Скачать 147.99 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийКафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектурыФедченко Е.А. ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАЕМОСТИ ИСТОРИИ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология (магистры) очной формы обучения Тюменский государственный университет 2011 Федченко Е.А. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология (магистры) очной формы обучения. Тюмень, 2011, 7 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии растений и ландшафтной архитектуры. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой ботаники,биотехнологии и ландшафтнойархитектуры д.с.-х.н., профессорН.А. Боме,© Тюменский государственный университет, 2011. © Федченко Е.А., 2011.
Цель преподавания курса – расширить кругозор студентов и дать представление о тенденциях развития науки о растительном мире в различные исторические эпохи, показать роль различных разделов ботаники в развитии современной цивилизации. Основная задача – дать основу знаний об историографии ботанической науки и сделать объективный анализ значения трудов отечественных ботаников в развитии мировой науки.
Дисциплина «Проблемы познаваемости истории растительного мира» относится к дисциплинам по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) подготовки студентов направления Биология (магистр), читается на 1 курсе в 1 семестре., Для успешного освоения дисциплины студент должен обладать знаниями истории Древнего мира, истории Средневековья, истории эпохи Возрождения и истории России, а также знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин ООП бакалавриата по направлению Биология – «История развития ботаники» и основ общей химии и физики, умениями составлять презентации, владеть навыками работы с персональным компьютером и в сети Internet, полученными в полной образовательной школе и в результате освоения предыдущих дисциплин. Знания, умения и навыки, полученные при изучении этой дисциплины, будут использованы при освоении дисциплин «Философские проблемы естествознания», «Современные проблемы биологии», «История и методология биологии», а также при подготовке дипломных работ.
В результате освоения ООП магистратуры выпускник должен обладать следующими компетенциями:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
Тема 1. Особенности познания растительного мира в доисторический и исторический периоды, в эпоху античности и Средневековье. Доисторический и исторический периоды развития ботанических знаний. Первичная форма познания человеком растений. Переход от сбора растений к примитивным формам их культуры. Древнейшие культурные растения и способы их введения в культуру. Познание растений, связанное с использованием их для врачевания. Первые культурные очаги (Передняя Азия, Китай, Египет, Индия). Древние цивилизации Америки. Труды ученых античности и Средневековья. Тема 2. История познания растительного мира от эпохи возрождения до 60 годов XIX века. Развитие основных отраслей ботанической науки: систематика растений, флористика, география растений, альгология, лихенология, микология, физиология и биохимия растений. Особенности познания растительного мира от эпохи возрождения до 60 годов XIX века. Бурное развитие флористических исследований, связанное с эпохой великих географических открытий. Тема 3. История познания ботаники в период от 60-х годов XIX в. до 20-х годов XX в. Развитие основных отраслей ботанической науки: систематика растений, флористика, география растений, геоботаника, экология, анатомия и цитология растений, микроскопическая техника, физиология и биохимия растений. Эволюционные идеи в построении схемы развития растительного мира. Совершенствование правил описания видов. Представления о виде у растений с точки зрения эволюции и генетики. правил флористических исследований. Исторический подход к изучению флор В.Л. Комарова. Выделение геоботаники (фитоценологии) в самостоятельную науку из экологической географии в конце XIX века. Положения о клеточных структурах Р. Вирхова. Критический обзор взглядов на труды Р. Вирхова Тема 4. Проблемы познаваемости истории растительного мира в период от 1920 до 1940 г. Развитие основных отраслей ботанической науки: систематика растений, флористика, география растений, геоботаника, экология, анатомия и цитология растений, микроскопическая техника, физиология и биохимия растений. Внутривидовая систематика и происхождение покрытосеменных растений как основные вопросы систематики растений 20-30 гг. XX века. Задачи фитоценологии, сформулированные Ж. Браун-Бланке. Введение понятий формации и ассоциации. Фитоценотические и экологические исследования в России и зарубежом. Изучение эволюции анатомических структур как главное направление исследований анатомии растений.
При подготовке к занятиям студенты прорабатывают основную и дополнительную литературу, готовят конспекты по темам «Особенности познания растительного мира в доисторический и исторический периоды, в эпоху античности и Средневековье», «История познания растительного мира от эпохи возрождения до 60 годов XIX века», «История познания ботаники в период от 60-х годов XIX в. до 20-х годов XX в.», «Проблемы познаваемости истории растительного мира в период от 1920 до 1940 г.». По всем темам планируется обсуждение изученного материала. Также студенты, используя основную и дополнительную литературу, готовят реферат по выбранной теме объемом 10-15 страниц, оформляя его в соответствии с общепринятыми правилами. Затем на основе реферата делают доклад на 5-7 минут, в котором в сжатой форме представляют изученный теоретический материал. Доклад сопровождается демонстрацией презентации. Темы рефератов приведены ниже. Темы рефератов
Отдельное внимание уделяется интерактивным формам занятий. В интерактивной форме (работа в малых группах) проводятся все практические занятия. Для текущего контроля знаний студентов предложены вопросы к зачету. Контрольные вопросы к зачету
При обсуждении нового материала и закрепления уже известной информации по всем темам планируется использование метода эвристических вопросов, мозговой штурм, дискуссии.
8.1.Основная литература:
8.2. Дополнительная литература:
8.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
При изучении курса «Проблемы познаваемости истории растительного мира» используется мультимедийное оборудование. |