содержанию, структуре...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск