Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 0200400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология





Скачать 197.4 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 0200400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология
Дата публикации11.01.2015
Размер197.4 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Ф.И.О./

__________ _____________ 2011г.

Редкие и исчезающие растения
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 0200400.68 – Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Сальникова Л.И./

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
« » 2011 г. протокол №



«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 12 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Боме Н.А./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий



« « 2011 г. протокол №



Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий


Кафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры

Сальникова Л.И.
Редкие и исчезающие растения
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 0200400.68 – Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология

Тюменский государственный университет

2011

Сальникова Л.И. Редкие и исчезающие растения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 - Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология. Тюмень, 2011, 12 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Редкие и исчезающие растения [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры Боме Н.А.





© Тюменский государственный университет, 2011

© Сальникова Л.И. 2011



  1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины «Редкие и исчезающие растения».

Цель: изучить редкие и исчезающие растения.

Задачи:

- знать причины и категории редкости растений;

- изучить редкие и исчезающие растения основных семейств растений;

- знать редкие и исчезающие растения из числа лекарственных;

- изучить редкие и исчезающие растения из числа декоративных;
1.2. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Редкие и исчезающие растения» относится к М.3 – Профессиональный цикл (дисциплина по выбору). Для ее изучения студенты должны знать систематическое положение растений, уметь определять растения. Для изучения дисциплины «Основы биотехнологии лекарственных растений» направления «Биология» (магистр) у студентов уже должны быть сформированы следующие компетенции, полученные ими при изучении дисциплин направления «Биология» (бакалавриат). Студенты должны уметь использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов ;

Дисциплина Редкие и исчезающие растения» является предшествующей для дисциплины М2. Математический и естественнонаучный цикл: «Методы анализа флор»; «Растения в урбанизированной среде».

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

- глубоко понимать и творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы - ПК-10;

- уметь планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы) - ПК-11;

- применять методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерировать новые идеи и методические решения - ПК-12;

- самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производствнно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации - ПК-13.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать: систематическое положение редких и исчезающих растений, их причины редкости; морфолого-биологические и экологические особенности.

    Уметь: определять редкие и исчезающие растения.

    Владеть: современными компьютерными технологиями для сбора и анализа информации по охране редких и исчезающих растений.

    2. Трудоемкость дисциплины.

    Семестр 1. Форма аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

    3.Тематический план.

    Таблица 1.







    Тема

    недели семестра

    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Формы контроля

    лекции

    практические занятия практические) занятия*

    из них в интеракт.ф.? xxx

    ффор

    самостоятельная рррррррраработа*



    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    1

    Причины редкости растений. Категории редкости

    1





    2

    1

    12

    Устное собеседование.Выполнение индивидуальных заданий.

    2

    Редкие и исчезающие растения семейств Лютиковые и Розоцветные

    2





    2



    0,5



    14

    Подготовка рефератов

    3

    Редкие и исчезающие растения семейств Астровые и Бобовые.

    3



    2

    0,5

    14

    Подготовка электронных презентаций.

    4

    Редкие и исчезающие растения семейств Бурачниковые, Яснотковые и Норичниковые.

    4



    2

    1

    14

    Тестирование.

    5

    Редкие и исчезающие растения семейства Зонтичные.

    5



    2

    1

    14

    Выполнение контр. работы.

    6

    Редкие и исчезающие растения семейств Лилейные и Орхидные.

    6



    2

    1

    14

    Выполнение эссе.

    7

    Охрана редких и исчезающих растений в заповедниках и заказниках Тюменской области.

    7



    2

    1

    12

    Проведение круглого стола



    Итого:





    14



    94





    Из них в интерактивной форме







    6



    экзамен

Таблица2.

    Планирование самостоятельной работы студентов



Темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Причины редкости растений. Категории редкости.

Изучение темы (собеседование). Выполнение индивидуальных заданий.

Чтение обязательной и дополнительной литературы.

1

12

2

Редкие и исчезающие растения семейств Лютиковые и Розоцветные.

Выполнение эссе.

Подготовка электронных презентаций.

2

14

3

Редкие и исчезающие растения семейств Астровые и Бобовые.

Выполнение индивидуальных заданий.

Составление библиографического списка. Подготовка к тестированию.

3

14

4

Редкие и исчезающие растения семейств Бурачниковые, Яснотковые и Норичниковые.

Проведение тестирования.

Подготовка к работе в малых группах.

4

14

5

    Редкие и исчезающие растения семейства Зонтичные.

Выполнение контрольной работы.

Проработка электронных источников.

5

14

6

    Редкие и исчезающие растения семейств Лилейные и Орхидные.

Выполнение эссе.

Подготовка к проведению круглого стола.

6

14

7

    Охрана редких и исчезающих растений в заповедниках и заказниках Тюменской области.

Проведение круглого стола.

Работа в малых группах.

7

12




ИТОГО:

94

4.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7







1.

Методы анализа флор.


+




+




+

+

+







2.

Растения в урбанизированной среде»


+

+







+

+

+








5. Планы практических занятий.
Тема 1. Причины редкости растений. Категории редкости.

Материал для практической работы:

Красные книги разного ранга, справочники по лекарственным растениям, фотографии, рисунки.

Задание для практической работы:

1. Используя источники литературы, выделить основные виды редких и исчезающих растений Тюменской области.

2. Выявить дикорастущие редкие растения из числа лекарственных.

Тема 2. Редкие и исчезающие растения семейств Лютиковые и Розоцветные.

Материал и оборудование для практической работы: Красные книги разного ранга, справочники по лекарственным растениям, фотографии, рисунки; гербарные образцы представителей семейств Лютиковые и Розоцветные.

Задание для практической работы:

1.Используя Красные книги разного ранга, определить категории редкости представителей семейств Лютиковые и Розоцветные; выявить их общее распространение и распространение по Тюменской области.
Тема 3. Редкие и исчезающие растения семейств Астровые и Бобовые.

Материал для практической работы:

Красные книги разного ранга, справочники по лекарственным растениям, фотографии, рисунки; гербарные образцы представителей семейств Астровые и Бобовые

справочники по лекарственным растениям, атласы лекарственных растений, фотографии, рисунки.

Задание для практической работы:

1.Составить морфолого-биологическую характеристику наголоватки многоцветковой (семейство Астровые).

2. Указать категорию редкости вида.
Тема 4. Редкие и исчезающие растения семейств Бурачниковые, Яснотковые и Норичниковые.

Материал для практической работы:

справочники по редким растениям, гербарные образцы редких растений, фотографии, рисунки.

Задание для практической работы:

1.Записать систематическое положение наперстянки крупноцветковой (семейство Норичниковые) - лекарственного растения из числа редких во флоре Тюменской области; выявить категорию и причины редкости.

2.Используя литературные и электронные источники, выявить фитохимический состав и применение в народной и научной медицине для лечения заболеваний сердечно - сосудистой системы.
Тема 5. Редкие и исчезающие растения семейства Зонтичные.

Материал для практической работы:

справочники по редким растениям, гербарные образцы редких растений, фотографии, рисунки.

Задание для практической работы:

1. Используя Красные книги разного ранга, определить категории редкости представителей семейств Бурачниковые, Яснотковые, Норичниковые; выявить их общее распространение и распространение по Тюменской области.
Тема 6. Редкие и исчезающие растения семейств Лилейные и Орхидные.

Материал и оборудование для практической работы: литературные и электронные источники.

Задание для практической работы:

1. Используя Красные книги разного ранга, определить категории редкости представителей семейств Лилейные и Орхидные; выявить их общее распространение и распространение по Тюменской области.

Охрана редких и исчезающих растений в заповедниках и заказниках Тюменской области.
Тема 7. Охрана редких и исчезающих растений в заповедниках и заказниках Тюменской области.

Материал для практической работы:

литературные и электронные источники.

Задание для практической работы:

1. Используя литературные и электронные источники, составить списки видов редких и исчезающих растений, подлежащих охране в заповедниках Тюменской области.
6. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа студентов направления «Биология» по магистерской дисциплине «Редкие и исчезающие растения» включает следующие виды учебной деятельности: чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к практическим занятиям, выполнение контрольной работы, подготовка рефератов и электронных презентаций, выполнение эссе, подготовка к тестированию и круглому столу.

На контрольную работу отводится не менее 2,0 часа. Контрольная работа состоит из средних по трудоемкости вопросов, требующих поиска обоснованного развернутого ответа. Эссе (свободное описание) - небольшая письменная работа с обязательным высказыванием собственного мнения по изучаемому вопросу.
Темы эссе:

1.Адонис весенний (семейство Лютиковые) - лекарственное растение из числа редких во флоре Тюменской области.

3.Пион уклоняющийся (семейство Пионовые) - лекарственное и декоративное растение из числа редких во флоре Тюменской области.
Электронные презентации на тему:
1.Шалфей степной - редкое растение семейства Яснотковые, категория редкости, меры охраны.

2.Башмачок настоящий - редкое растение семейства Орхидные, категория редкости, меры охраны.
Темы рефератов:
1.Введение в культуру редкого растения из числа лекарственных во флоре Тюменской области - вереска обыкновенного (семейство Вересковые).

2.Использование редкого вида – кувшинки чисто-белой в качестве биоиндикатора загрязнения чистоты водоемов.

Тестирование:

Примеры тестов:

01.1. виды, подвергающиеся непосредственной опасности вымирания;

2. виды, не подвергающиеся прямой угрозе исчезновения, однако встречающиеся в небольшом количестве;

3. сокращающие ареал;

4. находящиеся в данной местности на границе ареала;

5. виды с неопределенным статусом

02. Исчезающие виды растений это:

1. виды с неопределенным статусом;

2. виды, сокращающие численность популяций;

3. виды, подвергающиеся непосредственной опасности вымирания, дальнейшее их существование невозможно без мер охраны;

4. виды, встречающиеся в небольшом количестве.

03. Редкие растения семейства Орхидные:

1. любка двулистная;

2. дремлик зимовниковый;

3. синюха голубая;

4. цмин песчаный;

5. ирис сибирский;

6. родиола розовая.
Вопросы к контрольной работе:
1. Микроклональное размножение редкого растения из числа лекарственных - родиолы розовой (семейство Толстянковые) с помощью культуры тканей.

2.Микроклональное размножение лекарственного растения воробейника краскнокорневого из числа редких (семейство Бурачниковые) с помощью культуры тканей.
Круглый стол на тему:

«Охрана редких и исчезающих растений в заповедниках и заказниках Тюменской области».
Контрольные вопросы к экзамену:

1.Причины редкости растений и меры охраны.

2. Классификация МСОП по категориям редкости растений.

3. Редкие растения семейства Лютиковые.

4. Редкие растения семейства Розоцветные.

5. Редкие растения семейства Бобовые.

6. Редкие растения семейства Астровые.

7. Редкие растения семейства Яснотковые.

8. Редкие растения семейства Лилейные.

9. Редкие растения семейства Орхидные.

9. Лекарственные растения из числа редких.
7. Образовательные технологии.

Во время изучения магистерской дисциплины «Редкие и исчезающие растения» практические занятия, отражающие основные разделы изучаемого курса.

Отдельное внимание уделяется интерактивным формам занятий (работа в малых группах). Для текущего контроля знаний студентов используются контрольные работы, проводится тестирование, выполняются небольшие письменные работы, где студенты имеют возможность высказать свое мнение (эссе) предложены вопросы экзамену, приведены темы рефератов и электронных презентаций, а также предусмотрено проведение круглого стола.



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература:

1.Красная книга Свердловской области: животные, растения, грибы. Екатеринбург: Баско, 2008. 256с.

2. Красная книга Тюменской области. Екатеринбург: изд-во Урал. Ун-та, 2004. 496с.

3. Красная книга республики Коми. М.: Издательство ДИК, 1998. 528с

4. Особо охраняемые природные территории Пермской области. Пермь: Книжный мир, 2002. 464с.

5. Сурина Л.Н. и др. Земли Тюменской травы целебные, Екатеринбург: Слово, 2003. 584с.

6. Турищев С.Н. Фитотерапия. Учебное пособие для студ. высш. мед. учеб заведений. М.: Академия, 2003. 304с.

8.2. Дополнительная литература:

1.Гаммерман А.Д. Лекарственные растения. М.: Высшая школа, 1990. 400с.

2.Замятина Н.Г. Лекарственные растения. Энциклопедия природы России. М.: ABF, 1998. 496с.

3.Катаева Н.В., Бутенко Р.Г. Клональное микроразмножение растений. М.: Наука, 1983. 96с.

4.Красная книга РСФСР. Растения. М.: Росагропромиздат, 1998. 590с.

5.Лекарственные растения. Справочное пособие. Под. ред. Н. И. Гринкевич. М.: Высшая школа, 1991. 397с.

6.Сальникова Л.И. Большая Тюменская Энциклопедия. Т. 4 (коллективная монография). Раздел «Редкие и исчезающие растения Тюменской области». Тюмень, 2009. 480с.

7.Свиридонов Г.М. Растения и здоровье. М.: Профиздат, 1992. 201с.

8.Турова А.Д. и др. Лекарственные растения СССР и Вьетнама. М.: Медицина, 1987. 424с.
8.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
1. www.dic.akademic.ru

2. www.belama. com/peidg.

3. www.biotechnolog.ru

4. www.wikipedia.org

5. www.narmed.ru

6. www. herba.msu.ru
9. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Практические занятия по дисциплине «Редкие и исчезающие растения» проводятся в аудитории, имеющей мультимедийное оборудование, все они сопровождаются электронными презентациями.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 0200400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 0200400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федченко Е. А. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 0200400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 0200400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 0200400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для магистров направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 0200400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Биология очной формы обучения профилей Ботаника, Зоология, Физиология, Биоэкология
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 0200400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология iconО. А. Селиванова Социальные институты защиты детства
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700. 62 «Педагогика», профиля подготовки 540607 «Начальное...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 0200400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения
Рыбка А. Г., Кириченко А. Н., Гавронина А. В. Социальная ответственность организации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 0200400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 0200400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология
Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 0200400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 0200400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 0200400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 0200400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 0200400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Л. Е. Куприна. Технология разработки туристских маршрутов: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 0200400. 68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения
Малярчук Н. Н. Психиатрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск